ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

04 ноября 2020 // Светлана Писарева

В статье рассматриваются некоторые особенности организации педагогической поддержки в цифровой образовательной среде; представлены некоторые результаты исследования трансформации средств психолого-педагогической поддержки учащихся в цифровой образовательной среде.

Современный сложный и неопределенный мир все чаще ставит перед школой новые задачи, требующие достаточно быстрого и обоснованного решения. Основные горизонты развития современной сферы образования во многом обусловлены расширяющейся цифровой трансформацией отраслей экономики и социальной сферы, которая в настоящее время в соответствии с Указом Президента «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» является одной из национальных целей развития страны. Цифровизация образования рассматривается авторами статьи как качественно новый этап развития образования в условиях смены технологического уклада общества, перехода к цифровой экономике, который предполагает использование в процессе обучения новые педагогические средства – «цифровые инструменты» для организации образовательного процесса, в частности, для педагогической поддержки учащихся. 

Как известно, концепция поддержки ученика была предложена О.С. Газманом, который определял ее как процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, здоровом образе жизни [2].

Поддерживая и развивая эту точку зрения, авторы статьи рассматривают педагогическую поддержку как интегральную сущностную характеристику педагогической деятельности [5], которая заключается в оказании помощи растущему человеку в самоопределении и самореализации в ситуациях возникновения трудностей; как самостоятельную профессиональную задачу учителя – оказание содействия самоопределению ученика в образовательном процессе. Особенность этой профессиональной задачи заключается в том, что каждый этап её решения осуществляется учителем совместно с учеником и ориентирована на совместный с учеником поиск оптимального решения проблемы (задачи) в сложившейся ситуации. Это в свою очередь предполагает поиск причин возникновения проблемы, т.е. проведение диагностики, а затем обсуждение вариантов взаимодействия в деятельности по решению проблемы, совместное обсуждение с учеником успехов и неудач. Рассмотрим каким образом педагоги решают эту задачу на практике. 

Как показала практика массового перехода на формат дистанционного обучения, для организации взаимодействия субъектов процесса обучения реализация педагогической поддержки в цифровой образовательной среде становится принципиально важным условием. 

Выявление актуальных по мнению педагогов проблем подростков, разрешение которых возможно в процессе психолого-педагогической поддержки, а также анализ используемых педагогами средства поддержки в современных условиях расширяющейся цифровизации образования стали целью массового опроса, в котором приняли участие 394 педагога школ одного из районов Санкт-Петербурга и более 545 педагогов школ Ленинградской области с целью выявления используемых в образовательной практике средств психолого-педагогической поддержки учащихся в цифровой образовательной среде основной школы (5-9 классы). 

Важнейшим условием осуществления педагогической поддержки является выявление и понимание педагогом проблем, важных для подросткового возраста. Респондентам было предложено отметить значимость следующих проблем для школьников 5 – 7 классов и 8 – 9 классов: освоения предметного содержания, коммуникации и поведения, личностно-эмоциональные проблемы школьников, профессионального самоопределения в цифровой среде, информационной безопасности, информационной культуры, психосоматического здоровья в цифровой среде. 

Независимо от места расположения школы, педагоги выделяют одинаковые, по их мнению, проблемы, характерные для подростков. Так, и у младших и у старших подростков отмечены как наиболее значимые и проявляемые во взаимодействии личностно-эмоциональные проблемы, что характерно для этого периода в развитии личности. 

Вторая группа проблем, в определении которых также не выявлено существенного различия в ответах педагогов школ, находящихся в разных социокультурных условиях, являются проблемы коммуникации и поведения для учащихся 5-7 классов и проблемы освоения предметного содержания в 8-9 классах. 

Проблемы коммуникации и поведения естественны для младших школьников, о чем свидетельствуют различные исследования психологов. Но проблемы освоения предметного содержания, наблюдаемые педагогами у старших подростков, требуют самого серьезного внимание, т.к. проявляются в несформированности познавательных умений, неготовности к осуществлению самостоятельной познавательной деятельности и т.п., что приводит к академической неуспешности и трудностям в построении своей образовательной траектории, влечет за собой снижение мотивации к осознанному образовательному выбору  

  Что является источником знания об этих проблемах? К сожалению, как показал проведенный опрос, по-прежнему главным источником этого знания для педагогов является наблюдение. Необходимо отметить, что в данном случае наблюдение не рассматривается педагогами как исследовательский метод, который реализуется по определенной программе, с последующим анализом полученных результатов. Речь скорее идет о мнении учителя о том или ином своем ученике, основанном на видимых проявлениях трудностей, испытываемых им. 

На рисунке видно, что позиция «результаты мониторинга» значимее для педагогов Ленинградской области как источник информации о проблемах учеников, нежели чем у педагогов Санкт-Петербурга. На наш взгляд, это может быть объяснено тем, что в школах Ленинградской области уже на протяжении нескольких лет реализовывался проект федеральной инновационной площадки РАО «Создание и внедрение системы сопровождения психологической безопасности субъектов образовательного пространства Ленинградской области» (рук. Академик РАО, д.психод.н., профессор И.А. Баева) [4]. В настоящее время школы Ленинградской области принимают участие в крупномасштабном исследовательском проекте РАО «Растем с Россией». Педагоги, вероятно, прочувствовали целесообразность реализации исследовательского подхода к сбору информации о проблемах своих учеников, которые могут быть разрешены средствами образования.

Новые возможности, создаваемые информатизацией для диагностики проблем и взаимодействия педагога и учащихся, сегодня также используются в педагогической практике. 

Проведенный нами опрос показал, что педагогами часто используются в работе следующие цифровые инструменты психолого-педагогической диагностики проблем учащихся: электронная почта (72%); сетевые службы обмена сообщениями, например, WhatsApp (64%); социальные сети и средства онлайн взаимодействия (скайп, Zoom, видео звонок и пр.) (53%); чаты (46%). Назначение этих цифровых инструментов, в первую очередь, установление взаимодействия, быстрой коммуникации или коммуникации «лицом-к-лицу» в ситуации удаленного контакта. Для диагностики они могут быть использованы в совокупности с другими специальными средствами. Однако, в этом ряду современные цифровые инструменты именно диагностики проблем занимают не самые высокие позиции: программы для проведения тестирования (25%); форумы (20%); средства сетевого анкетирования (18,5%); средства проведения мобильных онлайн опросов и голосований (17%). 

Обращают на себя внимание те средства диагностики проблем, о которых педагоги знают, что это такое, но не имеют опыта работы с ними. Эта информация рассматривается нами как запрос на повышение квалификации. Свои запросы педагоги сформулировали таким образом: ведение блога (46%), освоение средств проведения мобильных онлайн опросов и голосований (39%), освоение средства сетевого анкетирования и программ для проведения тестирования (27%). Вероятно, по данной проблематике могут быть созданы массовые открытые онлайн курсы, которые цифровой средой своей реализации могут способствовать разрешению и других трудностей педагогов. 

Современные цифровые инструменты профессиональной педагогической деятельности учителя расширяют инструментарий педагогической поддержки. Однако, в практике педагоги используют традиционные средства. Ниже в таблице систематизированы наиболее часто упоминаемые педагогами средства:

Таблица 1

Категории проблемСредства педагогической поддержки, используемые учителем (наиболее частое упоминание)
освоения предметного содержанияконсультации, индивидуальные консультации 
коммуникации и поведениябеседа, доверительная беседа, индивидуальная беседа 
личностно-эмоциональные проблемы школьников беседа, индивидуальная беседа 
профессионального самоопределения в цифровой средебеседа, классный час, не использую 
информационной безопасностибеседа, классный час, консультация 
информационной культурыбеседа, классный час, консультация 
психосоматического здоровья в цифровой средебеседа, классный час, консультация, не использую   

 

Как показало исследование, проведенное в ВШЭ, «коммуникация исключительно через электронную почту или мессенджеры многими учителями воспринимается как работа в дистанционном формате через электронные ресурсы» [3, с. 15]. Приведенные выше данные коррелируют с этим выводом, потому что только третья часть опрошенных использует цифровые инструменты взаимодействия с учеником в сере обучения и воспитания:

  • 36% - электронные средства учета достижений учащихся;
  • 33% - цифровые (оцифрованные) учебники и УМК (атлас, карта, сборник задач и т.п.);
  • 30% - цифровые учебные объекты (обучающие программы, виртуальные экскурсии, серии опытов и пр.).

Но при этом 37% опрошенных знают, что такое сетевые проекты, но не умеют пользоваться ими, а 33% хотели бы освоить средства анализа данных о протекании учебного процесса в электронной среде (учебная аналитика)

Итак, предложенное выше понимание педагогической поддержки позволяет выделить в качестве ведущего принципа её проектирования принцип выявления и построения ценностно-смыслового поля самоактуализации ученика в образовательном процессе. При этом в существующем многообразии способов осуществления педагогической поддержки диалогическое общение  выступает как наиболее продуктивный способ становления субъект-субъектных отношений, развития представлений о себе  и способов самоанализа (С.Л. Братченко, А. В. Мудрик, Н. Н. Михайлова, С. М. Юсфин, В. А. Петровский,  В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман).

Исследователи подчеркивают значимость дидактических принципов обеспечения стратегий взаимодействия в цифровой среде, доминирования субъектной позиции ученика и процесса учения, преемственно связанного с дидактическими принципами воспитывающего и развивающего обучения, обучения в сотрудничестве (принцип интерактивности) и принципом включённого оценивания. Реализация этих принципов ориентирована: 

  • на построение учебного процесса в контексте активной многосторонней коммуникации, осуществляемой в разных формах (реальная, виртуально-сетевая) между обучающимися, педагогами и другими субъектами, вовлеченными в образовательный процесс;
  • на приоритетное использование групповых (командных, коллективных) форм организации учебной работы, опирающихся на социальные механизмы обучения – коммуникацию, кооперацию, конкуренцию, взаимообучение и взаимооценивание;
  • на трансформацию контролирующего (констатирующего) оценивания в непрерывную, персонализованную диагностико-формирующую оценку учебной успешности, осуществляемую непосредственно в процессе выполнения учебных заданий;
  • на использование технологии «цифрового следа», которая позволяет сделать лонгитюдный подход нормой образовательного процесса, в накопительном режиме отслеживая персональные показатели развития и учебные результаты обучающегося, фиксируемые в процессе включённого оценивания [1, с.32 - 39].

 

Список литературы

 

  1. Блинов В.И., Дулинов М.В., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С. Проект дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения. М., 2019, с.32 – 39
  2. Газман О.С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы. М.: МИРОС, 2002. Доступ: http://instrao.ru/images/E_library_Novikovoi/Books/Газман_О.С._Неклассическое_воспитание.pdf
  3. Проблемы перехода на дистанционное обучение в Российской Федерации глазами учителей / Д. И. Сапрыкина, А. А. Волохович; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2020. — 32 с
  4. Система сопровождения психологической безопасности субъектов образовательного пространства. Официальный сайт ЛОИРО. [Электронный ресурс] Доступ: https://loiro.ru/projects/sistema-soprovozhdeniya-psikhologicheskoy-bezopasnosti-subektov-obrazovatelnogo-prostranstva/
  5. Шавринова Е.Н. Становление системы педагогической поддержки ребенка в образовательном учреждении – автореферат на соискание ученой степени к.п.н., СПб, 2008

Другие публикации автора

Поделиться:

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий.
Icon