Цифровые компетенции учителя как субъекта образовательной деятельности в его индивидуальной траектории развития

06 ноября 2020 // Павел Устин

Повсеместное использование цифровых технологий во всех сферах жизни предполагает готовность личности к усвоение новых навыков и умений, от которых напрямую зависит успех в современном информационном обществе. В данной статье рассмотрены такие понятия, как «цифровая грамотность», «цифровая компетенция», перечислены различные платформы и приложения, которые могут помочь педагогу как субъекту образовательной деятельности быть успешным в его профессиональной активности.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта «Цифровая модель формирования индивидуальной траектории профессионального развития учителя на основе больших данных и нейросетей (на примере Республики Татарстан)», № 19-29-14082

В современных реалиях в процессе реализации своей профессиональной деятельности педагог сталкивается с быстро меняющимися требованиями, которые требуют от него нового, более широкого и более сложного набора компетенций. В частности, повсеместное распространение цифровых устройств и обязанность помогать ученикам приобретать цифровую компетентность требуют от преподавателей развития их собственной цифровой компетентности.

Цифровая компетентность – это одна из новых концепций, которая описывает навыки, связанные с технологиями. В последние годы несколько терминов применялись для описания навыков и умений использования цифровых технологий, такие как «навыки ИКТ», «навыки работы с технологиями», «навыки информационных технологий», «навыки 21-го века», «информационная грамотность», «цифровая грамотность» и «цифровые навыки». Эти термины также часто используются как синонимы, например, «цифровая компетентность» и «цифровая грамотность».

Понятие «цифровая грамотность» является более ранним. Данный термин предполагает способность человека эффективно выполнять задачи в цифровой среде. «Цифровая» означает информацию, представленную в числовой форме и в основном представленную через электронно-вычислительные машины, а «грамотность» включает в себя способность читать и интерпретировать мультимедиа, воспроизводить данные и изображения с помощью цифровых манипуляций, а также оценивать и применять новые знания, полученные из цифровой среды.

Цифровая грамотность состоит из пяти основных цифровых навыков [4]: 

  • фотовизуальные навыки («чтение» инструкций из графических дисплеев), 
  • навыки воспроизведения (использование цифрового воспроизведения для создания новых значимых материалов из существующих), 
  • навыки ветвления (построение знаний из нелинейной, гипертекстовой навигации), 
  • навыки информации (оценка качества и достоверности информации),
  • социально-эмоциональные навыки (понимание «правил», преобладающих в киберпространстве, и применение этого понимания в онлайн-коммуникации). 

Кроме того, в список был добавлен еще один навык: навык мышления в реальном времени (способность обрабатывать и оценивать большие объемы информации в режиме реального времени).

Цифровые компетенции включают в себя набор способностей человека, связанных с использованием информационно-коммуникационных технологий в различных контекстах (работа, досуг, обучение) с целью повышения результативности деятельности [3]. Цифровая компетенция включает в себя: 1) технические навыки использования цифровых технологий; 2) умения осмысленно использовать цифровые технологии для работы, учебы и повседневной жизни в целом в различных видах деятельности; 3) умения критически оценивать цифровые технологии; 4) мотивацию к участию в цифровой культуре. 

В профессиональном стандарте педагога [1] выдвигается следующее трудовое действие: «формирование у обучающихся умения применять средства информационно-коммуникационных технологий в решении задачи там, где это эффективно». На практике большинство учителей умеют выполнять следующие действия: 1) вести электронный журнал и электронный дневник; 2) работать в офисных приложениях; 3) использовать специальные программы по своему предмету; 4) вести сетевой блог; 5) обладать навыками записи, редактирования, трансляции медиа-контента; 6) управлять другими средствами, использующими дидактические возможности ИКТ.

Цифровой инструментарий учителя представляет собой ряд разнохарактерных интерактивных модулей, которые учитель использует как конструктор для создания дидактических единиц [2]. При создании презентаций это программы PowerPoint (наиболее используемая), Keynote, Smart Notebook, Sketching, Prezi, Sway. Средства для контроля знаний включают: Plickers, LearningApps, ClassFlow. Данные цифровые продукты помогают создать контент, использовать контент и организовать, используя встроенные инструменты, систему опроса, тестирования, игры и др. Платформа LECTA позволяет воспользоваться учебниками, как индивидуально самим педагогом, либо как источник для работы с интерактивной доской, поскольку медиа-ресурсы можно свободно увеличивать одним нажатием и демонстрировать на весь экран. Сервис Trello.com является помощником учителя на этапе планирования своей деятельности. Удобный интерфейс дает возможность наглядно увидеть все то, что запланировано на день, неделю, месяц или год. Один из приоритетных и современных способов общения в цифровом формате – социальные сети. Данное определение включает в себя: VKontakte, Instagram, Telegram, Facebook, Twitter, Одноклассники и др. 

Таким образом, значимость цифровых компетенций учителя как субъекта образовательной деятельности в его индивидуальной траектории развития определяется следующими факторами: 

1). Удобство. (То есть зная цифровой мир, учитель может правильно распределить свое время; выбирать только те источники, которые гарантируют качественный материал; экономить время с помощью применения в своей работе различных готовых интерактивных заданий или создавать свои);

2) Мотивация учащихся. (Современное поколение с ранних лет сензитивно к освоению новых информационных технологий. Следовательно, использование в образовательном процессе цифровых инструментов эффективно, так как это понятно и доступно современному поколению учащихся и стимулирует их вовлеченность в изучаемый предмет. Кроме того, ученики на основе использованных педагогом ресурсов, могут, например, заинтересоваться программированием, созданием собственных сайтов, то есть, ИКТ помогают учащимся и в нахождении своего места в мире);

3). Значимость для педагога как субъекта образовательной деятельности. (В выборе между учителем, который использует только традиционный способы обучения, и учителем, который ориентируется в цифровом мире, наиболее конкурентноспособным и успешным является педагог, который обладает цифровыми компетенциями). 

 

Список литературы:

  1.  Профессиональный стандарт для педагогов (воспитателей, учителей) в сфере дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования [Электронный ресурс]: приказ Минтруда России от 18.10.2013 №544н. URL: https://sch1205uz.mskobr.ru/files/profstandart_uchitel_vospitatel.pdf (дата обращения: 24.04.2020).
  2. Аствацатуров Г. Наиболее популярные цифровые инструменты 2018 года по мнению учителей [Электронный ресурс]. URL: https://pedsovet.org/beta/article/naibolee-popularnye-cifrovye-instrumenty-2018-goda-po-mneniu-ucitelej (дата обращения 22.04.2020).
  3. Гилева Т.А. Компетенции и навыки цифровой экономики: разработка программы развития персонала [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentsii-i-navyki-tsifrovoy-ekonomiki-razrabotka-programmy-razvitiya-personala (дата обращения 22.04.2020).
  4. Ilomäki, L., Kantosalo, A., & Lakkala, M. (2011). What is digital competence? [Электронный ресурс]: In Linked portal. Brussels: European Schoolnet. URL: http://linked.eun.org/web/guest/in-depth3 (дата обращения 15.04.2020).
Файлы
  1. Устин_Сабирова_Гарипова_РИНЦ_Бехтерев.pdf

Проект

Другие публикации автора

Поделиться:

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий.
Icon