Формирование цифровой экономики и развитие социального уклада 21-го века предъявляют новые требования к коммуникативной компетенции. Они далеко не сводятся к гипермедийности, использованию интернета и т.д. Экономика знаний предполагает уже в начальной школе «готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий» (Федеральный стандарт начального образования).
Литературное чтение в этих условиях становится ключевым предметом в начальной школе. Диалогичность литературного произведения (М. Бахтин), со-творчество, самостоятельное конструирование литературного произведения становятся важнейшими элементами новой информационной культуры. При этом цифровые технологии становятся необходимым элементом образовательного процесса и сами осваиваются эффективно благодаря наличию коммуникативной мотивации.
В этой связи актуальным является проведение фундаментального исследования, направленного на поиск подходов к формированию цифрового методического пространства для курса по литературному чтению, базирующихся на мониторинге (с применением цифрового инструментария) образовательного процесса и анализе возникающих больших данных.
Междисциплинарность проекта обусловлена интеграцией знаний из области педагогики начальной школы, цифровизации образования, литературы.
В рамках реализации создаваемых фундаментальных подходов будет создан разноуровневый методический комплект: цифровая среда, наполненная интерактивными заданиями деятельностного характера, оснащённая методической поддержкой.
Ценность и актуальность таких подходов заключается в том, что они ориентированы на весь спектр доступности цифровых технологий: от разработки прототипа, свойственного периоду до современного ФГОС, до цифрового учебно-методического комплекса современного типа, доступного для потребителей – детей младшего школьного возраста, родителей и учителей начальных классов.
Это позволит образовательным учреждениям обеспечить ученикам равные цифровые возможности, предотвратит быстрое устаревание и излишнюю статичность материалов, свойственную бумажным ресурсам.