Хартия цифрового пути школы

Редакция от 09 февраля 2021 (версия 8)

Каким становится образование? 4

Образование должно опираться на задатки, способности и стремления каждого ребенка: узнавать и создавать новое, общаться, сотрудничать, учиться и учить. Актуализация и развитие этого человеческого потенциала с учетом личностных и когнитивных черт каждого ребенка – все большая необходимость. В мире ускоряющихся непредсказуемых и необратимых изменений формируются пути становления опережающего, преадаптивного образования.
Мы не можем оставаться в стороне и ждать.
Мы должны не догонять, а опережать события.

Личность, расширенная цифровыми средствами 3

Эволюция человечества строится на расширении возможностей Homo sapiens с опорой на развитие и овладение технологиями как культурными орудиями развития. Письмо и книга – яркие примеры. Сегодня личность человека расширена не только пером, часами, подзорной трубой и энциклопедией, но и калькулятором, автоматическим переводчиком, цифровым навигатором, доступом ко всемирной паутине и другими цифровыми средствами расширения разума, необычайно увеличивающими мощь человеческого мозга.
Мы оцениваем выпускника системы образования по способности к познавательной, трудовой и иной деятельности как расширенной личности, овладевающей цифровыми средствами и способной делать нравственный выбор в цифровом обществе.
Система образовательных целей, планируемых результатов, стандартов, программ должна адресоваться именно к расширенной личности ученика и учителя.

Право ребенка на цифровой мир 2

Через планшет с выходом в интернет ребенок получает в свое распоряжение богатства и беды всего человечества, культурные инструменты деятельности, коммуникации и образования, свои права и ответственность в цифровом мире.
Цифровой мир расширяет возможности для выбора, открывает новые пути для проб и взросления. Он ставит проблему выбора и ответственности и перед взрослыми, от решений которых зависит судьба ребенка.
Среди учителей и родителей всегда будут те, кто захочет сделать выбор за ребенка, оградив его от реальных или мнимых опасностей цифрового и нецифрового мира. Сегодня по выбору родителей должны существовать школы, где гаджеты запрещены, дети ходят на все уроки, а присутствие онлайн – только по болезни.

Школа и учитель 1

Сегодня школа расширена цифровыми средствами за пределы школьного здания – до Вселенной; школа – это корабль, мастерская, завод, лаборатория, театр, музей, лес и океан. Предназначение школы и учителя: дать ученику мотивацию к активной жизни и учению, помочь ему в организации своей деятельности и сотрудничества со сверстниками и значимыми взрослыми, обеспечить сохранение и укрепление здоровья, выравнивать возможности качественного образования для всех, дать шансы достойного будущего для детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей.
Используя и развивая все способности и возможности своей расширенной личности, учитель учится вместе с учениками, дает обратную связь и, самое главное, мотивирует, увлекает учеников.

Содержание образования 2

Ученик – соавтор образования, расширяющего возможности развития его личности. Он самостоятельно и при поддержке учителя не только повторяет путь человечества, но и открывает законы природы, общества и личности, изобретает методы и алгоритмы, осознает большие идеи – основу для его ориентации в мире. Он осваивает и нарождающиеся культурные практики и участвует в их создании.
Знаниями, умениями и жизненными навыками будет обладать расширенная личность ученика. В будущем многократно сократится необходимость «заучивания» и время, затрачиваемое на достижение ловкости в труде. Готовность к восприятию и созданию нового, самостоятельному поиску и применению знания и способа действия являются основой для творческого развития и преадаптивности личности. Самостоятельно открытые учеником законы и алгоритмы, найденные факты сохраняются им в расширенной развивающейся личности и используются как культурные орудия.
Школа развивает системное и критическое мышление, универсальные действия и цифровые навыки для XXI века, помогает ребенку выбирать и осваивать из сокровища человеческой культуры то, что ему по вкусу, будь то каллиграфия, программирование, акробатика или стихосложение.

Цифровая платформа образования 6

Сегодня существуют разные понимания того, что считать частью цифровой платформы, что находящимся на ней, а что – доступным через нее. Цифровая, интегрированная реализация следующих функций необходима независимо от того, как мы будем определять их отношение с платформой:
• Поддержка групповой коммуникации с возможностью записывать процесс.
• Учет ролей ученика, учителя, администратора, родителя; группировки учеников по классам; автоматическое формирование цифровых журналов и дневников.
• Формирование истории отдельной работы и записи учебных событий ученика, учителя, класса; использование этой записи для самоанализа ученика, получения совета тьютора и консультанта; включение ее в большие данные образования.
• Проектирование учащимся индивидуального пути достижения образовательных и жизненных целей с выбором из размещенных на платформе; выбор и выполнение заданий, из предлагаемых учителем.
• Размещение, целей, заданий, инструментов обратной связи и оценивания, других учебных материалов, например, расширенных текстов учебников.
• Размещение выходящих за пределы одной школы учебных запросов учеников и предложений учителей, организаций и образовательных программ.
• Запись результатов обучения и их динамики, отображение и прогнозирование на основе больших данных образовательного процесса с разной степенью детализации и визуализации – от индивидуального действия учащегося при выполнении работы до положения дел в системе образования страны.
Цифровая платформа помогает учителю избавиться от механической, рутинной отчетности. Она открывает новые возможности для педагогики достоинства и сотрудничества.

Результаты и оценивание 0

Образовательное сообщество и все общество уходят от экзаменационных и тестовых процедур. Сильные стороны и существенные дефициты человека выявляются на цифровой платформе в процессе образования и применения его результатов. Они становятся основой для принятия решения образовательной организацией или работодателем. Это не исключает возможности демонстрации высшего достижения в условиях экзамена или олимпиады, что может оказаться главным аргументом в продвижении человека.

Родители, воспитание, безопасность, мораль и этика цифрового мира 2

В цифровом мире многие взрослые видят только новые риски для детей и родителей. Но в нем постоянно формируются и новые возможности взаимопонимания, сближения, сотрудничества в семье.
Задача взрослых – содействовать формированию у ребенка представления о видимости всех поступков и сохранения их в цифровой среде. Одновременно – в императиве значимости и неприкосновенности личности другого, защищенности себя от вторжения, возможности раскаяния и прощения. Принципы цифровой морали, этики и закона, относящиеся к сохранению и использованию информации, еще не созданы, но все более и более необходимы.
Развитие деструктивных цифровых зависимостей, нарушений высших психических функций ребенка предотвращается вовлечением детей в реальную жизнь, предполагающую гармонию ребенка с виртуальным и реальным миром.

Создатели нового в образовании 2

Предсказать будущее образования невозможно. Его можно совместно создать с опорой на возникающие гуманитарные, коммуникативные технологии и другие достижения современной цивилизации. Идя по следам великого Коменского, мы создаем новую науку об учении – цифровую матетику и цифровую дидактику.

Авторы учебников, живых своими связями с цифровыми средствами, направленными на овладение человеческой деятельностью, и профессора вузов, отталкиваются от опыта своего детства, базируются на достижениях человечества, осознают и формируют возможности и потребности будущего в настоящем.
Наука получает возможность изучать ускоряющиеся процессы эволюции образования и анализировать большие данные, отображенные в многообразных цифровых платформах.
Мировое образовательное сообщество становится источником опыта критически важных решений и прямого педагогического взаимодействия. Ослабляются географические и языковые барьеры.

Лидеры общества, государства и бизнеса получают возможность реализовать свое видение в конкретном проекте, а цифровые технологии открывают доступ для участия в проекте всем, кто поддерживает гуманистическую идею в нашем трансформирующемся мире.

Чтобы оставить комментарии и материалы к отдельному параграфу хартии, кликните на соответствующий заголовок. Комментарии ко всему документу – ниже

Комментарии

  • Мне совсем не нравится текст. Примерно понятно, о чем хочется сказать– и с этим нет противоречий. Но способ сказать отталкивает. Одна «расширенная личность», чем бы ее не расперло... Личность во всем или личность, или одно название. Цифра– это еще одно измерение, причем в многоуровневом проявлении– и как инструмент, и как технология, и как среда (способ коммуникации), и как средство мышления (особенно в свете ИИ в разных проявлениях). Хартию как документ эпатажного стиля хотелось бы видеть эффектно звучащим. Первична школа и образование. Цифра– новые возможности и пространства образования: и как инструмент... Для меня Школа– это пространство возможностей развития. Учитель– проводник в мир возможностей. Содержание– способы освоения мира. Отдельное право на цифровой мир мне кажется странным тезисом. Обязанность школы ввести во все современные пространства и, по возможности, научить освоению новых, когда и если она появятся в доступе. IMHO

  • Академик Семёнов в интервью редактору Угланову. Что

  • Академик Семёнов в интервью редактору Угланову. Что

  • "Сегодня школа расширена цифровыми средствами за пределы школьного здания – до Вселенной; школа – это корабль, мастерская, завод, лаборатория, театр, музей, лес и океан. Предназначение школы: дать ученику мотивацию к активной жизни и учению, помочь ему в организации своей деятельности и сотрудничества со сверстниками и значимыми взрослыми, обеспечить сохранение и укрепление здоровья, выравнивать возможности качественного образования для всех, дать шансы достойного будущего для детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей" Уважаемые, вы забыли спросить самих родителей детей с ОВЗ - хотят ли они сидеть в четырех стенах дома и учиться электронно. Эти дети и так не имеют возможности общения и социализации, вы вместо инклюзии сделали очередную показуху, так же как и эта ваша хартия. Кто дал вам право решать за родителей? Кто дал вам право лишать детей с ОВЗ права на очное инклюзивное адаптивное образование? Достойное будущее у этих детей наступит только тогда, когда такие как вы канут в Лету. Где и когда вы спрашивали сообщества родителей детей-инвалидов нужны ли вы им? Вы не спрашивали. Вы сами для себя порассуждали и вывалили продукт этого внутреннего рассуждения. У вас нет адаптированных дистанционных программ даже для обычных детей. Ваш МЭШ и ЦОС не учитывает индивидуальных дефицитов и образовательных потребностей. Вы создаете общее корыто, расписанное под хохлому. И если вы не оставите родителям права выбора между дистантом и очным, то единственным выходом для них будет полное выпиливание вас из системы образования. Любыми доступными и недоступными средствами. Инноваторы вы наши.

  • "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 06.02.2020)
    СК РФ Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

    1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.
    Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
    Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.
    (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
    (см. текст в предыдущей редакции)
    2. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.
    Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования.
    (п. 2 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
    (см. текст в предыдущей редакции)

  • "Среди учителей и родителей всегда будут те, кто захочет сделать выбор за своего ребенка, оградив его от реальных или мнимых опасностей цифрового и нецифрового мира. Сегодня по выбору таких родителей должны существовать школы, где гаджеты запрещены, дети ходят на все уроки, а присутствие онлайн – только по болезни." Вы, кажется, оспариваете общепринятый законный порядок и права родителей

  • Прекрасная Хартия!
    Пришло время поработать вместе над волнующими нас всех вопросам.
    Успеха проекту!

  • Прекрасно написано! Важно, чтобы документ стал действующим.

  • 09.29.2020

    А, З. Зак, Психологический институт РАО
    Документ безусловно содержательный: в нем затрагиваются разные стороны современного образования как опережающего в связи с его цифровизацией.
    Вместе с тем, мне, как психологу, желательно отразить в Хартии влияние цифровизации образования на такие важные составляющие личности учителя и ученика, как, во-первых, мотивационно-потребностная сфера (в частности, содержание целеполагания, формы смыслообразования, мечты, ожидания и другие стороны внутренней жизни человека); во-вторых, сфера самосознания (самоотношение, рефлексия, самооценка), в- третьих, эмоции, чувства, волевые процессы и качества личности (целеустремленность, настойчивость, решительность, самостоятельность – ответственность, выдержанность).
    Также желательно отразить влияние цифровизации образования на индивидуализацию обучения, что предполагает развитие мотивации и возможностей учителя и ученика к творчеству, созданию, в частности, в обучении и учении новых подходов, нового содержания и новых форм.

  • Готов подписаться под каждым пунктом.
    Вдохновляющий документ!

Войдите, чтобы оставить комментарий.
Поделиться:
Icon