Один из основных вызовов, которые стоят перед любым обществом, стремящемся быть успешным в XXI веке - это поддержание высокого уровня человеческого капитала в условиях стремительно изменяющегося технологического уклада, ключевой частью которого являются процессы построения цифровой экономики. Особенно важным для быстрого экономического и социального развития является наличие достаточного количества специалистов высокого уровня в естественно-научных и технических сферах, сокращенно обозначаемых акронимом STEM-области (Science, Technology, Engineering, Mathematics).
В России и во всем мире в STEM-областях наблюдается существования гендерного разрыва, т.е. неравномерной представленности мужчин и женщин. Существующие в обществе гендерные стереотипы в процессе социализации приводят к снижению мотивации женщин строить профессиональную карьеру в высокотехнологичных отраслях и инновационной деятельности. При этом современные исследования показывают, что успешность в STEM значительно связана с индивидуальными различиями в когнитивной сфере, в первую очередь в пространственных способностях (Wai, Lubinski, and Benbow, 2009), в мотивационно-личностных особенностях учащихся, например, в способности фокусироваться на небольшом количестве целей, придерживаться собственного выбора, склонности больше времени посвящать учебе и саморазвитию.
Таким образом, изучение факторов формирования гендерных стереотипов и предикторов выбора STEM как области своей специализации, а также их взаимосвязь с психологическими особенностями школьников становится не только теоретико-психологической задачей, но и прикладной проблемой, связанной с процессами построения успешной цифровой экономики в XXI веке.
Настоящее исследование посвящено изучению динамики взаимосвязи гендерных различий в представлениях о естественно-научных и технических специализациях и когнитивно-мотивационных особенностей школьников в зависимости от уровня цифровизации школьной среды.
Междисциплинарный характер данного исследования заключается в совместном использовании методов и подходов из разных областей наук: психологии, социологии, экономики и математического моделирования.
Новизна работы включает в себя три основных фактора.
- В настоящем исследовании для оценки уровня цифровизации будут отобраны две школы со значительными отличиями в характеристиках цифровой среды. Для получения контрастных групп школы будут отобраны в двух странах - России и Киргизии. Эти две страны выбраны на основе значительных различий в их позициях в ряде международных индексов уровня развития цифровой экономики. Среднее значение индексов IDI (Индекс развития информационно-коммуникационных технологий), NRI (Индекс сетевой готовности), EGDI (Индекс развития электронного правительства), EPART (Индекс электронного участия), GII (Глобальный индекс инноваций), оцениваемый в 2016-2018 годах, для России равняется 39,4, тогда как для Киргизии - 92,4.
- Большинство современных данных о характеристиках гендерного разрыва в России получено в рамках социологических исследований. В настоящей работе анализ социологических факторов и социальных представлений о естественно-научных и технологических специализациях будет проведен совместно с анализом психологических факторов.
- В настоящем исследовании влияние цифровизации на взаимосвязь между гендерным разрывом и индивидуально-психологическими особенностями будет изучено в динамике.
В проекте будет использоваться проспективный когортный дизайн (лонгитюдное исследование). Дизайн исследования предполагает исследование одних и тех же респондентов в двух временных точках: в конце средней школы и в конце старшей школы (в 8 и 10 классах, второй в 9 и 11 классе) в двух странах, различающихся по уровню цифровизации.
В исследовании в Киргизии будет участвовать школа, обучение в которой ведется на русском языке и по российским программам. Используя проспективный когортный дизайн, мы сможем определить, какие факторы в наибольшей степени определяют профессиональные представления школьников, как изменяются представления о естественно-научных и технических специализациях в старшей школе в зависимости от индивидуальных особенностей, когнитивных способностей и мотивации.
Лонгитюдный характер настоящего исследования и использование метода перекрестно-лонгитюдного (cross-lag) анализа позволит не только описать наличие взаимосвязи между интересующими нас показателями, но и проследить причинно-следственные взаимоотношения между различными факторами, влияющими на формирование гендерного разрыва.
В результате выполнения проекта будет создана база данных 800 учащихся, которая будет включать характеристики их когнитивных способностей, мотивационно-личностной сферы, академической и вне-академической успешности, а также данные об их субъективных представлениях о естественно-научных и технических специализациях. Кроме того, будет оценена их компьютерная компетентность и уровень включенности в цифровизацию общества.
Успешное выполнение проекта позволит уточнить особенности формирования представлений о естественно-научном и техническом направлениях образования как сферы приложения школьниками своих будущих усилий, а также оценить, насколько общемировой тренд развития цифровизации экономики и общества может влиять на проблему наличия гендерного разрыва в наукоемких областях.
В целом решение проблемы привлечения молодых кадров и восстановления гендерного баланса является одним из важнейших факторов повышения уровня человеческого капитала в отраслях, являющихся принципиальными для быстрого технологического и экономического развития России в XXI веке.