Со времен основателя классической химии А. Лавуазье химия как наука претерпела глубокие изменения. Изменился и сам человек. В прежние времена, человек не обладающий обширным запасом опыта взаимодействия с веществом и неявных знаний по химии, просто бы не выжил: не смог бы произвести, изготовить и сохранить продукты питания, построить дом и т. д. Эти химические знания собирались, бережно хранились и передавались из поколения в поколения в виде семейных традиций и культурных ценностей. Современное общество предлагает для человека-потребителя всё: не надо готовить, достаточно достать из холодильника купленную готовую пищу и разогреть в микроволновке; обширный рынок бытовой химии предлагает разнообразные средства качественно очищающие любые поверхности независимо от жесткости воды. Все это ведет к серьезному обеднению опыта взаимодействия с веществом. Многие современные подростки не знают, как выглядит натуральное молоко, не могут отличить натуральный сок от сокозаменителя и т. п. Все это ведет к грубейшим ошибкам, иногда курьезным, но часто весьма опасным. Подобное «химическое слабоумие» делает современного подростка легкой жертвой в руках манипуляторов, например, заставляя приобретать более дорогой и бесполезный продукт, по сравнению с более дешевым и более действенным; среди многообразия красной рыбы выбрать кусок с более насыщенной красной окраской, не понимая, что такого в природе не бывает, и этот насыщенный цвет является результатом окрашивания химическими реагентами, чрезвычайно вредными для организма.
Следует отметить, что вредность и опасность химического фактора чрезмерно преувеличивается средствами массовой информации, формируя отрицательную установку на изучение химии. При этом вытесняется самое главное, что химия как наука зародилась для того, чтобы помочь человеку справиться с болезнями, вырастить богатый урожай, разработать новые материалы, помогающие человеку пережить невзгоду. Вред наносит не само вещество, а человек, обладающий определенным химическим опытом, в руках которого это вещество находится. Поэтому с особой остротой встает вопрос об обогащении индивидуального опыта подростков при взаимодействии с веществом.