Вернуться к документу

Каким становится образование?

Редакция от 09 февраля 2021 (версия 8)

Образование должно опираться на задатки, способности и стремления каждого ребенка: узнавать и создавать новое, общаться, сотрудничать, учиться и учить. Актуализация и развитие этого человеческого потенциала с учетом личностных и когнитивных черт каждого ребенка – все большая необходимость. В мире ускоряющихся непредсказуемых и необратимых изменений формируются пути становления опережающего, преадаптивного образования.
Мы не можем оставаться в стороне и ждать.
Мы должны не догонять, а опережать события.

Комментарии

  • Обсуждению этого раздела Хартии была посвящена веб-мастерская "Опережающее образование" (6 октября 2020).
    Смотреть веб-мастерскую: https://www.youtube.com/watch?v=WOVjgIAjMXc
    Читать отчет о веб-мастерской: https://rffi.1sept.ru/article/101
    В обсуждении принимали участие
    Елена Викторовна Викторова, кандидат педагогических наук, психолог, доцент по специальности «Социология культуры» (Пензенский государственный университет); руководитель проекта «Информационное воздействие на личность в условиях цифровизации культуры и образования как импрессинг: риски и потенциал» в рамках программы РФФИ «Цифровая трансформация школы» (https://rffi.1sept.ru/project/19-29-14014) и
    Ефим Лазаревич Рачевский, директор московской школы № 548 «Царицыно», Народный учитель России

  • Комментарии и пояснения к этому разделу Хартии, данные во время первой веб-мастерской из цикла "Цифровая трансформация школы"
    Запись веб-мастерской: https://www.youtube.com/watch?v=xMp60FaAD1s
    Отчет о веб-мастерской: https://rffi.1sept.ru/article/100


    Алексей Семенов о пре-адаптивном образовании

    В этом блоке речь идет не только о цифровых аспектах. Безусловно, мы должны готовить детей к приходу цифровых технологий в школу. Но это только малая часть того, о чем мы говорим. Вся специфика сегодняшнего момента в том, что большая часть быстрых и глобальных изменений построена на цифровых технологиях. Но изменения – это не про цифровые технологии. Это может касаться чего угодно: питания, любви, знакомств, воспитания, медицины и так далее. Сейчас невозможно сказать, что вот это изменение произошло, ученые в нем разобрались, объяснили в педагогическом вузе студентам, что это такое, студенты стали учителями, пришли в школу, авторы написали учебники, а дети начинают это учить. Мы знаем, как медленно меняются учебники. 80 % используемых сегодня в школе учебников – это учебники советского времени. Сменилось почти два поколения, а в школе ничего не изменилось. А в Хартии сказано, что ситуация должна быть противоположной: то, как мы учим ребенка, и чему мы его учим должно предвидеть те изменения, которые еще только произойдут. мы должны дать ребенку гид, путеводитель в мире, которого мы еще не видим. Есть только контуры зарождающихся явлений. Мы должны научить ребенка ориентировать в мире, который сами себе не представляем, сегодня его не понимаем. Вот это и есть пре-адаптивность. Нужно заранее готовиться к тому, что что-то случится, чего сегодня ты не видишь.
    Должна быть внутренняя установка, готовность и соответствующие знания, которые помогут в этом мире. Педагогику надо строить, исходя именно из этого.

    Артем Соловейчик о роли цифры и образовании

    Хартия строится не из цифры или не только из цифры, а из более широкой рамки образования. Кажется, что цифра добавляет нам возможности. В Хартии декларируется не то, что может сделать цифра, а то, что должна сделать цифра. Это заказ образования к цифре, а не объяснение, как можно использовать цифру.
    Также не надо забывать, что у детей есть большой потенциал. Нужно «развернуть» педагогику так, чтобы этот потенциал сработал.

    Павел Сергоманов о Хартии и содержании образования

    В Хартии речь идет о культурном, психологическом понятии «идентичность». Мы пытаемся осмыслить меняемое в неизменном. Ведь что такое идентичность? Когда я меняюсь, не изменяя себе.
    Что значит «опережать события»? На нас цифровизация наступает. Мы как будто бы претерпеваем ее, не заказываем разработки цифровые, не очень понимаем, что происходит – у нас мало данных, мы знаем, что дети стали другими, но не очень понимаем, какими именно.
    Еще, как мне кажется, речь идет о содержании образования, когда цифровая повседневность должна проникнуть в школу.
    Ковид вынудил нас применить средства, которые нас сильно раздражают и отчуждают друг от друга. Мы не можем действовать как раньше, у учителей зачастую нет новой дидактики… Учитель должен сказать, что ему нужно. Я так понял тезис про «опережать события».

  • 09.23.2020

    Я, конечно, очень люблю Л.С.Выгостского. Студенткой я двумя руками была за его идею "Обучение должно вести за собой развитие". И через 20 лет я поддерживаю этот подход. Но все же надо быть гибче, интуитивнее, внимательнее. Иногда приходится очень -очень долго подстраиваться под развитие конкретного ребенка. Чтобы в какой-то момент пути опережающающего развития наконец открылись. Об этом, думаю, не стоит забывать ;)

  • Месяц остается до начала нового учебного года. Школьники и их родители ждут его с особым волнением. Последняя четверть предыдущего сезона — вынужденный переход на «удаленку» — стала суровым испытанием и для них, и для учителей. И вот летняя передышка на исходе. К чему готовиться теперь?

    Вживую не виделись с детьми почти полгода. Осталось потерпеть месяц, и наши дети придут и подарят учителям цветы к 1 сентябрю. Очень надеюсь учеба начнется как обычно в традиционной очной форме.

Войдите, чтобы оставить комментарий.
Поделиться:
Icon