Каким становится образование? 4
Образование должно опираться на задатки, способности и стремления каждого ребенка: узнавать и создавать новое, общаться, сотрудничать, учиться и учить. Актуализация и развитие этого человеческого потенциала с учетом личностных и когнитивных черт каждого ребенка – все большая необходимость. В мире ускоряющихся непредсказуемых и необратимых изменений формируются пути становления опережающего, преадаптивного образования.
Мы не можем оставаться в стороне и ждать.
Мы должны не догонять, а опережать события.
Личность, расширенная цифровыми средствами 3
Эволюция человечества строится на расширении возможностей Homo sapiens с опорой на развитие и овладение технологиями как культурными орудиями развития. Письмо и книга – яркие примеры. Сегодня личность человека расширена не только пером, часами, подзорной трубой и энциклопедией, но и калькулятором, автоматическим переводчиком, цифровым навигатором, доступом ко всемирной паутине и другими цифровыми средствами расширения разума, необычайно увеличивающими мощь человеческого мозга.
Мы оцениваем выпускника системы образования по способности к познавательной, трудовой и иной деятельности как расширенной личности, овладевающей цифровыми средствами и способной делать нравственный выбор в цифровом обществе.
Система образовательных целей, планируемых результатов, стандартов, программ должна адресоваться именно к расширенной личности ученика и учителя.
Право ребенка на цифровой мир 2
Через планшет с выходом в интернет ребенок получает в свое распоряжение богатства и беды всего человечества, культурные инструменты деятельности, коммуникации и образования, свои права и ответственность в цифровом мире.
Цифровой мир расширяет возможности для выбора, открывает новые пути для проб и взросления. Он ставит проблему выбора и ответственности и перед взрослыми, от решений которых зависит судьба ребенка.
Среди учителей и родителей всегда будут те, кто захочет сделать выбор за ребенка, оградив его от реальных или мнимых опасностей цифрового и нецифрового мира. Сегодня по выбору родителей должны существовать школы, где гаджеты запрещены, дети ходят на все уроки, а присутствие онлайн – только по болезни.
Школа и учитель 1
Сегодня школа расширена цифровыми средствами за пределы школьного здания – до Вселенной; школа – это корабль, мастерская, завод, лаборатория, театр, музей, лес и океан. Предназначение школы и учителя: дать ученику мотивацию к активной жизни и учению, помочь ему в организации своей деятельности и сотрудничества со сверстниками и значимыми взрослыми, обеспечить сохранение и укрепление здоровья, выравнивать возможности качественного образования для всех, дать шансы достойного будущего для детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей.
Используя и развивая все способности и возможности своей расширенной личности, учитель учится вместе с учениками, дает обратную связь и, самое главное, мотивирует, увлекает учеников.
Содержание образования 2
Ученик – соавтор образования, расширяющего возможности развития его личности. Он самостоятельно и при поддержке учителя не только повторяет путь человечества, но и открывает законы природы, общества и личности, изобретает методы и алгоритмы, осознает большие идеи – основу для его ориентации в мире. Он осваивает и нарождающиеся культурные практики и участвует в их создании.
Знаниями, умениями и жизненными навыками будет обладать расширенная личность ученика. В будущем многократно сократится необходимость «заучивания» и время, затрачиваемое на достижение ловкости в труде. Готовность к восприятию и созданию нового, самостоятельному поиску и применению знания и способа действия являются основой для творческого развития и преадаптивности личности. Самостоятельно открытые учеником законы и алгоритмы, найденные факты сохраняются им в расширенной развивающейся личности и используются как культурные орудия.
Школа развивает системное и критическое мышление, универсальные действия и цифровые навыки для XXI века, помогает ребенку выбирать и осваивать из сокровища человеческой культуры то, что ему по вкусу, будь то каллиграфия, программирование, акробатика или стихосложение.
Цифровая платформа образования 6
Сегодня существуют разные понимания того, что считать частью цифровой платформы, что находящимся на ней, а что – доступным через нее. Цифровая, интегрированная реализация следующих функций необходима независимо от того, как мы будем определять их отношение с платформой:
• Поддержка групповой коммуникации с возможностью записывать процесс.
• Учет ролей ученика, учителя, администратора, родителя; группировки учеников по классам; автоматическое формирование цифровых журналов и дневников.
• Формирование истории отдельной работы и записи учебных событий ученика, учителя, класса; использование этой записи для самоанализа ученика, получения совета тьютора и консультанта; включение ее в большие данные образования.
• Проектирование учащимся индивидуального пути достижения образовательных и жизненных целей с выбором из размещенных на платформе; выбор и выполнение заданий, из предлагаемых учителем.
• Размещение, целей, заданий, инструментов обратной связи и оценивания, других учебных материалов, например, расширенных текстов учебников.
• Размещение выходящих за пределы одной школы учебных запросов учеников и предложений учителей, организаций и образовательных программ.
• Запись результатов обучения и их динамики, отображение и прогнозирование на основе больших данных образовательного процесса с разной степенью детализации и визуализации – от индивидуального действия учащегося при выполнении работы до положения дел в системе образования страны.
Цифровая платформа помогает учителю избавиться от механической, рутинной отчетности. Она открывает новые возможности для педагогики достоинства и сотрудничества.
Результаты и оценивание 0
Образовательное сообщество и все общество уходят от экзаменационных и тестовых процедур. Сильные стороны и существенные дефициты человека выявляются на цифровой платформе в процессе образования и применения его результатов. Они становятся основой для принятия решения образовательной организацией или работодателем. Это не исключает возможности демонстрации высшего достижения в условиях экзамена или олимпиады, что может оказаться главным аргументом в продвижении человека.
Родители, воспитание, безопасность, мораль и этика цифрового мира 2
В цифровом мире многие взрослые видят только новые риски для детей и родителей. Но в нем постоянно формируются и новые возможности взаимопонимания, сближения, сотрудничества в семье.
Задача взрослых – содействовать формированию у ребенка представления о видимости всех поступков и сохранения их в цифровой среде. Одновременно – в императиве значимости и неприкосновенности личности другого, защищенности себя от вторжения, возможности раскаяния и прощения. Принципы цифровой морали, этики и закона, относящиеся к сохранению и использованию информации, еще не созданы, но все более и более необходимы.
Развитие деструктивных цифровых зависимостей, нарушений высших психических функций ребенка предотвращается вовлечением детей в реальную жизнь, предполагающую гармонию ребенка с виртуальным и реальным миром.
Создатели нового в образовании 2
Предсказать будущее образования невозможно. Его можно совместно создать с опорой на возникающие гуманитарные, коммуникативные технологии и другие достижения современной цивилизации. Идя по следам великого Коменского, мы создаем новую науку об учении – цифровую матетику и цифровую дидактику.
Авторы учебников, живых своими связями с цифровыми средствами, направленными на овладение человеческой деятельностью, и профессора вузов, отталкиваются от опыта своего детства, базируются на достижениях человечества, осознают и формируют возможности и потребности будущего в настоящем.
Наука получает возможность изучать ускоряющиеся процессы эволюции образования и анализировать большие данные, отображенные в многообразных цифровых платформах.
Мировое образовательное сообщество становится источником опыта критически важных решений и прямого педагогического взаимодействия. Ослабляются географические и языковые барьеры.
Лидеры общества, государства и бизнеса получают возможность реализовать свое видение в конкретном проекте, а цифровые технологии открывают доступ для участия в проекте всем, кто поддерживает гуманистическую идею в нашем трансформирующемся мире.
Мне совсем не нравится текст. Примерно понятно, о чем хочется сказать– и с этим нет противоречий. Но способ сказать отталкивает. Одна «расширенная личность», чем бы ее не расперло... Личность во всем или личность, или одно название. Цифра– это еще одно измерение, причем в многоуровневом проявлении– и как инструмент, и как технология, и как среда (способ коммуникации), и как средство мышления (особенно в свете ИИ в разных проявлениях). Хартию как документ эпатажного стиля хотелось бы видеть эффектно звучащим. Первична школа и образование. Цифра– новые возможности и пространства образования: и как инструмент... Для меня Школа– это пространство возможностей развития. Учитель– проводник в мир возможностей. Содержание– способы освоения мира. Отдельное право на цифровой мир мне кажется странным тезисом. Обязанность школы ввести во все современные пространства и, по возможности, научить освоению новых, когда и если она появятся в доступе. IMHO
Академик Семёнов в интервью редактору Угланову. Что
Академик Семёнов в интервью редактору Угланову. Что
"Сегодня школа расширена цифровыми средствами за пределы школьного здания – до Вселенной; школа – это корабль, мастерская, завод, лаборатория, театр, музей, лес и океан. Предназначение школы: дать ученику мотивацию к активной жизни и учению, помочь ему в организации своей деятельности и сотрудничества со сверстниками и значимыми взрослыми, обеспечить сохранение и укрепление здоровья, выравнивать возможности качественного образования для всех, дать шансы достойного будущего для детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей" Уважаемые, вы забыли спросить самих родителей детей с ОВЗ - хотят ли они сидеть в четырех стенах дома и учиться электронно. Эти дети и так не имеют возможности общения и социализации, вы вместо инклюзии сделали очередную показуху, так же как и эта ваша хартия. Кто дал вам право решать за родителей? Кто дал вам право лишать детей с ОВЗ права на очное инклюзивное адаптивное образование? Достойное будущее у этих детей наступит только тогда, когда такие как вы канут в Лету. Где и когда вы спрашивали сообщества родителей детей-инвалидов нужны ли вы им? Вы не спрашивали. Вы сами для себя порассуждали и вывалили продукт этого внутреннего рассуждения. У вас нет адаптированных дистанционных программ даже для обычных детей. Ваш МЭШ и ЦОС не учитывает индивидуальных дефицитов и образовательных потребностей. Вы создаете общее корыто, расписанное под хохлому. И если вы не оставите родителям права выбора между дистантом и очным, то единственным выходом для них будет полное выпиливание вас из системы образования. Любыми доступными и недоступными средствами. Инноваторы вы наши.
"Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 06.02.2020)
СК РФ Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей
1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.
Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.
Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
"Среди учителей и родителей всегда будут те, кто захочет сделать выбор за своего ребенка, оградив его от реальных или мнимых опасностей цифрового и нецифрового мира. Сегодня по выбору таких родителей должны существовать школы, где гаджеты запрещены, дети ходят на все уроки, а присутствие онлайн – только по болезни." Вы, кажется, оспариваете общепринятый законный порядок и права родителей
Прекрасная Хартия!
Пришло время поработать вместе над волнующими нас всех вопросам.
Успеха проекту!
Прекрасно написано! Важно, чтобы документ стал действующим.
А, З. Зак, Психологический институт РАО
Документ безусловно содержательный: в нем затрагиваются разные стороны современного образования как опережающего в связи с его цифровизацией.
Вместе с тем, мне, как психологу, желательно отразить в Хартии влияние цифровизации образования на такие важные составляющие личности учителя и ученика, как, во-первых, мотивационно-потребностная сфера (в частности, содержание целеполагания, формы смыслообразования, мечты, ожидания и другие стороны внутренней жизни человека); во-вторых, сфера самосознания (самоотношение, рефлексия, самооценка), в- третьих, эмоции, чувства, волевые процессы и качества личности (целеустремленность, настойчивость, решительность, самостоятельность – ответственность, выдержанность).
Также желательно отразить влияние цифровизации образования на индивидуализацию обучения, что предполагает развитие мотивации и возможностей учителя и ученика к творчеству, созданию, в частности, в обучении и учении новых подходов, нового содержания и новых форм.
Готов подписаться под каждым пунктом.
Вдохновляющий документ!