Анализ научных исследований, проводимых по проблеме состояния здоровья детей, свидетельствует о негативной тенденции снижения индекса здоровья. И, вероятно, нам сегодня известны лишь начальные проявления неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения России. Вместе с тем на сегодня исследования процессов адаптации детей к наиболее стандартным изменениям цифровой среды, в том числе с учетом нормы реакции и резервных возможностей ребенка, не проводились. Важное значение в условиях цифровой трансформации среды приобретает прогнозирование течения и исхода острой и хронической патологии у детей.
Указанные особенности определяют приоритетные направления развития научных исследований по изучению влияния цифровых технологий на состояние здоровья и развитие учащихся.
Целью проекта является исследование механизмов и закономерностей биологического и нейро-когнитивного развития детей на принципах междисциплинарного взаимодействия и системной биологии в условиях цифровой трансформации среды.
Задачами исследования являются:
- изучение влияния цифровой среды на физическое и нейрокогнитивное здоровье детей;
- изучение особенностей состояния и развития психофизиологических функций детей в условиях цифровой среды с разработкой возрастных нормативов когнитивных функций, психомоторики путем проведения популяционного исследования;
- исследование качества жизни детей с использование международных валидированных методик;
- изучение возможности использования систем мониторинга состояния организма на основе разработок биофотоники для динамической оценки показателей физического и нейрокогнитивного развития;
- исследование влияния физиологического состояния организма на процесс обучения, анализ факторов дестабилизации процесса обучения за счет состояния здоровья, внедрение мониторинга состояния здоровья и персонифицированных рекомендаций путем построения индивидуальных образовательных траекторий с использованием цифровых инструментов;
- разработка мобильного приложения для мониторинга и управления состоянием здоровья пациента;
- разработка методической базы контроля физических и психофизиологических характеристик детей;
- научное обоснование выбора факторов риска цифрового влияния для мониторинга здоровья, его оценки и прогноза.
Экспериментальный и теоретический уровень ожидаемых результатов, а также методические подходы, которые будут использованы для решения поставленных задач, сопоставимы с мировым уровнем в данной области, что позволит получить приоритетные и уникальные данные.
Полученные научные результаты будут иметь как фундаментальное, так и прикладное значение.