Векторы развития филологического образования

17 февраля 2023 // Ольга Приказчикова

В статье рассмотрены вопросы развития филологического образования

О.А.Приказчикова,

учитель русского языка и литературы 

МБОУ «Лицей №1» р.п. Чамзинка

 

Векторы развития школьного

 филологического образования в условиях перехода на ФГОС ООО

 

  Школьное филологическое образование является приоритетным для выпускников школ, будущих студентов факультетов и институтов филологической направленности. Поэтому, нам представляется необходимым представить обзор основных тенденций  в  новейшей школьной методике преподавания русского языка и литературы, с целью определения основных векторов развития филологического образования. 

     В настоящее время основная и старшая ступень школьного образования находятся в режиме перехода на новые образовательные стандарты. В ФГОС ООО (от 17 декабря 2010 года) прописаны основные требования к преподаванию и освоению предметных областей.  Проанализировав стандарт в той его части, которая касается преподавания предметной области «Филология», нам представляется необходимым изложить полученный материал в виде тезисов.

  1. В предметную область «Филология» входят следующие дисциплины: русский язык, родной язык, литература, родная литература, иностранный язык, второй иностранный язык. Отмечается взаимосвязь всех дисциплин. (Интеграция дисциплин)
  2. Отмечается особая роль данной предметной области, как формирующей виды речевой деятельности, основных категорий, необходимых в освоении других предметных областей. (Коммуникативно-деятельностный  аспект)
  3. Отмечается культурологическая направленность освоения дисциплин предметной  области «Филология», что соответствует концепции духовно-нравственного развития личности. (Ценностно-культурологический аспект)
  4. Обращение к тексту, как к базовой единице обучения. (Текстоцентрический принцип). 

Обозначенные выше положения позволяют нам определить актуальные  методические векторы развития филологического образования как части гуманитарного образования, а, следовательно, и обозначить их как базовые  при определении основных требований к проектированию урока.

 

  
 Прямоугольник: скругленные углы: ФИЛОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗВОАНИЕ

ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ


 

филологического образования

ФИЛОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

 

 

 

 

 


 

На наш взгляд представляется необходимым кратко остановиться на каждом из обозначенных векторов. 

Первый вектор развития филологического образования обозначен нами как интеграциионный. 

 Так, в «Лингводидактическом энциклопедическом  словаре» интегрированное  обучение определяется как «обучение, отрицающее разделение знаний по отельным дисциплинам и связанное с целостным восприятием мира, в котром воплощается органическое соединение сознательных и подсознательных  компонентов структуры обучения» [5, с. ]В настоящее время предполагаемый переход старшей  школы к профильному образованию позволяет рассматривать  интеграцию дисциплин  как   одно из основных требований успешной реализации основных требований ФГОС ООО.

Учет интегративных возможностей дисциплин филологического цикла позволяет представить язык как явление, способное расширить не только языковую картину мира современного школьника, но и увидеть  практическое применение получаемых знаний. Интегративные возможности  русского языка и литературы  можно проследить на уровне их тесного взаимоотношении с  предметами гуманитарного и естественнонаучного циклов: история, география, логика, музыка, изобразительное искусство, обществознание. Основным явлением, определяющим саму возможность интеграции является текст, как базовый элемент, с помощью которого происходит обучение и как результат этого обучения. Поэтому основной технологи обучения на интегрированных уроках является филологический анализ текста.  Эту точку зрения мы находим и в работах доктора педагогических наук Н. А. Беловой, активно занимающейся проблемами интеграции русского языка и литературы «собственно филологический анализ текста уместен на уровне целостности (уроках словесности), поскольку текст здесь выступает уже не просто как дидактическое средство, а непосредственный объект изучения». [2, с.10 ].   

К проблеме становления и совершенствования методики проведения филологического анализа текста  свои работы посвящали такие видные ученые-лингвисты, как Н. С. Болотова, Н. А. Николина, Н. А. Купина, А.Д. Дейкина, Н. А. Белова, Л. Г. Бабенко, Н. С. Валгина, Н. А. Ипполитовой,   В. А. Лукин,   Т. М. Пахнова и многие другие ученые. Хотелось бы отметить, что в качестве  составных  элементов  филологический анализ текста включает лингвистический анализ текста (уровень межпредметных связей), лингвостилистический и литературоведческий анализ текста (уровень дидактического синтеза).

 Второй вектор развития обозначен нами как коммуникативно-деятельностный. Данный вектор направлен на развитие всех видов речевой деятельности современного школьника, на умение пользоваться различными видами чтения, слушания, говорения и письма. Полноценное и эффективное владение всеми видами речевой деятельности позволит современному школьнику соответствовать основным требованиям, выдвигаемым  профессиональными сообществами к потенциальным работникам в той или иной сфере. 

Третий вектор обозначен нами как  ценностно-культурологический. Аксиологическая направленность современного образовательного процесса  обозначена в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». В «Концепци…» обозначены основные положения и возможности использования педагогического процесса в качестве связующего звена между  образованием и воспитанием полноценно развитой личности. «Концепция…» определяет:

• характер современного национального воспитательного идеала; 

• цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи; 

• систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации;

• основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Последний, четвертый вектор, обозначенный  нами как текстоцентрический, являет собой связующее звено всего образовательного процесса. Изучение текста строится на усвоении механизмов его понимания, восприятия и попытки продуцирования собственного текста как на основе прочитанного по определенной тематике, так и на свободную тему, опираясь, при этом, лишь на личные переживания в  восприятии темы. Механизм восприятия и понимания текста затрагивает глубинные мыслительные процесс. Поэтому обучение интерпретации текстов является самым трудоёмким процессом.  Процедура понимания оказывается фундаментальной для исследований в области филологии. Понимание — сложный  процесс, элементом которого является текст. Он получает разные интерпретации, в которых раскрывается его смысловое выражение [1].

     Сам процесс  обучения  при этом  понимается  как «интегральная, активно развивающаяся стратегия», которая направлена  «на формирование мировоззрения, или «картины мира», с ее жизненными целями, поведенческими мотивами и установками, проявляющегося, в частности, в порождаемых ею текстах» [4, с. 125]. Задача учителя, по мнению Н.Л. Мишатиной, в данном случае состоит в том, чтобы «сформировать концептуальную систему ученика и  научить его вариативно выражать свои актуальные смыслы и ценностные предпочтения в процессе активной культурно-речевой  деятельности» [4, с. 131].  Должно  происходить приобщение  ребенка к национальной культуре, активизация  его ценностно-ориентировочной речевой деятельности.

Материалом,  с помощью которого должно происходить обучение, служат тексты художественной литературы «обучение языку через текст позволяет также обратиться к художественной картине мира в ее литературном варианте, первоэлементами которой как ментального пространства являются художественные концепты, которые в отличие от обобщенных познавательных концептов «индивидуальны, личностны, размыты и психологически более сложны. Работа по анализу  текстов имеет строгую последовательность и подразумевает формирование и  развитие навыков научно-исследовательского характера у учащихся 5-11 классов.

Таким образом, рассмотренные основные векторы развития филологического образования в контексте перехода на ФГОС ООО,  позволяют  нам говорить  о том, что переход на новые образовательные стандарты позволит не только повысить качество преподавания русского языка и литературы, но, в-первую очередь,  содержит в себе все обозначенные выше векторы и соответствует новым требованиям, предъявляемым к    филологическому образованию.

 

 

 

 

 

                   Список использованных источников:

  1. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. — М.: Искусство, 1986. — 444 с 
  2. Белова, Н.А. Филологический анализ художетсвенного текста: реализация интеграции лингвистического и литературоведческого подходов в школе: Учебно-методическое пособие / Н.А. Белова. —Саранск: Мордов. гос. ун-т, 2008. — 205 с.
  3. Данилюк, А. Я., Кондаков, А. М., Тишков, В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. — М.: Просвещение, 2009. — 24 с.
  4. Мишатина, Н.Л. Методика и технология речевого развития школьников: лингвоконцептоцентрический подход. Монография / Н.Л. Мишатина. — СПб.:«Сага» – «Наука», 2009. — 264 с. 
  5. Щукин, А.Н. Лингводидактический энциклопедический словарь/А.Н. Щукин.- М.: Астрель: АСТ: Хранитель, 2007.- 746 с.

 

Другие публикации автора

17 февраля 2023
Формирование УУД
17 февраля 2023
Образ образования
19 марта 2023
Анализ текста
Поделиться:

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий.
Icon