ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ ВЫСОКООРГАНИЗОВАННЫХ ГРУПП В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ: ЭКОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

19 апреля 2023 // Эдуард Патраков

Исследование выполнено при поддержке РФФИ, проект №19-29-14067.

Цифровизация генерирует новые условия социального функциониро‑ вания разных сообществ (А.Л. Журавлев, В.И. Панов, Т.П. Емельяно‑ ва, Т.А. Нестик и др.), что ведет к трансформации форм и содержания социального взаимодействия. В наиболее широкой трактовке социаль‑ ные взаимодействия предполагают обмен информацией и получение обратной связи (М. Вебер, А.И. Кравченко, Т. Парсонс). Но и С.Л. Ру‑ бинштейн писал, что «первейшее из первых условий жизни человека – это другой человек», обозначив психологическое содержание этого фе‑ номена. Мы фокусируемся на цифровой трансформации социальных взаимодействий в высокоорганизованных группах. Это исследование представляет собой своеобразное эхо исследований, проведенных в 2004–2008 гг. в рамках кандидатской диссертации о формировании команд (Э.В. Патраков). Характеристика деятельности групп, клас‑ сификация их уровней исследуются на протяжении нескольких де‑ сятилетий рядом специалистов, в исследованиях, посвященных раз‑ витию социальной психологии труда (А.Л. Журавлев, Т.А. Нестик). Цифровизация трансформировала структуру, содержание профессио‑ нальной деятельности, систему экономических отношений, а в неко торых случаях приблизила игру и труд, что в итоге привело к транс‑ формации социальных взаимодействий в разных видах деятельности (В.И. Панов, Э.В. Патраков). Опыт тренингов в 2008–2016 гг. без учета цифровизации, в кото‑ рых в общей сложности участвовало свыше 800 человек из несколь‑ ких десятков коллективов, позволил сформировать совокупность показателей, оценивающих уровень развития группы: организаци‑ онно-психологическая группа показателей (цель, результативность, согласованность профессиональных ролей и функций) и социаль‑ но-психологическая группа показателей (способ решения проблем, отношение к личности, межличностные отношения). Уровень каж‑ дого из перечисленных показателей предлагалось классифицировать по шкале от 1 до 5, где 5 – наибольший уровень выраженности пока‑ зателя. Например, для целей группы значение «5» означает ее пол‑ ную ясность, согласованность, принятие всеми участниками группы. Интерпретация уровня развития групп с точки зрения экопсихо‑ логической теории субъект-средовых взаимодействий (В.И. Панов) за‑ ключается в следующем: базовый уровень социального взаимодействия характерен для самого начального этапа формирования групп. Такой уровень соответствует объект-объектному типу в системе отношений «индивид–группа». Группы данного уровня не участвовали в исследовании. Очень низкий уровень соответствует объект-субъектному или субъект-объектному типам взаимодействия (например, цель воз‑ действия не вполне понятна субъектам взаимодействия, но они мо‑ гут быть вынуждены подчиняться ей). Низкий уровень соответствует субъект-обособленному типу, поскольку цель и другие характеристики объявлены формально, результат взаимодействия можно оха‑ рактеризовать как отрицательный. Средний уровень соответствует субъект-порождающему типу, т. е. сотрудники находятся в процессе совместного обсуждения, чтобы позиция, ситуация, цель «устраи‑ вала всех» участников. Высокий уровень соответствует субъект-сов‑ местному типу, взаимодействие принимает коллективный характер согласованного совместного действия.  

Проведение опроса по данной модели в период перевода на дистанционный режим работы (n=315, 12 групп социономических, техноно‑ мических и сигнономических профессий) и последующее сравнение по U-критерию Манна–Уитни позволили сделать выводы: 

– для сигнономических специальностей различий между доцифровым и цифровым периодами не выявлено; мы можем это объяснить тем, что содержание деятельности и специфика взаимодействий специалистов в области IT не изменились; 

– для технономических профессий была выявлена редукция социально-психологической группы показателей; это объяснимо тем, что минимизация «живых» социальных взаимодействий вела к снижению понимания, обеднению передачи информации; 

– для социономических специальностей имелась редукция по всем группам показателей: от субъект-совместного к субъект-порождающему, а для педагогов – к субъект обособленному, т. е. к поиску новых фактов, факторов, условий социальных взаимодействий, детерминированных цифровой средой. Экспресс-опрос групп данных специальностей, проведенный через полтора – два года (в настоящее время) показал, что группы вновь демонстрирова‑ ли достаточно высокий уровень взаимодействия. Но, оставаясь прежними по цели, имели место изменения содержания и формы взаимодействия, что позволяет сделать интегральный вывод исследования о том, что субъект-порождающий и субъект-совместный типы взаимодействия в условиях цифровой информационной среды подвергаются наибольшей трансформации.

https://elibrary.ru/item.asp?id=50090107

Другие публикации автора

Поделиться:

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий.
Icon