Веб-мастерская 13. Новая редакция Хартии

29 декабря 2020

22 декабря 2020 г. прошла тринадцатая, заключительная, веб-мастерская из цикла «Цифровая трансформация школы».

Этот цикл веб-мастерских, начавшийся три месяца назад, 29 сентября, был посвящен обсуждению Хартии цифрового пути российской школы. 

В обсуждении Хартии приняли участие 25 гостей-экспертов и ученых.

Количество просмотров веб-мастерских в прямом эфире и в записи превысило 46 000.

Распечатка вопросов и комментариев зрителей из чатов составила более 60 страниц.

Пожелания, советы, рекомендации экспертов и зрителей были проанализированы, систематизированы и внесены в Хартию.

Новую редакцию Хартии обсуждали вместе с Александром Григорьевичем Асмоловым, российским психологом, политиком и публицистом, академиком Российской академии образования, заведующим кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, членом Президиума Российской академии образования, членом Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека.

Беседа с Александром Григорьевичем Асмоловым ценна, потому что в ее результате появился еще более точный вариант Хартии. Кроме того, сам по себе разговор – сродни диалогам Платона – образец полилога ученых – специалистов в разных областях науки, но говорящих на одном языке и понимающих друг друга с полуслова. У зрителей веб-мастерской есть возможность быть свидетелями процесса порождения текста, наблюдать его толкование учеными. Это очень интересный и полезный опыт.

Чтобы было легче воспринимать этот печатный текст, который в значительной степени представляет собой расшифровку беседы на веб-мастерской, приводится текст пятой, предпоследней, версии Хартии (по разделам), ее обсуждение и текст Хартии, который получился в результате этого обсуждения. Разделы Хартии, в которые не были внесены изменения, в тексте не приводятся. 

Прочитать Хартию можно здесь.

Важно также отметить, что было принято решение изменить название документа. «Хартию цифрового пути российской школы» переименовали в «Хартию цифрового пути школы».

Ведущие веб-мастерской:

Алексей Львович Семёнов, руководитель секции РФФИ; академик РАН и РАО; 

Артём Симонович Соловейчик, главный редактор Издательского дома «Первое сентября», пресс-секретарь программы РФФИ «Цифровая трансформация школы».

Смотреть трансляцию: 

https://www.youtube.com/watch?v=wyZxBg_Oauc

https://web.facebook.com/artem.soloveychik

https://video.1sept.ru/video/1980

 

О Хартии

Алексей Семёнов

Мы мыслим Хартию как площадку согласия всех тех, кто заинтересован, чтобы российская школа развивалась, чтобы это развитие по возможности не отставало от хода времени, от важнейших событий, чтобы школа становилась более свободной, более творческой, более вариативной, менее нагружающей взрослых и детей ненужными делами и более обращающей внимание на мир, который нас окружает. 

Будем стараться сделать нашу Хартию понятной, доступной, выражающей общую точку зрения всех тех, кто к ней присоединится.

 

Александр Асмолов

Перед нами особый продукт – Хартия цифрового пути российской школы. Это продукт важнейшей формы исследовательской работы коллективного разума, который называется «гражданская наука». Гражданская наука – это наука, которая подключает независимых экспертов для сложнейшего процесса публичного принятия решения на глазах у всех. Замечательный мыслитель, психолог, создатель школы продуктивного мышления Макс Вертхаймер говорил о таком методе мышления, как мышление вслух. Мы с вами являемся участниками мышления вслух как основы продуктивного мышления. И в этом смысле я хотел бы поделиться своими ощущениями и контекстами, которые возникают при знакомстве с Хартией. 

Вне контекста, времени, изменений документ не становится со-бытием. Это очень важно. Какие события были для меня установками для восприятия, для социальной перцепции Хартии цифрового пути российской школы? Назову некоторые из них.

Пожалуй, не было более особого, своеобразного года в истории образования разных стран, и Россия не исключение, чем этот год. Почему? Это первый год в истории цивилизации – европейской, российской, – когда за парты сели вместе учителя, ученики и родители. Такого года в мировой истории не было. Родителям пришлось поменять свои роли родителей, не отбрасывать их, а дополнить ролью «учитель поневоле». То есть, когда родителям приходится вместе с детьми нырять в мир виртуальной реальности, в мир цифровой реальности и вместе осваивать этот мир. 

Вся сложность возникшей ситуации в том, что образование оказалось под огромной нагрузкой, что друг на друга наложились пандемия, инфодемия, во многом как продукт цифровой реальности, и цифровая трансформация общества. Сегодня происходит не только и не столько цифровая трансформация школы, сегодня происходит цифровая трансформация нашей реальности. Наша реальность трансформируется пандемическим кризисом, кризисом эволюционных ускорений и кризисом, связанным с цифровыми технологиями и другими сложными процессами. 

Поэтому Хартия – это ответ на эволюционный вызов, стоящий перед школой. Цифровизация – это больно, это грустно, это тяжело. У многих родителей она вызвала шок. Шок – потому что они берут новые роли. Шок и растерянность от ситуации неопределенности, потому что по отношению к ним государство часто проявляет себе проявлять демонстративное равнодушие. Родители оказались один на один с изменившимся миром. И поэтому Хартия – это и помощь семьям. Хартия – это помощь родителям и учителям в осознании того, что цифра не является врагом. Врагом является цифра, которой не умеют пользоваться. И демонизация цифры – это особая реальность, которую разыгрывают те, кто так или иначе растеряны, или те, кто устраивает на этом достаточно серьезные политические игры. 

Есть луддиты XXI века поневоле, а есть те, кто конструирует этих луддитов. 

 

Алексей Семёнов

Важный момент: международный характер, глобальный характер происходящего. Здесь есть две стороны. Одна сторона состоит в том, что каждая страна сейчас справляется в одиночку. Представляется, что цифровая среда является неминуемостью. С другой стороны, цифровая среда вроде бы обеспечивает возможность глобальной коммуникации в еще более простом виде, например, в виде устных онлайн-переводчиков. Языковые барьеры становятся менее существенным препятствием, как это было еще недавно, равно как и расстояния стали менее существенными. У нас остались еще барьеры в виде временных зон. Временные зоны цифра еще не смела. 

Международное сотрудничество, международный глобальный характер и изменение необходимости использовать опыт, образовательные источники в мире, который разваливается в пандемии, – это важный пункт, который нужно добавить как отдельный раздел в Хартию. 

 

Читаем Хартию

Фрагмент Хартии

Каким становится образование

Образование должно опираться на врожденные задатки: способности и стремления каждого ребенка узнавать и создавать новое, общаться, сотрудничать, учиться и учить. Актуализация и развитие этих задатков – все большая необходимость. В мире ускоряющихся непредсказуемых и необратимых изменений формируются пути становления опережающего, преадаптивного образования.

Мы не можем оставаться в стороне и ждать, мы должны не догонять, а опережать события.

Алексей Семёнов

Нам казалось важным выразить здесь и не потерять мысль, что та школа – это и школа, в том числе, опирающаяся не только на сегодняшнюю цифру, но и на некоторые вечные особенности и задатки личности ребенка, что исходно он творческий человек, исходно он стремится учиться, у него есть сильнейшая мотивация к учению, он хочет общаться, что-то создавать, играть в песочнице, беседовать с мамой, погладить кошку, понять, как устроено мироздание. Хотелось бы подчеркнуть, что мы не изобретаем что-то новое, а опираемся на то, с чем человек приходит в мир. 

И мы хотели сделать Хартию максимально понятной большому количеству человек – учителей и родителей. 

 

Александр Асмолов

Документ, который мы обсуждаем, называется «Хартия цифрового пути российской школы». Вместе с тем сложные реакции на цифровой мир существуют во многих странах. Мне кажется, что перед нами «Хартия цифрового пути школы». Это относится к любой школе, не только к российской. «Хартия цифрового пути школы» – это и лаконичнее, и четче, и передает общие тенденции развития школы.

Развитие личности не отменяет антропологических, эволюционных предпосылок развития личности. В этом суть историко-эволюционного подхода к психологии личности как к психологии изменяющегося человека в изменяющемся мире. В эволюционной психологии личности и в культурно-исторической школе личности Льва Выготского и Алексея Николаевича Леонтьева, Лидии Ильиничны Божович, Даниила Борисовича Эльконина жестко разделяются следующие вещи: задатки, как наследственные предпосылки развития личности человека, и способности. Как только мы называем способностями задатки, то мы вступаем с неадекватным с точки зрения психологии отождествлением, изоморфизмом задатков, которые только природные предпосылки, и способностей. В связи с этим я предложил несколько нейтральных вариантов, уточнений этого текста, чтобы терминологически оставаться в профессиональном поле. 

«Образование должно опираться на личностный потенциал развития ребенка». Конструкт «потенциал» или «человеческий потенциал» включает и задатки, и способности, и мотивацию. И мы не путаемся. Если этот термин сложен, есть другой: «индивидуально-психологические особенности ребенка», который тоже включает индивидные предпосылки ребенка, темперамент, задатки и др. И, наконец, может быть, совсем неуклюжий термин: «личностные и когнитивные черты каждого ребенка».

 

Артём Соловейчик

А можно подробнее рассказать о преадаптивном образовании? Для многих это новое слово…

 

Александр Асмолов

Я не являюсь автором конструкта преадаптации. Конструкция преадаптивности была предложена и введена в самом начале ХХ века эволюционистом Люсьеном Кено, и ее называли кошмаром Дарвина. Почему? 

Преадаптация – это появление избыточных, странных, казалось бы, ненужных проявлений в развитии систем, которые могут быть востребованы, если изменится ситуация развития. Например, игры животных. Этологи, психологи называли их вакуумной активностью. Какой от них адаптивный эффект? Вместе с тем без них ничего не бывает. 

Существуют кажущиеся ненужными, избыточными проявления, которые вдруг оказываются очень важными и в эволюции разных видов животных, и появляются разным путем, когда происходят резкие изменения экологической ситуации, когда происходит кризис. Иными словами, когда жизнь работает в адаптивном режиме, в ситуации равновесия, адаптивные схемы, опирающиеся на прошлый опыт, на стереотипы, на устойчивые алгоритмы, срабатывают. Но когда приходит кризис, многие странные вещи, как карнавал, описанный Бахтиным, как университет ненужностей, описанный Умберто Эко, становятся очень важными. Эти явления, которые есть в системе, но которые с точки зрения гомеостаза, равновесия, жесткой полезности не нужны, но как бы существуют про запас, благодаря тому, что у нас есть в каждой эволюционирующей системе универсальная избыточность, как в ДНК. Флибустьерская ДНК, пиратская ДНК, говорят, занимает в цепочке более 70 %. И лишь около 30 % – это та ДНК, которая нами реализуется в онтогенезе. 

Чтобы увидеть и понять роль этих избыточных вещей, мы и говорим о преадаптации. Это резерв изменений, которые выстреливают, когда система попадает в кризисную ситуацию, выручают ее в кризисной ситуации, но могут привести к изменению эволюционного пути развития. И тогда они потом сами становятся адаптивными, устойчивыми. 

Сегодня есть баланс адаптивности и преадаптивности в развитии сложных систем. Дистантное образование казалось ненужной, избыточной игрой странного разума до тех пор, пока не случилась пандемия. Ранее все разговоры о дистанте казались избыточными. Сейчас цивилизации стало плохо, цивилизация попала в кризис… Мы сегодня с вами общаемся благодаря преадаптивным формам инноваций, которые эволюционно в образовании стали сегодня столь заметны, без которых мы уже сегодня не можем обойтись.

Лучше всего трансформацию мира, связанную с преадаптацией, передал Виктор Степанович Черномырдин: «…никогда не было, и вот опять!»

 

Обновленный фрагмент Хартии

Каким становится образование

Образование должно опираться на задатки, способности и стремления каждого ребенка: узнавать и создавать новое, общаться, сотрудничать, учиться и учить. Актуализация и развитие этого человеческого потенциала с учетом личностных и когнитивных черт каждого ребенка – все большая необходимость. В мире ускоряющихся непредсказуемых и необратимых изменений формируются пути становления опережающего, преадаптивного образования.

Мы не можем оставаться в стороне и ждать.

Мы должны не догонять, а опережать события.

 

Фрагмент Хартии

Личность, расширенная цифровыми средствами

Эволюция человечества строится на расширении возможностей биологического человека с развитием технологий. Письмо и книга – яркие примеры. Сегодня личность человека расширена не только пером, часами, подзорной трубой и энциклопедией, но и калькулятором, автоматическим переводчиком, цифровым навигатором, доступом ко всемирной паутине и другими цифровыми средствами расширения разума, необычайно увеличивающими мощь человеческого мозга.

Мы оцениваем выпускника системы образования по выполнению им трудовых и личностных функций как расширенной личности, использующей цифровые средства, способной делать нравственный выбор в цифровом обществе.

Система образовательных целей, планируемых результатов, стандартов, программ должна адресоваться именно к расширенной личности ученика и учителя.

Александр Асмолов

Мои комментарии идут через призму исследований великого биолога, эволюциониста ХХ века Феодосия Добржанского. Приведу цитату из Добржанского: «Ничто в биологии не имеет смысла, кроме как в свете эволюции».

Итак, смысл моих правок. Прежде всего, радует слово «эволюция». Его не вычеркнули из Хартии. Хартия – это ответ на эволюционный вызов современности. Если мы отвечаем на этот вызов, то за ним стоит следующее: эволюция человечества строится на расширении человека. Я не хочу эксплуатировать слово «биологический», но хочу сохранить его адекватность. Поэтому – сохранить человека как homo sapiens, как определенный вид. 

Эволюция цивилизации – это достраивание ее орудиями. Я поддерживаю и этот тезис. Он научно точен и важен. И говорю: «…человека как homo sapiens на расширение с опорой на развитие и овладение различными технологиями как культурными орудиями развития человека». Термин – «культурные орудия», или «культурные средства», или «культурно-инструментальные средства». Первым среди цифровых когнитивистов этот термин употребил Алексей Львович Семёнов – вероятно, чтобы напомнить нам, что теория Выготского называлась культурно-инструментальной теорией. Он рассматривал и узелок на память, и письмо; а сегодня мы рассматриваем компьютер как культурное орудие, опосредующее нашу деятельность. Мы включили это в мировой культурный контекст, который бы поняли и Бруннер, и Выготский, если бы они здесь присутствовали, и многие сегодняшние исследователи в области эволюции образовательных систем. 

Через термин Льва Выготского «культурные орудия» я уточняю те позиции, которые предлагают Алексей Львович Семёнов и Артём Симонович Соловейчик. Мне они близки.

Понятие расширенной личности, которое в психологии идет от многих исследований – и Вильяма Джемса, и Курта Левина, – мне кажется очень точным. Личность – это ее пространство. И она расширяет ее пространство. Этому термину также соответствует известный термин personal space – личностное пространство. Человек – это не биологический индивид, это personal space. И в этом личностном пространстве у цифровых аборигенов уже орудия стали внутренне опосредованы. А у таких цифровых мигрантов, как я, они внешне опосредованы. Для меня это протезы, что-то внешнее, а для цифровых аборигенов это имплантаты, которые уже встроены в их личность. Поэтому мне кажется, эта идеология очень важна.

 

Обновленный фрагмент Хартии

Личность, расширенная цифровыми средствами 

Эволюция человечества строится на расширении возможностей Homo sapiens с опорой на развитие и овладение технологиями как культурными орудиями развития. Письмо и книга – яркие примеры. Сегодня личность человека расширена не только пером, часами, подзорной трубой и энциклопедией, но и калькулятором, автоматическим переводчиком, цифровым навигатором, доступом ко всемирной паутине и другими цифровыми средствами расширения разума, необычайно увеличивающими мощь человеческого мозга.

Мы оцениваем выпускника системы образования по способности к познавательной, трудовой, личностной и иной деятельности как расширенной личности, овладевающей цифровыми средствами и способной делать нравственный выбор в цифровом обществе.

Система образовательных целей, планируемых результатов, стандартов, программ должна адресоваться именно к расширенной личности ученика и учителя.

 

Фрагмент Хартии

Содержание образования

Ученик – соавтор содержания образования, самостоятельно при поддержке учителя он повторяет путь человечества, наблюдает мир и открывает его законы, изобретает методы и алгоритмы, осознает большие идеи – основу для его ориентации в мире. Он осваивает и нарождающиеся культурные практики и участвует в их создании.

Знаниями, умениями и навыками будет обладать расширенная личность ученика, многократно сократится время на «заучивание» и «отработку». Готовность к восприятию и созданию нового, самостоятельному поиску и применению знания и способа действия являются основой для творческого развития и преадаптивности личности. Самостоятельно открытые учеником законы и алгоритмы, найденные факты он сохраняет и использует в расширении своей личности.

Школа развивает системное мышление, универсальные и цифровые навыки для XXI века, помогает ребенку выбирать из сокровища человеческой культуры и осваивать то, что ему по вкусу, будь то письмо острым пером, программирование, акробатика, стихосложение.

Александр Асмолов

Содержание образования или контент – важный, необходимый конструкт. Мы говорим в Хартии о расширении возможностей личности и избегаем некоторых конструктов, которые избыточно в разных моментах отягощены: путают учебный материал, контент, содержание образования и т.д. Мы не потеряем контент для содержания, если скажем, что ученик – это соавтор. Не содержания, а образования как расширения возможностей развития личности, и протянем тем самым ту персонологическую ориентацию, которая идет через важный по своему гуманистическому потенциалу текст Хартии. 

Ученик самостоятельно и при поддержке учителя не только повторяет путь человечества и открывает мир, но и открывает его законы, изобретает методы и алгоритмы… То есть тут важно подчеркнуть соотношение нормального адаптивного и конструктивного пути познания мира. 

Меня очень огорчает, что в наш язык вошли два термина, а за ними и идеология. Эти термины: soft skills и hard skills. За этими терминами стоит так называемая компьютерная метафора, которая в буквальном смысле редуцирует человека к набору программ и протягивает всю компьютерную методологию. Человек не сводится к набору адаптивных программ. И когда мы говорим soft skills и hard skills – это уже звучит почти по-русски – то мы попадаем в не менее опасный, чем зуны, путь скилизации российского образования. Тем более что skill обозначает навык, усвоенное автоматическое действие, а не творческое действие, ставшее автоматизмом. Именно поэтому, не будучи врагом знаний, умений и компетенций, как знаний действия, я добавляю термин, который смещает всю эту скилизацию, – жизненные навыки. Чтобы не говорить soft skills, понимая под ними и коллаборацию – сотрудничество – и так до критического мышления и многих других вещей. 

Термин «отработка» я не очень понимаю, думаю, «зубрежка» будет всем понятнее. 

«Самостоятельно открытые учеником законы и алгоритмы, найденные факты сохраняются им и используются как культурные орудия расширяющейся личности». Чтобы быть более точным, я бы просил заменить термин: культурные орудия развивающейся личности. Мне это кажется конструктивным и позитивным. 

Ключевой принцип Николая Бернштейна – принцип повторения без повторения. Это принцип автоматизации навыка, когда находятся все более точные сенсорные синтезы и рефлекторные пути развития. Благодаря повторению без повторения увеличивается ловкость движения, ловкость мышления, ловкость познания. Цифровизация увеличит возможность игры с разными реальностями нахождения точных смысловых синтезов. Это не отработка, а порождение нового и усиление старого. 

 

Обновленный фрагмент Хартии

Содержание образования

Ученик – соавтор образования, расширяющего возможности развития его личности. Он самостоятельно и при поддержке учителя не только повторяет путь человечества, но и открывает законы природы, общества и личности, изобретает методы и алгоритмы, осознает большие идеи – основу для его ориентации в мире. Он осваивает и нарождающиеся культурные практики и участвует в их создании.

Знаниями, умениями и жизненными навыками будет обладать расширенная личность ученика. В будущем многократно сократится необходимость «заучивания» и время, затрачиваемое на достижение ловкости в труде. Готовность к восприятию и созданию нового, самостоятельному поиску и применению знания и способа действия являются основой для творческого развития и преадаптивности личности. Самостоятельно открытые учеником законы и алгоритмы, найденные факты сохраняются им в расширенной развивающейся личности и используются как культурные орудия.

Школа развивает системное и критическое мышление, универсальные действия и цифровые навыки для XXI века, помогает ребенку выбирать из сокровища человеческой культуры и осваивать то, что ему по вкусу, будь то письмо острым пером, программирование, акробатика, или стихосложение.

Фрагмент Хартии

Учитель 

Используя и развивая все способности и возможности своей расширенной личности, учитель учится вместе с учениками, организует взаимодействие и развитие учащегося сообщества, дает обратную связь и мотивирует учеников.

Цифровая платформа, где фиксируется весь образовательный процесс, избавляет учителя от механической, рутинной отчетности и открывает новые возможности для педагогики сотрудничества.

Александр Асмолов

Любая фиксация – это омертвление. Цифровая платформа – это не мертвая вода. Цифровая платформа помогает учителю избавиться от механической, рутинной отчетности. Мы даем учителю достаточно свободы. Поэтому рассматривать платформу как фиксатора я не стал бы. Консервация информации, того, что происходит, но не фиксация.

Цифровая платформа открывает новые возможности – я ввел термин, который благодаря Тендрякову во времена Симона Соловейчика усвоил на всю жизнь – для педагогики достоинства и сотрудничества.

 

Обновленный фрагмент Хартии

Учитель

Используя и развивая все способности и возможности своей расширенной личности, учитель учится вместе с учениками, организует взаимодействие и развитие учащегося сообщества, дает обратную связь и мотивирует учеников.

Цифровая платформа помогает учителю избавиться от механической, рутинной отчетности. Она открывает новые возможности для педагогики достоинства и сотрудничества.

 

Фрагмент Хартии

Цифровая платформа образования

Сегодня существуют разные понимания того, что считать частью цифровой платформы, что находящимся НА ней, а что – доступным ЧЕРЕЗ нее. Цифровая, интегрированная реализация следующих функций необходима независимо от того, как мы будем определять их отношение с платформой:

• Поддержка групповой коммуникации, с возможностью записывать процесс, например, скайп, зум и т.д.

• Учет ролей ученика, учителя, администратора, родителя, группировки учеников по классам, автоматическое формирование цифровых журналов и дневников.

• Формирование истории отдельной работы и записи всех учебных событий ученика, учителя, класса; использование этой записи для самоанализа ученика, получения совета тьютора и консультанта, включение ее в большие данные образования.

• Проектирование учащимся индивидуального пути достижения каких-то из размещенных на платформе образовательных и жизненных целей, выбор и выполнение заданий из предлагаемых учителем.

• Размещение, помимо целей, заданий, инструментов обратной связи и оценивания, и других учебных материалов, например, расширенных текстов учебников.

• Размещение выходящих за пределы одной школы учебных запросов учеников и предложений учителей, организаций и образовательных программ.

• Фиксация результатов обучения и их динамики, отображение и прогнозирование на основе больших данных образовательного процесса с разной степенью детализации и визуализации – от отдельного движения учащегося при выполнении работы до положения дел в системе образования страны. Управляющие воздействия на основе этой информации.

 

Александр Асмолов

Я противник управляющего воздействия, манипулятивного воздействия. Может быть, правильнее было бы написать «корректирующее воздействие»?

Нужен гиппократовский подход к любому гуманистическому документу. Наша Хартия – это гуманистический документ цифрового образования. Поэтому и здесь тоже важно: «Не навреди!»

 

Обновленный фрагмент Хартии

Цифровая платформа учения 

Сегодня существуют разные понимания того, что считать частью цифровой платформы, что находящимся НА ней, а что – доступным ЧЕРЕЗ нее. Цифровая, интегрированная реализация следующих функций необходима независимо от того, как мы будем определять их отношение с платформой:

• Поддержка групповой коммуникации, с возможностью записывать процесс, например, скайп, зум и т.д.

• Учет ролей ученика, учителя, администратора, родителя, группировки учеников по классам, автоматическое формирование цифровых журналов и дневников.

• Формирование истории отдельной работы и записи учебных событий ученика, учителя, класса; использование этой записи для самоанализа ученика, получения совета тьютора и консультанта, включение ее в большие данные образования.

• Проектирование учащимся индивидуального пути достижения каких-то из размещенных на платформе образовательных и жизненных целей, выбор и выполнение заданий из предлагаемых учителем.

• Размещение, помимо целей, заданий, инструментов обратной связи и оценивания, и других учебных материалов, например, расширенных текстов учебников.

• Размещение выходящих за пределы одной школы учебных запросов учеников и предложений учителей, организаций и образовательных программ.

• Запись результатов обучения и их динамики, отображение и прогнозирование на основе больших данных образовательного процесса с разной степенью детализации и визуализации – от индивидуального действия учащегося при выполнении работы до положения дел в системе образования страны. 

 

Фрагмент Хартии

Родители, воспитание, безопасность, мораль и этика цифрового мира

В цифровом мире дети и родители получают новые возможности взаимопонимания, сближения, сотрудничества.

Задача взрослых – содействовать воспитанию ребенка в презумпции видимости всех поступков и сохранения их в цифровой среде. Одновременно – в императиве значимости и неприкосновенности личности другого, защищенности себя от вторжения, возможности раскаяния и прощения.

Развитие деструктивных цифровых зависимостей предотвращается вовлечением детей в реальную жизнь, предполагающую цифровую гармонию и справедливость.

Александр Асмолов

Это один из самых опасных разделов Хартии. Сегодня мощна философия трансгуманизма, которая в буквальном смысле воспевает обезличивание человека. Напомню слова своего учителя Алексея Николаевича Леонтьева: «Кризис образования – это обнищание души при обогащении информацией». В этой ситуации раздел очень сложный. Это надо обсуждать и четко рефлексировать. Но даже в предложенном варианте я счел возможным микрокоррекции. Чтобы мы четко понимали: цифровизация содержит не только конструктивные вещи, но и риски. Она может быть «мирным атомом», а может быть и ситуацией, которая сложилась в связи с дистантом, который вызывает отторжение у родителей обучающихся, например. Поэтому надо прямо сказать, что в цифровом мире родители и дети получают не только новые риски, о которых сегодня говорят цифровые луддиты, но и новые возможности. 

Ни в коем случае нельзя сводить развитие к предотвращению развития деструктивных цифровых зависимостей. Ситуация намного шире. Когда мы уповаем на цифру, не развивая другие высшие психические функции, происходит передоверие цифре, цифровым орудиям высших психических функций. Происходит опасное: мы учимся у машин уму-разуму и передоверяем себя. Не человек для машины, а машина для человека. 

Может произойти нарушение высших психических функций. Создатели Хартии отчетливо видят и четко понимают, что это может привести к культурной патологии, как говорит Александр Тхостов. 

Родительский шок, их оппозицию цифре сегодня понять можно. Но надо всегда показывать, что не в цифре дело, а в том, как цифра с системой, государством, обрушивается на голову детей и родителей. 

 

Обновленный фрагмент Хартии

Родители, воспитание, безопасность, мораль и этика цифрового мира

В цифровом мире многие взрослые видят только новые риски для детей и родителей. Но в нем постоянно формируются и новые возможности взаимопонимания, сближения, сотрудничества в семье.

Задача взрослых – содействовать воспитанию ребенка в презумпции видимости всех поступков и сохранения их в цифровой среде. Одновременно – в императиве значимости и неприкосновенности личности другого, защищенности себя от вторжения, возможности раскаяния и прощения. Принципы цифровой морали, этики и закона, относящиеся к сохранению и использованию информации, еще не созданы, но все более и более необходимы.

Развитие деструктивных цифровых зависимостей, нарушений высших психических функций ребенка предотвращается вовлечением детей в реальную жизнь, предполагающую цифровую гармонию ребенка с виртуальным и реальным миром.

Фрагмент Хартии

Создатели нового в образовании

Предсказать будущее образования невозможно. Его можно создать совместно на фундаменте цифровых технологий. Идя через 350 лет по следам великого Коменского, мы создаем новую науку об учении – цифровую матетику.

Авторы учебников, разработчики цифровых средств, профессора педагогических вузов, отталкиваясь от опыта своего детства, базируясь на достижениях человечества, осознают и формируют возможности и потребности будущего в настоящем.

Наука получает возможность изучать ускоряющиеся процессы и анализировать большие данные, фиксируемые на цифровой платформе. Результаты исследований востребованы уже сегодня.

Лидеры общества и экономики получают возможность осуществить свое видение в конкретном проекте, а цифровые технологии дают доступ к такому проекту для всех.

Александр Асмолов

Гуманитарный потенциал цифровых технологий, гуманистический императив технологий – это для нас в Хартии смыслообразующая идея. 

Мы никогда ничего не построим на фундаменте только технологий. Мы можем построить с опорой на технологии. Я против концепции базиса технологии и надстройки нашей с вами ментальности. Мне было важно добавить также гуманитарные, коммуникативные технологии и другие достижения современной цивилизации. 

Мне кажется, что мы создаем новую науку об учении. Цифровая матетика – очень интересный термин, но я бы несколько расширил, чтобы было понятнее: «…новую науку об учении – цифровую матетику и цифровую дидактику».

Страх, который у меня есть, касается оцифровки учебников. Поэтому: «Авторы учебников, проектировщики гипертекстов, разработчики цифровых средств овладения человеческой деятельностью, профессора не только педагогических вузов – всех вузов…» Подключение фундаментальных классических университетов – физтеха, МИФИ, МАИ – не менее важно. 

Мне не хочется отходить от идеи Добржанского, поэтому: «Наука получает возможность изучать ускоряющиеся процессы эволюции и анализировать большие данные, не фиксируемые, а отображенные в различных цифровых платформах». Платформ должно быть много. Монополизация и в этой сфере недопустима. Я боюсь повторения идеи «один-единственный учебник, один-единственный экзамен, одна-единственная платформа на страну». Сегодня образование зависит от борьбы цифровых платформ, более или менее передающих различные картины мира. Цифровые платформы разные, и это надо подчеркнуть. 

Лидеры образования и экономики… Речь идет не только об экономике. Лидеры государства, экономики и бизнеса… Общество первично. Государство, бизнес получают возможность реализовать свое видение в нашем конкретном проекте, а цифровые технологии открывают доступ для участия всех тех, кто поддерживает гуманистическую идеологию данного проекта в нашем трансформирующемся мире. Мне бы это было очень значимо и важно. 

Это был бы и диалог с теми, кто видит в нас виноватых. 

 

Алексей Семёнов

Премьер-министр решился на объявление единой цифровой образовательной среды… Мы возвращаемся к той самой точке, которая содержит в себе опасности, потому что у нас будет единый учебник по истории, литературе, физике… И всё будет учитываться и подвергаться управляющему воздействию…

В этом смысле прозвучал важный тезис: цифровые реалии должны быть инструментом свободы, а не инструментом закрепощения. 

 

Александр Асмолов

Министры приходят и уходят. А коммуникативные технологии, культура, цивилизация, цифровые технологии развиваются. Те решения, на которые министров толкает тот или иной могучий лоббизм, потом оказываются задерживающими развитие образования, науки. А их лоббисты рано или поздно понимают или не понимают, что они оказались теми злоумышленниками, по Чехову, которые отвинтили гайку на пути развития образования. 

 

Алексей Семёнов

Проектировщик гипертекста… Надо усилить, что подразумевается выход за пределы учебника. Содержание оказывается не втиснутым в коробочку учебника, или томик, или в интернет-пространство, отведенное для учебника. Всякий серьезный цифровой учебник автоматически расширяет пределы.

 

Александр Асмолов

Идея гипертекста, в том числе и с точки зрения Умберто Эко, показывает абсурдность, антиисторичность идеи единой цифровой среды. Цифровая среда не может быть единой, монархистской и так далее. Поэтому что это на самом деле тоталитарный большой брат, как бы нас ни пугали его образом. 

Потом о единой образовательной среде будут говорить как об оксюмороне, нелепости нашей управленческой бюрократической системы, как и о едином учебнике. 

 

Обновленный фрагмент Хартии

Создатели нового в образовании

Предсказать будущее образования невозможно. Его можно совместно создать с опорой на возникающие гуманитарные, коммуникативные технологии и другие достижения современной цивилизации. Идя по следам великого Коменского, мы создаем новую науку об учении – цифровую матетику и цифровую дидактику.

Авторы учебников, живых своими связями с цифровыми средствами, направленными на овладение человеческой деятельностью, и профессора вузов отталкиваются от опыта своего детства, базируются на достижениях человечества, осознают и формируют возможности и потребности будущего в настоящем.

Наука получает возможность изучать ускоряющиеся процессы эволюции образования и анализировать большие данные, отображенные в многообразных цифровых платформах.

Мировое образовательное сообщество становится источником опыта критически важных решений и прямого педагогического взаимодействия. Ослабляются географические и лингвистические барьеры.

Лидеры общества, государства и бизнеса получают возможность реализовать свое видение в конкретном проекте, а цифровые технологии открывают доступ для участия всех тех, кто поддерживает гуманистическую идеологию данного проекта в нашем трансформирующемся мире.

 

Перспектива. Взгляд в будущее

Александр Асмолов

Если образование хочет создать школу свободы, нет ничего более ценностного, чем духовная эволюция личности. И то, что сегодня мы с вами обсуждаем, это и есть в буквальном смысле продолжение идеи педагогики сотрудничества и неотрывной от нее педагогики достоинства. Это одна песня, одна полифония сознания. 

Этот проект вы делаете как со-бытие, как проект, в котором работает критический коллективный сомневающийся разум. Это очень для меня и ценно, и важно. 

В преддверии Нового года я хочу пожелать всем конструктивного оптимизма. Его формула: Щелкунчик непременно появится, и мышиный король будет побежден. А для нас: в этом мире надо не пережидать, а жить. Это очень большая разница. Мы с вами не пережидаем, когда пройдет коронавирус, когда кризис закончится, и только тогда выйдем из заключения. Мы не пережидаем. Мы, используя цифру как орудие, живем и становимся, пользуясь терминологией Алексея Львовича Семёнова, расширяющимися личностями. Дай бог вам стать расширяющимися личностями, которые будут верить в свой личностный потенциал, благодаря этому и обретут свои силы и избавятся от тяжелейшего отчаяния, которое возникает в связи с тем, что многие не увидят этого 21-го года. Спасибо вам за сегодняшний урок культуры достоинства.

 

Алексей Семёнов

Мне кажется, что уровень сотрудничества, эта синергия, действительно высоки в нашей работе. В программе РФФИ мы достигли довольно высокого уровня синергетичности, в то время как традиционно многие коллективы в других программах РФФИ существовали отдельно. В нашей программе возникает всё больше и больше горизонтальных связей. Я думаю, что это некоторая новая ступень для Фонда. Мы постараемся, чтобы это было максимально известно в других его программах и проектах. 

И хотелось бы пожелать удачи и продуктивного года Фонду, несмотря на воздействие отдельных министров, лоббистов и т.д.

 

Артём Соловейчик

Цифровизация – это в высшей степени гуманистический акт, потому что мы имеем дело с родителями и с детьми. 

Надеюсь, что в следующем году мы будем не заложниками ситуации, а теми, которые настолько овладели культурой коммуникации, общения, сотрудничества, что мы сможем каждую ситуацию сделать основой для еще одного большого шага в нашем развитии.

Поделиться:

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий.
Icon