Цифровизация как "эффект бабочки", когда поначалу незначительное влияние на систему ( образования) может иметь большие и непредсказуемые последствия, в том числе в совершенно другом месте.
№19-29-14060

Управление развитием образовательных отношений субъектов в начальной школе в условиях цифровизации

руководитель проекта Наталья Алексеевна Заиченко
Образовательные отношения и их изменения при переходе в «цифру»

Происходящая трансформация ролей участников образовательных отношений в условиях цифровизации увеличивает издержки управления реализацией образовательных программ и расширяет зону неопределенности и рисков в отношениях между участниками. Цифровизация образования способствует трансформации базовых позиций субъектов образовательного процесса относительно друг друга. Школьники постепенно становятся реальными стейкхолдерами в образовательных отношениях, причем принадлежность к начальной школе не является препятствием. 

Вопрос о цифровых компетенциях младших школьников и о влиянии фактора цифровизации на результативность и эффективность их учения и обучения изучен слабо. 

В этом возрасте обучающиеся наиболее подвержены влияниям взрослых, отношение которых к цифровизации неоднозначно. Однако до настоящего времени эти социально-педагогические факторы не изучались в контексте управления трансформацией образовательных отношений в начальной школе . В этой связи актуализируется задача разработки модели адаптивного управления, перехода от «управления образовательным процессом» к «управлению образовательными отношениями» в условиях цифровизации, в частности, в начальной школе. 

Данная задача может быть решена только на междисциплинарном уровне, она требует: 

  • социально-философской интерпретации самого явления цифровизации;
  • психолого-педагогического обоснования для формирования новых компетенций участников образовательных отношений;
  • социологического анализа для выявления новых запросов к цифровой образовательной среде и новых ролей в их использовании всеми субъектами образовательных отношений;
  • адекватного задачам образования инженерно-технологического обеспечения цифровизации;
  • экономико-правового обоснования возможности и легитимности цифровизации школы.

Результаты исследования станут вкладом в теорию управления образованием как область междисциплинарного научного знания. Они позволят обосновать новый взгляд на систему образования как объект управления и как совокупность взаимосвязанных процессов развития межсубъектных отношений цифрового образования и ценностных отношений к нему. 

В исследовании будут выявлены педагогические и управленческие риски, возникающие в условиях цифровизации образовательного процесса и межсубъектных отношений, которые могут быть решены на уровне отдельного образовательного учреждения; разработана технология проектирования образовательного процесса в начальной школе в условиях его цифровизации; предложены рекомендации по перечню функциональных возможностей разрабатываемых цифровых платформ. 

В качестве прикладного продукта для школы будет создан пакет материалов с диагностическими методиками. В результате школа получит адаптивную модель управления образовательными отношениями субъектов цифрового пространства на этапе начального образования с целеполаганием на формирование персонализированной модели обучения.


  • Когнитивные науки
  • Моделирование образовательного пространства и образовательных процессов

Команда проекта
Наталья
Наталья Алексеевна ЗАИЧЕНКО
профессор Санкт-Петербургского кампуса Высшей школы экономики, к. п. н.
Алла
Алла Николаевна БАКУШИНА
кандидат педагогических наук, доцент, начальник отдела центра довузовских программ, проектов и организации приема в бакалавриат и магистратуру НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург
Людмила
Людмила Игоревна ЗАИЧЕНКО
PhD student, School of Educational Sciences, Tallinn University докторант Таллинского университета, Эстония
Ирина
Ирина Николаевна КОНДРАТЬЕВА
директор ООО «Студия «Март», соруководитель проекта «Учим учиться» Лауреат премии Правительства РФ в области образования
Олег
Олег Ермолаевич ЛЕБЕДЕВ
Член-корреспондент РАО, профессор Санкт-Петербургского кампуса НИУ «Высшая школа экономики», д. п. н.
Ирина
Ирина Алексеевна ПИСАРЕНКО
Доцент СПбГУ, кандидат педагогических наук, доцент.
Олег
Олег Георигиевич ПРИКОТ
профессор Санкт-Петербургского кампуса НИУ «Высшая школа экономики», д. п. н.
Дмитрий
Дмитрий Давидович РУБАШКИН
директор Инновационного центра «Технологии современного образования», со-руководитель проекта «Учим учиться», кандидат технических наук

Организация
Поделиться:

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий.
Icon