Реализация проекта осуществляется в рамках актуальных тенденций развития цифровых технологий (большие данные, нейросети, машинное обучение, сбор и анализ цифровых следов и т.д.) в современном образовательном пространстве как одного из базовых условий эффективного достижения целей национального проекта «Образование» и реализации стратегии научно-технологического развития Российской Федерации.
Интеграция технологий анализа больших данных и работы нейросетей в процедуры управления системой образования на всех уровнях и образовательной организацией позволит произвести важнейший переход к доказательной образовательной политике и к доказательной педагогике, а также осуществить индивидуализацию образовательного процесса через учет различных факторов, влияющих на эффективность профессиональной деятельности учителя и успешность обучения школьника.
Междисциплинарность проекта обусловлена необходимостью объединения усилий как представителей гуманитарных (педагоги, социологи и психологи), так и технических наук (математики, специалисты в области программирования и информационных технологий, работы с большим данными).
В исследовании на основе анализа больших данных об образовательном процессе в школах и организациях дополнительного образования Республики Татарстан за период с 2009 по 2019 годы (более миллиона уникальных учащихся, более 100 000 уникальных педагогов, более двух миллиардов единиц их цифровых следов) будут выделены закономерности и механизмы влияния компонентов образовательной среды (социально-экономические и инфраструктурные характеристики, характеристики деятельности образовательной организации, условия организации учебного процесса, социально-демографические и квалификационные характеристики учителей) на результативность профессиональной деятельности учителей (учителя начальной школы и учителя-предметника в общеобразовательной организации).
В результате на базе технологий искусственного интеллекта (машинного обучения и нейросетей) будет впервые разработана и апробирована цифровая предиктивно-прескриптивная модель, позволяющая определять перечень и значимость факторов, влияющих на параметры профессиональной деятельности педагога, прогнозировать успешность этой профессиональной деятельности, а также проектировать для педагога эффективную индивидуальную траекторию профессионального развития и оптимальную структуру и содержание программ повышения квалификации на последующие три года.