№19-29-14190

Развитие мотивации и самоэффективности школьников в изучении естественных наук через занятия в онлайн-кружках (по программам дополнительного образования естественнонаучной направленности)

руководитель проекта Сергей Геннадьевич Косарецкий
О влиянии онлайн-курсов на мотивацию школьников

В последние годы международные сравнительные исследования качества образования свидетельствуют о существенном росте образовательных достижений отечественных школьников. Демонстрируется высокий уровень читательских умений и математической грамотности российских учащихся. Однако ситуация с естественнонаучной грамотностью остается проблемной. Исследование PISA-2015 выявляет большее снижение индекса удовлетворенности изучением естественнонаучных предметов российских школьников сравнительно с их сверстниками в странах-конкурентах за период с 2006 по 2015 год. 

Одним из продуктивных способов решения этой проблемы может стать развитие мотивации школьников, вовлеченности в изучение предметов естественнонаучного цикла, укрепления их самоэффективности в этих предметах.

Результаты PISA-2017 подтверждают, что мотивация и уверенность в собственных возможностях необходимы учащимся для реализации своего потенциала. 

В современном образовательном контексте, спецификой которого является погружение школьников в цифровой мир, где они проводят значительную часть своего времени, возникают новые возможности для развития образовательной активности, мотивации и самоэффективности учащихся. Влияние цифровой среды, ее характеристик и инструментария на вопросы мотивации и вовлеченности в процесс обучения находится в фокусе актуальных исследований, в т. ч. исследований мотивирующей цифровой среды и различных аспектов цифровой коммуникации, которые воздействуют на мотивацию участия и имеют положительную корреляцию с образовательными и учебными достижениями. 

Настоящее фундаментальное исследование структуры, содержания и эффектов цифровой среды дополнительного образования решает проблему значительного дефицита качественных работ и эмпирических исследований о влиянии сектора, в т. ч. на образовательные эффекты, развития мотивации и самоэффектиности. 

Настоящее исследование позволит заполнить указанный дефицит и продолжить концептуальную разработку темы в актуальном фокусе эффективной учебной среды (effective learning environment), а также в более широкой рамке формирования базовых психологических функций в условиях трансформации образовательной экосистемы. 

Важнейшие характеристики, влияющие на институциональное развитие образовательной экосистемы – СЭС, гендер, возраст и место проживания участников образовательного процесса – будут использованы в качестве контекстных параметров для изучения потенциала дополнительного образования в цифровой среде, в т. ч. в контексте актуальной образовательной повестки, направленной на проектно-исследовательское обучение, эффективную кооперацию и коммуникацию, персонализацию и геймификацию, которые в полной мере способствуют развитию мотивации и самоэффективности.


  • Естествознание
  • Психология образования в контексте цифровизации

Команда проекта
Сергей
Сергей Геннадьевич КОСАРЕЦКИЙ
директор Центра общего и дополнительного образования им. А. А.Пинского Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
Юлия
Юлия Дмитриевна КЕРША
младший научный сотрудник Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского
Татьяна
Татьяна Викторовна КРУПА 
сооснователь и президент ООО «ГлобалЛаб», кандидат психологических наук
Алексей
Алексей Сергеевич ОБУХОВ
ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ, к.психол.н., доцент

Организация
Поделиться:

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий.
Icon