Веб-мастерская 5. Цифровая платформа образования

05 ноября 2020

Продолжаем цикл веб-мастерских «Цифровая трансформация школы».

На пятой веб-мастерской говорили о «Цифровых платформах образования». 

 

Встречу вели: 

Алексей Львович Семенов, руководитель Программы РФФИ, академик РАН и РАО;

Артем Симонович Соловейчик, главный редактор Издательского дома «Первое сентября», пресс-секретарь программы «Цифровая трансформация школы».

 

В обсуждении участвовали: 

Елена Игоревна Булин-Соколова, доктор педагогических наук, директор Центра развития результативного образования, советник по вопросам образования Председателя совета директоров группы ЧТПЗ;

Дмитрий Давидович Рубашкин, кандидат технических наук, директор Инновационного центра «Технологии современного образования», соруководитель проекта «Учим учиться»; участник проекта «Управление развитием образовательных отношений субъектов в начальной школе в условиях цифровизации».

 

Смотреть веб-мастерскую: 

на YouTube-канале

на странице в Фейсбуке

Читать статьи и смотреть интервью с Дмитрием Давидовичем Рубашкиным. 

 

Обсуждаемый раздел Хартии

Цифровая платформа образования

Цифровая платформа обеспечивает доступ к цифровым средствам, коммуникацию, запись всего, что создается и что происходит в учении. Работа на платформе помогает каждому ученику достигать все персонально запланированные цели, поддерживает обратную связь и оценивание, прогнозирование для ученика, учителя, школы.

Образовательное сообщество и все общество уходит от экзаменационных и тестовых процедур. Сильные стороны и существенные дефициты человека выявляются на цифровой платформе в процессе образования и применения его плодов.

 

О платформе

Алексей Семенов

Слово «платформа» стало очень популярным. Это слово активно используется представителями бизнес-сообщества, и у них есть вполне четкое понимание того, что такое платформа для бизнеса – прежде всего, это то, где что-то покупается и продается. Например, платформа Uber, туда приходят пассажиры, которые хотели бы куда-то поехать, и приходят водители со своими автомобилями. На платформе пассажиры и водители встречаются, проблема решается. Или, например, точно так же и с арендой квартир… На самом деле, если говорить об образовании, эта аналогия не так уж плоха: есть образовательные организации, учителя, ученики, и они тоже могут встречаться на платформе. 

Есть еще одно понимание. Например, Zoom, среда, с помощью которой можно вести трансляцию, – тоже платформа, позволяющая осуществлять некоторое взаимодействие и наделенная дополнительными функциями, как то: демонстрация экрана, возможность записи происходящего и др. Может быть, этого достаточно и роль платформы этим исчерпывается? 

Когда мы проектировали платформу СберКласс, мы представляли себе именно образовательную ситуацию. Помимо бизнес-картинки главным для нас было то, что ученик должен был бы учиться в цифровой среде. Он там пишет свои сочинения, проводит вычисления, ищет исторические данные… Всё это должно происходить через единую платформу – среду. Среда – это окошко компьютера, через которое он обращается ко всем средствам, необходимым для обучения. Он что-то делает. То, что он сделает, мы можем сохранить на платформе. Кроме того, платформа должна давать доступ к инструментам визуализации данных, редакторам текстов, поисковым системам. Платформа – это еще и средство коммуникации. Если учащийся выполнил работу, он может послать ее учителю. Учитель отвечает обратной связью, дает рекомендации, советы по улучшению. Учащийся может этим рекомендациям последовать, внести изменения в свою работу и опять послать ее учителю. Такая коммуникация, такое взаимодействие типично для нас, когда мы, взрослые люди, делаем что-то совместно. 

Платформа все помнит, все запоминает, все задания и работы учащегося. С помощью аудио- или видеозаписи мы можем зафиксировать ситуацию на уроке или в проектной работе детей и тоже сохранить это на платформе, а в нужный момент к этому вернуться, обсудить важные моменты. 

Платформа может вести хронометраж действий учащегося, учитывая его психофизиологическое состояние, фиксируя, смотрит он на экран или в сторону, блуждает на просторах интернета или просто спит. Это позволяет фиксировать затраты временных ресурсов и вырабатывать у обучающихся стойкую привычку к саморегуляции, чтобы он сам понимал, на что он потратил время, он действительно выполнял ту или иную работу или много отвлекался. 

Примерно такой спектр применения платформы. 

 

Платформа – это школа, это вместо школы? Или это разные понятия?

Алексей Семенов

Школа – это здание, в котором имеются классы, коридоры, парты, доска, проектор, компьютер, лабораторное оборудование и т.д.? Мы эту бетонную коробку заменяем на платформу? Ответ: «Да». Эта замена уже произошла. С тем только, что если раньше ребенок спускался в школьную столовую, то теперь, если мама дома, то она сама приносит ему чай, бутерброд и т.д. Или можно полезть в холодильник и взять что-нибудь вкусное. Стол тоже есть, вместо доски – экран, с лабораторным оборудованием не получится, но хороший учитель найдет способ провести какой-нибудь физический эксперимент с вещами дома или в виртуальных лабораториях. В какой-то мере платформа – это эквивалент железобетонной коробки с объектами школьной жизни. 

 

Это не означает, что мы теперь работаем только на удаленке?

Алексей Семенов

Ни в коем случае не означает. На самом деле, если бетонная коробка полезна и интересна и дает возможность общаться детям и учителям, то платформа очень помогает в эксплуатации этой бетонной коробки. 

 

Цифровая платформа – это органайзер учебного процесса. Или это слишком упрощенное понимание? 

Дмитрий Рубашкин

Мы пережили несколько волн модернизации образования: это компьютеризация, информатизация, цифровизация. Они логично следуют одна за другой, их преемственность очевидна. Но каждое время имеет свои акценты. Сначала больше говорили о роли оснащения, о возможностях программирования, что дает компьютер как инструмент прежде всего в дополнение к образованию. Затем стали обсуждать доступность ресурсов, мультимедийность, новое качество представления дидактических материалов… 

В эпоху цифровой трансформации мы должны больше говорить об отношениях. То есть платформы – это место, где реализуются новые формы образовательных отношений. 

Может быть, это действительно такой сложный органайзер, но может быть и не один. Можно, как всегда, идти от общего к частному, от общей постановки задачи, и делать упрощенные платформы под конкретные задачи. Мы можем отталкиваться от частных задач, строить платформы узкофункциональные, а потом, обобщая этот опыт, получать универсальные платформы. 

Важно определиться, что такое платформа именно в смысле выстраивания определенных отношений. 

Сейчас в Хартии акцент сделан на ученика, на учебное действие. Платформа рассматривается как место, где совершаются учебные действия. Мне кажется, что надо смотреть несколько шире. Фактически мы должны учебный процесс рассмотреть как совокупность действий разных субъектов. Это и ученики (это главная ценность, главный субъект), и учителя, и школьная администрация, и родители. Все они причастны к управлению учебным процессом, так или иначе влияют и на цели, и на ценности, и на взаимодействие. И платформа, которая претендует на то, что она образовательная, должна поддержать действия всех субъектов и их взаимодействие.

В нашем проекте на небольшом частном примере – начальная школа – мы хотели, чтобы на нашей платформе взаимодействовали дети и учителя, которые непосредственно с ними работают, их родители, которые наблюдают за их учебными действиями, и администраторы школ, которые руководят работой учителей. Педагогическую иерархию, как она есть, пытаемся воспроизвести на цифровой платформе. Мы фактически пытаемся построить некоторую очень-очень упрощенную модель сегодняшний школы, чтобы не было резкого противопоставления: вот сегодня школа аналоговая, а завтра она вдруг вся станет цифровой. Это не может быть достигнуто без промежуточных шагов. Поэтому мы пытаемся на примере частной модели постепенно выстраивать эти отношения. В эксперименте, который у нас идет в проекте прямо сейчас, участвуют 30 школ, это почти 1.500 детей, их родители. И все они выполняют какие-то свои функции по отношению к учебным действиям, взаимодействуют и достигают какой-то совместный результат. Вот так я вижу специфику цифровой образовательной платформы, где встречаются разные люди, где есть общий информационный банк и правила доступа к нему. В интересах обеспечения наилучших результатов при обучении ребенка. 

Поскольку наш проект исследовательский, мы хотим сравнить ту начальную школу, которая есть сейчас, с той, которую пытаемся построить, где могут быть реализованы все потенциальные возможности цифровых отношений. На нашей платформе «Учим учиться» мы хотим добиться взаимодействия взрослых и детей с целью обеспечения перехода в зону ближайшего развития. Чтобы состоялся диалог между школой и семьей на основе объективных данных, собираемых, анализируемых, интерпретируемых на цифровой платформе. 

 

Какие дефициты есть сегодня в «обычной» школе, из-за которых необходимо внедрение цифровых платформ?

Елена Булин-Соколова

Прежде всего, мы говорим о дефиците вовлеченности каждого ребенка в постановку образовательных целей и в их достижение. В разработку собственного плана, пути достижения каждой конкретной цели, понимания, что я сейчас делаю и для чего, умения отвечать на вопрос: «К каким имеющимся в моем распоряжении ресурсам можно обращаться, если у меня возникают трудности?», как можно эти трудности преодолевать. 

У школы сейчас дефицит в том, чтобы иметь технологии и способы организации взаимодействия между всеми участниками процесса, чтобы поставить ребенка в центр, в активную позицию и поддержать его, помочь ему понять, что значит для него учиться, какие у него есть ограничения и какие есть возможности, каковы его собственные особенности учения, как можно опираться на свои сильные стороны, для того чтобы преодолевать трудности. Осознанности не хватает.

И как ее добиться в каждом конкретном случае – это для школы сейчас большой вопрос, большой вызов. 

Мы все чаще слышим, что дети все больше и больше утрачивают мотивацию к учению. Им учиться неинтересно. Почему это возникает? Отчасти потому, что мы по-прежнему, как и 20, 50 или 100 лет назад, не заботимся о том, чтобы вовлечь ребенка в процесс планирования и рефлексии его самого по отношению к этим планам. Учителя задают вопрос: «А как же это можно? У меня же 25—30 детей в классе. Как я могу каждому помочь что-то спланировать? Как я могу удерживать в своей голове индивидуальные цели на фоне общих целей всего класса, индивидуальные трудности, их преодоление? Когда мне найти время, чтобы обсудить с каждым ребенком его ошибки, как их исправлять, как улучшать свою работу?» Помимо вопроса «Когда?» возникает вопрос «Где?»: «Где хранить все материалы? Где хранить все эти следы, о которых и можно вести с ребенком диалог?»

Проблема не в наличии или отсутствии цифровой платформы, а в наличии или отсутствии у учителя, у всего школьного коллектива важных элементов видения того, что такое сегодня современная школа, зачем она нужна ребенку, что она для него может сделать. 

Каждой школе нужно начинать трансформацию, переход к персонализированному образованию, т.е. образованию, ориентированному на результаты каждого ребенка, а не на затраченный объем времени, пройденные темы, отведенные часы. Вначале школе нужно менять фокусировку. Если учитель сфокусировался на конкретных результатах каждого ребенка и задался этой целью, чтобы вовлечь каждого и в планирование, и в обсуждение целей и трудностей, в рефлексию, то тогда он начинает использовать подручные средства – листочки, папки, бумажки. Если вы придете в по-настоящему персонализированную школу, то увидите, что все стены этой школы, даже при наличии платформы, оклеены листками с перечнем индивидуальных целей, ступеней, по которым ребенок движется, где ребенок отмечает, где он был вчера и где он хочет оказаться сегодня… Его движение имеет след где-то. Стена – это слишком ограниченное пространство, чтобы зафиксировать все эти цели, ступени, пути. На помощь такому учителю и такому классу как раз и приходит платформа. Она может помнить бесконечно многое, чего не может удержать в голове ни один учитель или ученик. Это шаг к осознанности. 

Платформа Сбера предоставляет существенные для образования возможности. На этой платформе выписаны все образовательные результаты, которые, как считается, должен достичь ребенок, они переведены в язык целей, каждая цель представлена в виде четырех уровней ее возможного достижения, каждый из уровней подробно описан – что именно на этом уровне достижения цели ребенок должен знать и уметь, к этому уровню на платформе приложена цепочка заданий, задач, учебных материалов, которые нужно просмотреть, прочитать, прослушать, решить, выполнить. Ребенок, двигаясь по этой цепочке (она может ветвиться), может сам сделать выбор, может смотреть не это кино, а другое, читать не этот текст, а другой, писать не так, а иначе, поскольку чем больше выбор (а платформа на это ориентируется), тем больше шансов вовлекать детей и повышать их мотивацию. Двигаясь по этому пути, ребенок может проверить, достиг ли он этой цели или нет (инструменты проверки для этого на платформе тоже есть) и перейти на следующий уровень. Ребенок не сдерживаем темпом окружающих, не сравниваем с другими, он может двигаться так быстро, как ему хочется и возможно. Перед тем как учитель запускает движение к какой-то цели, он проводит предварительное оценивание, чтобы понять, на каком уровне к этой цели каждый ребенок находится уже. Может оказаться, что треть класса уже владеет тем, в чем учитель предлагает разобраться. И тогда этим детям могут быть предложены сложные задачи, или им может быть предложено применить знания для решения задач в другой области, им может быть предложена педагогическая задача: помочь тем, кто не достиг этого уровня, разобраться в материале и эту цель достичь. Вариантов много. 

 

Дмитрий Рубашкин

Мне кажется, что противопоставление платформы и школы не совсем корректно. Платформа – это инструмент, который позволяет лучше узнать сегодняшних детей, учителей. Мы больше знаем о том, как устроена школа, если происходят какие-то управленческие или учебные действия на цифровой платформе. И прямо сейчас мы это можем использовать в нашей сегодняшней практике. 

Мы начали использовать свою платформу еще до пандемии. Допускалось, что дети могут выполнять на ней задания как в школе, в рамках формального обучения, так и дома, под наблюдением родителей, во взаимодействии со школой – но дома. Сейчас это оказалось крайне актуально. И мы видим, что часть школы работает в условиях дистанта и все происходит дома так же, как это было и раньше. Мы можем достигать результаты, которые полезны сегодняшней школе. 

Учитель может использовать данные, которые накапливаются на платформе. Это сложно, но ему на помощь приходит искусственный интеллект, который информацию обрабатывает, структурирует, дозирует, распределяет по пользователям. 

Очень трудно удержать все индивидуальные траектории с учетом персональных целей и т.д. Но мы подходим с другой стороны и стараемся быть полезными учителю сейчас. Мы ищем не индивидуальные плюсы, а индивидуальные дефициты, то, что мешает. Это гораздо проще, но это очень важно. 

Проблемы детей в обучении всегда связаны с какими-то дефицитами. И если система позволяет выявить эти дефициты и показать их учителям, психологам, родителям, то персонализация достигается за счет преодоления дефицитов, а не построения ложных траекторий. 

Это практическая задача, и мы видим, как она решается, как она помогает и детям, и взрослым. Учителю оказывается помощь за счет того, что появляется не органайзер, а инструмент. Инструмент мониторинга, сканер, который позволяет выявить учебные и личностные дефициты и проблемы – отсутствие целеустремленности, внимания. Все это можно получать о ребенке уже сегодня и строить образовательные маршруты с учетом этих данных, даже если эти маршруты реализуются в аналоговой школе. 

У нас в проекте 5 регионов, 30 школ, около 1500 детей. Это Северо-Запад, начиная от Санкт-Петербурга и заканчивая поселками в Псковской области. Когда мы предлагали школам в этом проекте участвовать, требовалось согласие родителей. Как часто бывает, родители согласились и забыли про это. В нашем случае это не так. Независимо от того, где эта школа находится, треть родителей регулярно заходит на платформу, чтобы узнать, как идут дела у ребенка, посмотреть не его результаты, а процесс, цифровой след, какие ошибки он допускает, как быстро он устает, почему он отвлекается. Эту информацию родители видят и тут же в своем кабинете могут задать вопрос учителю, и тут же они могут спросить консультанта нашего проекта о том, как выглядит их ребенок на фоне огромной массы накопленных больших данных, в каких умениях у него проблемы, какие дефициты. Большие данные – это помощь родителям, и родители это ценят. 

 

Почему вы работаете с начальной школой? 

Дмитрий Рубашкин

В этом возрасте теснее контакты между детьми и родителями. Родители больше внимания уделяют своему ребенку, им понятнее, к каким учебным результатам он должен прийти. В основной школе ребенок «расщепляется», внимание рассеивается между учителями-предметниками. В начальной школе есть конкретная персона, кто отвечает за ребенка, и с этой персоной родители могут строить отношения, обсуждать конкретные проблемы, дефициты. И, наконец, в начальной школе важнее умения и навыки, а не знания конкретных предметов. И мы здесь можем сосредоточить внимание на личностных особенностях ребенка, на его общеучебных умениях или их отсутствии, мы можем построить учебный процесс вокруг ребенка. Мы открываем доступ учителю и родителю к собираемым данным, к аналитике. Это специфическая ситуация в начальной школе. 

Мы так строим взаимодействие: учитель – родитель – искусственный интеллект. 

Контроль тоже нужен, и контроль за учителем в том числе. Администрация тоже видит, как работают те или иные классы, видно, какие пробелы встречаются в деятельности учителя. Это тоже очень важно и для родителей, и для администрации, независимо от того, работают они в цифровой школе или в аналоговой. 

Есть инструмент, он дополнительный, он не заменяет школу, но очень помогает. Давайте учиться им пользоваться. 

 

Как примирить платформу со школой?

Алексей Семенов

Очень маленький фрагмент платформы был реализован несколько лет назад и называется «Электронный журнал», «Электронный дневник». Это возможность родителю у себя на мобильном телефоне увидеть, на каких уроках сегодня был его ребенок, какие текущие отметки он получил, какие у него домашние задания. Работает не везде, работает плохо, сбоит, учителя забывают отмечать… Но мы видим, как постепенно родители все больше и больше понимают, что это удобно. Примитивный кусочек цифровой платформы позволил внести нормальную нотку в систему отношений школа – ребенок – родитель. Классные собрания в Skype или Zoom, когда можно присутствовать не выходя из дома или посмотреть потом в записи. Все становится единой интегрированной системой. Как именно выполнил ребенок домашнее задание, увидит и он, и учитель, и классный руководитель, и родители. 

Самое гуманистическое, что сегодня можно сделать – это цифровая платформа, на которой может происходить работа, может происходить взаимодействие.

Мы не привыкли к этому. Это тяжело. Это требует больших усилий и новых порядков… Проблем много. Но без цифровых решений было бы намного хуже. 

 

Каков опыт тех, кто уже прошел через преподавание на цифровой платформе? Хотят и готовы ли они вернуться в доплатформенную жизнь?

Елена Булин-Соколова

Сегодня мы все чаще говорим о феномене расширенной личности. И мы говорим про детей. Ребенок с компьютером – это просто другой человек. У него в кармане мобильник, и все время есть доступ и к калькулятору, к информации, возможность коммуницировать. Учителя сегодня – это тоже совершенно другие люди. Это люди с технологиями. Они в разной степени владеют этими технологиями. Но те, кто однажды получил в руки текстовый редактор, он никогда не вернется к созданию текста рукой. Преимущества, которые дает редактор, человек использует для усиления своих возможностей, которые у него были до появления текстового редактора. Точно так же и учитель. 

Если педагог освоил новое и понял преимущество платформы, то уговорить его работать так, как он работал раньше, практически невозможно. Человек никогда не откажется от дополнительных возможностей, украшающих его деятельность. Я такого не видела.

Бывает трудно начать, бывает трудно поверить. Бывает сложно сделать первый шаг и попробовать…

 

Будущее за цифровой школой или нет? 

Алексей Семенов

Будущее за школой, которая готовит ребенка к жизни в обществе, которое есть вокруг нее. 

Мы увидели ситуацию, когда родителей, ребенка, учителей и школу бросили в омут. Но омут этот возник отнюдь не из-за цифры. А возможность использовать те или иные инструменты – это был спасательный круг. Это еще не сухая твердая почва. Но это способ не умереть, не погибнуть, это способ вести образовательную деятельность для учителей и детей. Беда в том, что платформа запоздала. Сбер и другие организации только-только подошли к тому, чтобы создать качественно работающие платформы. 

Платформы – очень демократичные средства, потому что дают возможность выбора ученику, учителю, школе. 

В этом смысле вещи, которые были сделаны вне цифры, вне платформы, а это вещи типа того же самого ЕГЭ, который у нас является целью образования, – это тяжелое обстоятельство. И то, что цифровая платформа позволяет уйти от ЕГЭ – это факт. На платформе видно, как ребенок объективно учился все эти годы, куда ему нужно идти дальше. 

Мы переходим от оценивания к обратной связи, к рекомендациям. Мы выращиваем оптимистов, если у нас есть платформа. Цели достигаются. По сравнению с тем, что сегодня мы готовим в основной своей массе троечников. Это действительно трагедия и в России, и во многих других странах, потому что у детей теряется мотивация к учению. Я считаю, что полноценная, качественно работающая платформа – это выход. 

 

Вопросы и комментарии из чата

Дистант / Цифровизация

Задумка интересная, но после дистанта дети пришли в школу растерянными и с пробелами в знаниях. А что будет с вербальным общением?

Согласна, детям нужно живое общение.

И дистант тут ни при чем. Получил отметку выше, чем на уроке: довольны родители, доволен учитель, а уж как рад ученик! А ведь ничего нового он не узнал. Списать – не значит понять и запомнить. А новые знания даже нам, учителям, нужны. Надо идти вперед в ногу со временем.

А на дистанте у детей мотивация вообще нулевая.

У меня класс сидит на дистанте и жутко скучает по урокам в школе... Пишут мне...

Учащиеся от дополнительных возможностей своих гаджетов тоже не отказываются, навели смартфон на задание и получили решение, а учитель в этой ситуации бесправен. И на дистанционке очень многие дети, даже начальной школы, научились этому.

Веду уроки в дистанте. Не вижу одного только отрицательного. Более того: много преимуществ. Зачем вести разговоры о том, что лучше в онлайн-обучении? Не будет больше прежней образовательной среды! Ведь пером писать удобнее с точки зрения каллиграфии, но ...

Может научную группу на дистант в школу на недельку! Пусть покажут мастер-класс, а мы понаблюдаем и оценим их уроки!

Мы сегодня семинар проводили через Зум, зависло и выкидывало то одних, то других…

А как быть с санитарными нормами? Сколько времени ребенок может проводить у компьютера?

К сожалению, в провинциальной России нет нормального интернета и нормальной мобильной связи. А у родителей нет финансовой возможности для современных средств, чтобы использовать цифровую образовательную среду.

Цифровизация значительно снизит уровень социализации человека. Это повлияет на дальнейшее развитие личности.

 

Платформа

Интересно, но хотелось бы на практике изучить работу этой платформы.

Огромное спасибо! И хотелось бы посмотреть на практике.

Простите, наверное, что-то пропустила...Кто пишет эти цепочки и ставит цели???

По 15 предметам?

Это всё замечательно! Но Вы говорите о частной школе!

Никакая платформа не заменит живого общения учителя с ребёнком!

Заменить нельзя. Только дополнить.

Но прогресс остановить нельзя, давайте дела.

А в каких образовательных учреждениях эта платформа установлена? В каких городах? Конкретизируйте.

Ирина Ефремова, хороший вопрос! Я бы тоже этот списочек изучила!

Эти занятия проводятся вне урока?

Сейчас дети с абсолютно неразвитой речью, а мы их на платформы.

Хотелось бы наглядно, в работе это увидеть!

Никто не молчит, все это понимают, ни один компьютер и платформа не заменит живого общения.

Живой, полноценный урок никакая платформа не заменит. Нам необходимо возвращаться к нормальному обучению и воспитанию.

Коллеги, речь идет о естественном эволюционном этапе развития школы. Школа – важнейший социальный институт. Общество, в котором мы живем, информационное. И школа должна соответствовать современным потребностям информационного общества.

Как выстроить свой путь по указаниям искусственного интеллекта?

Добрый вечер. Новое пробивает себе дорогу, но с этим нововведением все очень сложно.

Каждый лектор на вебинаре должен быть практиком, то есть бывать в школе, проводить уроки, мотивировать учеников, тогда будет видно, где можно какие-то платформы использовать. Даже на вебинарах зависают разнообразные платформы. А что говорить о школах?

Ну и как в этом Горном Алтае сделать платформу? Они же тетрадки не от милоты приносили, а оттого, что нет интернета.

Учителям за 60+ очень тяжело освоить электронные журналы и платформы.

Электронный журнал не работает. Больше сложностей, чем преимуществ.

Информационные ресурсы дают учителю и ученику огромные возможности. Вспомните, как мы писали свои дипломы. Многие источники были недоступны. Многие – в библиотеке по записи. Другое дело в цифровых платформах: главные субьекты – ученик, учитель, родители.

Но есть проблема, на мой взгляд: как замотивировать ребенка в цифровом обучении. Ведь на живом уроке учитель через свои эмоции побуждает ученика прочувствовать тему и может заинтересовать его. А как через информплатформы это сделать?

И, на мой взгляд, проблема мотивации учебной деятельности – одна из главных проблем и задач цифровой платформы, так как в современной школе с каждым годом снижается мотивация школьников.

Я так понимаю, что нас хотят убедить, что работа на платформе лучше, чем в классе. Ну-ну…

Цифровая платформа больше и скорее приемлема для частных школ.

Можно работать на разных платформах, сайтах, но чувств человека, эмоции никто не отменял. А развитие речи? А как долго можно сидеть за компьютером? Взрослые уже не выдерживают, падает зрение. В школе не так часто включаем интерактивные доски.

Сначала отрегулируйте платформу, чтобы она не висла, а затем администрируйте!

И как я поняла, данная платформа – это метод образования, а не замена системы!

Работа ученик-учитель-родитель в школе всегда был и остается главной, но на сегодня родителей и учителей надо обучать взаимодействию восприятия новых педтехнологий, платформам. И ребенок – это главное.

Цифровое образование – это один из инструментов. Он не может заменить пока традиционное обучение. Дополнить – да.

Уважаемые коллеги, нас не слышат. Потому что мы пытаемся им сказать, что платформы и т.д. – это не панацея в образовании, а нам доказывают обратное. Никто из них не говорит о чувствах, общении, эмоциях, живом общении. Спасибо всем за поддержку.

Главное, чтобы этот инструмент не был сломан. И не расходовал нервы учителей и учеников.

Спасибо за интересную новую платформу. Будем пробовать и пытаться понять, как нам её приспособить к традиционному уроку.

Хорошо, что этот вебинар дал много идей для размышления. Хотя мои студенты с удовольствием занимались онлайн и с радостью приходят в аудиторию, хочется надеяться, что ИИ и цифровая платформа не отнимут у человеческого интеллекта желания обучаться в классе.

У Михалкова в передаче Бесогон есть интересное выступление директора Курчатовского института. На пальцах объясняет систему и целесообразность использования такой платформы.

Техногенная цивилизация обречена...

Спасибо! Платформа в помощь, а не замена образования.

 

Школа / Образование

А деревушки? В них нет интернета!

Похоже, что так. Понятия «знания», «умения», «навыки» давно уже заменено на понятие «образовательные услуги».

Насчёт эволюционного этапа развития школы... Эволюция со знаком «минус».

Это не эволюция, это развал образования. Наши дети не нужны никому. Если бы дети власть имеющих обучались в России, такого безобразия бы не было. Но это мое доисторическое мнение.

Как Вы думаете, за цифровой школой будущее?

Возможно, школа должна идти в ногу с информационным обществом, но общество не обеспечило равными возможностями школы России.

Вы опять говорите о детях с особыми потребностями! А мы – о массовой школе!

… сейчас большая масса детей с особыми потребностями, и даже в массовых школах.

А, ну так это про Москву... За МКАДом люди тоже есть, и школы есть.

А вы посмотрите на современную школу с позиции современных детей! И тогда возникнет понимание информатизации современной школы.

Медицину загубили, давайте хоть образование вытащим из ямы.

Цифровое образование завязано на качество интернет-трафика.

Не будет качественного трафика – не будет и цифры.

Уже нет качественного образования.

Убивает выражение «бетонные коробки».

Там не бетон главное. А люди. Дети и учителя. Которые живут, поют, рисуют, общаются. Представьте себе, и учат, и учатся.

А раньше не так было? Всегда цели достигались?

Отсев и отбор. Кто не проходит по параметрам, тех отсеивают.

В классе с живым педагогом и общаться с живыми соученикми, одноклассниками.

ЕГЭ никто не отменял и не собирается отменять! А государству нужны ученые?

 

Ученик

У многих детей, к сожалению, наблюдается выгорание в отношении учёбы. Из-за того, что родители очень рано начинают их «пичкать» интеллектуальным развитием...

А когда с ними говоришь о практических результатах знаний и разных явлениях в жизни реальной – они просто счастливы.

Да-да...особенно, когда три разных предмета и все классы с 5-го по 9-й…

Нас уже всех посчитали и за всех решили, так, как было весной: бросили как котят в омут, кто выплывет, а теперь и хвалят. Если честно, неприятно слушать то, что они говорят.

Ну и где учеба, скачал, вставил в документ, распечатал, все, научился? Где напрягся? Где научился?

Скоро доживём до того, что писать не смогут, будут печатать с первого класса.

Да не надо про детей... Они не «шарят» в этом, это не игра же и не тик-ток...

Подготовьте ребенка к жизни в реале. Человеческому общению, чувствам, эмоциям…

Дети перестали читать, не умеют выражать свои мысли, пользуются наработанным и созданным до... Реальное общение, эмоции не заменить ничем.

Это не от офланового обучения...

Назад потом вернуться уже будет сложно. Мы получим поколение детей, как бы помягче сказать...

Студенты уже с базой знаний, а первые классы, пятые?..

У детей в средних классах плохое зрение. 70 % носят очки. Зачем детей сажать за компьютеры? Зачем? Это же не выход. Верните старую и добрую советскую школу!

 

Учитель

А есть ли такие учителя, которые могут учитывать все эти требования? Очень хотелось бы поучиться у таких учителей и увидеть их уроки на видео.

Добиться осознанности действительно трудно.

Вооот...Научите сначала нас!!!

Почему мы так учились, и не было это абсурдным?

Не забывайте еще о воспитательной роли школы и учителя.

Воспитаем полных интровертов.

Самая главная задача школы – научить учиться. Но многие про это забыли. Сейчас идет натаскивание учащихся на сдачу ЕГЭ и ОГЭ. То есть сидят тихонечко в классе и ставят крестики-нолики. Даже думать не надо.

ЕГЭ и ОГЭ уже давно не крестики.

Ну и где легче учителю?

И без обид коллегам, если мы хотим быть востребованными как учитель в информационной школе, мы должны учиться постоянно и идти в ногу со временем. Для этого мы здесь и собрались. Огромное спасибо за вебинар. Есть над чем подумать!

Конечно, есть плюсы. И учителя трудно чем-то испугать. Но все понимаем, куда идем.

Работаете с учителями и быть учителем – это разные вещи.

Нет, нам не хочется в доисторическую эпоху, а хочется, чтобы людей не лишали нормального человеческого общения.

Наша задача – помочь детям через современное образование, и информационное в том числе, остаться человеком – с чувствами и эмоциями.

А то наши «адимистраторы» не знают, на какую кнопку нажать! Зато учат «как надо работать»! Увы, лечить и учить у нас умеют все!

Поздно! Учителей-профессионалов очень мало остаётся.

Да. Учителей-профессионалов очень мало остаётся. А нас ещё и «жмут», контролируют, проверяют, унижают.

Даешь живые уроки! И долой пресс контроля на учителя!

Дайте учителю возможность работать, а не писать отчеты!

Учителя все за новое.

Очень сложно, надо сначала нам, учителям, научиться. А потом до детей донести. Спасибо.

Мы за новое! Спасибо. Будем учиться!

Будем внедрять, выбора нет. Жаль детей, учителей, родителей.

Очень жаль детей. Мы многому научились. Не думайте, что ничего не умеем.

К тому же ещё пытаются уличить в некомпетентности. Или так легче... притвориться... Это не наш выбор, а навязанный.

Как хорошо, что мы живем в доисторическом времени. Интернета нет на рабочем месте учителя, оборудования нет, даже учебники учитель должен закупать сам!

А скажите, пожалуйста, как научить первоклассников писать онлайн?

Вот этим мне и придется заниматься: учить детей не писать, а печатать.

О, копировать и вставлять ответы мы будем учить!

Вот и дожили. Что ждать от детей, если коллеги называют «училками»? И совсем неважно, от чьего имени они говорят.

 

Страх

Мне одной страшно?

Светлана Сергеева, нет))) мне тоже страшно)))

Я думаю, что многим страшно от того, что происходит с образованием, просто все молчат.

Пошла страдать)))

Но грустно.

Страшно становится.

От всего этого я не вдохновляюсь...

 

Веб-мастерская / Тема

В современных условиях очень актуальная тема.

Спасибо, полезные рекомендации. Будем использовать в своей работе.

Спасибо. Надо задуматься нам всем.

Дискуссия полезная, но я за живые уроки! Здоровья всем, уважаемые коллеги!

К сожалению, не убедили, как ни старались. Вернемся ли? Вопрос риторический...

Спасибо, но остается много открытых вопросов!

Поживем – увидим, выживем –  учтём!

 

Разное

Извините, вот я не понимаю: Сбербанк у нас теперь решает вопросы образования?

Сбер теперь решает всё! Я думаю, понятно без комментариев...

Немного не по теме, но по поводу Сбера. Когда вносишь наличные через терминал, а они канут в Лету...Очень интеллектуальный Сбер.

Слишком субъективная оценка тоже не приведет к качественному образованию. Будут просто эгоистичные оценки, и отношения будут превалировать, а что дальше? Самомнение победит всех и вся?

Кому понятно? Таких родителей в классе единицы, а остальные кинули в школу, и учите!

Все, прозвучало главное – «доисторическая эпоха», динозаврам привет!

Да не надо!!! Уже сказали, что это навеки!

Я Вам секрет открою, все писательство пишет только от руки, а не на компе, не говорите за всех.

Поделиться:

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий.
Icon