Веб-мастерская 7. Учитель в цифровом мире

12 ноября 2020

10 ноября 2020 г. прошла седьмая веб-мастерская из цикла «Цифровая трансформация школы».

Веб-мастерская «Учитель в современном мире» была посвящена обсуждению шестого раздела Хартии цифрового пути российской школы. 

Вели встречу: 

Алексей Львович Семенов, руководитель Программы РФФИ, академик РАН и РАО;

Артем Симонович Соловейчик, главный редактор Издательского дома «Первое сентября», пресс-секретарь программы «Цифровая трансформация школы».

В обсуждении участвовали: 

Сергей Игоревич Богданов, ректор Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, доктор филологических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования;

Сергей Александрович Ловягин, заслуженный учитель России, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой STEM ЧОУ «Хорошевская школа»; руководитель проекта «Оптимизация содержания школьного естественнонаучного образования для обеспечения процесса цифровизации общего образования с учетом современных тенденций развития содержания естественнонаучного образования».

 

Смотреть веб-мастерскую: 

на YouTube-канале

на странице в Фейсбуке  

Смотреть интервью с Сергеем Александровичем Ловягиным 

 

Обсуждаемый раздел Хартии

Учитель

Используя и развивая все способности и возможности расширенной личности, учитель учится вместе с учениками, организует взаимодействие и развитие учащегося сообщества, дает обратную связь и мотивирует учеников.

 

 

О разделе «Учитель» Хартии цифрового пути российской школы

Алексей Семенов

Почему мы вспомнили о расширенной личности? Это ключевой вопрос для самых разных аспектов образования. Когда учитель обращается к ученику с каким-то вопросом и ученик смотрит в мобильник и, сверившись с тем, что у него на экране, дает ответ. Какова реакция учителя? Он приходит в ужас или считает это вполне нормальным? Мобильник – часть расширенной личности ученика. Когда мы задаем ребенку сочинение, может ли он при этом пользоваться компьютерной клавиатурой и редактором текста, который ему подскажет орфографию, или нет? И если сам учитель, прежде чем ответить на вопрос ученика, заглядывает в энциклопедию в телефоне или в энциклопедию, стоящую на полке в кабинете, – это падение его авторитета или сигнал того, что он ведет себя как любой цивилизованный человек? Это и есть вопрос о расширенной личности. 

Если говорить о роли учителя вообще, то идет много споров о том, как по-новому выстраивать отношения между родителем, учеником и учителем. В нынешней ситуации мы должны пересмотреть школу. Вся Хартия об этом. Но сегодня мы говорим о позиции учителя. Какова его роль? Может ли быть больше внимания к каждому ребенку на экране? Или, наоборот, внимания будет меньше, поскольку он не видит весь класс как раньше? Может ли он вернуться к фрагменту записанного урока и обсудить с учеником индивидуально какой-то вопрос, или это противоречит правам ребенка, родителя? Родитель стоит за ребенком и общается с учителем или родителю в этом процессе нет места? Эти вопросы будут возникать, когда мы вернемся в классы. Но у нас уже будет другое сознание, другое видение возможностей. Мы не устраним возможности дистанционной коммуникации, а сохраним их. 

 

Что приходится делать при подготовке будущих учителей? Сейчас в школе одно, а готовить надо к будущему… Как Вы видите современного педагога сегодня?

Сергей Богданов

У меня нет никаких сомнений в том, что ученик может пользоваться и компьютером, и телефоном, в том числе и при написании сочинений. Все это правильно. Но хотелось бы поделиться сомнением. Когда мы говорим о расширенной личности («… личность человека расширена калькулятором, автоматическим переводчиком, доступом ко всемирной паутине и другими цифровыми средствами…»), мне кажется, что есть противоречие между словами и понятиями. Личность не может быть расширена за счет средств. Личность может быть расширена за счет каких-то компетенций, возможностей, широты используемого контента, но ни в коем случае не через средства. И вот тут возникает центральная проблема для современного педагога. Современный педагог должен обрести у себя внутри интеллектуальный, эмоциональный, нравственный компромисс, с одной стороны, между традиционным форматом обучения, характерным для традиционной культуры, когда первичным являются не средства, а отобранный сакральный контент, опыт поколений. И главная задача – не столько развитие личности, сколько передача сакральных выработанных поколениями педагогов знаний. С другой стороны, в последние десятилетия в стране серьезно развивается программа либерального образования. Здесь за основу берется развитие личности конкретного обучаемого, возможность педагога учиться вместе с ним, возможность и необходимость для обучаемого выработки самостоятельного построения образовательного маршрута. Вся идеология Хартии опирается на это. 

У нас технология опередила тот контент, который с ее помощью обрабатывается. И это большая проблема. Нужно учить ребенка навигации в этом безбрежном мире. Это не вполне оценено, и этому мы не сумели этому в массе обучить детей. 

Проблема состоит в том, чтобы учитель нашел разумный компромисс между развитием собственно личности ученика и классической традицией. 

 

Когда есть всё, как меняется образование?

Сергей Ловягин

С ребенком надо говорить на его языке, если мы хотим донести до него какие-то высокие идеалы, культуру, традицию. Нужно «присесть на корточки», чтобы воспринять ту ситуацию, в которой сейчас находятся дети и наука. Примерно такая же гигантская дистанция. Наука «прыгнула» до такой высоты, что нужно обновлять содержание образования, чтобы ребенок понимал, что происходит в науке. Понятно, что это невозможно. Но невозможно и не обновить. Поэтому мы решили продумать концепцию, реальные шаги, как можно было бы обновить содержание образования, не перегружая детей и обеспечив их понимание, что и есть самое сложное. 

Речь идет о том, чтобы привлечь цифровые средства для решения нерешаемых проблем. Чтобы содержание образования вошло в сознание ребенка (не в учебник!).

Мы хотим, чтобы вся структура естественных наук покоилась на больших идеях и могла донести эти большие идеи до ученика. Особенно сложно в этом пронизать обучение большими идеями. Без цифры это невозможно. Если у нас нет среды с сеткой понятий, мы это сделать не сможем. 

 

Цифра в этом помогает. Но ведь учителя это делали и до цифры. Что изменилось?

Сергей Ловягин

Возможны разные подходы к цифре. Один – мы делаем то же самое, только с цифрой теперь чуть быстрее и удобнее. Этот подход не очень перспективен. А можно при помощи цифры менять то, что мы делали. Не то же самое продолжаем делать с цифрой, а цифра помогает нам, например, полностью перестроить курс, начав с результатов. Результаты – то что стоит на самой вершине, и то, что у нас вроде и не особо определяет содержание образования в программе в данный момент. Мы начали с результатов и выстроили весь процесс как некоторую логическую цепочку так, чтобы он «бил» в эти результаты. Это можно сделать только в цифровой среде, потому что удержать это в сознании учителя или ребенка невозможно. А в цифровой среде это можно сделать. Мы можем по-новому осмыслить, описать и стандартизировать сами образовательные результаты. Мы можем с помощью цифры оценить универсальные учебные действия или гибкие навыки. 

Если есть платформа, ученик постоянно на ней что-то делает. Выполнил задание, выложил, учитель его оценил. Результат копится. И по тому, что произошло, я могу заложить алгоритм, и искусственный интеллект будет понимать, разбираться, подсказывать учителю, что на самом деле происходит с ребенком, какие гибкие навыки у него есть, формируются они или нет. И это помимо освоения предметов. Когда мы этот процесс видим в цифре, мы очень многое можем сказать об ученике, чего раньше не могли сделать. 

 

Алексей Семенов

Помимо точного, быстрого измерения и визуализации данных измерения, цифра позволяет школьнику вести наблюдения, открывать и формулировать законы, совершать самостоятельное открытие. 

Все, что происходит, записывается, фиксируется, улучшается, меняется. Позволяет взаимодействовать ученику и учителю и давать обратную связь, осуществлять оценивание – оценить работу ученика и учителя и сопоставить с какими-то индивидуальными или внешними эталонами. Это и про цифровые технологии, и про человека. Про самого учителя, который посмотрит на работу учащегося и как-то к ней отнесется, самого ученика, который сам посмотрит на свою работу как бы со стороны, в видеозаписи и как-то к этому отнесется, вступит в диалог с учителем. Внешний эксперт, к которому тоже можно обратиться в самых разных ситуациях, от проверки объективности оценивания работы ученика до аттестации самого учителя. Это человеческий пласт.

Накапливая этот сырой первичный необыкновенно ценный материал о работе ученика и работе учителя, можем оценочную процедуру со стороны эксперта передать искусственному интеллекту. Обладая большими объемами данных, можно выносить на их основе те или иные рекомендации или прогнозы. И достижением будет считаться не то, что учитель вырастил олимпиадника из олимпиадника, а то, что, например, пятиклассник без каких-то знаний в девятом классе смог написать свое первое осмысленное эссе…

Большие данные, искусственный интеллект дополнят функцию учителя, внешнего администратора, инспектора, министерства просвещения. 

 

Артем Соловейчик

Много разных входов. Это может пугать тех, у кого есть внутренний барьер принятия той ситуации, которая возникла сейчас. 

В Хартии нет практически ничего о технологиях, кроме одной короткой фразы, которая относится к любому образованию, цифровому и нецифровому: «Используя и развивая все способности и возможности расширенной личности»… Личность расширена не только технологией. Но технологии нам позволяют все способности задействовать.

«… учитель учится вместе с учениками» – такая фраза в середине прошлого века была редкостью. Сейчас это уже принятая история, что мы учимся вместе с учениками. 

«… организует взаимодействие и развитие учащегося сообщества»… «Учащееся сообщество» эта фраза тоже не звучала в прошлом веке, это тоже новое явление, совершенно понятное и принятое.

«… дает обратную связь и мотивирует учеников»… Тут даже претензий предъявить невозможно, даже если я приверженец каких-то «традиционных» устоев. Это мечта, чтобы так сложилось в моей практике. 

Все то, что и стояло как сверхзадача для учителя, сфокусировано в Хартии. Теперь каждый учитель может это делать, а не только великие, продвинутые и т.д. Потому что есть технологии, которые позволяют каждому учителю для всех детей это сделать. 

 

Сергей Ловягин

Мы можем восполнить, помочь решить все те задачи, которые всегда стояли перед учителем. 

Никто не говорит, что надо усадить детей перед компьютером и чтобы они круглосуточно сидели перед компьютером. Ситуация сейчас вынуждает нас это делать. Это не цифра нас вынуждает, нас вынуждает коронавирус. 

Опасения, что учитель превратится в статиста, безосновательны. 

Мы в «Хорошколе» уже четвертый год используем цифровую платформу. Работали на разных платформах. Сейчас работаем на быстро эволюционирующей платформе СберКласс. Мы хотим превратить учителя из артиста, который постоянно о чем-то вещает классу, держит его в своем поле непрерывного воздействия, определяя полностью всю педагогическую ситуацию в классе на протяжении 45 минут, в т.ч. в наблюдателя. Мы за три года перешли к ситуации, когда класс работает, в очень большой степени самостоятельно. Учитель «солирует» пять минут за урок. Ученики уже не дергают учителя, когда нужна какая-то помощь. Мы научились так настраивать платформу, так писать для учащихся инструкции, чтобы ученик понимал, что ему следует делать. Мы научились писать задания так, чтобы ученику не нужны были дополнительные разъяснения учителя. И тогда платформа обеспечивает нам индивидуализацию уде сейчас примерно на 99 %. Чем занимается учитель? Он не является статистом. Он создает эти задания для ребенка. Он дает ему обратную связь в тех сложных задачах, которые нельзя пока еще алгоритмизировать с помощью компьютера: тест компьютер проверить может, а эссе пока еще нет. Роль учителя ничуть не меньше. Просто она стала сложнее. Мы рутинные операции отдали компьютеру и занимаемся более серьезными, более важными вещами. Мы занимаемся развитием ребенка. 

 

О мотивации

Алексей Семенов

Мотивирующая роль учителя. Как «завести», воодушевить детей на эксперимент, на самостоятельный поиск? Это важнейшая задача. 

Как с этим справиться на дистанте, когда нет непосредственного контакта? Ты видишь на экране 30 голов, видишь всех. Видишь, если кто-то встал и вышел. Видишь, если кто-то из учеников делает что-то другое у себя на гаджете. 

Мотивирующий момент: взять из записи небольшой кусочек, взять отдельного ученика и потратить три минуты, чтобы во время классного часа или индивидуальной консультации спросить его: «А ты точно понял, что происходило, когда ты отвлекся?» Или: «А как ты сделал этот вывод?» Или похвалить: «Какой замечательный вопрос ты задал! Сам послушай!» Конечно, это время учителя. Но это максимальный уровень индивидуализации, максимальная возможность для мотивации и демотивации. Это потенциальная возможность в цифровой школе для большей индивидуализации, меньшей статичности, большего содержательного обсуждения с ребенком того, что он делает на уроке или дома. 

 

О платформе

Сергей Ловягин

Чем хороша платформа СберКласс? Она по сути пытается аккумулировать опыт и содержание лучших учителей и бесплатно предоставить всем. Для этого не нужен супермощный компьютер, планшет. Достаточно простенького смартфона.  

Любой учитель является в большей или меньшей степени и исследователем. Он наблюдает, делает выводы… Вопрос в том, рефлексирует он или нет. Сознательно он это делает или нет. Наше исследование позволяет этот опыт транслировать всем учителям. Возможность осознанно работать с классом. Многие примитивные вещи за учителя делает платформа, а ему дается уникальный шанс: подняться до исследователя и наблюдать за ребенком более внимательно и делать при помощи платформы правильные выводы. 

 

Вопросы и комментарии из чата

Было интересно, такие встречи очень нужны.

Спасибо! Все интересно! Но должна быть техника и связь...

Все доступно, верно сказано

Хорошо мечтать. А когда это реализуется? Нужны молодые кадры в школы, а они не идут. Зарплата маленькая.

Добрый вечер. Что, совсем переходим на цифру?

Думаю, самое ценное – это умение добывать информацию. Отбирать нужное и отфильтровывать лишнее. Это вечный вопрос про удочку и рыбу: дать готовую рыбу или дать удочку, чтобы эту рыбу поймать.

добрый вечер! А скажите, пожалуйста, коллеги, у всех есть на работе компьютеры?

Да, свой ношу, собственный))

А как оснащены кабинеты компьютерами?

Большое спасибо, Сергей Игоревич! Нас не слышат, может к Вам прислушаются)))

Вы правы, нас не слышат, слушаем только мы.

Мы не разрешаем ученикам.

Подскажите, а эта Библия будет одобрена РПЦ?

Как научить 30 детей дистанционно?

Выписать аттестаты их родителям,

Благодарю, за внимание к моему вопросу и ответ!

Добрый вечер. коллеги. Я согласна как родитель и бабушка с данным высказыванием.

Приведите, пожалуйста, конкретный пример)))

То есть учитель превратится в статиста?

Бедный учитель!!!

Это печально, не хотелось бы так...

Очень жаль((((((

Это интересно видеть в развитии.

Дети должны учиться очно, в социуме, они и так погружены в мир гаджетов.

Я считаю, что обучать детей онлайн вполне реально, из-за коронавируса же мы вели уроки удаленно, но вот сдавать зачеты, экзамены только очно лучше.

Согласна, но только по билетам.

Какую платформу можете посоветовать для детей с ОВЗ?

Учителю необходимо показать и научить пользоваться цифрой, значение тех приемов и методов, которыми можно достичь результатов, но что делать, если не у всех детей на удаленке есть элементарный компьютер, связь?

Очень согласна, нагрузка зашкаливает.

Всё течёт, всё изменяется, и чем гибче мы будем, чем быстрее приспособимся к цифре, к новым технологиям, тем «живучее», жизнеспособнее окажемся, закон эволюции.))

Всю дистанционку работали на платформе zoom. 3 класс. Это лучше, чем дети учились с родителями сами.

А почему Вы думаете, что учителя ничего не знают?

Я думаю, по любому в будущем на 90% уйдем в онлайн-обучение, поэтому надо уже сейчас готовить себя к этому.

1) Современному педагогу нужно обрести компромисс между традиционными средствами обучения (сакральные выработанные педагогические аспекты) и цифровыми технологиями. 2) Цифровое образование ни в коем случае не перегружает и обеспечивает понимание. 3) В цифровом мире не забываем про духовный рост личности ученика. 4) Учитель учится вместе с учениками. – Обозначила такие пункты для себя из вебинара.

Цифровизация – это плюс к созданию ситуации научения.

Вот точно не соглашусь! Самые интересные «средства» на образовательных платформах только по платной подписке))))

Подскажите, пожалуйста, какой платформой лучше воспользоваться школьным библиотекам?

Дети помешаны на гаджетах, и на этом можно хорошо сыграть, создавая ситуацию успеха для ребёнка. Осталось только нам подтянуть свой уровень владения современными технологиями, дети в этом смысле, намного продвинутее нас.

Сергей Александрович! КТО финансирует Вашу школу?

Как кто? Голиковы и Грефы.

Таких школ не бывает!!

Бывает))))) Москва –  это отдельное государство)))

Но в Москве и не только есть много примеров государственных школ такого масштаба

Не школа – мечта!

Отлично. Чтоб я так жил!

Спасибо, интересный обмен опытом.

А я прошу новую доску...

Интересное исследование.

А мои родители собирают на пластиковые окна)))

ЦОС требует обучение учителей.

Елена Захарова да, я уже писала на каком-то вебинаре: научите сначала нас!

Снова вернулись к проблеме: каким образом будет рассчитываться зарплата учителя в цифровом мире? Вы представляете, сколько желающих «проверять» и «контролировать» учителя еще свалится на нашу голову)))

Меняем сознание? А зачем? Учиться на кнопки нажимать? А на что способны эти дети в будущем? Вы, правда, считаете, что это будущие Ньютоны? Вы хотите продвинуть свои платформы и заработать деньги, вот и поёте хвалебные оды цифровому образованию.

Да, возможностей с цифрой гораздо больше!

Как прав выступающий!!! Удаленка нам дала многое, как педагогам. Мы не дергаемся, не прыгаем как сумасшедшие, потому что научились продумывать каждый свой шаг.

Прекрасный вебинар и слова об учителях. Спасибо.

Да, цифровые средства во многом улучшают возможности учителя...Но говорить о перепрограммировании сознания... как-то грустно.

С нас уже спрашивают результаты удаленки – распечатка фотографий, тетрадок и работ учеников, распечатка выдаваемых на дистанте материалов... Ох...

Слушала, затаив дыхание! Огромное спасибо за интереснейший материал!

Цифровое образование никогда не заменит человеческого общения. Каким бы оно развивающим ни было.

Информация полезная. Но это больше теория. А в школе всё намного сложней, чем только цифровые технологии...

Разочарование – сплошное словоблудие. Восторгов и драйва с ведущими не разделяю. Не нужно превращать урок в подобие ТВ-шоу.

А пока эти «программисты» нового сознания занимаются зарабатыванием денег, присылая в школы многочисленные «курсы, семинары, цифровые платформы», а местное руководство обязывает нас все это примерять на себя, участвовать, тратить так нужное для дела время.

Обеспечить сельские школы высокоскоростным интернетом!

И бороды брили – жуть была, и поезда киношного пугались по-настоящему, и фото боялись делать...

Спасибо за вебинар, но пока больше вопросов чем ответов.

Поделиться:

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий.
Icon