В условиях цифровых трансформаций общества и его институтов вопросы социальной безопасности оказываются одними из приоритетных и обеспечивающих жизнедеятельность и эффективность остальных элементов системы. Безопасность в этих условиях связывается с защитой человека от возможных деформаций социальных и культурных систем, ведущих к нарушению здоровья, жизни, прав, свобод личности вследствие информационно-психологического воздействия современных электронных ресурсов.
Предлагаемый междисциплинарный проект будет направлен на разработку концепции безопасной коммуникативно-образовательной среды для современной системы образования с учетом оценки влияния цифровизации образовательного и социального пространства на человека, а также создание программных продуктов для ее внедрения.
В ходе проекта будет выявлены наиболее значительные социальные и антропологические риски цифровизации образовательной среды и коммуникации, представлена их систематизация и характеристика (база данных «Атлас рисков в информационно-коммуникативной среде»).
На основе использования информационно-управленческого подхода к изучению принципов безопасности коммуникативно-образовательной среды, разработке методик институционального, мотивационного и информационного управления в цифровом мире в рамках проекта будет создана система распознавания психоэмоционального состояния обучающегося, позволяющая эффективно отслеживать рискогенные факторы, а также предлагать наиболее эффективные формы обучения с учетом индивидуализации образовательных траекторий учащихся для снижения рисков когнитивной сфере (создание программ для ЭВМ: «Построение цифрового портрета социально-коммуникативных и когнитивных навыков обучающегося» и «Диагностика психо-эмоционального состояния обучающегося для индивидуализации цифровой среды обучения»).
С учетом международного опыта и на основе авторской концепции безопасной коммуникативно-образовательной среды будут разработаны научно-обоснованные руководства для педагога, для учащихся и для родителей для безопасного поведения и обучения в цифровой среде, а также структура и принципы учебных модулей «Этика и безопасность в цифровой среде», ориентированных на системы среднего и высшего образования для профилактики рискогенных последствий информационного воздействия на обучающихся и формирования цифровой культуры поведения.
Предлагаемый проект объединит изучение вопросов этики и кибербезопасности и будет эффективным сопровождением учебного процесса на всех уровнях основного образования в условиях цифровизации.
В теоретическом плане значимость итогов проекта определяется выходом на научное прогнозирование безопасной образовательной среды для цифрового обучения.
В социальном плане значимость проекта определяется возможными изменениями в системе образования с учетом ее перехода в цифровую среду и возрастающими рисками для человека, для обеспечения здорового образа жизни, гарантии прав и свобод индивида, развития социальных навыков и познавательного потенциала личности.