Одним из следствий цифровизации общества и образования является цифровое расширение пространства взаимодействий индивида с образовательной средой. Учащиеся (как и преподаватели) становятся активно-пассивной ячейкой «паутины» цифрового пространства общества, коммуникативно воздействуя на это пространство (субъектная роль) и/или подвергаясь/подчиняясь воздействиям со стороны этого пространства (объектная роль). Цифровое пространство (цифровая среда) в разных коммуникативных взаимодействиях с индивидом тоже может выполнять как активную (субъектную, квазисубъектную) роль, так и/или пассивную (объектную) роль, подчиняясь индивидуальным или групповым воздействиям со стороны коммуникантов, вследствие чего изменяется сущность социальной ситуации развития (по Л.С. Выготскому) – общение с субъектами социальной среды все чаще подменяется общением с виртуальными партнёрами (субъектами/объектами). В итоге индивид становится метасубъектом совокупности субъект-объектных, объект-субъектных и субъект-субъектных коммуникативных взаимодействий с цифровой (образовательной) средой, а также своей субъектной трансформации как субъекта этих взаимодействий.
Многочисленные исследования в основном акцентированы на изучении отдельных ситуаций взаимодействия с интернет-пространством, его психологического влияния на человека, на опасность/безопасность этого влияния, а также на методических особенностях обучения с использованием информационно-коммуникативных технологий. В связи с этим встает фундаментальная задача изучения коммуникативных взаимодействий в цифровой информационной среде, а также условий, которые обеспечивают возможность трансформации субъектности учащихся от ситуативного субъекта-пользователя интернетом в метасубъекта использования цифровых ресурсов образовательной среды и социальной среды в целом.
Решение этой задачи планируется проводить по трем направлениям:
- методологическом – концептуализировать коммуникативные взаимодействия в условиях цифровизации образования, используя экопсихологические понятия о субъект-средовых взаимодействиях и становлении субъектности;
- эмпирическом – разработать методики и эмпирически исследовать типы субъект-средовых взаимодействий в реальных коммуникативных взаимодействиях обучающихся с цифровой образовательной средой в их взаимосвязи с субъектностью и другими личностными качествами обучающихся, а также с видами и уровнями рисков в этих взаимодействиях;
- прикладном – разработать на тех же концептуальных основаниях психодидактическую модель цифрового учебно-методического комплекса по русскому языку.
Теоретические и эмпирические результаты, полученные в ходе выполнения проекта, будут опубликованы в виде 9 тезисов и 14 статей, в том числе 5 из списка WoS/Scopus и 9 из списка ВАК, а также в виде коллективной монографии (объем не менее 10 п.л.).