Сегодня существуют разные понимания того, что считать частью цифровой платформы, что находящимся на ней, а что – доступным через нее. Цифровая, интегрированная реализация следующих функций необходима независимо от того, как мы будем определять их отношение с платформой:
• Поддержка групповой коммуникации с возможностью записывать процесс.
• Учет ролей ученика, учителя, администратора, родителя; группировки учеников по классам; автоматическое формирование цифровых журналов и дневников.
• Формирование истории отдельной работы и записи учебных событий ученика, учителя, класса; использование этой записи для самоанализа ученика, получения совета тьютора и консультанта; включение ее в большие данные образования.
• Проектирование учащимся индивидуального пути достижения образовательных и жизненных целей с выбором из размещенных на платформе; выбор и выполнение заданий, из предлагаемых учителем.
• Размещение, целей, заданий, инструментов обратной связи и оценивания, других учебных материалов, например, расширенных текстов учебников.
• Размещение выходящих за пределы одной школы учебных запросов учеников и предложений учителей, организаций и образовательных программ.
• Запись результатов обучения и их динамики, отображение и прогнозирование на основе больших данных образовательного процесса с разной степенью детализации и визуализации – от индивидуального действия учащегося при выполнении работы до положения дел в системе образования страны.
Цифровая платформа помогает учителю избавиться от механической, рутинной отчетности. Она открывает новые возможности для педагогики достоинства и сотрудничества.
Особое значение цифровые платформы могут иметь для детей с трудностями в обучении (так называемые дети с «ограниченными возможностями здоровья» - ОВЗ). Первые предварительные результаты, полученные нами в проекте, поддержанном грантом РФФИ (19-29-14078 мк), свидетельствуют о новых широких возможностях раннего выявления трудностей в отдельных академических предметах и уровне усвоенности отдельных навыков, например, в чтении, письме и математике. Это позволяет достичь большей индивидуализации обучения, особенно в условиях инклюзивного обучения. Начальная версия цифровой платформы slogy.ru, разрабатываемая нашей рабочей группой, прошла пилотную апробацию в течение 1 года. Используемая программа формирования навыков чтения у детей с нарушениями чтения кроме непосредственно развивающего эффекта позволяет получить богатый материал о результатах выполнения каждого игрового задания у каждого ребенка и динамику основных параметров выполнения (персональные сведения о детях анонимизированы). Такие возможности появятся у учителя и службы сопровождения (логопеда и психолога) впервые. Статистический анализ большой совокупности параметров выполнения заданий ребенком в динамике (в микро- и макроинтервалах времени) позволяет определить индивидуальные стратегии усвоения материала у каждого ребенка. Это позволит сделать коррекционную психолого-педагогическую помощь доказательной, более эффективной и главное ‒ более доступной.
О цифровых платформах в образовании шла речь на веб-мастерской 27 октября 2020 г.
Смотреть веб-мастерскую: https://www.youtube.com/watch?v=jWwTruJesBA
Читать отчет: https://rffi.1sept.ru/article/174
Участники веб-мастерской:
Елена Игоревна Булин-Соколова, доктор педагогических наук, директор Центра развития результативного образования, советник по вопросам образования Председателя совета директоров группы ЧТПЗ;
Дмитрий Давидович Рубашкин, кандидат технических наук, директор Инновационного центра «Технологии современного образования», соруководитель проекта «Учим учиться»; участник проекта «Управление развитием образовательных отношений субъектов в начальной школе в условиях цифровизации» ( https://rffi.1sept.ru/project/19-29-14060 )
1. Платформа - это информационное пространство, где в едином стандарте сохраняются и накапливаются для последующего анализа различные сведения о том. как развивается учебный процесс. Одна из функций платформы - обеспечение информации для формирующего оценивания, в котором могут принимать участие все субъекты образовательного процесса. Но платформа должна хранить не только исходную информацию для оценивания, но и управленческие действия, основанные на результатах этого оценивания, и их последствия. В этом контексте важно, чтобы платформа сохраняла не только цифровой след учащихся, но и фиксировала действия взрослых, влияющих на образовательные маршруты детей. То есть не только "в учении", но и "вокруг учения". Без этого мы не получим полной картины факторов, влияющих на учебный процесс и его результаты.
2. Еще один ракурс, под которым полезно посмотреть на концепцию цифровой образовательной платформы. На цифровой платформе (по определению) действуют разные пользователи, решаются различные задачи, используются разнообразные инструменты и технологии. Часть из этих действующих лиц может быть заподозрена в некорректных действиях, нарушающих общий замысел сотрудничества на платформе. Например, дети могут пытаться фальсифицировать свои учебные результаты, пользуясь отсутствием непосредственно контакта с учителем. Представляется бесперспективным заниматься борьбой с потенциальными нарушителями за счет прокторинга, видеокамер, программных инструментов идентификации личности. Никаких ресурсов не хватит на то, чтобы предотвратить некорректные действия типа "назло учителю", "назло родителям", "назло школе". Платформа может быть эффективным инструментом сотрудничества только в том случае, если все участники образовательных отношений заинтересованы в общем результате и считают возможным доверять друг другу.
Культура языка, культура определений и понимания используемых терминов в сообществе является важным, необходимым шагом для участия в дискуссии сообщества, в совместной работе группы или коллектива. Многие наши беды и проблемы именно из-за упущения этого важного шага. Вы можете иметь в своей голове свое определение знакомого вам словосочетания, но вы должны знать и понимать, как его определяют другие сообщества и другие члены вашей группы, строя в голове трансляторы с их языка на доступный вам.
Само представление как определять термин, как рассказывать другим, что оно означает, тоже имеет свою культуру. Конечно оно зависит от контекста, предыстории, целевой аудитории. Иногда оно много говорит о том, кто дает это определение.
Например можно перечислять характеристики объекта в порядке их важности и тем самым отличать один объект от другого. Можно давать определение алгоритмически, из структуризации кластеров областей знания, визуально и некоторыми другими способами (отдельная тема).
Возьмем термин Цифровая платформа (цифровая образовательная платформа).
У разных авторов и у разных сообществ вы найдете множество разных его определений.
Стефан Кастеллани проанализировал разные определения термина цифровая платформа. Будем считать что цифровая образовательная платформа это подкласс цифровой платформы (что наверное логично). Сам термин цифровая платформа в этом случае предлагается определить по набору их характеристик и ранжирования важности этих характеристик в определении рассматриваемого термина.
Проанализировав множество разных определений, он статистически определил следующие 8 ключевых характеристик термина “цифровая платформа” в порядке их важности.
# 1 Это бизнес-модель, основанная на технологиях (B2B, B2C и даже С2С). Под бизнесом понимаем не только коммерческую деятельность но и вообще дело, область занятий.
# 2 Она облегчает обмены между несколькими группами, например конечными пользователями и производителями, которые не обязательно знают друг друга.
# 3 Она предлагает ценность, пропорциональную размеру сообщества. Есть сетевые эффекты. Цифровая платформа ничего не стоит без сообщества.
# 4 Она - средство повышения доверия: оно должно вызывать доверие с четкими общими положениями и условиями, касающимися интеллектуальной собственности и владения данными. Она также помогает потребителям и поставщикам доверять друг другу в сети благодаря механизмам оценки.
# 5 Она имеет открытые возможности подключения: он обменивается данными со сторонними разработчиками для создания новых сервисов и расширения экосистемы. Это делается с помощью API и она участвует в экономике API.
# 6 Она может массово масштабироваться для обслуживания миллионов потребителей без снижения производительности.
# 7 Она предлагает привлекательный пользовательский интерфейс: проста в использовании, не требует обучения, самообслуживания.
# 8 У нее инновационные бизнес-модели и монетизации, основанные на необходимых сейчас ценностях.
В этой связи интересно определение Цифровой образовательной платформы, которая дана в хартии Цифровая трансформация школы, и сравнить насколько в нем присутствуют приведенные характеристики
Комментарии и пояснения к разделу Хартии "Цифровая платформа образования", данные во время первой веб-мастерской из цикла "Цифровая трансформация школы"
Запись веб-мастерской: https://www.youtube.com/watch?v=xMp60FaAD1s
Отчет о веб-мастерской: https://rffi.1sept.ru/article/100
Павел Сергоманов
Это радикальный сдвиг и в коммуникации, и в учебных действиях. Он состоит в возможности автоматизировать обратную связь. Он показывает ученику, достиг или не достиг он цели. Тут принципиально не отметку получить, а цель достичь. Богатство ресурсов, платформ и сервисов должно быть.
Алексей Семенов
В этом пункте Хартии сделана попытка упомянуть о тех принципиальных особенностях цифровых платформ, которые должны интегрировать все то, что происходит в школе между учителем и учеником, ничего не заменяя. Если будет личное общение – прекрасно. Но если будет личное общение, зафиксированное в цифре, то мы сможем к какому-то моменту вернуться, еще раз обсудить этот эпизод… Если ученик отправил учителю свою работу, то учитель может ответить ему в течение получаса, не дожидаясь следующего урока. Здесь описаны те особенности, которые существуют уже в современных платформах.
И если сейчас говорят о том, что в регионах России будет цифровая образовательная среда, то возникает вопрос: какие у нее функции?
И вот этот раздел Хартии и есть попытка эти функции сформулировать и обсудить.
Всегда боялся слова "результат". Какой он ДОЛЖЕН быть, кто решает, что именно такой? Результат, образ которого появляется вне совместной деятельности по установлению целей с учеником, в педагогике вызывает подозрение. А таковым внешним для ученика РЕЗУЛЬТАТОМ сегодня в школе является по моей оценке более 90 процентов всего, что ДОЛЖЕН достичь ученик за время обучения. Эту реальность нужно преодолеть в том числе и с помощью технологий цифровых, которые позволяют фиксировать и цифровой след деятельности, и создавать напряжение в поле познания, разрешением которого могло бы являться самоопределение ученика в предмете или вообще в общем представлении о мире. Исследовательская позиция. Собственные проекты. Куда-то в эту сторону можно было бы поворачивать наше образование.