№19-29-14189

Разработка модели психологических и содержательных трудностей в решении творческих (олимпиадных) задач

руководитель проекта Илья Юрьевич Владимиров
Модели психологических и содержательных трудностей для развития креативности

Проект посвящен выявлению и систематизации трудностей в процессе решения творческих (олимпиадных) задач. 

Целью проекта является построение модели психологических и содержательных трудностей в решении олимпиадных задач у учащихся. Данная модель предназначена для оптимизации обучения и построения индивидуальных образовательных траекторий при обучении решению нестандартных задач. 

Проект разрабатывается с учетом современных представлений когнитивной психологии о процессах и механизмах решения творческих (инсайтных) задач, представлений о трудностях и закономерностях усвоения знаний, существующих в математической психологии, практического опыта подготовки учащихся к решению задач повышенной сложности в рамках турниров и олимпиад регионального и всероссийского уровней. 

Разработка модели будет проводиться на материале творческих (олимпиадных) задач по математике. Проект будет реализован группой психологов и математиков, имеющих богатый опыт в сфере реализации тематически близких проектов, с использованием методов психодиагностики, когнитивной психологии и машинного обучения. 

На первом этапе на основе анализа трудностей решения творческих задач с помощью систематического интервьюирования экспертов в области подготовки учащихся к олимпиадам, будет составлен предварительный профиль трудностей решения олимпиадных заданий, включающий в себя когнитивные, иные психологические и содержательные трудности в решении задач. Затем будут разработаны рабочие списки трудностей и типы обучающихся для дальнейшего составления модели обучения решению олимпиадных задач. 

На втором этапе будет построена и апробирована модель трудностей решения творческих (олимпиадных) задач. Для этого на материале набора выбранных задач будут систематизированы и проанализированы параметры процесса решения задач учащимися, для чего будет проводиться психологический анализ действий обучающихся в ходе решения задач в специально организованных экспериментальных условиях. С учетом экспериментальных данных и полученного на первом этапе профиля с помощью технологий машинного обучения будут выявлены кластеры сходных задач и кластеры решателей, обладающих сходными признаками. 

На третьем этапе будет определен пул диагностических задач, позволяющих осуществлять входное тестирование обучающихся на предмет выраженности у них тех или иных индивидуальных трудностей, который можно будет использовать для построения индивидуальных траекторий дальнейшего обучения. 

Итоговый продукт может быть использован при подготовке обучающихся к решению нестандартных задач, что необходимо в турнирах и олимпиадах высокого уровня, для успешного выполнения творческой части ЕГЭ (часть С) и формирования общих творческих компетенций, которые могут быть востребованы в дальнейшем профессиональном обучении и профессиональной деятельности.


  • Математика
  • Математика

Команда проекта
Илья
Илья Юрьевич ВЛАДИМИРОВ
кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории психологии и психофизиологии творчества ИП РАН, доцент кафедры общей психологии ЯрГУ им. П. Г. Демидова, доцент кафедры общей психологии ИОН РАНХиГС
Юрий
Юрий Викторович БОГОМОЛОВ
доцент кафедры дискретного анализа ЯрГУ им. П. Г. Демидова, кандидат физико-математических наук, педагог дополнительного образования Ярославского регионального инновационно-образовательного центра «Новая школа», сотрудник регионального научно-образовательного математического центра «Центр интегрируемых систем» при ЯрГУ
Сергей
Сергей Юрьевич КОРОВКИН
доктор психологических наук, доцент кафедры общей психологии ЯрГУ им. П.Г. Демидова, руководитель лаборатории когнитивных исследований ЯрГУ им. П.Г. Демидова
Наталья
Наталья Юрьевна ЛАЗАРЕВА
инженер лаборатории когнитивных исследований ЯрГУ им. П.Г. Демидова
Игорь
Игорь Николаевич МАКАРОВ
делопроизводитель
Феликс
Феликс Николаевич МАРКИН
научный сотрудник ИП РАН
Анна
Анна Джумберовна САВИНОВА
Стажер-исследователь, аспирант кафедры общей психологии ЯрГУ им. П.Г. Демидова

Организация
Поделиться:

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий.
Icon