АНАЛИЗ ПРЕИМУЩЕСТВ И ВОЗМОЖНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ЕДИНОЙ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

08 июля 2020 // Валентина Кузнецова

В статье обозначены тенденции цифровизации образования и рассмотрены основные риски в области здоровья, социальных навыков и информационной безопасности участников образовательного процесса, которые могут являться актуальными при реализации единой цифровой образовательной среды. Их актуальность показана на результатах опроса преподавателей средних, средне-специальных и высших российских учебных заведений. Авторами даны краткие рекомендации по минимизации указанных рисков.

Введение. Приоритетный проект в области образования «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» был утвержден Правительством Российской Федерации 25 октября 2016 года в рамках реализации государственной программы «Развитие образования» на 2013-2020 годы. Представляя проект на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, премьер-министр Дмитрий Медведев подчеркнул, что формирование цифровой образовательной среды – это стратегическая государственная задача, связанная с необходимостью обеспечения цифровой экономики квалифицированными кадрами [1]. А для их подготовки необходимо должным образом модернизировать систему образования и профессиональной подготовки, привести образовательные программы в соответствие с нуждами цифровой экономики, широко внедрить цифровые инструменты учебной деятельности и целостно включить их в информационную среду, обеспечить возможность обучения граждан по индивидуальному учебному плану в течение всей жизни – в любое время и в любом месте.

В приоритетном проекте «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» предусматривается повышение качества и доступности образования в России за счет использования онлайн-курсов на всех уровнях образования. Поставлена достаточно амбициозная задача – достижение к 2025 г. числа обучающихся образовательных организаций, прошедших обучение на онлайн-курсах для формального и неформального обучения, – 11 млн чел., из которых студенты профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования должны составить 5 млн чел.

13 декабря 2017 года Дмитрий Медведев анонсировал запуск нового приоритетного проекта - «Цифровая школа». Данный проект предполагает создание к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней, в том числе перевод школьного образования «в цифру». На сайте национального проекта «Образование» говорится, что через 5 лет будет внедрена целевая модель цифровой образовательной среды, которая позволит создать профили «цифровых компетенций» для обучающихся, педагогов и административно-управленческого персонала, конструировать и реализовывать индивидуальные учебные планы, в том числе с правом зачета результатов прохождения онлайн-курсов при прохождении аттестационных мероприятий, автоматизировать административные, управленческие и обеспечивающие процессы; проводить процедуры оценки качества образования [2]. 

Реализация приоритетных проектов в области образования предусматривает ряд ключевых направлений, разработка которых идет параллельно:

- принятие правовых и нормативных актов, направленных на развитие онлайн-обучения. В частности, фиксирующих статус онлайн-курсов как равноправных частей образовательных программ;

- создание информационного ресурса, обеспечивающего доступ к онлайн-курсам по принципу «одного окна» и объединяющего целый ряд уже существующих платформ онлайн-обучения благодаря единой системе аутентификации пользователей;

- создание к 2020 году 3,5 тысяч онлайн-курсов по программам среднего, высшего и дополнительного образования с привлечением ведущих разработчиков, как из государственных структур, так и бизнес-сообщества;

- формирование системы экспертной и пользовательской оценки качества содержания онлайн-курсов;

- создание десяти Региональных центров компетенций в области онлайн-обучения;

- подготовка и обучение не менее 10 000 преподавателей и экспертов в области онлайн-обучения;

Акцентируем внимание на техническую составляющую проекта – так называемой цифровой образовательной среды, которая по принципу «одного окна» будет обеспечивать учащихся на всех уровнях обучения образовательным контентом. Авторы проекта утверждают, что обучающимся такая система поможет на практике реализовать принцип виртуальной академической мобильности, предоставив им доступ к качественному образовательному контенту от ведущих вузов страны. При этом результаты прохождения онлайн-курса будут зачтены наравне с результатами очного обучения. Преподавателям ресурс позволит изучить лучший отечественный педагогический опыт и даст возможность выделить больше времени на практические занятия со студентами и на повышение собственной квалификации. Людям, стремящимся получить новые знания или актуализировать навыки, он предоставит удобный и качественный сервис. Работодатели смогут напрямую высказывать свои пожелания к обучающему контенту, с целью привести его в соответствие с требованиями рынка труда. Образовательным платформам и создателям онлайн-курсов ресурс «одного окна» даст уникальную возможность расширить аудиторию, повысить качество своего продукта, предложит гибкий и удобный инструмент аналитики.

В результате конкурсного отбора, проведенного Министерством образования и науки РФ, исполнителем проекта по созданию такого информационного ресурса стал Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (Университет ИТМО) [3].

Проблемы создания безопасной образовательной среды

Первые попытки оцифровать школьное обучение начались с 2001 года с принятия Федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды». Она ставила целью создание цифровой образовательной среды, обеспечивающей: 

  • единство образовательного пространства на всей территории страны;
  • повышение качества образования во всех регионах России;
  • сохранение, развитие и эффективное использование научно-педагогического потенциала страны;
  • создание условий для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий;
  • создание условий для предоставления российских образовательных услуг русскоязычному населению за рубежом.

20 лет методичной работы над внедрением технологий в школы позволили провести переоснащение школ, в том числе и сельских, обеспечить для них доступ к сети Интернет, а также реализовывать дистанционное и инклюзивное обучение для детей с особыми потребностями [4].

Учитывая это, можно сказать, что у отечественной образовательной системы накопился внушительный опыт и комментарии о том, какие преимущества и недостатки имеет глобальная цифровизация российского образования. Введение единой цифровой образовательной системы само по себе порождает ряд рисков, которые угрожают обеспечению безопасности участников образовательной деятельности (учащиеся, преподаватели) различных аспектов их жизнедеятельности (например, угрозы ослабления социальных и коммуникативных навыков, ухудшение физического и психоэмоциального здоровья и т.п.). Помимо всего прочего, имеют место и информационные риски, связанные с информационной безопасностью образовательного процесса в условиях цифровой экономики. 

В связи с этим была поставлена задача – провести анкетирование преподавателей школ, колледжей и университетов для анализа вероятных негативных последствий от реализации повсеместного цифрового обучения.

Анкетирование работников образования. В октябре-декабре 2019 года было проведено анкетирование преподавателей школ, колледжей и университетов, результаты которого были статистически обработаны. 

В основу расчета репрезентативной выборки положена формула, учитывающая уровень доверия к результатам, полученным при исследовании РВ, а также допустимый предел погрешности.

где – численность генеральной совокупности, e – предел погрешности в виде десятичной дроби, Z – уровень доверия (Z-оценка), p – процентная доля интересующей исследователя части выборки, продемонстрировавшей определенное поведение в ходе предыдущих испытаний (также в виде десятичной дроби). При первичном исследовании рекомендуемое значение = 0,5.

Предел погрешности – это процентное значение, показывающее, с какой вероятностью мнения и поведение выборки отклоняются от мнения и поведения общей совокупности. Уровень доверия указывает, насколько достоверными являются полученные результаты; общепринятые стандарты, используемые исследователями: 90%, 95% и 99% (фактически уровень доверия 95% означает, что, если повторить одно и то же исследование при одинаковых условиях 100 раз, 95 раз из 100 результаты будут находиться в пределах погрешности). При определении размера выборки используется Z-оценка уровня доверия – мера стандартного отклонения определенной доли от средней величины (1,65; 1,96 или 2,58 соответственно) [5]. 

Состав репрезентативной выборки определяется на основе статистических данных и методологических рекомендаций по организации выборочных наблюдений Федеральной службы государственной статистики (Росстат). По ее данным за 2018 год, в Российской Федерации насчитывается 1,504 миллиона педагогических работников (школ, колледжей, вузов) [6]. 

 Таким образом был рассчитан объем репрезентативной выборочной совокупности, которая равна 384 опрошенным. Именно это количество было опрошено в результате анкетирования. Анкетирование проходило в бумажном и электронном виде: бумажные анкеты были распространены среди учителей средних школ Астрахани и преподавателей Астраханского государственного университета, электронная анкета, реализованная в сервисе Google.Forms, была размещена в закрытом педагогическом сообществе в социальной сети «Вконтакте». 

Риски, связанные со здоровьем учащихся. Больше всего опасений у общественности и особенно родителей вызывают риски, связанные со здоровьем учащихся. Неокрепший организм ребенка наиболее сильно подвержен внешним негативным воздействиям, а вред, который потенциально может нанести длительный контакт с техникой, все еще подвергается обсуждению и изучению научным сообществом. 

Чрезмерное время, проведенное перед компьютером, влияет на качество сна, ухудшая его, откладывая момент засыпания и сокращая часы сна; экранное излучение отсрочивает выработку мелатонина; контент может способствовать физическому и психологическому возбуждению, что затрудняет засыпание. Интерактивные занятия (например, видеоигры) хуже влияют на сон, чем пассивное времяпрепровождение (просмотр ленты в социальной сети). Сокращение сна может приводить к тревоге, депрессии, сниженной самооценке у подростков.

Кроме того, чтение с экрана компьютера или ридера по сравнению с бумагой сопровождается повышением медленной дельтаактивности в затылочной области коры головного мозга, а также сохранением повышенной активации ЦНС после завершения чтения, что говорит о более выраженном утомлении. 

Длительное погружение в цифровой мир вызывает особое переутомление. Многие признаются, что через несколько часов пребывания в Сети начинают ошибаться, перед выходом из Сети ощущают опустошенность, утомление, раздраженность. 

Степень утомления детей в процессе компьютерных занятий во многом зависит не только от продолжительности, но и от их содержания. В итоге развивается реакция мозгового переутомления: раздражительность, плаксивость, обидчивость, депрессия, изменение аппетита, нарушение работы кишечника, беспокойный сон, неумение общаться с людьми, неумение сдерживать свои эмоции.

Информация, предъявляемая на экране, создает трудности ее зрительного восприятия и понимания. В 2,5 раза повышается амплитуда и частота движений глаз. Высокая яркость изображения вызывает повышенную активацию зрительных центров, что способствует изменению мозговых стратегий обработки воспринимаемой информации, повторение которых в процессе развития мозга может приводить к нарушению созревания структур головного мозга.

Неправильная позиция за рабочим местом — это основная причина развития заболеваний позвоночника. Существует статистика болезней позвоночника, затрагивающая детское население, ведь именно если с детства начинаются проблемы с позвоночником, которые если, вовремя не заметив и не вылечив, впоследствии приводят к тяжелым нарушениям. Примерно у 70% детей имеются нарушения осанки, а у 10% – сколиоз, или боковое искривление позвоночника. При работе за компьютером мы сидим в расслабленной позе, и она впоследствии является вынужденной и мало приятной. Это может стать причиной нарушений осанки или искривления позвоночника. Наиболее подвержены этому заболеванию дети, у которых искривление позвоночника проходит по типу сколиоза, то есть искривления позвоночного столба в сторону.

Зрительная система человека плохо приспособлена к рассматриванию изображения на экране монитора. Суть работы на компьютере – ввести или прочитать текст, нарисовать или изучить детали чертежа. А это – огромная нагрузка на глаза, ведь изображение на экране дисплея складывается не из непрерывных линий, как на бумаге, а из отдельных точек, к тому же светящихся и мерцающих. В результате работа на компьютере серьезно перегружает наши глаза. Если к тому же монитор невысокого качества и интерфейс используемых программ неудачный, то последствия не заставят себя ждать. У пользователя ухудшается зрение, глаза начинают слезиться, появляется головная боль, утомление, двоение изображения. Это явление получило название «компьютерный зрительный синдром».

Заболевания органов дыхания, развивающиеся из-за долговременной работы с компьютером, имеют в основном аллергический характер. Это связанно с тем, что во время долгой работы компьютера корпус монитора и платы в системном блоке нагреваются и выделяют в воздух вредные вещества, особенно если компьютер новый. Помимо выделения вредных веществ, компьютер создает вокруг себя электростатическое поле, которое притягивает пыль и соответственно она оседает у вас в легких, в то же время работающий компьютер деонизирует окружающую среду, и уменьшает влажность воздуха. Каждый из этих факторов пагубно влияет как на легкие, так и на весь организм в целом [7-9].

Риски утраты социальных навыков. Не меньшую обеспокоенность вызывает риск утраты детьми социальных навыков, ведь именно школа выступает в жизни ребенка в качестве места для постоянного взаимодействия с социумом – ровесниками, старшими и младшими по возрасту, т.к. в среднем четверть своего дня ребенок проводит за школьной скамьей (6 уроков с учетом перемен занимают примерно 6 часов). Социальные навыки многогранны и всеобъемлющи: умение держать субординацию, трезво принимать критику, держать себя в руках, понимать настроение другого человека и сглаживать конфликты. Также под угрозой находится институт семьи: в период обучения в школе подростки учатся общаться с противоположным полом, отрабатывают навыки полоролевого поведения. Все эти навыки могут быть утеряны, т.к. электронное пространство стирает социальные рамки – в едином поле общаются люди разных возрастов, статуса и пола [10, 11].

При проведении опроса участникам был предложен перечень рисков, связанных с социальной коммуникацией. Опрошенные выбрали, какие из рисков они считают актуальными при реализации единой цифровой образовательной среды. Участникам разрешалось выбрать несколько вариантов ответа (в том числе все варианты).

На диаграмме наглядно видно, что все перечисленные риски актуальны и вызывают опасения опрошенных, однако наиболее опасным и вероятным считается риск ослабления навыков межличностной коммуникации.

Информационные риски. Создание единой цифровой образовательной системы невозможно рассматривать без анализа информационных рисков, ведь их порождает сам факт осуществления образовательного процесса в цифровой среде. 

Информационные риски можно классифицировать следующим образом:

  1. Риски нарушения конфиденциальности. Они включают в себя нелегитимное распространение личной информации участников образовательного процесса, например, контактных данных, фотографий, а также оценок и выполненных индивидуальных заданий. Последнее также связано с соблюдением авторских прав и рисками аутентичности. Распространение личных данных может привести к проблемам не только в образовательной системе, но и за ее пределами, например, когда личными данными ребенка могут воспользоваться злоумышленники с целью грабежа или травли.

2) Риск нарушения целостности образовательного контента. Он включает в себя нарушение логической целостности системы, где образовательный контент должен быть структурирован с учетом логики обучения. К нарушениям целостности также относятся технические ошибки при передаче данных по каналам связи и хранении данных и несоответствие данных эталону (например, несоответствие образовательного контента требованиям ФГОС или другим нормативно-правовым актам).

3) Риск нарушения доступности к цифровой образовательной среде. Данный риск включает в себя опасность недоступности образовательного контента, начиная от отсутствия контента по определенной теме или предмету или заканчивая блокированием или уничтожением всей образовательной среды в целом без предоставления альтернативных способов получения знаний (образовательная монополия).

4) Риск нарушения аутентичности информации. Данный риск подразумевает под собой возможность субъекта выдавать себя за другого пользователя. Этим субъектом может быть и участник образовательной платформы, и внешний злоумышленник. Результатом такой деятельности, к примеру, может стать несанкционированное изменение контента, мошеннические действия при получении образования с целью пройти экзаменацию за обучающегося, внесение изменений в балльно-рейтинговую систему и т.п.

5) Риски нарушения неотказуемости. Риски включает в себя наличие возможность отказаться от факта создания, передачи и получения информации. В качестве примера можно привести отказ от отправки оскорбительного письма или отказ от факта несвоевременной сдачи учебной экзаменации.

Вышеперечисленные риски были предложены респондентам для выбора наиболее актуальных при реализации цифровой образовательной среды. 

Кроме того, опрошенные преподаватели упомянули риски в сфере авторского права, которые порождает и развивает цифровизация образовательного процесса. К таким рискам были отнесены:

- увеличение случаев плагиата среди учащихся (копирование из сети чужих материалов для выполнения контрольных работ и т.п.);

- нарушение авторских прав учителей на методические или дидактические материалы;

-   уменьшение количества уникального образовательного материала.

Преимущества цифровой образовательной среды. Несмотря на все вышеперечисленные риски различных сфер общественной жизни, цифровизация привносит в образовательный процесс ряд положительных моментов. Как преимущества цифровой образовательной среды можно выделить следующие аспекты:

  1. Увеличение доступности образования. С помощью сети Интернет становятся доступны курсы именитых профессоров и педагогов из любой точки земного шара, в том числе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. При этом нет привязки ко времени обучения: обучаться можно в свободное от работы время.
  2. Экономическая выгода. Затраты на проведение электронных курсов гораздо ниже по сравнению с традиционными курсами за счет отсутствия транспортных расходов, оплаты стоимости проживания в другом городе, расходов на саму организацию курсов (аренда помещений для проведения курсов, заработная плата обслуживающего персонала, расходы на методического обеспечение курсов, раздаточный материал), особенно если в курсах принимает большое количество слушателей.
  3. Возможность реализации более гибкой индивидуальной образовательной траектории. Для каждого обучающегося может быть разработана индивидуальная программа обучения, учитывающая его режим и потребность в знаниях. Учебную программу можно адаптировать к особенностям и потребностям всех участников образовательного процесса: из набора независимых учебных модулей можно сформировать индивидуальный учебный план, который будет отвечать индивидуальным или групповым потребностям. Электронное обучение обеспечивает равные образовательные возможности независимо от особенностей человека — состояния здоровья, места проживания, материальной обеспеченности
  4. Уменьшение трудоемкости и освобождение преподавателей от рутинной работы: проверка домашних заданий, заполнение отчетности по успеваемости, чтение одной и той же лекции в нескольких потоках и т.п. Сюда же включается решение проблемы с нехваткой кадров.
  5. Приучение к самостоятельности. Так как будущая система подразумевает самостоятельную работу, ребенок с детства будет понимать, что он сам должен стремиться к получению знаний. Такое воспитание в дальнейшем сделает характер человека более твердым. Без излишней опеки педагогов обучающийся добьется более высоких результатов.

Способы минимизации выявленных рисков. Проведение анкетирования среди преподавателей школ, колледжей и вузов позволило более точно сформулировать основные угрозы и риски, связанные с внедрением цифрового обучения в образовательную систему Российской Федерации. Кроме того, опрошенные также поделились своим мнением о том, какие меры, на их взгляд, могли бы минимизировать вышеуказанные риски. К таким мерам относятся маркировка и фильтрация возрастного контента, развитие у школьников навыков самостоятельной фильтрации нежелательной информации. Эти меры можно реализовать в рамках «учебного Интернета» - своего рода белого списка, одобренного государством и образовательными учреждениями ресурсов, которые можно использовать в учебном процессе. При всем этом было выявлено, что 90% участников опроса считают, что цифровое образование со временем сможет заменить традиционную классно-урочную систему, а 64% убеждены, что в целом цифровизация образования положительно сказывается на учащихся за счет вышеобозначенных преимуществ. 

Кроме того, респонденты оставили свое мнение о том, на каких уровнях образования уместно использование цифровой образовательной среды. Большая часть опрошенных сошлась на мнении, что данная модель образования уместна, начиная с 10 класса и заканчивая дополнительным профессиональным образованием. Полная статистика результатов опроса приведена на рис.4.

Изображение выглядит как снимок экрана

Автоматически созданное описание

Рисунок 4 – Результаты опроса об уместности цифрового обучения на различных этапах образования

 

Заключение. Информатизация сферы образования играет важную роль в повышении качества и доступности образования. Внедрение новых технологий в процесс обучения позволяет наряду с традиционными учебными материалами использовать современные электронные средства поддержки и сопровождения образовательного процесса. Однако помимо преимуществ, существуют и угрозы, которые вызваны организацией единой цифровой образовательной среды, и их нельзя игнорировать. При внедрении данной системы необходимо тщательно оценить последствия цифровизации обучения и принять оптимальную стратегию защиты от вызываемых ею угроз.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Современная цифровая образовательная среда в РФ. URL:  http://neorusedu.ru/about (дата обращения: 12.03.2020). - Режим доступа: свободный.
  2. О приоритетном проекте «Цифровая школа». URL:   http://government.ru/projects/selection/693/30822/ (дата обращения: 12.03.2020). - Режим доступа: свободный.
  3. Реализация доступа к онлайн-курсам по принципу «одного окна». URL:   http://neorusedu.ru/activity/realizatsiya-dostupa-k-onlayn-kursam-po-printsipu-odnogo-okna(дата обращения: 12.03.2020). - Режим доступа: свободный.
  4. Витвицкая Л. А., Студеникина О.В. Реализация дистанционного обучения в инклюзивном образовании // Вестник ОГУ. Оренбург, 2016. № 12 (200). С. 9-12.
  5. Койчубеков Б.К., Сорокина М.А., Мхитарян К.Э. Определение размера выборки при планировании научного исследования // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 4. – С. 71-74;
    URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=5074 (дата обращения: 22.03.2020). - Режим доступа: свободный.
  6. Отчет Федеральной службы государственной статистики «Россия в цифрах». URL: https://www.gks.ru/free_doc/doc_2019/rusfig/rus19.pdf (дата обращения: 22.03.2020). - Режим доступа: свободный.
  7. Mocci F., Serra A., Corrias G.A. Psychological factors and visual fatigue in working with video display terminals. // J. Occup. Environ. Med. – 2001. – V. 58 – № 4 – P. 267–271.
  8. Голубинская, А. В. Нейрокогнитивный подход к исследованию поколения Z / А. В. Голубинская // International Journal of Humanities and Natural Science. – 2015. – Vol. 1. – P. 161–167. URL: www.cyberleninka.ru/article/v/neyrpkognitivnyy-podhod-k-issledovaniyu-pokoleniyaz. (дата обращения: 25.02.2020). - Режим доступа: свободный.
  9. Berg MLidén SArnetz B. Computer screen allergy - a Swedish problem? URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/8321645 (дата обращения: 22.03.2020). - Режим доступа: свободный.
  10. Сидоренков А. В. Психологические противоречия в малой группе // Вопросы психологии. 2003. № 1. С. 41–50.
  11. А. Размахин. «Цифровой тоталитаризм» против «здравого смысла»: за чем будущее? URL: https://zen.yandex.ru/media/id/593685a8d7d0a62756e9cfe3/cifrovoi-totalitarizm-protiv-zdravogo-smysla-za-chem-buduscee-5a85dd2ba815f1cda564c0a8 (дата обращения: 20.02.2020). - Режим доступа: свободный.

Проект

Другие публикации автора

Поделиться:

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий.
Icon