Веб-мастерская «Родитель в цифровом мире» была посвящена обсуждению раздела «Родители» Хартии цифрового пути российской школы.
Вели встречу:
Алексей Львович Семенов, руководитель Программы РФФИ, академик РАН и РАО;
Артем Симонович Соловейчик, главный редактор Издательского дома «Первое сентября», пресс-секретарь программы «Цифровая трансформация школы».
В обсуждении участвовали:
Сергей Николаевич Ениколопов, кандидат психологических наук, руководитель отдела медицинской психологии ФГБНУ «Научного центра психического здоровья», доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова;
Алексей Михайлович Чегодаев, член президиума Всероссийской общественной организации «Союз Отцов», председатель Совета Отцов Москвы при московском омбудсмене;
Михаил Юрьевич Карганов, доктор биологических наук, профессор, заведующий лабораторией физико-химической и экологической патофизиологии ФГБНУ «НИИ общей патологии и патофизиологии»; руководитель проекта «Инструментальная оценка влияния цифровизации образования на физиологический баланс организма».
Смотреть веб-мастерскую:
https://www.youtube.com/watch?v=LvV_zsjfFRU
https://web.facebook.com/artem.soloveychik
https://video.1sept.ru/video/1799
Смотреть интервью с Михаилом Юрьевичем Каргановым.
Обсуждаемый раздел Хартии
Родители
В цифровом мире дети и родители получают новые возможности взаимопонимания, сближения.
О разделе Хартии
Алексей Семенов
Обсуждаемый раздел Хартии звучит сегодня, когда преобладает мнение, что цифра разделяет ребенка и родителя, провокационно. Дело в том, что всякая технология, как и всякое явление жизни, может быть как разделяющим, так и объединяющим фактором. Мы на самом деле считаем, что цифра помогает сближению. Яркая иллюстрация этого – наша сегодняшняя ситуация, когда многие дети находятся дома и учатся дистанционно. Родители могут подойти к ребенку и о чем-то с ним поговорить… Возможностей для взаимопонимания и сближения сейчас много. И вопрос в том, в какой степени родители способны эти возможности реализовать, в какой степени они могут заинтересоваться тем, что происходит по ту сторону экрана, что рассказывает учитель в данный момент, или посмотреть в записи тот урок, за который ребенок получил отметку ниже ожидаемой, и проанализировать ответ ребенка. Это один из сотен сценариев, которые возникают в сегодняшней ситуации.
Родители отвечают за воспитание и взросление детей. И сейчас они увидели, что школа, государство не выполняют своих обязательств перед детьми, и не соглашаются с тем, что их дети оказались в ситуации некачественного образования.
Что это за взаимоотношения «родитель – ребенок – учитель – школа»? Чем цифра нам помогает, в чем мешает?
Сергей Ениколопов
Что оголилось с пандемическим кризисом?
Семья и школа – два института для получения знаний и воспитания. Школа с площадки воспитания фактически исчезла. Она предоставляет уроки, задания. Многие родители ощутили, что на них брошена вся задача по воспитанию. Когда говорим о школе как об институте для образования, то достижения в цифровизации налицо: можно интересно преподавать, упростить какие-то вещи. Ресурс для этого есть. Недовольство тем, что виртуальный мир навязывает нам чуть ли не исчезновение ценностей – это зачастую вопрос к инструментам. Появилась сеть – хорошо. В ней есть как достоинства, так и недостатки. Общество постепенно приспосабливается и понимает, где угрозы, а где благо.
В цифровом мире сегодня происходит поляризация. И пока не совсем понятно, что от кого требуется.
У меня ощущение, что вопросы о воспитании, о правилах поведения, об этике в цифровом мире еще не сложились.
Так, в 90-е годы пользователи сети были тихими, кроткими, безобидными людьми. Сейчас сеть крайне агрессивна. Есть драки, убийства, спровоцированные чатами родителей. Это одна сторона. Вторая – это не только прямое общение родителей с учениками с использованием всего имеющегося инструментария, но и возможность для родителя не упасть в грязь лицом. Во время карантина большое количество родителей остались дома с детьми, и дети просили оказать им помощь. Выяснилось, что родители давно забыли, что проходят дети, или дают неверные советы, или вообще говорят, что не знают материала. В глазах ребенка родители теряют авторитет. Из мудрых, властных, всезначимых людей они превращаются в людей, сильно уступающих учителям. Цифровизация образовательной среды дает возможность родителям отдельно от детей подтянуть свои знания и быть адекватными, не ронять свой авторитет. Падение авторитета сильно снижает воспитательные возможности родителей.
Алексей Семенов
Родитель может учиться чему-то вместе с ребенком. Способность учиться в течение всей жизни – основное требование XXI века, жизненная необходимость. Родитель может продемонстрировать ребенку эту способность, готовность учиться.
Родители в период дистанта помогают увидеть и понять проблемы и дефициты школы, как то: ослабление воспитательного элемента.
Какова роль родителя в новой ситуации, когда есть цифровая среда, цифровые возможности? Что сейчас в родительской жизни становится другим или, наоборот, подтверждает существующие устои?
Алексей Чегодаев
Давайте посмотрим на весь цифровой мир в целом. Есть школа, есть множество дополнительных курсов – образовательных, игровых, помогающих в воспитании и взаимодействии с детьми. Недавно даже было инициировано создание реестра всех образовательных курсов. Контента много. Родители начинают погружаться, они растеряны. Все их чаяния и ожидания понятны. Тот же самый МЭШ создавался как вспомогательный инструмент. А сейчас, за неимением других вариантов, мы стараемся притянуть этот инструмент, сделать его основным, при всех его недостатках. Вполне объяснимо то, что происходит с родителями. У них много вопросов и по контенту, и по взаимодействию, и по оценкам.
Сейчас мы, родители, оказались в ситуации, когда мы сами поняли, чего мы стоим, насколько мы действительно родители. Для кого-то это область развития. Это наиболее характерно для молодых или для тех, кто интуитивно ищет какие-то решения для своих детей. Часть родителей продолжает жить по привычке, они понимают, что что-то не получается и надо что-то делать. А если родители не задаются таким вопросом, то от этого страдают все.
Сейчас всем в нашем пространстве не хватает согласованности и доверия – между родителями, учителями и детьми.
Важно учиться у своих детей, потому что очень много нового, очень много того, что дети сами с удовольствием расскажут и покажут. Обучение становится актуальным для всех, независимо от возраста. Взаимодействие между учителем, учеником и родителем становится важной составляющей. Это необходимо, поскольку кто-то в этой цепочке может просто говорить на другом языке.
Возвращаясь к Хартии, «в цифровом мире дети и родители получают новые возможности», – это однозначно «да», и именно как равноправные участники процесса обучения. С учителем, между прочим, тоже.
Родителей очень беспокоит безопасность. Все, что мы не понимаем, кажется нам страшным. Первая реакция – запретить. Важно, насколько мы продвинуты, насколько мы понимаем, как воспитывать цифровую гигиену у своих детей. О моем прошлом никто не узнает, а сегодняшний ребенок, что бы он ни делал, он оставляет цифровой след. А это может повлиять на решение будущих работодателей, бизнес-партнеров и т.д.
Мы не знаем, как цифровизация повлияет на здоровье – физическое и психическое. Сейчас происходит изучение. Родители говорят, что на детях ставятся опыты. Мы видим признаки, что дети устают, болеют, у них меняется настроение, они становятся неуправляемыми.
Какое-то время еще пройдет до того самого момента, который называется «цифровое равенство». Мы понимаем, что, с одной стороны, каждому нужен компьютер или устройство, а с другой стороны, пока это не станет данностью, это является большой социальной проблемой в отношениях между детьми.
Еще, по-моему, важно в Хартии поставить акцент на сотрудничество. Это важный пункт, это постоянное взаимодействие между родителем, ребенком, учителем, где постоянно меняются роли. Не стыдно чего-то не знать. Фатальным может быть провал в коммуникации и сотрудничестве, когда ребенку не хочется задавать следующий вопрос.
Мы сейчас говорим о новых сценариях поведения, где меняются наши привычки общения и обучения. Всё становится еще более интересным.
Когда дело касается здоровья, никто не остается равнодушным. Что можно принимать в новых технологиях, а от чего стоит отказаться?
Михаил Карганов
Для того чтобы двигаться вперед и не бояться или знать, какие опасности следует избегать, надо все это делать под контролем. Мы изучаем здоровье в физиологическом смысле, оцениваем физиологический баланс организма. С помощью приборов, методов и алгоритмов мы можем в условиях образовательной среды оценить, как будут функционировать и взаимодействовать основные системы организма: сердечно-сосудистая, дыхательная, обменная…
У нас накоплен большой опыт, общее число обследованных детей – более 4000. Это дети с 1 по 4 класс. Мы собирали данные в т.ч. и по их компьютерным нагрузкам, в школе и вне школы. Нагрузки не хронометрировались. Они были зафиксированы со слов родителей и учителей. В школе нагрузки не превышали требований СанПиНа, а дома у части детей нагрузки были выше допустимых.
Мы увидели, что на детей большее влияние оказывают те избыточные внешкольные компьютерные нагрузки, которым они сами себя добровольно подвергали (игры, переписка, общение).
Тем не менее, мы увидели, что в значительно большей степени это оказывает влияние на мальчиков, чем на девочек по такому интегральному показателю, как индекс массы тела. Понятно, чем больше человек сидит за компьютером, тем больше он набирает вес. Это достигало уровня статистической значимости. Это проявилось у детей от 1 до 4 класса. Можно ли с этим бороться? Можно.
В СанПиНе есть не только ограничения, там прописаны и комплексы упражнений. Все это можно делать и дома. Любой родитель может напомнить своему ребенку, чтобы он не слишком засиживался за компьютером, чтобы размялся, выполнил комплекс упражнений. Нужна физическая нагрузка.
По индексу массы тела, по сердечно-сосудистой системе мы видим реакцию организма. Эта реакция организма – нормальная адаптивная реакция. Это реакция на раздражитель, который возникает дополнительно. Ответ организма на дополнительную нагрузку. У организма есть адаптивные ресурсы. Нужно сделать так, чтобы эти реакции не выходили за пределы адаптивного ресурса, чтобы не входили в зону патологии. Пока такого мы не видим. А наличие адаптивной реакции говорит о том, что человечеству и с этим надо будет жить. Дети, сегодняшние школьники окажутся в цифровом мире, хотим мы этого или не хотим.
На уровне психомоторики выявлены положительные моменты. Латентный период реакции на свет и на звук – это тоже неплохо. Мы расцениваем это как тренировку.
Родителям надо больше взаимодействовать с детьми во внешкольное время, пытаться их контролировать и ограничивать ту компьютерную нагрузку, которая не развивает ребенка, а ведет к негативным последствиям.
То, что сегодня предлагает образование, и то, что есть в мире (например, в мире игр), настолько отличается, что этот разрыв кажется непреодолимым. Что не так в современном образовании?
Как построить свои отношения в новых возможностях, чтобы возникал не конфликт, а чтобы возникало сотрудничество?
Сергей Ениколопов
Прозрачный мир и цифровой след позволяют понять, есть ли у ребенка интересы, насколько широк его кругозор, что он читает, насколько интересно с ним вообще будет взаимодействовать. В этом смысле, электронное портфолио – большое подспорье.
Тут напрашивается вопрос к родителям. Их-то портфолио тоже открыто: где и как они проводят свободное время. Важно, чтобы не возникло ситуации «и вот эти люди будут меня учить?!» Это вещь обоюдная. Важно, чтобы и родители понимали, что в цифровом мире и они такие же наблюдаемые, как и дети, как и все остальные люди. Нужно вести себя подобающе, чтобы воспитательная функция была естественной. Хорошо ведущий себя родитель является моделью для хорошо ведущего себя ребенка.
Кроме того, пандемия показала, что большое количество предлагаемых школьных и вузовских программ – просто перенос старой формы в режим онлайн. Большая часть занятий – это говорящие головы. Сама технология преподавания в цифровом мире должна меняться.
Мы хотим, чтобы авторитарный учитель начал использовать цифровые технологии. Но он не очень хочет. Он патриархален. Он будет сопротивляться. Здесь нужны не только новые технологии, но и новые подходы к отбору учителей, к тому, чтобы эти новые учителя интенсивнее взаимодействовали с родителями…
Современная ситуация показывает, что игры побеждают учебные программы. Может быть, пришло время серьезно заняться программами? Чтобы они были похожи на игры и так же вовлекали детей в действо.
Все учителя говорят, что они никогда так не уставали, как сейчас, при цифровом взаимодействии с учениками. Что это за такая нагрузка? Откуда такая усталость?
Михаил Карганов
Вероятно, многим преподавателям тяжелее проводить занятия на дистанте, как это ни странно. То, что преподаватель мог в считанные секунды начертить на доске, теперь нужно вырисовывать заранее и тратить на это больше времени. Подготовить презентацию. Видимо, на это уходит много времени, особенно если раньше этого опыта не было. И, возможно, настоящий преподаватель, как артист, подпитывается энергией зала, класса, аудитории. И если этого нет и приходится говорить как бы в пустоту, то он расходует себя, не получая ничего взамен.
Как мотивировать ребенка на учебу дома? Могут ли это сделать родители?
Алексей Чегодаев
Есть ответственные родители, которые постоянно ищут какое-то решение. Часть из них учит детей самостоятельно. Есть много интересных творческих инициатив. И самый главный драйвер – общение, коммуникация для решения каких-то задач. Это очень сложно. Мы это не умеем делать.
Летом проводился опрос, в котором приняло участие 2573 человека. Это были исключительно отцы. Половина из них сказала, что во время первой волны пандемии отношений с детьми стало больше. Только треть отметила, что отношения стали лучше. Понятно, что надо перестроить свои сценарии взаимодействия с детьми. Но насколько родители к этому готовы?
Учителя? Порой возникает ощущение, что к нам, родителям, относятся как к клиенту, который пришел на автосервис. Цифра обострила проблемы. И приходится общаться, взаимодействовать. Не сопротивляться, а вместе в согласованности и доверии выстраивать эту программу.
Если вернуться к Хартии: «В цифровом мире дети и родители получают новые возможности взаимопонимания, сближения» – однозначно «да», но только для мотивированных родителей, учителей и детей. Но сколько их, мотивированных, ответственных? Сколько предстоит сделать? Научить работать с новыми форматами, с новыми цифровыми форматами, а главное – с родителями.
***
Алексей Чегодаев
Когда-то пандемия закончится. Дети пойдут в школу, состоится очная встреча и очное обучение. Но дети, учителя и родители уже другие.
Важна социализация. Если переходить в цифру, убирая социальность, социальное общение между детьми, то мы закладываем бомбу замедленного действия. Сейчас что-то происходит в мире, что-то происходит между людьми. И если мы убираем социальное общение, то придем к тому, что дети не будут знать, что такое общение с другим полом. Дальше мы получим детей, не умеющих общаться со своими сверстниками. Родительский взнос в воспитание, согласованный со школой – это очень важно. Этому надо учиться.
Вопросы и комментарии из чата
Учитель ведёт урок для ребёнка... Если родители включаются только в день ведения урока, ему действительно сложно... Я их понимаю...
Когда сеть была для профессионалов, была работа и никакой агрессии. Сейчас – для всех – в сети то же, что и в реальной жизни.
Не родители забыли, а программа очень поменялась!
Образовательных программ множество и некоторые из них очень усложнились, по сравнению с временами нашей учёбы.
И родители реально в шоке!
Хотя, многие очень стараются)
Все стараются...
В Организационный момент урока, возможно, нужно обращаться к родителям, их мудрости.
Взрослые зарабатывают на хлеб, и они не в состоянии освоить всю программу своих чад!
Может включать в начало урока правила общения (кратко, ярко) ... Разработать для всех...
Какие бы программы ни были, негласные правила общения никто не отменял.
И учителям иногда нужно учиться у своих учеников. И в этом нет ничего стыдного, это момент сотрудничества, а для детей – применение знаний владения цифровыми технологиями на практике.
Такое взаимодействие – важный пункт.
Всё новое всегда страшит. Неизведанное пугает.
Великие мысли, если и учёные делали так открытия.
Возможно, когда-нибудь уровень эффективности ученика заменит оценки как таковые.
Проблема для детей в цифровизации заключается в усугублении уже давней задачей школы – обеспечение согласованного взаимодействия с ребенком. Рассогласованность учителя с ребенком в традиционном обучении крайне обостряется при дистанционном взаимодействии. Вторая задача школы – не пытаться вытягивать на себе детей в отношениях друг с другом, а научиться опираться на ценности их родителей, что обеспечивает психическое здоровье, а вслед за этим и физическое здоровье. А третья – это задача РАО о стандарте, который обусловлен сегодня устаревшими представлениями о том, что должен усваивать ученик. Пора уже принять позицию Института психологии РАО о том, что каждый ребенок одарен, и учитель сегодня – тот, кто владеет технологией творческой среды в исследовании себя и своего призвания в жизни... – одаренности каждого ребенка! Пока школа больна тем, что ребенка подозревают в неспособности найти самостоятельно свое предназначение.
Закон эволюции в действии: всё, что не способно измениться, отвалится само собой...
Я чертила на магнитно-маркерной доске, которая стояла у меня на коленях.
Согласна! Нагрузка возросла на учителя в разы. Компьютер не имеет души! Мы же работать должны с людьми. Должны чувствовать дух класса, атмосферу, каждого ученика. Ничто не заменит живое человеческое общение. Иначе роботов и воспитаем.
К сожалению, для многих остаётся проблемой боязнь нового. Если что-то новое, то для родителя это стресс, что особенно сказывается на детях и их отношению к учебе.
Да, у нас в городе произошли страшные события по результатам общения в чате…
Нужно совершенствовать способы коммуникации с родителями во избежание неприятных комментариев, обсуждений и т.д.
Мы можем получить демографический кризис, если дети не смогут устанавливать очные межличностные отношения…
Виртуальное общение «убивает» навыки социального общения в реальной жизни!
Социализация при дистанционном обучении очень «страдает». Когда ребята выходят снова в школы после ДО, они словно первый раз: по новой им нужно вспоминать все требования, все правила.
Это общие школьные классные коллективные творческие дела!
Когда ребята на уроке проводят дискуссии, здесь как раз-таки и налаживается социальное общение.
Я согласна, что лучше, чем личное общение ничего не может быть. Виртуальное общение – это самое плохое для ребенка.
Где ж делать эти ктд, как не в школе, понятно, что не на уроке.
Для того, чтобы было меньше таких замечаний на уроках, нужно давать ребятам возможность общаться друг с другом «легально». Направив их на путь, который идёт в ногу с темой.
Я провожу коррекционные групповые и индивидуальные занятия. Во время дистанта мне пришлось заново переписывать программу, чтобы давать задания своим ученикам. В ответ я получила 10% выполненных работ, половина из них была сделана родителями.
А как же работа в парах, работа в группах? Дети общаются между собой.
Настроить родителей перед ДО, обсудить важность самостоятельного выполнения заданий. Жаль только, доля понимающий родителей будет расти крайне медленно.
Коммуникации были полностью утеряны, групповая работа была не выполнена, индивидуальная была только у ответственных детей и родителей.
Спасибо! Отличный вебинар! Очень наболевшие проблемы обсуждаются. Поддерживаю точку зрения специалистов, ведущих этого вебинара.
Обратите внимание, что падает зрение у д