ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

02 ноября 2020 // Асиет Беданокова

Описывается проблема выбора профиля обучения учащимися 7-х классов в условиях цифровизации и транспрофессионализма

Глобальное развитие процессов технологизации и цифровизации определяет востребованность ИТ-специалистов практически во всех сферах деятельности, включая гуманитарные и естественнонаучные. 

Федеральная программа "Цифровая экономика Российской Федерации", утвержденная 28 июля 2017 года, направлена на рост цифровой экономики посредством развития национального ИТ-сектора. По мнению аналитиков портала hh.ru, топ-10 профессий следующего десятилетия возглавит биоинженер. Потребуются биоинформатики - специалисты по анализу биологических и фармакологических данных с использованием компьютерных программ. Востребованы будут создатели самонастраивающейся среды, специалисты по робототехнике, кибербезопасности и альтернативной энергетике; технологи автоматизированных технологических систем; нейротехнологи; инженеры, архитекторы виртуальной и дополненной реальности. Аналитики рынка и финансовые консультанты также применяют технологии искусственного интеллекта. Как видим, конкурентное преимущество на рынке труда будут иметь специалисты, имеющие профессиональные компетенции в межпредметных отраслях, одна из которых так или иначе касается цифровых технологий. В этих условиях к проблеме профилизации обучения в школе добавился новый аспект: как выбрать профиль обучения, соответствующий одновременно и имеющимся способностям, и перспективной специальности, которую ученик планирует получить после обучения в ВУЗе? Не препятствуют ли имеющиеся в школах профили обучения транспрофессионализму, ведь универсальный профиль обучения имеется не во всех школах? В нашем исследовании приняло участие 125 учащихся 7-х классов средней школы в возрасте 12-14 лет. С целью диагностики профессиональных предпочтений использовалась методика Осницкого А. К. «Субъектно-ориентированная адаптация дифференциально-диагностического опросника». На основе ответов учеников определялись склонности к определенным сферам деятельности. 58 (46,4%) учеников сделали однозначный выбор одной определенной сферы деятельности. Из них 17 (29,3%) человек выбрали либо сферу «техника», либо «знаковая система». 35 (28%) человек выбрали преимущественно две сферы деятельности, 20 из них – выбор включает сферу «знаковая система», и 9 сочетают обе выбранные сферы: и «техника», и «знаковые системы». 32 (25,6%) ученика распределили свой выбор между тремя и более сферами деятельности: по сути, они не определились с выбором сферы деятельности, и, соответственно, с профилем обучения. Выбор 13 из них включает сферу «знаковые системы». Сферу деятельности, связанную со «знаковыми системами» так или иначе указали 50 человек (40% процентов выборки). Мы полагаем, что отсутствие одного определенного выбора вида деятельности не является недостатком в их профессиональном самоопределении, как предполагали ранее, поскольку наличие множества интересов отвечает критерию транспрофессионализма, как конкурентного преимущества. Проблемой является не то, что они не смогли сделать выбор определенной деятельности, а то, что они выбрали несколько видов в соответствии со своими интересами, а вот образовательная среда не всегда может предложить такую систему обучения, которая включала бы одновременно все виды деятельности, которые им подходят. 

http://brainres.ru/work/Sudak_2020_16_Congress_Proceeding_electron_version.pdf#page=89

Файлы
  1. Беданокова_Sudak_2020_16.pdf

Проект

Другие публикации автора

Поделиться:

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий.
Icon