Проблема трансформации образовательных отношений в начальной школе в условиях цифровизации.

10 сентября 2020 // Наталья Заиченко

Доклад по проблеме трансформации образовательных отношений в начальной школе представлен на VI виртуальном Международном форуме по педагогическому образованию «Перспективы и приоритеты педагогического образования в эпоху трансформаций, выбора и вызовов» (Казань, май 2020) Доклад посвящен теме возможных изменений отношений между преподавателем и обучаемым при включении в процесс обучения активных компьютерных практик.
Аннотация к Докладу на международной конференции.Презентация доклада размещена на указанном внешнем ресурсе В условиях развития цифровых технологий и их проникновения во все сферы общественной жизни система общего образования сталкивается с новыми вызовами. Цифровизация образования рассматривается нами как качественно новая ступень развития полисубъектных отношений в условиях компьютеризации и информатизации. “Цифра” становится технологическим стандартом, универсальной платформой, на которой могут в единой информационной системе поддерживаться управленческие и педагогические инновационные решения. Говоря об изменениях в системе образования, следует в первую очередь обратить внимание на педагогические аспекты цифровизации, оценить потенциальные приобретения и риски. Принято считать, что подлинные педагогические инновации, в отличие от технологических усовершенствований - становятся значимым фактором развития только тогда, когда они приводят к изменению отношений между участниками образовательного процесса. Цифровизация проникает во все сферы образовательных отношений и вместе с новыми возможностями формирует значимые проблемы как управленческого, так и психолого-педагогического характера. Представления участников образовательных отношений - школьников, учителей, родителей, администраторов – о значении «цифры» в образовании могут быть существенно различными, даже диаметрально противоположными, что создает предпосылки для увеличения транзакционных издержек и расширяет зону контекстных рисков в отношениях между субъектами. В целях выявления реальных механизмов перехода к «цифре», полезно рассмотреть его возможные проявления на частных примерах, не пытаясь сразу же построить единую модель цифрового образования. Настоящий доклад посвящен одному из частных, но весьма значимых проявлений цифровизации - возможному изменению отношений между преподавателем и обучаемым при включении в процесс обучения активных компьютерных практик. Тема раскрывается в докладе на основе данных, собранных в рамках масштабного педагогического эксперимента - проекта "Учим учиться". В выборку включены более 2000 обучающихся из 41 школы Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Эксперимент начат в 2018 году и на момент марта 2020 года в него включились школы из других регионов РФ. Технологической основой проекта является цифровая платформа, на которой поддержаны роли различных субъектов образовательных отношений: обучающихся, родителей, педагогов, психологов, администраторов образовательных учреждений. На этой платформе фиксируются учебные действия учащихся начальной школы. Цифровой след становится доступным взрослым – учителям и родителям, которые осуществляют педагогическое сопровождение учебной деятельности школьников. Анализ собранных данных дает исследователю возможность прогнозировать поведение и выявлять проблемы в коммуникациях между различными субъектами отношений, формировать модельные стратегии по изменениям правил взаимодействия между учеником и учителем, школой и семьей.

https://www.hse.ru/org/persons/202782

Другие публикации автора

Поделиться:

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий.
Icon