Происходящая трансформация ролей участников образовательных отношений в условиях цифровизации увеличивает издержки управления реализацией образовательных программ и расширяет зону неопределенности и рисков в отношениях между участниками. Цифровизация образования способствует трансформации базовых позиций субъектов образовательного процесса относительно друг друга. Школьники постепенно становятся реальными стейкхолдерами в образовательных отношениях, причем принадлежность к начальной школе не является препятствием.
Вопрос о цифровых компетенциях младших школьников и о влиянии фактора цифровизации на результативность и эффективность их учения и обучения изучен слабо.
В этом возрасте обучающиеся наиболее подвержены влияниям взрослых, отношение которых к цифровизации неоднозначно. Однако до настоящего времени эти социально-педагогические факторы не изучались в контексте управления трансформацией образовательных отношений в начальной школе . В этой связи актуализируется задача разработки модели адаптивного управления, перехода от «управления образовательным процессом» к «управлению образовательными отношениями» в условиях цифровизации, в частности, в начальной школе.
Данная задача может быть решена только на междисциплинарном уровне, она требует:
- социально-философской интерпретации самого явления цифровизации;
- психолого-педагогического обоснования для формирования новых компетенций участников образовательных отношений;
- социологического анализа для выявления новых запросов к цифровой образовательной среде и новых ролей в их использовании всеми субъектами образовательных отношений;
- адекватного задачам образования инженерно-технологического обеспечения цифровизации;
- экономико-правового обоснования возможности и легитимности цифровизации школы.
Результаты исследования станут вкладом в теорию управления образованием как область междисциплинарного научного знания. Они позволят обосновать новый взгляд на систему образования как объект управления и как совокупность взаимосвязанных процессов развития межсубъектных отношений цифрового образования и ценностных отношений к нему.
В исследовании будут выявлены педагогические и управленческие риски, возникающие в условиях цифровизации образовательного процесса и межсубъектных отношений, которые могут быть решены на уровне отдельного образовательного учреждения; разработана технология проектирования образовательного процесса в начальной школе в условиях его цифровизации; предложены рекомендации по перечню функциональных возможностей разрабатываемых цифровых платформ.
В качестве прикладного продукта для школы будет создан пакет материалов с диагностическими методиками. В результате школа получит адаптивную модель управления образовательными отношениями субъектов цифрового пространства на этапе начального образования с целеполаганием на формирование персонализированной модели обучения.