Удаленное обучение и пути его модификации в оценках школьников г. Астрахани и их родителей

08 ноября 2021 // Александр Григорьев

В статье анализируется восприятия онлайн-обучения в ученическом и родительском сообществах г. Астрахани. Были исследованы как собственно практики получения образования в период пандемии COVID-19, так и мнение об удаленном обучении в целом и о направлениях его модификации.

Введение. Вынужденный переход учащихся на удаленное обучение вследствие пандемии COVID-19 стал одной из наиболее актуальных проблем для широкого круга ученых и педагогов. Этот процесс поднял множество вопросов относительно способов осуществления, эффективности и це-лесообразности онлайн-обучения. Не осталось в стороне и родительское сообщество, которое, как и остальные участники образовательного процесса, столкнулось с множеством проблем, прежде
СОЦИОЛОГИЯ
- 45 -
всего организационного плана. На сегодняшний день, несмотря на то, что большинство образова-тельных учреждений возобновило работу в обычном режиме, существует вероятность перехода к смешанной модели обучения вследствие достаточно нестабильной эпидемиологической обста-новки. С большой долей вероятности можно сказать, что элементы удаленного обучения надолго вошли в образовательные практики как в нашей стране, так и за рубежом. Таким образом, исследо-вание данных процессов остается актуальным вопросом гуманитарных и социальных наук.
Обзор литературы. Российские специалисты посвятили достаточно много внимания как проблеме цифровизации образования в целом, так и исследованию данного процесса в оценках учащихся. Наибольшее внимание в работах отечественных авторов уделено оценке удовлетво-ренности образованием, выявлению позитивных и негативных сторон удаленного образования для учащихся, а также изучению путей модернизации данного процесса [1].
Прежде всего, хотелось бы отметить работу ученых из МГУ, в которой изучено мнение сту-дентов всех округов РФ относительно организационных и методических проблем перехода на циф-ровое образование; зафиксированы положительные и негативные стороны данного процесса в оценках студентов, а также сделаны предположения о дальнейших траекториях развития данного процесса [2, c. 88]. На основе проведенного социологического исследования авторы приходят к выводу о том, что с точки зрения сохранения учебного процесса в большинстве вузов России в целом переход на дистанционный формат обучения был проведен успешно, однако далеко не все-гда качество проводимых занятий оставалось на высоте. Так, более трети опрошенных отметили, что почти по всем предметам обучение сводилось к получению письменного материала, самосто-ятельному изучению и отправке преподавателю – интерактивное взаимодействие налажено не было. Кроме того, говоря о минусах данного процесса, были отмечены проблемы с самоорганиза-цией и мотивацией, а также тот факт, что технические сложности часто затрудняли учебу. Авто-рами также были зафиксированы пожелания студентов по модернизации данного вида обучения, которые состояли прежде всего в увеличении форм интерактивного взаимодействия с преподава-телями, использовании современных образовательных платформ и более эффективной виртуали-зации определенных видов заданий. Говоря о перспективах цифровизации образования, авторы отмечают, что оно не сможет полностью заменить традиционный формат обучения, и может быть использовано лишь как дополнение к основному способу реализации образования.
Подобным проблемам было посвящено исследование нижегородских коллег [3], в котором также были изучены позитивные и негативные моменты дистанционного образования. Обобщая данные обозначенных исследований, можно отметить, что к наиболее распространенным недо-статкам цифрового образования относятся технические трудности, проблемы с мотивацией и не-достаток живого общения. Преимущества: комфортные условия получения образования и эконо-мия времени вследствие отсутствия необходимости тратить его на дорогу в университет и обратно.
Интерес представляет еще одно исследование применения цифровых технологий в оцен-ках студентов [4, c. 56]. Авторы изучили, какой формат обучения является наиболее приемлемым для студентов различных специальностей (гуманитарных, технических, естественных и матема-тических). Было зафиксировано, что для большинства студентов предпочитаемым форматом яв-ляется традиционное обучение, и только студенты гуманитарных направлений предпочли ему смешанный вид обучения. Полный переход на дистанционное обучение не был поддержан ни одной группой специальностей.
Достаточно много внимания онлайн-обучению уделено и в работах иностранных специа-листов. Основной исследовательский интерес заграничных авторов направлен на такие темы как: коммуникативный кризис и трансформация коммуникационных процессов в образовательной среде [5]; влияние данных изменений на качество обучения [6]; восприятие и удовлетворенность учеников онлайн-обучением [7], а также вопросу социального неравенства, вызванного нерав-ным доступом к цифровым средствам обучения [8]. Исследователи отмечают, что пандемия COVID-19 привела к значительному сокращению живых контактов и трансформировала их в он-лайн-коммуникацию, что затронуло не только процесс обучения, но и межличностную коммуни-кацию, а также проведение внеклассных мероприятий. Было зафиксировано желание учащихся увеличить частоту общения как с преподавателями, так и с одноклассниками/одногруппниками, а также желание вновь участвовать во внеучебных мероприятиях, проводимых традиционным способом. Указанные трансформации не могли не сказаться на результатах обучения, о чем ре-спонденты сообщили в своих ответах. Ценные сведения об удовлетворенности онлайн-обуче-нием мы находим в работе Б. Минс и Д. Нейслер [9, р. 12]. На протяжении нескольких лет авторы проводили лонгитюдные исследования удовлетворенности образованием среди студентов аме-риканских вузов, что позволило им сравнить данный показатель до и после пандемии. Получен-ные исследователями выводы свидетельствуют о снижении удовлетворенности образованием и ухудшении уровня получаемых знаний и навыков. Основными проблемами, с которыми опрошен-ные столкнулись в период онлайн-образования, стали сложности с мотивацией к выполнению
SOCIOLOGY
- 46 -
заданий, проблемы с нахождением необходимых технических условий для прохождения обуче-ния и недостаток или сложности в коммуникации с преподавателями. Авторы из Канзасского уни-верситета [10, р. 16] отметили наличие зависимости удовлетворенности образованием и само-оценки получаемых знаний от количества контактов с педагогами, что позволило прийти к выводу о том, что коммуникационный фактор является одним из важнейших в повышении эффективно-сти образовательных процессов. Еще одной важной темой исследователей стало цифровое не-равенство, которое в США ассоциировано с этническими и расовыми отличиями. Б. Минс и Д. Нейслер писали, что испаноязычные студенты и студенты из афроамериканских семей часто отмечали в качестве проблем, с которыми они столкнулись, трудности с подключением к интер-нету, а также иные проблемы: поиск спокойного места для обучения, а также встраивание он-лайн-обучения в промежутки между исполнением своих домашних обязанностей и работой [11, р. 19]. Авторы высказывали опасение, что сложности могут еще более понизить образователь-ный уровень данных социальных общностей, что в дальнейшем будет способствовать снижению их уровня жизни и усилит социальную сегрегацию в США.
Таким образом, анализ проведенных исследований по тематике удаленного обучения поз-воляет прийти к выводу о том, что российскими и зарубежными авторами создан определенный корпус работ, затрагивающий разнообразные аспекты его восприятия и оценки учащимися. В то же время стоит отметить, что в большинстве проанализированных работ в качестве объекта ис-следования было выбрано студенчество, значительно меньше внимания посвящено школьному образованию. Кроме того, по большей части вне внимания ученых остается мнение родителей учеников по поводу удаленного образования. Однако, учитывая реалии онлайн-обучения, роди-телей по праву можно назвать участниками образовательного процесса, так как именно на них легла основная нагрузка по обеспечению технической возможности реализации обучения и опре-деленная часть организации учебного процесса. Игнорирование ученым и педагогическим сооб-ществом мнения родительского коллектива может привести к очень негативным последствиям в данной среде. Все вышесказанное обусловливает актуальность исследования восприятия школьниками и их родителями онлайн-обучения.
Методология и методы исследования. Для проведения социологического исследования был использован метод онлайн-анкетирования. Для опроса были отобраны старшеклассники (9–11 классы), обучающиеся как в общеобразовательных школах, так и в специализированных лицеях. От-бор респондентов был осуществлен неслучайным целевым способом, было обеспечено необходи-мое количество респондентов в каждой группе (пол, вид учебного заведения) для проведения срав-нений. В общей сложности было опрошено 300 учеников СОШ и 100 учеников лицея г. Астрахани. Также опрос был проведен среди родителей опрашиваемых учеников в количестве 300 человек. Для этого был использован метод онлайн-опроса, осуществленный на платформе Google Forms.
Результаты. Прежде всего, стоит остановиться на том, насколько участники образователь-ного процесса удовлетворены дистанционным образованием. Среди школьников таких большин-ство: 40 % удовлетворены образованием полностью и еще 37 % – частично. Таким образом, лишь 23 % опрошенных учащихся не были удовлетворены удаленным образованием в период панде-мии. Эти числа значительно отличаются от ситуации внутри родительского сообщества, в котором четверть опрошенных полностью не удовлетворена онлайн-обучением, еще 37,5 % – скорее не удовлетворены. Полученные результаты неудивительны, так как, судя по дальнейшим ответам, на плечи родителей легла сложная обязанность обеспечения самой возможности для обучения де-тей, в то время как ученики наслаждались большей свободой как вследствие высвободившегося времени, которое не нужно было тратить на то, чтобы добраться до школы, так и по причине в целом значительно менее формального процесса обучения (рисунок 1).
Рисунок 1 – Элементы онлайн-обучения, которые понравились школьникам, %
12,3
17,1
36,3
42,1
44,2
67,8
69,2
0
10
20
30
40
50
60
70
80
Ничего не понравилось
Необычные формы организации уроков
Интересно было выполнять задания он-лайн
Учиться было легко
Вы были более самостоятельны в организации своего времени
Обучение было более неформальным (не нужно носить форму; домашнее окружение)
Больше времени на другие дела, так как не нужно его тратить на дорогу до школы
СОЦИОЛОГИЯ
- 47 -
Здесь стоит отметить, что в целом ученики значительно чаще отмечали позитивные черты онлайн-образования, чем их родители (рисунок 2). При этом обе группы отметили, что именно высвободившееся время является основным позитивным моментом удаленного образования. Стоит также обратить внимание на то, что вторая по популярности причина среди родителей – более психологически комфортные условия для обучения, что косвенно указывает на наличие проблем в межличностном взаимодействии учащихся. Ни в одной из групп опрошенных преиму-щества, связанные с повышением доступности/качества образования, не были названы в каче-стве основных.
Рисунок 2 – Позитивные моменты удаленного обучения по мнению родителей, %
Организационная часть онлайн-обучения, которую в значительной степени обеспечивали родители, оказалась одной из серьезных проблем, с которой они столкнулись во время удален-ного обучения. На это указывает ряд показателей. Прежде всего – лидирование в списке проблем во время онлайн-обучения неполадок с соединением с интернетом (60 %), неполадок с техникой (57,7 %) и сложностью контроля за ребенком и его мотивацией (57,5 %). Кроме того, более поло-вины родителей (55 %) отметили, что проблемы с интернет-соединением вызывали ситуации, в которых ребенок не мог участвовать в занятиях (рисунок 3). Также помощь в организации учеб-ного процесса – второй по популярности вид помощи, необходимый родителям во время удален-ного обучения (см. далее данные обработки открытых вопросов).
Рисунок 3 – Проблемы, с которыми столкнулись родители
во время удаленного обучения, %
Одной из проблем, усложняющих техническую сторону онлайн-образования, является про-блема цифрового неравенства, на которой хотелось бы остановиться подробнее. Для ее диагно-стики в опросе было использовано несколько показателей. Во-первых, был задан вопрос о том,
18,5
16,5
19
19,8
27,3
29,8
39,7
0
5
10
15
20
25
30
35
40
45
Нет позитивных моментов
Вы были более самостоятельны в организации времени ребенка
Доступ к дополнительным материалам он-лайн
Необычные формы организации уроков
Учиться было легче, чем в обычном формате
Ребенок дома психологически чувствовал себя более комфортно
У ребенка стало больше времени, так как не нужно было тратить его на дорогу
26,4
30,6
31,4
38
47,1
53,7
57
57,9
60,3
0
10
20
30
40
50
60
70
Проблемы со связью с учителем
Проблемы ребенка со здорорвьем
Неудобно составленное расписание
Проблемы с организацией рабочего места ребенку
Слишком большим временем, которое ребенок проводит у экрана
Жалобы на то, что ребенок не понимает что объясняют на уроке
Проблемы с контролем за ребенком
Технические проблемы с устройствами
Проблемы с Интерет-соединением
SOCIOLOGY
- 48 -
сколько детей школьного возраста есть в семьях; это число в среднем оказалось достаточно не-большим – 1,39 на семью. Во-вторых, у родителей спросили, работали ли они сами из дома во время пандемии – более половины опрошенных (57,5 %) ответили утвердительно. Наконец, был задан во-прос о количестве устройств, которые можно использовать для онлайн-обучения (ПК, ноутбуки, планшеты, смартфоны). Это число в среднем составило 2,28. Анализ данных показателей в целом дает удовлетворительный результат: при условии задействования одного из устройств для работы родителей, оставшееся число устройств для обучения лишь немногим меньше среднего числа де-тей школьного возраста в семье. В то же время более глубокий анализ полученных данных показал, что существует определенная сегрегация относительно доступа к коммуникационным ресурсам и, соответственно, относительно возможности получать удаленное образование. Исходя из данных таблицы 1, можно сказать, что дети, обучающиеся в общеобразовательных школах, значительно чаще сталкиваются с проблемами, касающимися доступа к информационным ресурсам.
Таблица 1 – Распространенность причин, по которым ученик не мог присутствовать
на занятиях онлайн, в СОШ и лицеях, %
Причина, по которой ребенок не мог присутствовать
на онлайн-занятии
Общеобразовательные школы
Лицей
Отсутствие устройства для выхода в Интернет
10,9
11
«Очереди» на использование устройства для обучения
25,9
9,6
Таких ситуаций не возникало
65,2
79,5
Однако еще большее неравенство в этом плане наблюдается среди семей с различным доходом (таблица 2). Так, более половины родителей из семей с низкими доходами указали на наличие тех или иных ситуаций, в связи с которыми их дети не могли получать образование уда-ленно. Зафиксированное цифровое неравенство ставит перед всеми участниками достаточно важную проблему доступности общего образования, гарантированного Конституцией, но слож-нодостижимого в условиях удаленного обучения. Отсутствие качественного доступа к образова-тельным ресурсам среди детей из неблагополучных семей или семей с низким доходом еще в большей степени снизит адаптационный потенциал таких учеников и создаст предпосылки для развития девиантных явлений.
Таблица 2 – Распространенность причин, по которым ученик не мог присутствовать
на занятиях онлайн, в семьях с разным доходом, %
Причина, по которой ребенок не мог присутствовать
на онлайн-занятии
Низкий доход
Средний доход
Высокий
доход
Отсутствие устройства для выхода в Интернет
24,3
5

«Очереди» на использование устройства для обучения
29,7
10

Таких ситуаций не возникало
45,9
85
100
Еще одной из задач проведенного исследования было выявить мнение учащихся и их ро-дителей относительно необходимости модификации удаленного образования. Для этого им были заданы открытые вопросы о том, как бы они изменили процесс онлайн-образования, и какая по-мощь им была необходима в этот период. Начнем с анализа ответов учащихся. Стоит сказать, что примерно четверть опрошенных (25,9 %) не высказала никаких предложений относительно модификации удаленного образования, мотивировав это тем, что их все устроило:
«Никак, так как дистанционное обучение полностью меня устраивает»
«Не как, все отлично»*
Еще 10,5 % опрошенных не предложили никаких направлений модификации удаленного обучения, но уже в связи с тем, что оно неприемлемо в принципе:
«Мы за нормальное обучение в школе!»
«Ему уже ничего не поможет!»
Остальные ответившие на данный вопрос ученики предложили определенные изменения. Одним из наиболее популярных (10,9 % опрошенных) направлений изменений выступило коли-чество и форма домашних заданий. Ученики жаловались на то, что, проводя много времени у экрана во время уроков, они в дальнейшем сталкивались с необходимостью выполнять домаш-ние задания также онлайн, таким образом время, проведенное перед экраном, значительно уве-личилось.
«Не загружать домашними заданиями, не делать по 6 уроков в день. Я с утра до вечера сидела у экрана»
«Меньше задавать письменных работ, которые нужно отправлять по почте учителю, и восполнить их онлайн-тестами на разных платформах»
* В цитатах ответов на открытые вопросы сохранена орфография и пунктуация респондентов.
СОЦИОЛОГИЯ
- 49 -
На еще один технический момент, а именно модификацию расписания, обратило внимание 7,2 % опрошенных. Учащиеся жаловались на слишком маленькие перемены, а также на то, что интервал, в который необходимо отправить выполненные домашние задания, является очень маленьким. Кроме того, 3,6 % отметили необходимость в физкультурных разминках:
«Перерывы между уроками больше 10 минут для отдыха»
«Не ставить слишком короткий промежуток времени, в который необходимо скинуть задания, т. к. кого-то может не быть дома по серьезным причинам»
«Проводить физкультурные разминки»
«Во время уроков проводить физкультминутки, разминки для мозга и др.»
Необходимость модификации образовательных платформ стала еще одним из популярных пожеланий: 10,9 % учащихся высказались за то, чтобы устранить технические проблемы с плат-формами, на которых проходило обучение, а также интегрировать в нее имеющиеся учебники:
«Сделать одно единое приложение, где будут и уроки, и учебники»
«Улучшить платформу для обучения, чтобы можно было прям в ноутбуке делать до-машнее задание и без учебников»
Говоря о технической стороне, стоит отметить еще несколько моментов: некоторые опро-шенные отдельно акцентировали желание проводить коммуникацию через приложение Discord, являющееся достаточно популярным среди учащихся (особенно в среде геймеров). Кроме того, 4 % опрошенных указали на необходимость решить проблему со связью, 1,8 % указали на то, что нужно прежде всего обеспечить учащихся необходимой техникой.
«Учиться не по zoom, а по discord, так как там удобнее»
«Сделать общий канал в Дискорд в котором можно будет общаться отправлять до-машнее задание и узнавать темы уроков»
«Решить технические вопросы с интернетом»
«Устранение проблем с Интернетом»
«Обеспечить всех техникой»
«Выдать всем свои персональные компьютер/ноутбук/планшет»
Наконец, еще один блок пожеланий учащихся касался непосредственно процесса обуче-ния. 6,8 % опрошенных обратили внимание на необходимость изменений в работе учителей в плане повышениях их компьютерной грамотности, а также необходимости соответствующего оснащения их рабочего места:
«Учителям освоить получше интернет-программы»
«Создать более комфортные условия для учителя, чтобы тот мог объяснять ту или иную тему без посторонних проблем, как плохое качество звука, камеры, из-за чего плохо ана-лизируется новая информация на уроке»
4 % учащихся отметили необходимость в более тщательном объяснении нового материала и проведении дополнительных занятий для тех, кто его не освоил, еще около 2 % указали на проблему с коммуникацией с педагогами:
«Больше времени для объяснения нового материала»
«Делать специальные конференции для тех, кто не усвоил новый материал»
«Чтоб можно было писать в чат»
«Больше коммуницировать с учителем. Этого нам не предоставляют!»
Следующим элементом анализа стал вопрос о том, какая помощь была нужна ученикам во время онлайн-обучения. Стоит отметить, что большинство из опрошенных школьников (63,2 %) не заявили о необходимости в какой-либо помощи. Чаще всего затруднения вызывало именно освоение материала – именно такую помощь попросили 16,8 % опрошенных:
«Помощь по объяснению, так как не всегда понятно в электронной форме»
«Дополнительные личные консультации с учителем при необходимости»
Значительно меньше учеников отметили необходимость в технической помощи с подклю-чением к сети (7,7 %), настройкой программного обеспечения (5,4 %) и необходимостью в технике (2,2 %):
«Подключение к интернету»
«Нужен был хороший интернет»
«Разобраться в программе зум, как отвечать в микрофон»
«По началу в подключения устройств и программ на комп и другие приборы»
Перейдем к анализу ответов родителей. Прежде всего, стоит отметить, что учащиеся были более конструктивны в предложениях по модификации удаленного обучения. Значительная часть родителей (27,5 %) либо высказывалась резко против удаленного обучения, предлагая его попросту отменить, или же заявляла, что все прошло хорошо и ничего менять не надо (25 %):
«Никак. Против онлайн-обучения!»
SOCIOLOGY
- 50 -
«Использовать исключительно как дополнительное к очному обучению, например, в период болезни, чтобы не отстать от одноклассников или уехать в отпуск с родителями и иметь воз-можность получить информацию. Онлайн-обучение не должно быть вместо обычного!»
«Все и так устраивало»
«В нашей школе все хорошо прошло»
Среди остальных ответов родителей преобладают те, которые касаются непосредственно учебного процесса. 10,8 % опрошенных указали на то, что необходимо изменить форму прове-дения занятий: сделать их более творческими, интересными, а также заранее знакомить детей с их содержанием:
«Ввести больше творческих заданий, где ребёнок может рассуждать, фантазировать. Ввести формат обсуждений вопросов, имеющих отношение к предмету, но за пределами стандартных заданий»
«Процесс обучения проходил бы более эффективно, если бы преподаватели заранее вы-кладывали рабочие конспекты урока»
6,7 % родителей отметили необходимость модификации работы учителей с детьми, а именно больше времени уделять личному общению, не заменяя его презентациями/видеолекци-ями. 5 % родителей отметили необходимость в более тщательном объяснении пройденного ма-териала, 4,2 % отмечали, что нужно изменить расписание занятий, еще 2,5 % высказались в пользу работы учителей не со всем классом, а в малых группах:
«Проводить уроки учителям самим, а не ссылки кидать»
«Нужна связь учителя с детьми, а не презентации»
«Доступно объяснить тему, не опираясь на план по часам»
«Научить учителей объяснять материал!»
«Учителям следовало бы давать детям больше времени на подключение к онлайн-уроку. Учитель уже начал объяснение, а кто-то еще настраивает камеру и микрофон»
«Чтобы уроки по времени шли как в школе и все успевали записывать»
«Работать меньшими группами»
«Либо индивидуально, либо очно. По-другому никак»
Еще одним направлением модификации онлайн-обучения стала ликвидация технических трудностей. 5 % родителей отметили необходимость изменить портал для обучения, наладить быструю обратную связь. 4,2 % предложили ликвидировать проблему с подключением к сети, 3,2 % указали на необходимость в гаджетах для получения образования:
«Улучшить портал для обучения»
«Больше специальных приложений, использовать программы с быстрой обратной связью»
«Улучшить интернет соединение»
«Наладить связь. Сервер перегружен. В программу не зайти»
«Обеспечить всех учащихся, необходимым оборудованием»
«Обеспечить всех необходимыми гаджетами»
Родители также ответили на вопрос о том, какая помощь была необходима во время он-лайн-обучения. Стоит отметить, что большинство из опрошенных (38,4 %) не заявили о необхо-димости в какой-либо помощи. Если же говорить о тех, кто отметил необходимость сторонней помощи, то здесь, как и в случае с учениками, наиболее актуальной стала помощь в освоении нового материала – именно такая помощь была бы актуальна для 17,5 % опрошенных:
«Помощь с тем, чтобы правильно донести материал до ребёнка, чтобы он все понял»
«Подробные объяснения учителей, особенно русский язык и алгебра»
Следующий вид помощи, в котором нуждались родители – организационный. Родители столкнулись с новой для себя необходимостью организовать как рабочее место для обучения ребенка, так и его работу с гаджетами, а также контроль за тем, чтобы ученик не поддавался соблазнам сменить род деятельности с обучения на развлечения. Респонденты (9,5 %) отмечали необходимость в помощи, чтобы справиться с этими обязанностями:
«Ребёнок не может включить сам, необходимо быть дома с ребёнком»
«Помощь специалистов по настройке работы обучающей платформы»
«Контроль за реальным присутствием на онлайн-уроке»
7,3 % родителей также высказывались о том, что им необходима была связь с учителями в большем объеме, нежели это было в реальности:
«Побольше общения с преподавателем»
«Нужны были оперативные ответы учителя на вопросы, связанные с ходом обучения»
Для части родителей (6,9 %) была актуальна помощь материального плана с приобрете-нием необходимых устройств и подключения к сети:
«Оплата интернета мобильного»
«Устройство, комфортное для обучения дистанционно (компьютер, а не смартфон ро-дителя)».
СОЦИОЛОГИЯ
- 51 -
Заключение. Анализ полученных результатов показал, что проблема цифровизации обра-зования находит живой отклик как у школьников, так и у их родителей, однако воспринимается ими по-разному. Школьники по большей части удовлетворены данным процессом (в силу гедонистиче-ских мотивов): в период удаленного обучения у них высвободилось время, которое они раньше тратили на то, чтобы добраться до школы; учеба проходила в менее формальном формате (то есть можно было не носить форму и присутствовать на уроках, буквально лежа в кровати); часто в от-сутствие родительского и не всегда эффективного учительского контроля ребята чувствовали себя более свободными. Вместе с тем, причины, которые бы указывали на повышение эффективности образования (интересные формы организации уроков; доступ к дополнительным материалам он-лайн) были значительно менее популярны. Иную картину представляет собой мнение родителей, больше половины из которых не довольны удаленным образованием. Проблемы, с которыми они столкнулись, касаются прежде всего технических моментов: наличия качественного интернет-со-единения, необходимых гаджетов. Также более половины опрошенных родителей указали на то, что им сложно было контролировать ребенка, следить за тем, что он действительно учится. Слож-ности вызывал и сам процесс получения знаний: родители отмечали жалобы детей на то, что они плохо понимают то, что объясняется на онлайн-занятиях. Значительно меньше, по сравнению с опрошенными школьниками, было отмечено и позитивных моментов в удаленном образовании, среди которых родители прежде всего отмечали высвободившееся у учеников время за счет от-сутствия необходимости добираться до школы и более комфортное психологическое самочувствие некоторых учеников. Таким образом можно зафиксировать ярко выраженное неприятие родитель-ским коллективом онлайн-обучения, вследствие того, что родители были вынуждены не только бо-роться с техническими трудностями, но и контролировать, мотивировать и организовывать школь-ников на фоне сложностей с пониманием материала и повышением экранного времени у ребят. Необходимость технической организации учебного процесса открывает еще одну проблему – циф-ровое неравенство. Если в целом по данным опроса ситуация с техническим обеспечением семей выглядит не так плохо, то в разрезе отдельных групп фиксируются достаточно негативные явления. Среди семей, которые указали свой доход как низкий, почти у трети детей возникали моменты, когда они не могли учиться вследствие наличия «очереди на гаджеты» и у четверти – вследствие отсутствия необходимых устройств. Все это является предпосылкой к дальнейшей маргинализа-ции малообеспеченных слоев населения, которым при сохранении описанных тенденций может грозить отсутствие доступа к качественному образованию.
Соотнося данные проведенного исследования с работами отечественных и зарубежных ученых, стоит отметить, что в целом практики удаленного образования в г. Астрахань и их вос-приятие во мнении школьников и их родителей схожи с общероссийскими и зарубежными тен-денциями. Технические сложности, недостаток живого общения и необходимость во взаимодей-ствии с педагогами «face-to-face» – основные проблемы, которые актуальны при осуществлении удаленного образования. Феномен цифрового неравенства также распространен как в России, так и за рубежом и оказывает свое негативное влияние на доступность образования.
Стоит отметить, что наше исследование было также посвящено выработке рекомендаций по модернизации процесса онлайн-обучения. Рекомендации можно разделить по нескольким группам. В качестве первой и самой важной группы можно выделить необходимость в модифи-кации взаимодействия «учитель-ученик-родители». Здесь стоит отметить некоторую противоре-чивость ситуации. С одной стороны, учителя во время удаленного обучения уже испытывали зна-чительно возросшие нагрузки. Постоянно отвечая на сообщения в социальных сетях и мессен-джерах, объясняя и технические моменты, и учебный материал, пытаясь, насколько это воз-можно, эффективно организовать детей, они стали, фактически, «учителем 24/7». С другой сто-роны, ученики и особенно родители отмечают, что в новом, непривычном формате материал усваивается хуже, поэтому неудивительно, что одной из наиболее актуальных просьб стала по-требность в дополнительных консультациях по поводу неусвоенных моментов. Также предлага-лось модифицировать формы проведения занятий, сделав их более творческими, активнее ис-пользовать возможности интернет-технологий. В то же время стоит осознавать, что данные пред-ложения достаточно сложно выполнимы. У учителей объективно отсутствует время для допол-нительных занятий. Кроме того, встает вопрос их оплаты. Касаемо же модификации форм про-ведения уроков, стоит учитывать тот факт, что онлайн-обучение – совершенно новая форма де-ятельности для большинства учителей, соответственно, чтобы ее эффективно освоить, а тем более творчески переосмыслить и модифицировать, необходимо время и мотивация. Как пер-вое, так и второе не всегда имеется в распоряжении учителей.
Следующая группа рекомендаций – технические. Внутри них можно выделить те, которые носят системный характер – это модернизация школьного IT-оборудования, прежде всего до-ступа в интернет. По отзывам учителей, большинство из них работало дома, так как в школах
SOCIOLOGY
- 52 -
отсутствует необходимая скорость и стабильность подключения к сети. Также учитывая реалии цифрового неравенства, стоит проработать схему обеспечения нуждающихся семей гаджетами для онлайн-обучения. Все эти рекомендации требуют значительных финансовых вливаний и должны быть направлены в первую очередь государственным органам. Однако есть и такие предложения, которые может реализовать сама школа. Прежде всего, стоит учитывать особен-ности современного времяпровождения школьников, значительная часть которого проходит он-лайн. У многих из них есть популярные коммуникационные платформы и приложения, которыми им привычнее и удобнее пользоваться (например, Discord), соответственно, стоит рассмотреть возможность использования части из них в учебном процессе. Кроме того, предлагается исполь-зовать интегрированные учебные порталы, на которых можно размещать как учебные матери-алы, так и домашние задания с возможностью их выполнения онлайн.
Среди рекомендаций можно выделить модификацию учебного процесса. Технические сложности влекут за собой определенные новые потребности от учителей. По возможности стоит ознакамливать учеников и родителей с дидактическими материалами, например, конспектами лекций, вести записи уроков и выкладывать в общий для класса доступ. Это важно как для тех, кто в силу каких-то причин не смог посетить занятие, так и для тех, кто может испытывать техни-ческие сложности во время урока и на какой-то срок «выпасть» из подключения к трансляции. Более тщательно, чем обычно стоит подойти к разработке расписаний учебных занятий: по воз-можности увеличить перемены, чтобы ученики могли отдохнуть от взаимодействия с экранами устройств; с учетом того, что в семьях бывает «очередь на гаджеты» планировать занятия в две смены, чтобы дети, учащиеся в разных классах, могли получить доступ к устройству; возможно, стоит перед уроком запланировать технический перерыв, во время которого ученики могли бы спокойно подключиться к трансляции. Также стоит предоставлять время, достаточное для вы-полнения и отправки заданий с поправкой на технические сложности и опять же возможную оче-редь на доступ к устройствам.
Проведенное исследование показало, что онлайн-обучение вызвало противоположную ре-акцию у школьников и их родителей, а его организация нуждается в значительной модификации. Без решения прежде всего технических вопросов, особенно принимая во внимание цифровое неравенство в семьях школьников, дальнейшее внедрение элементов удаленного образования может привести к снижению его качества и в будущем способствовать усилению социального разделения и маргинализации отдельных групп населения.
Список источников:
1. Абрамова С.Б., Антонова Н.Л. Онлайн-обучение: новые контуры страхов и волнений студентов в условиях пандемии // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 11. С. 14–17. 10.24158/spp.2020.11.1; Студенты вузов России о дистанционном обучении: оценка и возможности / И.А. Алешковский, А.Т. Гаспаришвили, О.В. Крухмалева [и др.] // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 10. С. 86–100. 10.31992/0869-3617-2020-29-10-86-100; Прохорова М.П., Минеева О.А., Благодинова В.В. Изучение отношения обучающихся вуза к цифровизации образования // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8 №2. С. 19; Рогозин Д.М. Представления преподавателей вузов о будущем дистан-ционного образования // Вопросы образования. 2021. № 1. С. 31–51. 10.17323/1814-9545-2021-1-31-51.
2. Студенты вузов России о дистанционном обучении… С. 88.
3. Прохорова М.П., Минеева О.А., Благодинова В.В. Указ. соч.
4. Традиционные и цифровые технологии обучения в оценке студентов высшей школы / М.В. Кручинин, Г.А. Кручинина, Д.С. Седов [и др.] // Человек и образование. 2020. № 3 (64). С. 55–61.
5. Bali S., Liu M. C. Students’ perceptions toward online learning and face-to-face learning courses. // Journal of Physics: Conference Series. 2018. Vol. 1108. 1742-6596/1108/1/012094; Horspool A., Yang S.S. A comparison of university student perceptions and success learning music online and face-to-face // Journal of online learning and teaching. 2010. Vol. 6, No 1. Р. 15–29; Platt C.A., Raile A.N.W., Yu N. Virtually the same? Student perceptions of the equivalence of online classes to face-to-face classes // Journal of online learning and teaching. 2014. Vol. 10. Р. 489–503; Maintaining academic performance and student satisfaction during the remote transition of a nursing obstetrics course to online instruction / E. Riley, N. Capps, N. Ward [et al.] // Online Learning. 2021. Vol. 25. Is.1, P. 220–229. 10.24059/olj.v25i1.2474.
6. Jaggars S.S., Xu D. How do online course design features influence student performance? // Computers & Education. 2016. Vol. 95. Р. 270–284. 10.1016/j.compedu.2016.01.014; Minority serving institutions: America’s underutilized resource for strengthening the STEM workforce. Washington, 2019. 254 p.
7. Digital divide persists even as lower-income Americans make gains in tech adoption [Электронный ресурс] // Pew Research Center. URL: https://www.pewresearch.org/fact-tank/2021/06/22/digital-divide-persists-even-as-americans-with-lower-in-comes-make-gains-in-tech-adoption/ (дата обращения 21.08.2021); Means B., Neisler J. Teaching and learning in the time of COVID: The student Perspective // Online Learning. 2021. Vol. 25 (1), Р. 8–27. 10.24059/olj.v25i1.2496; Maintaining academic performance and student satisfaction …
8. Digital divide persists …; Means, B., Neisler, J. Op. cit.
9. Means, B., Neisler, J. Op. cit. P. 12.
10. From the student perspective: experiences of middle and high school students in online learning / D. Harvey, D. Greer, J. Basham [et al.] // American journal of distance education. 2014. Vol. 28 (1). Р. 14–26. 10.1080/08923647.2014.868739.
11. Means, B., Neisler, J. Op. cit. P. 19.

https://doi.org/10.24158/spp.2021.8.5

Проект

Другие публикации автора

Поделиться:

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий.
Icon