Проект посвящен выявлению и систематизации трудностей в процессе решения творческих (олимпиадных) задач.
Целью проекта является построение модели психологических и содержательных трудностей в решении олимпиадных задач у учащихся. Данная модель предназначена для оптимизации обучения и построения индивидуальных образовательных траекторий при обучении решению нестандартных задач.
Проект разрабатывается с учетом современных представлений когнитивной психологии о процессах и механизмах решения творческих (инсайтных) задач, представлений о трудностях и закономерностях усвоения знаний, существующих в математической психологии, практического опыта подготовки учащихся к решению задач повышенной сложности в рамках турниров и олимпиад регионального и всероссийского уровней.
Разработка модели будет проводиться на материале творческих (олимпиадных) задач по математике. Проект будет реализован группой психологов и математиков, имеющих богатый опыт в сфере реализации тематически близких проектов, с использованием методов психодиагностики, когнитивной психологии и машинного обучения.
На первом этапе на основе анализа трудностей решения творческих задач с помощью систематического интервьюирования экспертов в области подготовки учащихся к олимпиадам, будет составлен предварительный профиль трудностей решения олимпиадных заданий, включающий в себя когнитивные, иные психологические и содержательные трудности в решении задач. Затем будут разработаны рабочие списки трудностей и типы обучающихся для дальнейшего составления модели обучения решению олимпиадных задач.
На втором этапе будет построена и апробирована модель трудностей решения творческих (олимпиадных) задач. Для этого на материале набора выбранных задач будут систематизированы и проанализированы параметры процесса решения задач учащимися, для чего будет проводиться психологический анализ действий обучающихся в ходе решения задач в специально организованных экспериментальных условиях. С учетом экспериментальных данных и полученного на первом этапе профиля с помощью технологий машинного обучения будут выявлены кластеры сходных задач и кластеры решателей, обладающих сходными признаками.
На третьем этапе будет определен пул диагностических задач, позволяющих осуществлять входное тестирование обучающихся на предмет выраженности у них тех или иных индивидуальных трудностей, который можно будет использовать для построения индивидуальных траекторий дальнейшего обучения.
Итоговый продукт может быть использован при подготовке обучающихся к решению нестандартных задач, что необходимо в турнирах и олимпиадах высокого уровня, для успешного выполнения творческой части ЕГЭ (часть С) и формирования общих творческих компетенций, которые могут быть востребованы в дальнейшем профессиональном обучении и профессиональной деятельности.