Актуальность исследования обусловлена процессами модернизации и цифровой трансформации образования, развитием цифровой экономики в России.
В образовательных организациях реализуется Федеральный проект «Цифровая образовательная среда», направленный на создание к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней. Федеральный проект предусматривает не только внедрение целевой модели среды, функционирования центров цифрового образования «IT куб», но и цифровизации процесса обучения с выходом на индивидуальные траектории обучения.
Однако, как показывает анализ научных исследований, остается актуальной проблема разработки методологии внедрения цифровых технологий в образовательный процесс:
- организация новых форм педагогического взаимодействия с использованием сетевых и мобильных устройств;
- обновление содержания с применением средств виртуальной и дополненной реальности;
- трансформация процесса обучения с применением искусственного интеллекта.
Возникает необходимость фундаментального исследования по оценке влияния цифровой образовательной среды общего образования на формирование метапредметных результатов образования в целом, и универсальных учебных действий (УУД), в частности.
Актуальность выбора регулятивных и коммуникативных УУД обусловлена тем, что именно эти действия лежат в основе управления учеником своей учебной деятельностью.
Проект будет носить междисциплинарный характер, интегрирующий методы информационных технологий, информатизации образования, дидактики, возрастной психологии.
В проекте будут выявлены и научно обоснованы основные процессы цифровизации общего образования, влияющие на формирование регулятивных и коммуникативных УУД учащихся, а также оптимальные условия для развития регулятивных и коммуникативных УУД школьников в цифровых образовательных средах.
Практической значимостью будут обладать разработанная и апробированная система мониторинга по определению полноты и эффективности цифровой образовательной среды и сформированности у учащихся регулятивных и коммуникативных УУД, а также методические подходы по преодолению учащимися образовательных дефицитов сформированности регулятивных и коммуникативных УУД в цифровой образовательной среде.
Предложенные теоретические и практические подходы будут способствовать развитию умений учащихся к самостоятельной учебно-познавательной деятельности в условиях цифровизации общего образования.