Веб-мастерская 10. Опыт новых частных школ

07 декабря 2020

1 декабря 2020 г. прошла десятая веб-мастерская из цикла «Цифровая трансформация школы».

Веб-мастерская «Опыт новых частных школ» была посвящена обсуждению раздела 11 – «Бизнесмены, благотворители» – Хартии цифрового пути российской школы. 

 

Ведущие встречи: 

Алексей Львович Семенов, руководитель Программы РФФИ, академик РАН и РАО;

Артем Симонович Соловейчик, главный редактор Издательского дома «Первое сентября», пресс-секретарь программы «Цифровая трансформация школы».

 

В обсуждении принимали участие:

Кирилл Владимирович Медведев, директор Новой школы, к.ф.-м.н., учитель математики;

Сергей Геннадьевич Косарецкий, директор Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»; руководитель проекта «Развитие мотивации и самоэффективности школьников в изучении естественных наук через занятия в онлайн-кружках (по программам дополнительного образования естественнонаучной направленности)».

 

Смотреть веб-мастерскую: 

https://www.youtube.com/watch?v=KbgAGuQObtM

https://www.youtube.com/watch?v=iBzBrMSrZcE

https://web.facebook.com/artem.soloveychik

https://video.1sept.ru/video/1800

Ознакомиться с информацией о проекте Сергея Геннадьевича Косарецкого «Развитие мотивации и самоэффективности школьников в изучении естественных наук через занятия в онлайн-кружках (по программам дополнительного образования естественнонаучной направленности)»

 

Обсуждаемый раздел Хартии

Бизнесмены, благотворители

Бизнесмены и благотворители видят свое место в развитии образования в стране, цифровые технологии помогают им донести опыт школы своей мечты до всей страны.

 

О разделе Хартии

Алексей Семенов

В этом разделе Хартии почти ничего не говорится о цифре. Это очень принципиальная вещь. Первое: у тебя есть мечта, какой должна быть школа. Это может быть школа из детства или же антипод школы твоего детства. Второе: ты можешь эту мечту воплотить. Но если эта школа создана и начала работать, если она нравится детям, родителям, учителям, то возникает потребность рассказать всем об этой школе или показать ее. Современные технологии позволяют это сделать вплоть до мельчайших деталей. Мы еще недооцениваем эту возможность – рассказать о своей школе городу и миру. Это то, что делает мечту одного богатого человека доступной для учителей, детей, родителей в самых отдаленных уголках страны как пример и образец и как буквальное содержание образования. Есть возможность показывать свою работу, выполняя ее – в соответствии с принципом современной педагогики learning by doing или teaching by doing. Во всей этой перспективе мы и хотели бы рассмотреть проблематику отдельных школ и тех исследователей, чье пристальное внимание эти школы привлекают и кто пытается распространять опыт этих школ. 

 

Школу мечты создать сложно, практически невозможно. Глядя на Вашу школу кажется, что Вам удалось воплотить мечту в жизнь. Способствует ли цифровая среда появлению таких школ? Кажется, что в них сконцентрирована вся современность.

Что может дать такая школа всем нам?

Кирилл Медведев

Достижение мечты – это бесконечный процесс. Это планы не на два-три года, а на много-много лет. 

Главное преимущество этого процесса – если рассуждать в логике бизнесменов и благотворителей, которые приходят в образование – это возможность диверсифицировать модели и насытить образовательное пространство разными школами и разными проектами, в том числе исследовательскими. 

Много ли школ, которые в себе содержат исследовательский компонент? Сложно или легко это сделать? Очень сложно. Поэтому чем больше таких исследований проводить, именно школьными коллективами, чем больше школ, которые позволяют себе задавать вопросы о том процессе, который внутри них происходит, и делиться своими находками, тем в целом всё сообщество выиграет, потому что школы развиваются. Нужно много проектов, много команд, которые проторяют дорогу в неизвестное, чтобы появлялись любые сложные решения. Раньше не было цифры, но были педагоги-новаторы, которые делали приблизительно похожие вещи. Сейчас этого в цифре очень много. Нужно искать решения. Они все очень дорогие. Дорогие не только по финансовому обеспечению, но и по человеческому. Когда начинаешь делать что-то с нуля, разбираться или пытаться ответить на злободневные вопросы – это большое испытание для людей, которые занимаются образованием. В этом смысле школы новой волны, которые появились в последнее время и которые несут в себе такую вопросительность, привносят в общее пространство исследовательскую повестку, любопытство. Они будут оставлять цифровой след, который другим полезен. Мы, точно, учимся на опыте коллег, которые идут по другим лыжням. Нам нужно всем накопить количество данных, количество выводов, инсайтов, для того, чтобы делать то, что пока не совсем понятно.

Весной открылась полемика по дистанту. Было страшно, тревожно, многие учителя оказались на передовой. Не хватало ни ресурсов, ни инструментов, ни опыта. Было просто сложно. Стало ясно, что надо готовиться к разного рода трансформациям, потрясениям и исследовать их. 

 

Алексей Семенов

Исследовательская школа и учащаяся школа. Это должно идти рука об руку.

 

Цифра позволяет школе быть исследовательским организмом. Мотивация и самоэффективность школьников – это, пожалуй, главная задача в сложившихся условиях. Привычные способы мотивирования уходят. Если бы в самом содержании того, что изучают дети, они увидели и мотивацию, и самоэффективность… Это и есть счастье каждого педагога.

Сергей Косарецкий

Мне очень импонирует идея о частных школах, о благотворительных школьных инициативах как открытых к новому опыту, от замыслов не завершенных, а тех, которые корректируются, развиваются в процессе реализации. Один из важных методов, которые сегодня рекомендуют педагогам, – это action research, исследование в действии, когда мы понимаем что-то в образовании, в наших практиках, в детях, пробуя взаимодействовать. И за счет этого мы получаем новое знание. Мне кажется, такой подход не характерен для большинства государственных школ, в силу их отчужденности от замысла и большей регламентации, более жестких границ, в которых они действуют. 

Учащиеся или обучающиеся организации – в последние пять лет этот термин из бизнеса пришел в область образовательных исследований. Концепция «обучающейся организации» подразумевает, что школа, ее коллектив учится не в меньшей степени, чем сами дети. И фактически формулируется тезис, что если мы хотим, чтобы наши дети были мотивированы к новому, к знанию, к учебе, если мы хотим, чтобы дети проявляли инициативу, самостоятельность, умели учиться, то мы должны это делать в том числе и через собственные практики профессионального обучающегося сообщества учителей, создание условий для профессионального развития в школе, включения школы в разнообразные инициативы и проекты. То, что касается цифровых инструментов, как инструментов поддерживающих исследование – это сегодня ведущий мировой тренд. Сбор данных об индивидуальных образовательных траекториях более традиционен через интеграцию данных разных обследований или передовой через цифровые следы, цифровые истории. Это не просто игра современными инструментами, не просто формальное аккумулирование большого массива данных, это сознательная стратегия, ориентированная на возвращение к ребенку, на использование данных для индивидуализации или персонализации. Эти данные постоянно используются для корректировки индивидуальных образовательных маршрутов внутри школы и за ее пределами. В частных школах сегодня это получает большее распространение, потому что традиционно в частных школах родительский запрос связан не только и не столько с высоким уровнем академических достижений, сколько с балансом между высокими результатами в ЕГЭ, развитием современных навыков и психологическим, социальным благополучием. А чтобы этот баланс обеспечить, необходимо использовать не только контрольные и тесты. Нужно собирать существенно больший массив данных: об отношениях ребенка с другими учащимися, с учителями, о его внеклассном, внешкольном опыте. Синтез этих знаний сегодня – важнейший ресурс для индивидуализации обучения. Акцент на индивидуальный подход сегодня требует использования цифровых технологий. И здесь ценность индивидуализации совмещается с ценностью технологизации. Технократы оказываются лучшими помощниками гуманиста.

 

Какие технологии персонализации используют учителя Новой школы?

Кирилл Медведев

У нас есть IT-экосистема. Это позволяет часть рутинных процессов сделать более понятными, продуктивными, прозрачными и для ученика, и для учителя. В том числе устойчивыми к тому, в школе находится ребенок или нет, что актуально безотносительно к дистанту. Это ускоряет, упрощает работу. 

Сейчас у многих коллег, даже когда занятия очные, домашние задания ребята сдают, и проверяются они в электронном виде. И к следующему занятию уже все готово, все проверено. Если домашнее задание сдавать не на уроке, а заранее, перед уроком, то эта сущая мелочь в процессе изменяет отношение.

Когда перешли на дистант, наши учителя перестали отличаться от любого регионального учителя – с точки зрения школы и работы в школе. И у нас на кафедрах появились содержательные ассистенты, которые в онлайн-режиме подключались и помогали комментировать работы, давать обратную связь ребятам. Когда мы вышли обратно, мы эту технологию сохранили, даже когда дети были в очном режиме. Это позволило изменить ритм работы ребенка. Это одна из частей персонализации. 

Мы очень вкладываемся в работу тьюторов и кураторов (их фокус индивидуальное и групповое развитие соответственно). Мы пришли к выводу, что нужен технологичный способ сверять работу большого количества коллег. Если в поддержке, развитии ребенка задействовано больше десятка людей – это учителя, тьюторы, кураторы, психологи – то им нужно интегрироваться, в том числе формировать учебный план даже тогда, когда расписание не меняется. Даже когда ребенок идет по обычному расписанию, у него все равно формируется своя траектория и ее мы можем поддерживать. Это даже еще не заходя на урок! Понятно, что любой учитель, если у него в ценностях находится учет особенностей ребенка или учет его запроса, старается найти разные способы поддержать это. Мы находим разные способы, как этот запрос обрабатывать. Практики регулярного менеджмента, как в бизнесе, их аналоги, поддерживающие регламенты, которые позволяют понять человеческую задачу, ребенка – почти везде это не бумага. 

 

Благотворитель, бизнесмен хочет создать школу или сеть школ. Какая школа оптимальная? Есть ли модель такой оптимальной школы?

Сергей Косарецкий

Баланс между школой мечты и конечной точкой – это интересно. У Института образования был опыт работы в ситуации такого вызова. Довольно драматичный. На тот период у бизнесмена была идея школы мечты, вынесенная из детства. Он хотел, чтобы школа будущего – это была школа его прошлого, одна из блестящих московских школ. Все суждения выверялись и сверялись им с той моделью школы. Надо признаться, что потом этот бизнесмен – что-то на него повлияло, наша ли встреча или что-то другое – поступился школой своего прошлого, возможно, он сохранил внутри созданной им школы этот образ… Но, как мне кажется, эта школа получилась учитывающей многие современные тренды, практики, опыт. 

Сделать школу индивидуальной, на мой взгляд, не означает сделать ее без учета современных практик. Индивидуальность школе придает не столько комбинация возможных элементов из моделей управления, из моделей построения образовательного пространства, из используемых программ. Индивидуальность школе придает, прежде всего, ее управленческая и педагогическая команда. Поэтому я бы разделил конструирование школы как проекта, где критически значимым становится образование, образовательная программа, от нее выстраивают образовательную среду, логистические решения, цифровые решения, но обязательно нужно найти адекватную этой программе команду. Подбор команды определит индивидуальность. Есть много примеров, когда школа с очень яркой исходной индивидуальностью при определенных обстоятельствах обновляла или меняла свою команду на треть, и что-то рассыпалось. В этом смысле я вижу в сильных частных школах в качестве достоинства очень яркие команды, где выстраивается синтез идей, идет взаимоподпитывание идеями и многообразие индивидуальностей создает индивидуальность самой школы.

Но вместе с тем нельзя не сказать и о unbundling – расшколивании, дроблении, разукрупнении. Эта линия в перспективе будет интересной, и для частных школ тоже. Это частные инициативы, когда фактически мы говорим не о вариантах, когда школа собирает все лучшее и стремится все это лучшее реализовать внутри себя своими собственными силами, а школа, которая очень умело делегирует, передает ряд своих функций на аутсорсинг, но понимая, как эти переданные элементы соотносятся с базовой программой в широком смысле, со стандартом самой школы. 

Здесь сегодня может возникать развилка к готовности сильного школьного лидера или благотворителя-мецената рассматривать свою школу как распределенную между партнерскими организациями, цифровыми сервисами. И пестовать некоторое специфическое ядро, связанное с живыми практиками общения…

 

Если есть мотивация, то я могу выучить все и без школы, сам. 

До пандемии у нас было устойчивое представление, что все дело в технологиях. Что как только технологии разовьются, школа исчезнет. И вопрос был в том, как скоро технологии разовьются. Но сейчас исчезло ощущение, что может быть школа без школы. 

Кирилл Медведев

Попробуем обострить. Предположим, что есть какая-то школа и есть набор каких-то цифровых технологий, которые в том числе поддерживают мотивацию, которые полностью заменяют весь тот процесс и все те результаты, и экзистенциальные, которые делает школа. Тогда это вопрос не образовательный, а социальный: нужно ли сохранить рабочие места. Но объективно тогда не совсем понятно, зачем делать школы. Но кажется, что это трудно достижимая и вряд ли реалистичная опция. Все, что можно заменять, лучше заменять, потому что тогда мы концентрируемся на том, в чем нас нельзя заменить, и там мы сильны. А когда мы пытаемся цепляться за те вещи, на которые мы тратим много времени с неочевидным КПД, возникают некоторые сомнения и появляются футуристические модели, что появятся роботизированные системы и заменят школу. 

 

Алексей Семенов

Смысл в том, чтобы понять, зачем нужна школа, зачем нужна бетонная коробка. Зачем просыпаться рано утром и идти или ехать в школу? Что это в тебе мобилизует? Для кого-то это возможность встретиться с друзьями. Но кто-то прекрасно общается с ними в чате…

Возникает тонкая и мало исследованная ситуация: мотивация, дисциплина, внутренняя дисциплина, внешняя дисциплина, родители, общественная среда. И это никак не связано с содержанием образования. Это касается уклада школы. Каким образом формируется уклад школы, который ребенка поддерживает, заставляет, мотивирует, приводит на порог школы или к экрану компьютера? Нынешняя ситуация позволяет исследовать те мотивы, которые приводят или не приводят ребенка в школу и заставляют получать или не получать знания-умения-навыки-компетенции. Это тонкая грань. Интересно сравнить с допобразованием, куда ребенок приходит добровольно, чтобы чему-то научиться. А в школу априори загоняют, заставляют идти. 

Сопоставление феномена дополнительного образования и открытого интернет-образования могло бы дать очень интересные результаты. 

 

Сергей Косарецкий

В начале нашего исследования мы еще ничего не знали о пандемии и думали о том, где найти ресурсы для роста мотивации и результатов в естественных науках. Известно, что по результатам PISA у нас наихудшие результаты в естественнонаучной грамотности. Мы предположили, что всё связано с мотивацией. Если найдем источник мотивации, то и результаты будут расти. Мы провели анализ ситуации с мотивацией и естественными науками в PISA. Получилась любопытная вещь. Мы взяли страны-лидеры (как по PISA, так и по развитию естественных наук через индексы публикационной активности), сравнили. Оказалось, что у нас мотивация у детей, причем и мотивация достижений, и мотивация, связанная с интересом к предмету, соответствует уровню мотивации детей в тех странах. А потом мы выявили любопытную вещь. Если мы смотрим на то, как меняется мотивация у наших детей, то прирост мотивации у наших учащихся дает меньше прироста в академических достижениях, чем в странах-конкурентах. Если мы увеличиваем мотивацию в естественнонаучных предметах, это не означает, что она конвертируется в академические достижения. Это загадка, почему так происходит. Видимо, в школьной практике даже ребенок с высоким потенциалом мотивации не может его конвертировать, потому что для этого нет подходящего содержания, учебных практик. Их уровень, качество оставляют желать лучшего. И тогда действительно следует использовать потенциал кружков, где педагог более свободен в выборе содержания образования и оборудования. 

Как это соотнести со школой? Ребенок будет ходить на эти скучные уроки и параллельно находить отдушину в дополнительном образовании? А где взять время? 

Тут важны вопросы юридического регулирования. Нужно продвигать линию зачета образовательных результатов. Это может помочь. 

 

Если какой-то бизнесмен или благотворитель захочет создать школу, что мы можем ему сказать самое существенное?

 

Кирилл Медведев

Образование – это вложение в изменение общественное в большей степени, чем коммерческий проект. Есть мало школ чисто коммерческих. Если делать школу коммерческим проектом, то это очень сильно меняет конструкцию. Школа становится другой. Если человек хочет реализовать свою мечту, он натолкнется на массу проблем при ее реализации. Если он понимает, что этот проект будет жить с некоторой автономией, что в школе будут происходить внутренние процессы, и что ему придется приложить усилия, чтобы не делать из этого реализацию своих фантазий, а чтобы это перерастало в содержательный творческий коллектив. Это вызов и вопрос, на который нужно сразу себе ответить.

 

Сергей Косарецкий 

Сегодня, когда в период перед пандемией началась обстоятельная критика моделей школ, которые ориентированы только на предметные образовательные результаты – а пандемия показала нам важность школы как места для формирования отношений, для живого взаимодействия – современные меценаты будут искать в этой области, и возможным решением здесь могут быть небольшие школы, которые интегрированы с разными дополнительными сервисами, цифровыми платформами, отрабатывающими в более алгоритмичном ключе предметные результаты и базовые специализированные навыки. Для работы с такого рода благотворителем важно продемонстрировать – это вызывает часто дискуссию в профессиональном сообществе – возможности измерения предметных, метапредметных навыков, и тем более – каких-то личностных навыков. Традиционно, когда на это поле заходит государство, то большая часть экспертов против подобных измерений. Но если сюда войдет человек, который реально увлечен задачей построения такой школы, то с ним будет интересно. 

Поделиться:

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий.
Icon