Веб-мастерская 1. Чтение Хартии. Вопросы на понимание

08 октября 2020

29 сентября 2020 г. прошла первая веб-мастерская из цикла «Цифровая трансформация школы»

Мастерские проводятся в рамках Программы Российского фонда фундаментальных исследований 26-914, в которой принимают участие 62 коллектива из 15 регионов страны, видящих свою задачу в научном осмыслении и формировании процессов цифровой трансформации школьного образования.

Цель мастерских – построение оснований школьного образования, возникающего благодаря процессам цифровой трансформации цивилизации.

Отправная точка мастерских – Хартия цифрового пути российской школы. Одна из задач мастерских – совместное создание следующей версии Хартии.

Ведущие веб-мастерских – Алексей Львович Семенов, руководитель Программы РФФИ, академик РАН и РАО, и Артем Симонович Соловейчик, главный редактор Издательского дома «Первое сентября», пресс-секретарь программы «Цифровая трансформация школы».

В каждой мастерской будут участвовать представители научно-исследовательских коллективов Программы.

К участию в веб-мастерских приглашаются представители исследовательских команд, учителя, родители, старшеклассники, администрация школ – все, кто заинтересован в процессе создания оснований для всех уровней общего образования.

Гостем первой веб-мастерской стал Павел Аркадьевич Сергоманов, доцент, кандидат психологических наук, директор Психологического института РАО, директор Центра развития лидерства в образовании Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

Как было сказано выше, текст Хартии опубликован, с ним могут ознакомиться все желающие. И тем не менее первую мастерскую было решено посвятить комментированному чтению этого документа. Также ведущие призвали участников веб-мастерских – педагогов, родителей, представителей науки – принимать активное участие в обсуждении текста Хартии, вносить дополнения, поправки – по сути стать соавторами Хартии. 

Это попытка, чтобы наука работала со школой, а школа – с наукой не через публикации, конференции, а вживую, прямо сейчас.

Веб-мастерскую можно посмотреть в записи.

 

Несколько слов о Хартии

Алексей Семенов

Мир изменился. Нам нужно понять, объяснять – зачастую самим себе, – что происходит. И хотелось бы отразить это понимание в сжатом, коротком документе, который мы называем Хартией. В ходе наших обсуждений могут измениться слова, формулировки. Мы создадим или воссоздадим в ходе наших веб-мастерских текст Хартии. Хартия – это не только про цифру в школе. Хартия – про само образование, про то, что оно обозначает, зачем оно нужно, каков его смысл для общества и для каждого ребенка и взрослого. 

 

Каким становится образование?

Образование должно опираться на прирожденные способности и стремления каждого ребенка: узнавать и создавать что-то новое, общаться, сотрудничать, учиться и учить. Сегодня это стало необходимостью и становится реальностью. Задаются пути развития опережающего, пре-адаптивного образования в мире все ускоряющихся непредсказуемых и необратимых изменений. Мы уже не можем остаться в стороне и ждать, образование должно не догонять, а опережать события.

 

Алексей Семенов о пре-адаптивном образовании

В этом блоке речь идет не только о цифровых аспектах. Безусловно, мы должны готовить детей к приходу цифровых технологий в школу. Но это только малая часть того, о чем мы говорим. Вся специфика сегодняшнего момента в том, что большая часть быстрых и глобальных изменений построена на цифровых технологиях. Но изменения – это не про цифровые технологии. Это может касаться чего угодно: питания, любви, знакомств, воспитания, медицины и так далее. Сейчас невозможно сказать, что вот это изменение произошло, ученые в нем разобрались, объяснили в педагогическом вузе студентам, что это такое, студенты стали учителями, пришли в школу, авторы написали учебники, а дети начинают это учить. Мы знаем, как медленно меняются учебники. 80 % используемых сегодня в школе учебников – это учебники советского времени. Сменилось почти два поколения, а в школе ничего не изменилось. А в Хартии сказано, что ситуация должна быть противоположной: то, как мы учим ребенка, и чему мы его учим должно предвидеть те изменения, которые еще только произойдут. мы должны дать ребенку гид, путеводитель в мире, которого мы еще не видим. Есть только контуры зарождающихся явлений. Мы должны научить ребенка ориентировать в мире, который сами себе не представляем, сегодня его не понимаем. Вот это и есть пре-адаптивность. Нужно заранее готовиться к тому, что что-то случится, чего сегодня ты не видишь. 

Должна быть внутренняя установка, готовность и соответствующие знания, которые помогут в этом мире. Педагогику надо строить, исходя именно из этого. 

 

Артем Соловейчик о роли цифры и образовании

Хартия строится не из цифры или не только из цифры, а из более широкой рамки образования. Кажется, что цифра добавляет нам возможности. В Хартии декларируется не то, что может сделать цифра, а то, что она должна сделать. Это заказ образования к цифре, а не объяснение, как ее можно использовать.  

Также не надо забывать, что у детей есть большой потенциал. Нужно «развернуть» педагогику так, чтобы этот потенциал сработал.

 

Павел Сергоманов о Хартии и содержании образования

В Хартии речь идет о культурном, психологическом понятии «идентичность». Мы пытаемся осмыслить меняемое в неизменном. Ведь что такое идентичность? Когда я меняюсь, не изменяя себе. 

Что значит «опережать события»? На нас цифровизация наступает. Мы как будто бы претерпеваем ее, не заказываем разработки цифровые, не очень понимаем, что происходит – у нас мало данных, мы знаем, что дети стали другими, но не очень понимаем, какими именно. 

Еще, как мне кажется, речь идет о содержании образования, когда цифровая повседневность должна проникнуть в школу. 

Ковид вынудил нас применить средства, которые нас сильно раздражают и отчуждают друг от друга. Мы не можем действовать как раньше, у учителей зачастую нет новой дидактики… Учитель должен сказать, что ему нужно. Я так понял тезис про «опережать события».

 

Личность, расширенная цифровыми средствами

Человеческая цивилизация строится на расширении возможностей биологического человека с развитием технологий. Письмо и книга – яркий примеры. Сегодня личность человека расширена калькулятором, автоматическим переводчиком, доступом ко всемирной паутине и другими цифровыми средствами, необычайно увеличивающими мощность человеческого мозга.
Мы оцениваем подготовку выпускника системы образования по выполнению им трудовых функций как расширенной личности, использующей цифровые средства.
Система образовательных целей, планируемых результатов, стандартов, программ должна адресоваться именно к расширенной личности ученика и учителя.

Павел Сергоманов

У меня возникает вопрос про возможности. Мы еще сами пока не знаем, какие возможности дают нам цифровые средства. В этом разделе Хартии приведены примеры расширенной личности, и они – цивилизационно-форматные. Мы понимаем, что человеческая формация с возникновением письма и книги радикально изменилась. У человека появилась память, у человека появились библиотеки, у человека появилась письменная история. И что-то похожее происходит сейчас – цивилизационный сдвиг. И мы пока еще не понимаем, о каких возможностях идет речь. 

 

Алексей Семенов

Всё, безусловно, так. Но в ходе быстрых изменений уже ясны те или иные расширения личности. Они уже включены в цивилизацию, они уже работают на нас. Сколько-то лет назад мы держали в памяти десятки телефонных номеров. Легко ли найти сегодня человека, который помнит десять номеров? Они есть в памяти, только не в голове у человека, а в памяти телефона. И даже если этот телефон утонет, исчезнет, ничего страшного не произойдет, потому что информация дублируется в облаке. Или, например, сейчас люди считают с помощью калькулятора. Как биологические существа они стали хуже считать в уме. Но как расширенные личности считают лучше, чем это было 50 или 2000 лет назад. Последние десятилетия люди пишут на клавиатуре компьютера. И они пишут грамотнее в среднем, чем люди, писавшие ручкой на бумаге 30 или 50 лет назад. Как расширенные личности они пишут лучше…

И если мы сегодня на уроке иностранного языка не используем автоматический переводчик, не показываем перевод на доске и не просим ребенка этот перевод отредактировать, свидетельствует о том, что мы воспринимаем ребенка не как расширенную личность, а как суженную. Тех личностей детей, на которые ориентируются наши учебники, не существует во взрослой жизни, не существует в жизни ребенка за порогом школы. Когда он выходит за порог школы, он начинает общаться с помощью цифрового устройства. И пишет безграмотные месседжи своим друзьям, потому что школа его не научила писать грамотно. 

Это есть повсеместно, везде, кроме школы. Школа отгорожена от этого бетонным забором, ничто туда не проникает, а должно там быть. 

 

Артем Соловейчик

Очевидно, что если приходит на работу кто-то и говорит: «А я не знаю, где это найти», то для меня это человек, не готовый работать: посмотри в интернете и найди. В реальности мы этим пользуемся, но не нацелены на то, чтобы в школе ребенок был с расширенными возможностями, и не готовим его к жизни. 

 

Павел Сергоманов

Расширение возможностей имеет две части. Первая: это возможности, которые уже известны как расширение. Но их нет в школе, их в школе не используют. И тогда это укладывается в логику подготовки: есть что-то, к чему важно или желательно готовить. И мы готовим ребенка к тому, что уже за окном школьного класса присутствует. А есть еще и пре-адаптация, то, что мы еще не знаем, что произойдет. Мы еще не знаем, какие новые расширения и возможности будут. Такое понимание вытекает из логики пре-адаптации. 

 

Алексей Семенов

Давайте зафиксируем, что в школе нет того, что за окном школы уже есть. И уже это должно прийти в школу. И кроме того, мы должны забежать еще куда-то вперед, пробовать моделировать. 

 

Артем Соловейчик

Многие исследования в рамках Программы заявляют, что такие возможности есть. Они реально показывают, что, например, когда у меня появляется возможность мгновенного поиска, то мои мыслительные операции тоже меняются. Моя уверенность в том, что я делаю, меняется. Моя зона ближайшего развития расширяется. За какой-то простой историей появляются другие стратегии поведения, которые позволят ученику быть успешным. 

Мы пока не знаем терминологию, как это описать для учителя и ученика. 

 

Права ребенка на цифровой мир

Через планшет с выходом в интернет ребенок получает в свое распоряжение богатства и беды всего человечества, инструменты деятельности, коммуникации и образования, свои права и ответственность в цифровом мире.
Среди учителей и родителей всегда будут те, кто захочет оградить детей от реальных или мнимых опасностей цифрового и нецифрового мира. Должны существовать и такие школы, где гаджеты запрещены, дети ходят на все уроки, а присутствие онлайн – только по болезни.

Павел Сергоманов

Это предельно важный пункт. И он касается рисков. Этот раздел Хартии касается вечного вопроса – вопроса взросления и постепенного обретения прав и обязанностей. Психология развития, отвечая на вопрос о правах и ответственности, говорит, что собственно образование возникает там, где есть возможность обратимости, где ребенок осуществляет действие пробы. Он может что-то попробовать и сделать обратимым, откатить назад – слово, действие, вычисление, сочинение и так далее. Момент, когда ребенок пробует, имеет образовательный смысл. Мне кажется, что право ребенка на цифровой мир должно соизмеряться с этой вечной темой. 

Сама политика внутри школы должна определить границы. Особенно важными являются границы возрастные. Мы знаем, что маленькие дети не отделяют себя от цифровой среды. Они полностью погружаются в игру и не рефлексируют свои действия. Это является не очень позитивным. 

 

Алексей Семенов

Все оттенки смыслов и напряжение понятны. 

Проблемы выбора, проблема взросления, проблема проб, обратимости – все эти проблемы надо понять. Они недостаточно отражены в Хартии. Это должно появиться в тексте. 

 

Зачем школа?

Предназначение всей школьной среды и цифровых средств в ней – сохранить и развить прирожденные способности и стремления ребенка, поддержать мотивацию к учению, педагогику сотрудничества, выравнивать шансы на качественное образование.

 

Павел Сергоманов

Цифра переворачивает содержании образования. Простой пример: в смартфоне есть программа, которая решает математические уравнения, выражения. И ребенок, который сфотографировал формулу и решил ее с помощью смартфона, занимается другим содержанием образования, чем ребенок, которому в классе объясняют, как решаются квадратные уравнения. Это вызов, который ему дает цифра и процедуры и алгоритмы, помещенные внутрь урока. Применять цифру, с одной стороны, проще, а, с другой стороны, задачи, которые должен решать ребенок, должны быть переосмыслены. 

 

Алексей Семенов

Ребенок может всему учиться сам. Книжки есть, а теперь и лекции есть, и даже интерактивные, где с помощью простой схемы или искусственного интеллекта определяют, правильно ты решил задачу или нет. Если все это есть, то зачем тогда школа? Зачем эти бетонные коробки, кабинет директора, зачем нанимать уборщиц? 

Нам очевидно, что сегодня школа нужна. Может быть, школа другая, школа, которая будет интегрировать виртуальное и физическое пространство. Это и есть проблема: школа как социальный институт и школа как физическая инсталляция, как конструкция, как должностные инструкции, как школьная библиотека с бумажными книгами и электронными. Зачем этот социальный институт и одновременно физический объект? В какой степени он нужен? В какой степени он должен измениться в ближайшие годы? Зачем школа? Явно, не для того, чтобы формально произнести текст учебника. Текст учебника может прочитать и автоматическая читалка. И на видео можно увидеть прекрасную учительницу, может быть, улучшенную средствами искусственного интеллекта, еще более реалистичную и гуманистичную, чем учителя в наших школах. 

Думаю, что наши зрители смогут выразить больше мнений. Как им кажется, зачем сейчас нужна школа?

 

Содержание образования

Ученик самостоятельно открывает факты, строит законы природы, изобретает процедуры и алгоритмы. Знаниями, умениями и навыками будет обладать его расширенная личность, сократится многократно время на «заучивание» и «отработку». Выстраивается система приоритетов: личностных, метапредметных и предметных результатов образования.
Для жизни и самореализации ребенку нужны пре-адаптивность, большие идеи, методология поиска и применения знания и способа действия, ориентирующие его в мире. Все это он открывает самостоятельно, с нашей помощью, использует в новых контекстах и осознает, как ценность своей расширенной личности. Школа воспитывает системное мышление, универсальные и цифровые навыки для XXI века, помогает ребенку выбирать то, что ему по вкусу: письмо острым пером, программирование или акробатику.

Павел Сергоманов

На новом витке вопрос про самостоятельность детей… Вместе с проникновением цифры в содержание образования трансформируется не только динамика самостоятельности, не только динамика того, что сначала ребенок делал с нашей помощью, а потом сам смог, но еще и области расширенной личности. И, видимо, они будут себя вести по-разному. 

Начальная школа: письмо, чтение, счет. Мы понимаем, что письмо, чтение, счет имеют определенную динамику. Сначала мы ребенка обучаем чтению, потом он читает для обучения, а потом он читает для себя, для удовольствия, для жизни, для работы. И эти все три фазы они как-то поменяются. И в этом смысле самостоятельность детская будет выглядеть как-то иначе. Потому что чтение с экрана – это другое, чем чтение на уроке. 

 

Алексей Семенов

Исходные, привычные для нас представления – чтение, письмо и арифметика – на самом деле действительно трансформируются на разных направлениях. Сегодня чтение во многом может быть тоже переложено на расширенную личность. Мобильник может прочитать написанный текст. Хотя пока это не очень удобно, быстрее бывает самому прочитать. Но это будет сказываться. Мы ведь знаем, что десятилетие назад незрячие взрослые и дети потеряли брайлевскую грамотность – из-за того, что уже есть читалки, что писать они могут на клавиатуре. И это, конечно, очень существенная трансформация образования. 

Речь в этом пункте Хартии о том, что ребенок может проявить больше самостоятельности, инициативности. Ребенок может сам изобрести счет. Можно помогать ему – в этом роль учителя и школы. Не навязывать ребенку какие-то правила, а дать ему возможность самостоятельно к ним прийти, самостоятельно их открыть. Механические навыки уйдут в компьютер, а большие идеи, представления о мире должны остаться.

 

Учитель

Используя и развивая все способности и возможности расширенной личности, учитель учится вместе с учениками, организует взаимодействие и развитие учащегося сообщества, дает обратную связь и мотивирует учеников.

 

Павел Сергоманов

У учителя сложная ситуация. Мы ведь понимаем, что если он сам не демонстрирует образцы расширений и не вступает с ребенком в общение, происходит разрыв. Учитель не может научить ребенка тому, чего не умеет сам. И основное здесь – развитие самого учителя. 

 

Алексей Семенов

До начала ситуации с дистанционным обучением часто можно было слышать, что дети намного продвинутее в цифровом мире, чем учителя. Это правда. Но тут есть некоторая тонкость, некоторое лукавство, потому что подразумевается, что все дети продвинутее, чем все учителя. Ситуация с эпидемией показала, что это не так. Ситуация гораздо сложнее, и учителю придется, если он начнет работать с этими расширенными личностями, подтягивать отстающих. 

Ключевой месседж здесь, что учитель учится вместе с учениками. Учитель должен демонстрировать образцы деятельности. Важнейшее свойство современной школы – это учить детей учиться. А если учитель не показывает сам, как он учится, то как учить детей учиться? Он учит детей красивой декламации, красиво читая стихотворение. Недостаточно сказать: «Ты плохо прочитал». Он скажет, скорее: «А вот послушайте меня».  И точно так же он показывает, что он взял гаджет, у него что-то не получалось, а потом он посмотрел в описание или посоветовался с каким-то учеником, который знает эту функцию, и они вместе научились ее использовать. Демонстрация собственного учения – важнейшая черта современного учителя. 

 

Цифровая платформа образования

Цифровая платформа обеспечивает доступ к цифровым средствам, коммуникацию, запись всего, что создается и что происходит в учении. Работа на платформе помогает каждому ученику достигать все персонально запланированные цели, поддерживает обратную связь и оценивание, прогнозирование для ученика, учителя, школы.
Образовательное сообщество и все общество уходит от экзаменационных и тестовых процедур. Сильные стороны и существенные дефициты человека выявляются на цифровой платформе в процессе образования и применения его плодов.

 

Павел Сергоманов

Это радикальный сдвиг и в коммуникации, и в учебных действиях. Он состоит в возможности автоматизировать обратную связь. Он показывает ученику, достиг или не достиг он цели. Тут принципиально не отметку получить, а цель достичь. Богатство ресурсов, платформ и сервисов должно быть. 

 

Алексей Семенов

В этом пункте Хартии сделана попытка упомянуть о тех принципиальных особенностях цифровых платформ, которые должны интегрировать все то, что происходит в школе между учителем и учеником, ничего не заменяя. Если будет личное общение – прекрасно. Но если будет личное общение, зафиксированное в цифре, то мы сможем к какому-то моменту вернуться, еще раз обсудить этот эпизод… Если ученик отправил учителю свою работу, то учитель может ответить ему в течение получаса, не дожидаясь следующего урока. Здесь описаны те особенности, которые существуют уже в современных платформах.

И если сейчас говорят о том, что в регионах России будет цифровая образовательная среда, то возникает вопрос: какие у нее функции? 

И вот этот раздел Хартии и есть попытка эти функции сформулировать и обсудить. 

 

Безопасность, мораль и этика цифрового мира

Задача взрослых – содействовать их естественному принятию ребенком, следованию им в мире, где все прозрачно. Развитие деструктивных цифровых зависимостей предотвращается вовлечением детей в совместное создание нецифровой реальности, дополняемой цифровой гармонией и справедливостью.

Павел Сергоманов

Прозрачность, как свойство цифрового мира, может быть непонятна ребенку. Он может входить в цифровой мир, не понимая, что он словно под рентгеном, и что все это записывается, где-то хранится, может быть не стерто. Это совершенно новая реальность. 

Еще интересно соотношение цифрового и реального. Мы все активно обсуждаем цифровой след. А может быть реальность воспринята как среда агента? Вопрос о соотношении реального и цифрового нельзя рассматривать в отрыве от возраста ребенка. 

Еще один важный аспект, о котором в этой связи стоит говорить,  – это приватность, защита личных данных, а также о правилах и этике использования приватной информации.

 

Алексей Семенов

В цифровом мире все становится видимым. Подобно тому как в мировых религиях говорят Боге – всевидящее око. Он все видит и слышит, от него не уйдешь… Сейчас это религиозное верование стало реальностью: везде висят камеры, установлены микрофоны и все, что происходит, записывается. Можно это игнорировать и стараться оградить ребенка от этого. А можно учить ребенка: «Да, такова ситуация. Все, что ты делаешь, здесь есть». Нужно исходить из того, чтобы вести себя априори честно. Ощущение того, что ничего тайного нет, что все открыто. 

 

Родители

В цифровом мире дети и родители получают новые шансы на взаимопонимание, сближение.

 

Павел Сергоманов

Цифра дает шанс на сближение, контакт и более плотное общение родителей с детьми. Вопрос состоит в том, многие ли воспользуются этим шансом. 

 

Алексей Семенов

Это вопрос этики, культуры и привычки. Ведь и раньше, когда семья собиралась за завтраком, папа мог читать утреннюю газету и быть отключенным от семьи. Сейчас газету сменили смартфоны. Это вопрос этики и приоритетов: сидеть за столом с семьей без смартфонов или со смартфонами – и не включаться в проблемы семьи и детей.

Сейчас ведь и в школах регламентируется использование гаджетов. Где-то ими можно пользоваться, в каких-то школах дети сдают свои телефоны на входе…

 

Артем Соловейчик

Мы привыкаем к понятию «расширенная личность», но то, что семья «расширенная», – это совершенно точно. Где бы ни были дети, родители с ними всегда на прямой связи. Стены дома раздвинулись. Где я или члены моей семьи, там и наш дом. Окликнуть, поговорить, показать, обсудить, попереживать вместе можно в любой момент, где бы все мы ни находились. 

 

Создатели нового в образовании

Авторы учебников, разработчики цифровых средств, профессора педагогических вузов, отталкиваясь от опыта своего детства, базируясь на достижениях человечества, реализуют возможности и потребности будущего.

 

Павел Сергоманов

«Отталкиваться от опыта своего детства» – это очень важная часть, потому что это связано с сопротивлением и подчинением, с желанием ограничить экспансию цифры.

 

Алексей Семенов

Комбинация всего своего опыта. Из детства спрогнозировать пре-адаптивность.

 

Бизнесмены, благотворители

Бизнесмены и благотворители видят свое место в развитии образования в стране, цифровые технологии помогают им донести опыт школы своей мечты до всей страны.

 

Павел Сергоманов

Сейчас уже есть много таких школ, и частных в том числе, с точки зрения содержания. 

 

Алексей Семенов

Здесь смысл в том, что когда благотворитель создает одну школу, цифровые технологии позволяют посмотреть, что происходит в этой школе. Обмен опытом идет вживую. Можно посмотреть через спутник на какую-то школу, увидеть, какая там замечательная бетонная коробка, а потом и посмотреть, что там происходит на уроке.

 

Артем Соловейчик

В последнее время школы открыты для обсуждения, для обмена опытом уже на стадии проектирования и строительства. Это чрезвычайно интересно и продуктивно для понимания, для сотрудничества. Можно мгновенно распознать важное и интересное для себя и взять это себе в школу, имплементировать.

 

Исследователь в сфере образования

Наука получает возможность изучать ускоряющиеся процессы и анализировать большие данные, фиксируемые на цифровой платформе. Результаты исследований востребованы уже сегодня.

 

Павел Сергоманов

По сути это новая организация науки. Само изучение какого-то процесса в действии позволяет по ходу собирать информацию, обратную связь. Например, сейчас возможно отследить движение глаз по экрану компьютера, работу мышкой, время, потраченное на решение той или другой задачи, достижение цели. Мы можем получать массив данных, которых раньше не было. 

 

Алексей Семенов

Да, и алгоритм анализа выявления особых мест и так далее. Мы можем научить машину выделять те места, которые нам интересны, и затем анализировать их. 

 

Артем Соловейчик

Мы надеемся в рамках программы построить взаимодействие школы и исследователей. Было бы интересно наблюдать и понять, как рождается наука и в этой области тоже.

 

Образование станет полем сотрудничества всех

Предсказать будущее образования невозможно. Его можно создать. Создать совместно на фундаменте цифровых технологий.

 

Павел Сергоманов

Учитывая, что это Хартия пути цифровой трансформации школы, то в качестве ориентира, путеводной звезды «фундамент цифровых технологий» оправдан. Но надо рассматривать всё шире, в  цивилизационном контексте.

 

Алексей Семенов

Цифровые технологии – это фундамент, а говорим мы про образование. 

 

Российское и мировое образование встало на цифровой путь весной 2020 года

В драматических обстоятельствах пандемии мы увидели нашу цифровую перспективу и осознали сложность проблемы.
Задача Хартии – прояснить требования будущего и наметить перспективу.

 

Павел Сергоманов

Мы не встали на цифровой путь, а нас, скорее, на него «вышвырнуло». Мы были к этому совершенно не готовы. Но зато возник вопрос о роли и месте цифры, это важно. 

 

Алексей Семенов

Мы должны думать о развитии. Школа не может оставаться за бетонным забором. Школа должна существовать и в интернете, и с калькулятором. И экзамены должны становиться более цифровыми, наполняться имеющимся инструментарием… Сейчас мы стоим на пороге того, что все эти изменения реально начнут происходить в нашей школе. 

 

 

В ходе веб-мастерской слушатели имели возможность оставлять комментарии и задавать вопросы ведущим в чате. 

Ознакомиться с чатом можно ниже. 

Интересно, будут ли освещены аспекты нормативно-правовой поддержки этих важных инициатив?

Я текст Хартии прочитала перед встречей...На мой взгляд, ничего конкретного...Высоко научная философия ни о чем

Правильная мысль! Пока МЫ учимся в школе!

Ян Коменский в современной интерпретации...

И что в этом плохого? Там хоть система была...А теперь Стандарты каждый год переписывают! О какой системе можно говорить?

Мысль правильная, что надо смотреть в будущее.

Письмо и книга – яркие примеры. ЧЕГО?

Про счет – это правильно! А вот про письмо – не согласна.

Необходимо более точно определиться с понятием «расширенная личность».

Согласна...Звучит странно, мы же и наши дети не виртуальные облака…

Система образовательных целей – о чем речь? Что имеется в виду? В условиях, когда все меняется стремительно, когда никто не знает, что будет завтра?

да-да... пойди туда, не знаю куда, научи тому, чего еще нет.

А что к нам не проникает?

Беды всего человечества – вот что важно!

«Должны существовать и такие школы, где гаджеты запрещены, дети ходят на все уроки, а присутствие онлайн – только по болезни». Это существует уже – монастырь… Зачем это в Хартии?

Затем, что должен быть свободный выбор как для детей, так и для родителей.

Во многих ОО уже есть положения о запрещении мобильных телефонов.

Согласна. Школа нужна.

Школьное сообщество обучает построению взаимоотношений между реальными людьми, а не с виртуальными образованиями.

Прежде чем говорить о новой школе, нужно убрать из нее те ожидания и требования, которые еще с советских времен остались. Нестыковка огромная, такая же как между результатами обучения и ЕГЭ.

Высокие педагогические сферы оторваны от реалий, «обычной» школы!

Многое из данного пункта хартии уже есть во ФГОС, я бы порекомендовала поразмышлять над проактивным мышлением.

Людей и детей «с особыми потребностями» все же меньше, чем обычных детей... Разве справедливо ориентироваться на меньшинство в демократическом обществе?..

Приведите хоть один практически реализованный пример...

Главный вопрос, как это реализовать на устных гуманитарных предметах. Так и не услышали, как системно-деятельностный подход на них реализовывать. Не нужно равнять все предметы под одну гребенку.

Согласна! А уж ИЗО, музыка и прочие «ненужные» предметы точно исчезнут из школы.

Чистая схоластика!

Учить детей учиться в общении – согласна.

Цифровизация – это уже неотъемлемая часть нашей жизни. Дети с телефонами – это реальность. Наша задача – обратить реалии себе на пользу и научиться прогнозировать цели обучения в современных условиях. Помочь детям получать пользу из этого – вот главное.

К сожалению, не у всех детей есть даже элементарные смартфоны и доступ к сети Интернет. Многим учителям во время дистанционного обучения приходилось самим распечатывать детям задания и передавать родителям для выполнения д/з.

Цифровое обучение реально для школ в больших городах. А в сёлах нет хорошей связи интернета, где не в каждой семье есть компьютер, нельзя говорить ни о каких цифровых технологиях. Во время дистанционного обучения дети могли отправить задание учителю только по телефону.

Как показала пандемия, цифрового этикета у детей или нет совсем, или он весьма и весьма низкий. Нужны четкие и понятные правила общения и поведения в цифровом сообществе.

Когда появляется идея «идеальной школы», к сожалению, у нас министерство сразу хватает и начинает внедрять и даже не думает о том, что идеально не может быть везде. Нет ни возможностей, ни способностей.

Уррааа!!! Отметки, наконец-то, отменят!!! А как зарплату учителя будут «оправдывать»?

Практически во всём согласен, кроме полного ухода от оценивания.

Отключаем сразу! Детей без письменного разрешения родителей снимать нельзя!

Цифровой этикет должен прививать учитель и в помощь ему – родители.

«Деструктивных цифровых зависимостей» – это что?

Не надо забывать о физических возможностях человека. Очень тяжело в течение 6–7 уроков находиться перед экраном компьютера. Это тяжело как детям, так и учителям. Глаза не выдерживают эту нагрузку.

Точно! У меня сегодня было 8 уроков подряд! Это жесть!

...А после уроков в дистанционном режиме учителю необходимо с экрана проверять работы. Это ужасная нагрузка на учителя!

Что первично? Думаю, не цифровой мир, он комплементарен.

Цифровой мир комплементарен.

Нам стараются объяснить, что теперь все наоборот: первичен цифровой мир! Ужас!

Сейчас дети в школе выполняют ВПР. Работы показывают, что дистанционное обучение никаких знаний не дало. Дети автоматически списывали с разных источников задания без осмысливания их. Знания эти они сейчас не могут применить при выполнении заданий. 

О каких приличиях речь? Это норма для цифровых детей!

Никакие современные гаджеты не заменят человеческого общения учителя с учеником, где достаточно бывает только взгляда как учителя, так и ребенка, а оценки все-таки должны быть, а цифровая гармония не для школы, где учатся дети.

А зачем?

В школе дети обсуждают выполнение заданий, общаются друг с другом, с учителем, помогают разобраться с непонятными вопросами. Самостоятельно дома не все дети могут осознанно воспринимать незнакомый материал.

А вот как защитить учителя в цифровом мире? По моему мнению, необходимо ввести статью, в которой бы были прописаны способы защиты учителя.

Никто не пропагандируем дистанционку, говорят о пользе включения цифрового получения знаний в обычной системе образования, рационального его использования 

Я – за! Двумя руками!

Абсолютно согласна, нельзя злоупотреблять дистанционным режимом.

Поголовно дистанционное обучение непродуктивно.

Вопрос проблематичный, палка о двух концах.

Коллеги! Речь не о дистанционном режиме! Хартия предполагает коренное изменение системы образования!

Как я поняла, речь идёт о включении цифровых технологий в обучение, о смене приоритетов учения, о расширении возможностей.

Господа! Вы все получили советское образование. Сейчас сами себе противоречите, уж простите...

Многие здесь получили это образование, но это не значит, что нужно топтаться на месте.

Большое спасибо организаторам веб-мастерской. Очень интересно и полезно для тех, кто готов к самообразованию и совершенствованию себя как учителя.

Вспомним Л.Н. Толстого и его рассказы.

Как я понимаю, за основу берется сознательный ученик, воспитанный, желающий и могущий учиться. В реальности это все далеко не так… Гаджеты в школе – средство списывания контрольных и фото или записи на видео учителей.

О каком развитии образования говорят, если в школах не хватает учителей.

В частных школах учителей хватает!

...И средний возраст учителей – предпенсионный, либо уже пенсионный. Молодёжь, к сожалению, не стремится идти работать в школу.

Детей нужно учить и этому тоже, использовать гаджеты для обучения.

Какая выгода у бизнеса от школы?

Я не против самообразования, но понимание его необходимости приходит только с возрастом. Дети пока не способны к этому.

Мне кажется, среди указанных групп отсутствуют законодатели! По сути они, а не отдельные бизнесмены формируют ландшафт.

Уррра! Никаких отчетов больше писать не будем! Платформа сама все посчитает!

Согласна: самообразование реально для детей, желающих учиться и осознанно усваивающих новые знания, но, к сожалению, в школах не все такие ученики.

Я приду. Амплуа у меня такое... «Баба-Яга против!»

Аплодисменты авторам идеи! Однако вопрос очень и очень сложный. Нужен все же, по-моему, сильный крен в сторону педагогики, новой педагогики!

Вот к последнему пункту претензий нет!

Требование будущего – процветание нашей страны. Об этом вообще ни слова…

Цель – успех каждого ребенка – уже заложена.

Зачем нам нужна школа в цифровом мире? Для формирования личности социально адаптированной. Для успешного вхождения ребенка в социум. Для получения навыков продуктивного взаимного общения.

Цифровые технологии не фундамент образования!

П.Сергоманов абсолютно прав здесь.

Последний вопрос: кто именно должен обеспечивать материальную базу в каждом школьном кабинете?

Вооот...разрыв между понимаем норм разными управленческими органами.

Не станут ли дети бездушными прагматиками, похожими на роботов?

Обязательно станут!)))

Безусловно станут... еще и писать разучатся.

Это новое мышление о настоящем времени в школе!

Какова цель этой трансформации?

Каковы плюсы?

Лишь бы с работы потом не выгнали!!!

Спасибо. Будем участвовать на ваших веб-мастерских.

И, возможно, есть смысл включить в Хартию понятие «критическое мышление» и «критическое отношение к информации»?

В Хартии дословно: «Сегодня личность человека расширена калькулятором, автоматическим переводчиком, доступом ко всемирной паутине и другими цифровыми средствами, необычайно увеличивающими мощность человеческого мозга». У кого расширена и куда? Я об этой фразе в Хартии.

И, может быть, есть смысл вспомнить в Хартии о санитарных нормах и здоровье детей?

В Хартии ввели понятие «расширенная личность». Может быть, расширяются возможности личности, привычки, предпочтения и т.д. в связи с цифровой реальностью? Личность и есть совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических особенностей человека, определяющих повседневное поведение и связь с обществом и природой. Расширяются связи, расширяются возможности, но все ли воспользуются этими возможностями и разовьют свои способности? Информатизация – это, на мой взгляд, скорее возможности. И не факт, что все этим воспользуются. Возможно, для кого-то не расширится, а наоборот.

Извините. А можно про цифровую историю говорить на привычном языке?

Где можно посмотреть сайт? Текст Хартии?

 

http://rffi.1sept.ru/article/chtenie_khartii

Поделиться:

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий.
Icon