Основная проблема технологий адаптивного обучения состоит в трудности моделирования поведения ученика и учета данной модели при расчете образовательных траекторий. В нашем проекте мы изучаем перенос научения: на основе данных о научении на одном материале анализируем результаты научения на другом материале.
В настоящее время:
- мы имеем теоретическую модель научения, основанную на системном подходе, рассматривающую работу функциональных систем, обеспечивающих формирование индивидуального опыта субъекта. Модель анализирует действия обучающегося, динамику научения, не прибегая к интерпретации и классификации типов мыслительных процессов.
- имеем собственную компьютерную систему для проведения онлайн исследований обучения (https://github.com/FourthRome/Bandura), отвечающую требованиям к цифровым следам в соответствии с теоретической моделью. Система отлажена, при доработке может быть оформлено интеллектуальное право. Позднее может быть встроена в адаптивные системы обучения, поскольку мы собираемся встроить модель, предъявляющую задачи в соответствии целями обучения (следующим шагом развития).
- провели эксперимент с целью проверки гипотезы о том, что индивидуальный опыт (функциональные системы), обеспечивающий выполнение деятельности может быть сходным при выполнении сходных задач. В этом мы видим суть переноса по аналогии. Построили вычислительную модель, обучающуюся на данных одного курса и прогнозирующую ключевой результат научения на другом похожем курсе для каждого обучающегося персонально. Видеопрезентация работы системы и эксперимента https://youtu.be/hTOwM5J-S7o
В будущем планируем:
- не только прогнозировать, но моделировать опыт обучающегося
- выработать теоретическую позицию относительно того, что считать следующим шагом развития учащегося и создать вычислительную модель, предъявляющую задачи, отвечающую данной позиции.
- провести исследование на школьниках при решении алгебраических задач по аналогии с проведенным экспериментом