В последние годы международные сравнительные исследования качества образования свидетельствуют о существенном росте образовательных достижений отечественных школьников. Демонстрируется высокий уровень читательских умений и математической грамотности российских учащихся. Однако ситуация с естественнонаучной грамотностью остается проблемной. Исследование PISA-2015 выявляет большее снижение индекса удовлетворенности изучением естественнонаучных предметов российских школьников сравнительно с их сверстниками в странах-конкурентах за период с 2006 по 2015 год.
Одним из продуктивных способов решения этой проблемы может стать развитие мотивации школьников, вовлеченности в изучение предметов естественнонаучного цикла, укрепления их самоэффективности в этих предметах.
Результаты PISA-2017 подтверждают, что мотивация и уверенность в собственных возможностях необходимы учащимся для реализации своего потенциала.
В современном образовательном контексте, спецификой которого является погружение школьников в цифровой мир, где они проводят значительную часть своего времени, возникают новые возможности для развития образовательной активности, мотивации и самоэффективности учащихся. Влияние цифровой среды, ее характеристик и инструментария на вопросы мотивации и вовлеченности в процесс обучения находится в фокусе актуальных исследований, в т. ч. исследований мотивирующей цифровой среды и различных аспектов цифровой коммуникации, которые воздействуют на мотивацию участия и имеют положительную корреляцию с образовательными и учебными достижениями.
Настоящее фундаментальное исследование структуры, содержания и эффектов цифровой среды дополнительного образования решает проблему значительного дефицита качественных работ и эмпирических исследований о влиянии сектора, в т. ч. на образовательные эффекты, развития мотивации и самоэффектиности.
Настоящее исследование позволит заполнить указанный дефицит и продолжить концептуальную разработку темы в актуальном фокусе эффективной учебной среды (effective learning environment), а также в более широкой рамке формирования базовых психологических функций в условиях трансформации образовательной экосистемы.
Важнейшие характеристики, влияющие на институциональное развитие образовательной экосистемы – СЭС, гендер, возраст и место проживания участников образовательного процесса – будут использованы в качестве контекстных параметров для изучения потенциала дополнительного образования в цифровой среде, в т. ч. в контексте актуальной образовательной повестки, направленной на проектно-исследовательское обучение, эффективную кооперацию и коммуникацию, персонализацию и геймификацию, которые в полной мере способствуют развитию мотивации и самоэффективности.