Веб-мастерская «Опережающее образование» была посвящена обсуждению первого раздела Хартии цифрового пути российской школы.
В обсуждении участвовали:
Елена Викторовна Викторова, кандидат педагогических наук, психолог, доцент по специальности «Социология культуры» (Пензенский государственный университет), руководитель проекта «Информационное воздействие на личность в условиях цифровизации культуры и образования как импрессинг: риски и потенциал» в рамках программы РФФИ «Цифровая трансформация школы»;
Ефим Лазаревич Рачевский, директор московской школы № 548 «Царицыно», Народный учитель России;
Алексей Львович Семенов, руководитель Программы РФФИ, академик РАН и РАО;
Артем Симонович Соловейчик, главный редактор Издательского дома «Первое сентября», пресс-секретарь программы «Цифровая трансформация школы».
Смотреть веб-мастерскую:
на канале Цифровая трансформация школы;
Смотреть интервью, читать статьи Елены Викторовны Викторовой.
Обсуждаемый раздел Хартии
Каким становится образование?
Образование должно опираться на прирожденные способности и стремления каждого ребенка: узнавать и создавать что-то новое, общаться, сотрудничать, учиться и учить. Сегодня это стало необходимостью и становится реальностью. Задаются пути развития опережающего, пре-адаптивного образования в мире все ускоряющихся непредсказуемых и необратимых изменений. Мы уже не можем остаться в стороне и ждать, образование должно не догонять, а опережать события.
Ефим Рачевский
Идея хорошая и текст хороший, не вызывает отторжения. Наверное, потому что заявленные в этом фрагменте Хартии вещи – не пустая декларация, а вещи, которые тесно сопряжены с жизнью.
Так, я вчера разговаривал с третьеклассником, который взялся за самостоятельное изучение химии. Он у своего дяди нашел учебник по химии и увлекся. И уже третий месяц его от этого учебника никто не может оторвать. Когда ему встречаются незнакомые понятия, он залезает в сеть и ищет объяснения в Википедии, в энциклопедических словарях. Или смотрит видеосюжеты. Вот оно, опережающее образование! Третий класс! Ему девять лет!
Опережающее образование. Опережающее что? По всей видимости, разлинованную на одиннадцать лет школьную программу. Программа эта разлинована давным-давно.
Думаю, что Нобелевские лауреаты, в какой стране бы они ни находились – субъекты этого самого опережающего образования. Вряд ли они ориентировались на школьные программы.
Я иногда заглядываю в учебные планы, например, в план Царскосельского лицея. До того скучный план! До того тоскливое расписание! И я думаю, какое же счастье, что они назывались не обучающимися, а воспитанниками.
Поэтому, опережает – что? Этот вопрос я хотел бы задать. Наверное, институционализированное школьное образование, если мы говорим о школьниках. А если говорим о высшей и профессиональной школе, то там тоже есть те, кто перерос содержание лекций и переходит на обучение по индивидуальному учебному плану.
Термин «опережающее образование» приемлемый. Но я не исключаю, что у кого-то он вызовет отторжение. В какой-то мере это опровергает возрастную периодизацию Пиаже. Но, к счастью, Выготский ввел понятие «зона ближайшего развития». Это помогает нам не следовать слепо Пиаже.
Если бы у детей не было возможности что-то опережать, им было бы скучно в школе.
Алексей Семенов
В начале этой главы Хартии упоминаются прирожденные способности ребенка. И тут можно вспомнить фразу, которая апокрифически приписывается Гекльберри Финну, о том, что школа не должна препятствовать моему образованию.
Дети опережают образование, ту самую 400-летнюю систему образования, в которой мы все еще существуем. Термин «опережение» может быть использован и для того, чтобы образование опережало окружающую жизнь. Традиционно что происходит? Ученые что-то изобретают, технологи делают из этого какие-то устройства, изделия, все что угодно, это все наблюдают профессора педагогических вузов, читают лекции студентам педагогических вузов, студенты сдают экзамены, приходят в школу, начинают там учить детей. А еще и авторы учебников должны что-то об этом написать. И на это уходит 30-50 лет. Что было нормально 300 и даже 100 лет назад, сегодня выглядит абсурдно. Каким-то образом мы должны готовить детей к тому миру, в котором они окажутся, окончив школу. Ясно, что предсказать все открытия невозможно, но можно предвидеть, куда это все будет идти. И нужно видеть цель: чтобы школа и образование опережали сегодняшнюю жизнь, а не только сегодняшнее образование, которое на самом деле отражает позавчерашнюю жизнь.
Идея пре-адаптивности, термин, который популяризирует Александр Григорьевич Асмолов, состоит в том, что ты уже сегодня, заранее адаптирован к разным непредвиденным событиям в будущем. Звучит как фантастика, но как метафора это работает. (Адаптивность – это когда ты оказался в какой-то новой ситуации и подстраиваешься под нее.)
Елена Викторова
Отвечу Ефиму Лазаревичу про того мальчика-третьеклассника. Видимо, у мальчика произошел импрессинг. Все на это указывает. Ребенок впечатлился. И ребенка не нужно ни заставлять, ни уговаривать, ни мотивировать. Он уже мотивирован сам, чтобы изучать учебник химии. И взял он этот учебник у дяди. Все характеристики развивающей среды, в критически сенситивный период развития. Ребенок впечатлился и занимается теперь так, что его от этой книжки не оторвать.
Раздел Хартии, который мы сегодня обсуждаем, очень созвучен нашему исследованию, отвечает тому, что сейчас изучаем мы. Единственное, мне хотелось бы внести дополнение в текст Хартии: «Образование должно опираться на прирожденные способности и стремления каждого ребенка». Образование, как мне кажется, должно опираться не только на прирожденные способности, но и на актуализирующиеся способности и стремления ребенка. Что говорит наше исследование? Импрессинг происходит в критически сенситивный период развития ребенка. Но он может быть и внезапным, он зависит от характеристик развивающей среды. И тогда способности могут актуализироваться. Но не все способности, которые у нас есть от природы, могут развиться. А благодаря импрессингу они развиваются.
«Мы уже не можем остаться в стороне и ждать, образование должно не догонять, а опережать события» – прекрасная фраза, но я вижу здесь и некоторую трудность. Когда что-то подобное рассказываешь учителям, нужно сразу говорить, что за ними стоит. Опережение на какой основе происходит? Школа должна осознавать и предполагать возможные события, которые и повлекут за собой импрессинг. А он может произойти в любой момент. А необходимые для позитивного импрессинга условия, которые создаются в школе, мы как раз изучаем.
Примеры импрессинга?
Мы провели диагностику, первая часть нашего исследования уже завершилась, и выяснилось, что импрессинг школьный – феномен редкий. Из жизни школьников вне класса примеры есть. Они произошли, когда школьники ушли на самоизоляцию. Одна мама рассказала, что ребенок сидит у монитора и параллельно с уроком в зуме у него идет какая-то другая трансляция. Ребенок увлекся съемкой челленджей научного плана. И речь идет о химических экспериментах. Мама ребенка обратилась за советом, как быть, если ребенок учится это снимать, потом сам в каких-то событиях участвует. Они объединены в группах по интересам. Это тоже изучение химии, но «не по-школьному». Здесь возникает вопрос безопасности… Где, когда произошел импрессинг, мама уже не знала. Тут нужно разговаривать с ребенком… Наше исследование показало, что дети неохотно рассказывают о том, что представляет их интересы и как они у них рождаются.
Алексей Семенов
Одиннадцать тысяч школьных часов часто для ребенка проходят с очень небольшим эффектом. Но из них можно выделить звездные часы, когда происходит что-то необычное, фантастическое.
Можно ли рассматривать импрессинг как шанс для неуспевающих детей стать одаренными?..
Ефим Рачевский
Это не совсем простой вопрос. Сколько у нас в стране одаренных детей? 10 процентов, может быть, 20, или 2. А представь себе, что все стали бы одаренными. Кто бы тогда занимался выращиванием капусты, уборкой территорий? Я говорю жесткие вещи.
Есть эти 2—10 процентов детей, и хорошо.
А кто не столкнулся с импрессингом? Он тоже сядет за курс химии: потому что надо или потому что его секут дома…
Я иногда думаю: а, может быть, одаренность появляется вопреки системе, в которой мы живем?
Импрессинг глубоко затрагивает эмоциональную сферу ребенка. Есть понятие эмоциональной культуры. А в школе мы порой формируем отторжение.
Стандарты надо отменять. А учителей надо учить быть немного волшебниками, чтобы они могли создавать ситуацию импрессинга.
Алексей Семенов
В Хартии говорится о прирожденных способностях и стремлениях каждого ребенка. Школа сегодня прилагает массу усилий, чтобы эти способности подавить. Ребенок рождается и в первые годы усваивает огромный массив информации. Далее он приходит в детский сад. Его начинают приучать к порядку и дисциплине. А в начальной школе все его исходные стремления подавляются. Он не задает вопросов. Главное – сидеть тихо и не мешать. Это очень важная история. С ней необходимо разобраться. Не можем ли мы как-то позволить этим способностям ребенка продолжиться хотя бы до начальной школы, не пресекать, а использовать склонность ребенка самому учиться? Мы учим детей учиться. Но они ведь уже умеют учиться. А мы их в течение какого-то времени отучаем от этого, а потом снова начинаем учить учиться, но уже это не очень-то получается. Далеко не всех можно к 11 классу заново научить учиться. Хотя в трехлетнем возрасте они это умели делать, и делали это блестяще. Причем, не в одиночку, с помощью мамы, других детей. Каким-то образом это у них получалось, организовывалось.
Еще один важный момент в Хартии – «учиться и учить». Могут они кого-то чему-то научить? Исследования показывают, что умение учить, как и умение учиться, заложены в детях.
Какой получим результат по завершении Вашего проекта?
Елена Викторова
Идеальный результат импрессинга – стремление человека реализоваться в конкретной деятельности. Идеальный результат этой деятельности – достижения, которые приносят пользу не только ему, но и человечеству. Результатом импрессинга на индивидуальном уровне может быть с любовью выращенный помидор или свекла, а, может быть, результаты его деятельности выйдут на общественный уровень, и он станет великим писателем или откроет что-то такое, чего мы сейчас еще не знаем. Пойдет максимально на опережение. Вот что должно быть в результате импрессинга.
Вопросы и комментарии из чата
Если говорить о состоянии современных условий работы учителей, то, пожалуй, это самая адаптивная профессия. Когда не знаешь, откуда выстрелит, начинаешь воспитывать себя так, чтобы быть готовым к чему угодно. Но оптимизма это не добавляет.
Уважаемый Артем говорил о детях с разными способностями. Следовало бы сказать об условиях, по отношению к которым говорится о разных способностях. Поскольку в одних условиях все дети способны усвоить то, что нужно, а в других – никто не способен.
Не могут все дети усваивать материал одинаково (разное здоровье и темперамент).
А ещё не весь материал нужен всем одинаково.
Артём, восхищаюсь!!! Как Вы можете увидеть во всём зерно и сориентировать всех на нём. Я об условиях... пожалуй, это самое главное в образовании сегодня, включая и кадры...
Если у ребенка есть «врожденные способности», но никто не будет помогать ему их развивать, то ничего хорошего не получится. Никто не будет умалять роль педагога.
Когда-то французских художников назвали «импрессионистами» – впечатленцами – и их ругали, а теперь это самые дорогие картины.
Математика – наука о красоте.
Очень интересный получился разговор с очень интересными и оптимистичными собеседниками.
Спасибо, конечно...Но что такое «опережающее образование» я так и не услышала... Наверное, что-то в моем педагогическом образовании упущено. Печально...
Способностей прирожденных нет, есть только предпосылки тех психических образований, на основе которых формируются способности как условие освоения той или иной деятельности.
«Прирожденные» – это новый термин? Раньше употреблялся термин «врожденные задатки». (Теплов)
Импрессинг бывает только в детстве или на протяжении всей жизни? Иногда происходят такие события, которые переворачивают жизнь взрослых людей.
Вся система образования – это дурдом.