Профессор Л. В. Баева – руководитель проекта, профессор И. М. Ажмухамедов, профессор С. А. Храпов, доцент А. В. Григорьев, ассистент А. В. Станишевская, ассистент В. Ю. Кузнецова, магистрант Д. Бибарсов
№19-29-14007

Оценка влияния цифровизации образовательного и социального пространства на человека и разработка системы безопасной коммуникативно-образовательной среды

руководитель проекта Людмила Владимировна Баева
Безопасная цифровая образовательная среда: позитивное воздействие, социальные риски, возможности

В условиях цифровых трансформаций общества и его институтов вопросы социальной безопасности оказываются одними из приоритетных и обеспечивающих жизнедеятельность и эффективность остальных элементов системы. Безопасность в этих условиях связывается с защитой человека от возможных деформаций социальных и культурных систем, ведущих к нарушению здоровья, жизни, прав, свобод личности вследствие информационно-психологического воздействия современных электронных ресурсов. 

Предлагаемый междисциплинарный проект будет направлен на разработку концепции безопасной коммуникативно-образовательной среды для современной системы образования с учетом оценки влияния цифровизации образовательного и социального пространства на человека, а также создание программных продуктов для ее внедрения. 

В ходе проекта будет выявлены наиболее значительные социальные и антропологические риски цифровизации образовательной среды и коммуникации, представлена их систематизация и характеристика (база данных «Атлас рисков в информационно-коммуникативной среде»). 

На основе использования информационно-управленческого подхода к изучению принципов безопасности коммуникативно-образовательной среды, разработке методик институционального, мотивационного и информационного управления в цифровом мире в рамках проекта будет создана система распознавания психоэмоционального состояния обучающегося, позволяющая эффективно отслеживать рискогенные факторы, а также предлагать наиболее эффективные формы обучения с учетом индивидуализации образовательных траекторий учащихся для снижения рисков когнитивной сфере (создание программ для ЭВМ: «Построение цифрового портрета социально-коммуникативных и когнитивных навыков обучающегося» и «Диагностика психо-эмоционального состояния обучающегося для индивидуализации цифровой среды обучения»). 

С учетом международного опыта и на основе авторской концепции безопасной коммуникативно-образовательной среды будут разработаны научно-обоснованные руководства для педагога, для учащихся и для родителей для безопасного поведения и обучения в цифровой среде, а также структура и принципы учебных модулей «Этика и безопасность в цифровой среде», ориентированных на системы среднего и высшего образования для профилактики рискогенных последствий информационного воздействия на обучающихся и формирования цифровой культуры поведения. 

Предлагаемый проект объединит изучение вопросов этики и кибербезопасности и будет эффективным сопровождением учебного процесса на всех уровнях основного образования в условиях цифровизации. 

В теоретическом плане значимость итогов проекта определяется выходом на научное прогнозирование безопасной образовательной среды для цифрового обучения. 

В социальном плане значимость проекта определяется возможными изменениями в системе образования с учетом ее перехода в цифровую среду и возрастающими рисками для человека, для обеспечения здорового образа жизни, гарантии прав и свобод индивида, развития социальных навыков и познавательного потенциала личности.


  • Безопасность
  • Безопасность образовательной среды и здравоохранение в контексте цифровизации

Команда проекта
Людмила
Людмила Владимировна БАЕВА
доктор философских наук, профессор, проректор по научной работе Астраханского государственного университета
Александр
Александр Владимирович ГРИГОРЬЕВ
Доцент кафедры социологии Астраханского государственного университета
Валентина
Валентина Юрьевна КУЗНЕЦОВА
ассистент кафедры информационной безопасности Астраханского государственного университета
Алина
Алина Владимировна СТАНИШЕВСКАЯ
Ассистент кафедры информационной безопасности Астраханского Государственного Университета
Сергей
Сергей Александрович ХРАПОВ
Доктор философских наук, почетный работник сферы образования Российской Федерации, лауреат медали РАН, профессор кафедры философии, культурологии и социологии Астраханского государственного университета им. В.Н. Татищева

Организация
Поделиться:

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий.
Icon