Особенности реализации человеко-машинного интерфейса для детей дошкольного возраста в курсе алгоритмики с использованием системы ПиктоМир

02 ноября 2020 // Александр Леонов

В статье рассматриваются особенности реализации человеко-машинного интерфейса в курсе обучения алгоритмизации детей дошкольного возраста и способы, позволяющие снять часть нагрузки с преподавателя и улучшить освоение материала за счет персонализации процесса обучения.

Никита Бесшапошников, Михаил Дьяченко, Александр Леонов, Кирилл Мащенко, Кирилл Прокин

Современные педагогические методики позволяют обучать детей дошкольного возраста основам алгоритмизации. В процессе обучения используются специализированные программные средства, например, система ПиктоМир [4, 5]. До начала работы с этой системой преподавателю необходимо познакомить ребенка с терминологией, объяснить назначение элементов интерфейса и базовые принципы работы [2]. При этом дети могут с разной скоростью осваивать новый материал, поэтому преподавателю приходится многократно отвечать на однотипные вопросы о работе с системой[3]. 

К особенностям человеко-машинного интерфейса для детей дошкольного возраста можно отнести следующие:

- ребенок не умеет уверенно читать, но в ряде случаев может узнавать простые слова и выбирать знакомые изображения;

- ребенок может общаться голосовыми командами, но особенности речи детей не всегда позволяют использовать решения по распознаванию речи, ориентированные на детей старшего возраста и взрослых.

 

В качестве решения, позволяющего учесть эти особенности, был выбран диалоговый интерфейс, реализующий общение ребенка со встроенным ботом — персонажем игры ПиктоМир. Бот — это сверстник ребенка, который вместе с ним шаг за шагом постигает основы алгоритмизации в ПиктоМире. В учебном процессе бот позволяет снять с преподавателя часть нагрузки, связанной с ответами на простые вопросы и помощью с интерфейсом. 

 

Основным каналом общения с ботом является речь и звук. Если ребенку не удается наладить контакт с ботом (проблема с дикцией, неумение объяснить, в чем проблема, забывание терминов), используется вариант набора вопроса с использованием экрана игры.

 

В результате выполненного исследования реализован встроенный в ПиктоМир бот, обладающий следующими возможностями:

- Бот методически верно подает материал в ответ на задаваемые вопросы. 

- Бот адаптивен и оценивает, когда ребенку требуется что-то повторить, напомнить, объяснить другим способом.

- Бот предоставляет ответы на вопросы по интерфейсу системы, демонстрирует возможности системы в наглядной форме. 

Ключевые слова: ПиктоМир, человеко-машинный интерфейс, цифровой бот, программирование.

По результатам анализа обратной связи от преподавателей отмечено, что наличие диалогового интерфейса помогает в образовательном процессе даже при обучении детей дошкольного возраста. В продолжении исследования будут изучены методы удержания внимания ребенка, оценки уровня восприятия и усталости ребенка. 

Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ № 19-29-14057

Литература

  1. Бесшапошников Н. О. , Кушниренко А. Г.,  Леонов А. Г.,  Прокин К. А. , Технологические инновации меняют методику курса Алгоритмика для дошкольников  // Воспитание и обучение детей младшего возраста: VIII Международная конференция(ECCE 2019) (Москва, МГИМО МИД России 29 мая — 1 июня 2019 г.). ISBN 978-5-19-011404-1. — Издательство Московского университета Москва, 2019. — С. 128–129.
  2. Бесшапошников Н. О, Леонов А. Г., Пиктограммный язык программирования «Пикто»., Вестник кибернетики. Т. 28. № 4.
  3. Бесшапошников Н. О., Леонов А. Г., Прилипко А. А. Цифровизация образования – Новые возможности управления образовательными треками // Вестник кибернетики. — 2018. — Т. 30, № 3. — С. 154–161.
  4. Кушниренко А. Г., Леонов А. Г. Роль программирования в непрерывном курсе информатики // Международная конференция Математика и информационные технологии в нефтегазовом комплексе, посвящённая дню рождения великого русского математика академика П.Л. Чебышёва: Труды конференции. / (Обнинск,14–19 мая; Сургут, Под ред. акад. В.Б. Бетелина). — ООО Порто-принт Самара, 2019. — С. 62–63.
  5. Rogozhkina I. B., Kushnirenko A. G. PiktoMir: Teaching Programming Concepts to Preschoolers with a New Tutorial Environment [Text] / I. B. Rogozhkina, A. G. Kushnirenko // World Conference of Educational Technology and Researches. – 2011. – P. 216–220Apple ARKit., URL: https://developer.apple.com/augmented-reality/

https://ecceconference.com

Проект

Поделиться:

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий.
Icon