Выборка исследования:
В экспериментальном исследовании приняли участие подростки седьмого (13 лет), восьмого (14-15 лет), девятого (15-16 лет), классов «Лицея № 42», школы № 106 города Уфа Республики Башкортостан и обучающиеся десятого класса (16-17 лет) школ города Москвы; студенты Башкирского Государственного Университета профиля биохимия (специалитет и магистратура), генетика (магистратура) в возрасте 18-27 лет, а также студенты специалитета по профилю психология (18-27 лет) Московского финансово-промышленного университета „Синергия“. Выборка исследования была разделена на четыре группы в зависимости от меры сформированности концепта Вещество: 1 группа – не сформирован ни один уровень концепта; 2 группа – сформирован только глобальный уровень; 3 группа - сформированы глобальный и базовый уровни концепта; 4 группа – сформированы все три уровня.
Использованные методики и аппаратура:
- Компьютеризированный портативный электроэнцефалограф-регистратор «Энцефалан-ЭЭГР-19/26» модификации «Элит» фирмы «Медиком-МТД» (Европейский сертификат CE 538571 Британского института стандартов, BSI)
- Компьютерный диагностический комплекс InTestingn (Волкова, Нилопец, № 2016661340 от 06.10.2016). Включающая тестовые программы «Chemical Differentiation» [21] и «Элементарные Логические Операции» [19]. Для анализа изменения спектра мощности ЭЭГ в зависимости от уровня сложности дифференцировок химических стимул-объектов и решения элементарных логических операций электроэнцефалограф-регистратор был синхронизирован с компьютерным диагностическим комплексом InTesting.
Регистрация проводилась в телеметрическом режиме (30 отведений: O2-A2, O1-A1, P4-A2, P3-A1, C4-A2, C3-A1, F4-A2, F3-A1, Fp2-A2, Fp1-A1, T6-A2, T5-A1, T4-A2, T3-A1, F8-A2, F7-A1, Oz-A2, Pz-A1, Cz-A2, Fz-A1, Fpz-A2, FC3-A1, Fcz-A1, FC4-A2, FT8-A2, TP7-A1, CP3-A1, Cpz-A1, CP4-A2, TP8-A2) по схеме 10-20, монополярно, в полосе пропускания 0.5-50 Гц со скоростью развертки 30 мм/сек.
Выводы:
- В данной выборке преобладали респонденты с несформированным концептом Вещество и низким уровнем химических способностей.
- При сформированности концепта Вещество – чем выше уровень сформированности, тем меньшее количество времени требуется для решения всех видов заданий, а количество балов тем выше, чем выше мера сформированности концепта Вещество.
- Чем выше уровень сформированности концепта Вещество, тем выше продуктивность решения элементарных логических задач.
- Выделены четыре типа изменений спектра мощности ЭЭГ при решение классификационных и логических задач.
Более детально о результатах исследования см. файл в приложении