№19-29-14127

Динамика гендерных различий в представлениях о естественно-научных и технических специализациях и их связь с когнитивно-мотивационными особенностями школьников в зависимости от уровня цифровизации школьной среды: кросс-культурное лонгитюдное исследование

руководитель проекта Виктория Игоревна Исматуллина
Отчет №19-29-14127 :: Виктория Игоревна Исматуллина

Один из основных вызовов, которые стоят перед любым обществом, стремящемся быть успешным в XXI веке - это поддержание высокого уровня человеческого капитала в условиях стремительно изменяющегося технологического уклада, ключевой частью которого являются процессы построения цифровой экономики. Особенно важным для быстрого экономического и социального развития является наличие достаточного количества специалистов высокого уровня в естественно-научных и технических сферах, сокращенно обозначаемых акронимом STEM-области (Science, Technology, Engineering, Mathematics). 

В России и во всем мире в STEM-областях наблюдается существования гендерного разрыва, т.е. неравномерной представленности мужчин и женщин. Существующие в обществе гендерные стереотипы в процессе социализации приводят к снижению мотивации женщин строить профессиональную карьеру в высокотехнологичных отраслях и инновационной деятельности. При этом современные исследования показывают, что успешность в STEM значительно связана с индивидуальными различиями в когнитивной сфере, в первую очередь в пространственных способностях (Wai, Lubinski, and Benbow, 2009), в мотивационно-личностных особенностях учащихся, например, в способности фокусироваться на небольшом количестве целей, придерживаться собственного выбора, склонности больше времени посвящать учебе и саморазвитию. 

Таким образом, изучение факторов формирования гендерных стереотипов и предикторов выбора STEM как области своей специализации, а также их взаимосвязь с психологическими особенностями школьников становится не только теоретико-психологической задачей, но и прикладной проблемой, связанной с процессами построения успешной цифровой экономики в XXI веке. 

Настоящее исследование посвящено изучению динамики взаимосвязи гендерных различий в представлениях о естественно-научных и технических специализациях и когнитивно-мотивационных особенностей школьников в зависимости от уровня цифровизации школьной среды. 

Междисциплинарный характер данного исследования заключается в совместном использовании методов и подходов из разных областей наук: психологии, социологии, экономики и математического моделирования. 

Новизна работы включает в себя три основных фактора. 

  • В настоящем исследовании для оценки уровня цифровизации будут отобраны две школы со значительными отличиями в характеристиках цифровой среды. Для получения контрастных групп школы будут отобраны в двух странах - России и Киргизии. Эти две страны выбраны на основе значительных различий в их позициях в ряде международных индексов уровня развития цифровой экономики. Среднее значение индексов IDI (Индекс развития информационно-коммуникационных технологий), NRI (Индекс сетевой готовности), EGDI (Индекс развития электронного правительства), EPART (Индекс электронного участия), GII (Глобальный индекс инноваций), оцениваемый в 2016-2018 годах, для России равняется 39,4, тогда как для Киргизии - 92,4.
  • Большинство современных данных о характеристиках гендерного разрыва в России получено в рамках социологических исследований. В настоящей работе анализ социологических факторов и социальных представлений о естественно-научных и технологических специализациях будет проведен совместно с анализом психологических факторов.
  • В настоящем исследовании влияние цифровизации на взаимосвязь между гендерным разрывом и индивидуально-психологическими особенностями будет изучено в динамике.

В проекте будет использоваться проспективный когортный дизайн (лонгитюдное исследование). Дизайн исследования предполагает исследование одних и тех же респондентов в двух временных точках: в конце средней школы и в конце старшей школы (в 8 и 10 классах, второй в 9 и 11 классе) в двух странах, различающихся по уровню цифровизации. 

В исследовании в Киргизии будет участвовать школа, обучение в которой  ведется на русском языке и по российским программам. Используя проспективный когортный дизайн, мы сможем определить, какие факторы в наибольшей степени определяют профессиональные представления школьников, как изменяются представления о естественно-научных и технических специализациях в старшей школе в зависимости от индивидуальных особенностей, когнитивных способностей и мотивации. 

Лонгитюдный характер настоящего исследования и использование метода перекрестно-лонгитюдного (cross-lag) анализа позволит не только описать наличие взаимосвязи между интересующими нас показателями, но и проследить причинно-следственные взаимоотношения между различными факторами, влияющими на формирование гендерного разрыва. 

В результате выполнения проекта будет создана база данных 800 учащихся, которая будет включать характеристики их когнитивных способностей, мотивационно-личностной сферы, академической и вне-академической успешности, а также данные об их субъективных представлениях о естественно-научных и технических специализациях. Кроме того, будет оценена их компьютерная компетентность и уровень включенности в цифровизацию общества. 

Успешное выполнение проекта позволит уточнить особенности формирования представлений о естественно-научном и техническом направлениях образования как сферы приложения школьниками своих будущих усилий, а также оценить, насколько общемировой тренд развития цифровизации экономики и общества может влиять на проблему наличия гендерного разрыва в наукоемких областях. 

В целом решение проблемы привлечения молодых кадров и восстановления гендерного баланса является одним из важнейших факторов повышения уровня человеческого капитала в отраслях, являющихся принципиальными для быстрого технологического и экономического развития России в XXI веке.


  • Безопасность
  • Безопасность образовательной среды и здравоохранение в контексте цифровизации

Команда проекта
Иван
Иван Александрович ВОРОНИН
старший научный сотрудник лаборатории возрастной психогенетики Психологического института РАО, кандидат психологических наук
Илья
Илья Михайлович ЗАХАРОВ
Старший научный сотрудник Лаборатории возрастной психогенетики Психологического института РАО
Павел
Павел Владимирович КОЛЯСНИКОВ
Главный аналитик Дата-центра Центра междисциплинарных исследований в сфере наук об образовании Российской академии образования

Организация
Поделиться:

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий.
Icon