Веб-мастерская 8. Безопасность, мораль и этика цифрового мира

20 ноября 2020

17 ноября 2020 г. прошла восьмая веб-мастерская из цикла «Цифровая трансформация школы».

Веб-мастерская «Безопасность, мораль и этика цифрового мира» была посвящена обсуждению одноименного раздела Хартии цифрового пути российской школы. 

 

Вели встречу: 

Алексей Львович Семенов, руководитель Программы РФФИ, академик РАН и РАО;

Артем Симонович Соловейчик, главный редактор Издательского дома «Первое сентября», пресс-секретарь программы «Цифровая трансформация школы».

 

В обсуждении участвовали: 

Людмила Николаевна Бокова, глава Федерального института цифровой трансформации образования;

Галина Владимировна Солдатова, член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова; руководитель проекта «Многозадачность в структуре цифровой социализации: когнитивные и личностные факторы эффективности в контексте цифровизации общего образования». 

 

Смотреть веб-мастерскую: 

https://www.youtube.com/watch?v=8zueDnkVaSI

https://web.facebook.com/artem.soloveychik

https://video.1sept.ru/video/1798

 

Смотреть интервью с Галиной Владимировной Солдатовой.

 

Обсуждаемый раздел Хартии

Безопасность, мораль и этика цифрового мира

Задача взрослых – содействовать их естественному принятию ребенком, следованию им в мире, где все прозрачно. Развитие деструктивных цифровых зависимостей предотвращается вовлечением детей в совместное создание нецифровой реальности, дополняемой цифровой гармонией и справедливостью.

 

Почему вопросы безопасности и этики в цифровой среде выдвигаются сегодня на передний план?

Людмила Бокова

Безусловно, тема безопасности очень серьезная. Чем прогрессивнее становятся технологии, тем острее предстает перед нами тема цифровой безопасности. Понятно, что это происходит не на пустом месте, а за ней следуют различные события, которые зачастую переживает каждый человек. У нас с вами есть опыт использования и социальных сетей, определенные жизненные ситуации, которые связаны с этим опытом. Мне тема безопасности в цифровом мире тоже стала достаточно близка, прежде всего, когда мой ребенок сообщил, что зарегистрировался в социальной сети. Нужно было понять, что делать, как разъяснить, как общаться, как научить. Пройдя через этот опыт, я поняла, что и другие родители тоже сталкиваются с этими проблемами. И их нужно решать. Но решать – умея и имея при себе необходимые инструменты. И тогда у нас зародилась целая история, связанная с тем, что в наших школах надо действительно учить грамотному безопасному поведению в сети Интернет. 

Это невозможно запретить, а научить правильно использовать – это важно. 

И тогда мы стали проводить Уроки информационной безопасности (используя материалы, детально разработанные Галиной Солдатовой!), мы вовлекли в это движение большое количество учителей. Было совершенно не важно, это учитель информатики или учитель биологии. Мы запланировали курсы лекций и уроков таким образом, что пяти минут на любом уроке, даже на уроке биологии, достаточно, чтобы поговорить о цифровой безопасности: на теме «Вирусы» можно поговорить и о компьютерных вирусах. Эти пять минут на любом уроке очень полезны. 

Мы посмотрели всю школьную программу, начиная со второго класса, когда начинаются уроки информатики. И во всей школьной программе, в каждом предмете вычленили те темы, которые позволяют нам совместно рассказывать детям об информационной безопасности. И чем взрослее дети, тем более острые темы мы поднимаем. В том числе и кибербуллинга, и защиты персональных данных, и использования социальных сетей. Зачастую я сама проводила эти уроки во многих школах нашей страны. Старались, чтобы было живо и интересно. 

Интересно наблюдать, как вместе с развитием технологий взрослеют и дети. Мы начинали с простых тем: что такое электронная почта, что такое учетная запись и как она создается. Учащиеся становятся всё активнее и всё серьезнее относятся к таким понятиям, как кибербуллинг, понимают, что это такое, какую опасность он несет. Это благодатная почва, чтобы дальше говорить о таких вещах, как культура, культура поведения в социальных сетях, а она такая же и ничем не отличается от культуры поведения в общественном месте. Но как себя вести и как себя обезопасить – это проблемы, которые нужно обсуждать, объяснять. 

Сегодня на передний план выходят этические проблемы. Это крайне важная история. Даже важнее, чем безопасность. Мы сегодня находимся на таком переломе, когда этические проблемы переплетаются с конфиденциальностью, с защитой данных. Именно сегодня, когда технологии бурно развиваются и активно внедряются в нашу повседневную жизнь, об этих вещах следует говорить, учитывая их этическую проблематику. 

Все современные технологии имеют двойное применение. Социальные сети – очень полезное изобретение, но его можно использовать и во вред. Эта дилемма каждой технологии, и она будет всегда. 

Вероятно, с этим тоже связано неприятие родителями школьников дистанционных технологий. С одной стороны, трудно провести грань между их пользой и вредом. С другой стороны, говоря о благе и вреде, нельзя упускать из вида конкретного ребенка. Если для ребенка, который в силу каких-то физиологических трудностей не может присутствовать в школе, дистанционные технологии – спасение, то общительному ребенку-экстраверту они могут нанести вред.

В этом отношении технологии должны быть целесообразны педагогике, нашим дидактическим принципам. 

Этические проблемы зачастую воспринимаются и интерпретируются по-разному – в зависимости от исторического контекста, культурной традиции, этнической принадлежности, географического местоположения. Самое трудное на сегодня – организовать диалог, сотрудничество между разработчиками систем со специалистами в области этики, законодательства, социологами, психологами. Чтобы «рождающаяся» технология была изучена с разных сторон. 

Разработчики стремятся извлечь как можно больше пользы и прибыли из технологий, в меньшей степени задумываясь о минимизации вреда, который та или иная технология может нанести. А это требует обсуждения уже на начальной стадии внедрения технологии, чтобы обеспечить защиту самым уязвимым группам – детям. 

Технологии развиваются. Сегодня они трансформировались в некоторые другие системы, которые способны размыть конфиденциальность. Это, например, облачные технологии, где появляются новые моральные, правовые обязательства у людей и у организаций. Возникает непредсказуемость последствий для большого количества людей. А границы ответственности за какие-то действия чаще всего размыты. Получается, что технология хорошая, но пользователь зависим от большого количества других людей. Как его обезопасить? Как эту ответственность вынести?

Сегодня есть и другие риски. Используя технологию или систему, мы не всегда можем отменить какое-то запущенное в этой системе действие. Результат может быть разный. Человек может пожалеть о содеянном, но действие не всегда может быть обратимым. Можно сжечь бумагу. Но «сжечь» свой цифровой след невозможно. Это навсегда. Важно и нужно помнить: действия могут быть фатальными, но исправить ничего нельзя. 

У человека должно быть право выбора: участвовать или не участвовать в этом. 

Сегодня нам не хватает защитных технологий. Я не всегда могу восстановить, где, когда, кому я оставляла персональные данные, что с ними дальше происходит. Нужны механизмы, позволяющие не только обезопасить, но и предотвратить тот моральный вред, который может быть нанесен пользователю. Сегодня пользователь – заложник ситуации и никак не может на нее повлиять. 

Вероятно, поэтому все чаще поднимаются вопросы, касающиеся цифрового кодекса этики. Хартия может стать кирпичиком в основании большой-большой системы диалога и сотрудничества разработчиков программ и специалистов в вопросах этики. 

 

Галина Солдатова

Вопросы, касающиеся этики очень сложные. Вероятно, это вопросы для философов. Когда мы соприкасаемся с вопросами этики, мы хотим, отталкиваясь от мировоззренческих позиций, выстроить схемы индивидуального и группового дизайна нашего общения и поведения в сети. Никогда не знаешь наверняка, как именно нужно поступать, как правильно, потому что есть много разных подходов, аспектов, потому что мир многогранен.

Та этика, которая нам будет доступна в новом мире, в мире «новой нормальности», будет, может быть, новой, другой. Сложность пути к ней определяется целым рядом моментов. Во-первых, мы сейчас в самом начале пути изучения виртуального пространства, цифрового мира. А он постоянно изменяется. И мы вынуждены постоянно что-то заново искать и делать. Во-вторых, этика очень тесно связана с осознанием последствий использования новых технологий. Еще никто из нас не может сказать, каковы эти последствия. Мы видим разные подходы, разные взгляды. В-третьих, поколенческий разрыв, цифровой разрыв. Поколение наше, наших родителей – мы несем одну мораль, свою этику. В этом разрыве совершенно не изучен морально-этический компонент, который сегодня может разделять и разделяет детей и родителей. А это – основа понимания и основа построения совместной деятельности. Четвертый момент, который хотелось бы упомянуть, связан с макропроцессами и процессами глобализации, в которых мы все проживаем. Сегодня, как известно, началась деглобализация, островизация. Это означает, что идет большое количество противоречивых процессов, они все взаимодействуют, пересекаются, конфронтируют друг с другом. И в рамках тренда деглобализации идет усиление локального. Раньше актуальным был слоган: «Мыслить локально, действовать глобально», то теперь он превращается в хиазм: «Мыслить глобально, действовать локально». Это относится и к новой этике, потому что она может иметь глобальный уровень, так как Интернет трансграничен. И в то же самое время огромное количество сообществ в Интернете, которые уже сегодня имеют свои этические правила и нормы, напоминают нам, что есть большое разнообразие. И поэтому существует широкий диапазон индивидуального и группового дизайна онлайн-общения и онлайн-поведения, которые опираются на самые разные аспекты интернет-среды, связанные с контентом, коммуникацией, потреблением, с техническими аспектами. 

Среди основных тем, которые есть в этой области, – это конфиденциальность, приватность, персональные данные, это вопросы информационной перегрузки, цифровой разрыв, цифровые следы, которые навсегда остаются с цифровой личностью, цензура, цифровое неравенство.

Понимание этических проблем, «моральных дилемм» – это ситуация нравственного выбора между двумя возможностями, не особо желаемыми. И выбор может происходить по принципу минимизации зла. 

На наших уроках по кибербезопасности, повышении цифровой компетентности через эту моральную дилемму мы стараемся показать сложность цифрового мира. 

Хочется учить детей сложному мышлению и пониманию того, что однозначных выходов из любой ситуации не бывает. 

Яркие дилеммы в этом контексте – избыточность информационного потока и его бессмысленность, недостоверность, наше неумение с ним обращаться. Или свобода слова и манипуляции, которым мы можем подвергаться.

Эти размышления вывели нас на категорию, которая важна для понимания этики, которая, как мне представляется, должна лежать в основе этики, – это категория цифрового гражданства. Мы пытаемся изучить эту категорию и понять, как она влияет на молодое поколение, как молодые люди чувствуют себя в этом пространстве с точки зрения своего статуса онлайн-гражданина. По своей сути цифровое гражданство предполагает высокий уровень готовности к этичному, ответственному, безопасному и эффективному использованию цифровой коммуникации. Мне кажется, что для нас это лучший путь понимания этики в контексте цифрового мира. 

Быть цифровым гражданином – это значит, быть этичным и поддерживать принятые в цифровом пространстве порядок, создавать безопасные условия для себя и для других, правильно и стабильно действовать.

Мне кажется, это очень важные вопросы нашего школьного образования.

 

Алексей Семенов

Понятие цифровой этики перекликается с более прагматичным понятием цифрового этикета. Этика – это нечто вечное, а этикет – это как мы себя ведем. Сейчас школы больше внимания уделяют этикету, например: «Убери мобильник!» Понятно, что мобильный телефон может деструктивно влиять на учебный процесс. Это касается и взрослых: если на заседании или во время обсуждения присутствующие смотрят в телефон, это деструктирует обсуждение. Поэтому этикет тоже важен.

За всем, что происходит, кто-то наблюдает. Всё, что произошло, сохраняется навсегда. Обнуление невозможно. Если ребенка в этом воспитывать, если он несколько раз реально это увидит, если ему говорить, что мы живем в прозрачном мире, где всё фиксируется и ничто не может быть устранено и уничтожено, вероятно, его модель поведения изменится. Так, повсеместное введение камер при сдаче ЕГЭ позволило уменьшить волну нечестности. Это повлияло на мораль. Вот такой парадокс, неприятный с точки зрения высоких моральных принципов российского населения, но реально списывание на экзамене резко снизилось. Цифровые технологии позволяют также выявлять случаи некорректного цитирования, списывания. 

Сейчас развиваются технологии, позволяющие в рамках экзамена дистанционно отследить, что делает экзаменуемый. И это процедуры очень надежные. При условии правильной обстановки в комнате, списывание еще менее реально, чем на обычном вузовском экзамене. Если мы признаем возможность цифровой фиксации происходящего, то ребенок будет иначе воспринимать ситуацию, и мораль может не упасть, а повыситься. 

А доступ к этим записям – вещь очень сложная. Кто и в каких целях вправе этим воспользоваться?

Не все готовы воспользоваться тем или иным технологическим новшеством. Это выбор. Выбор ребенка, родителя, учителя. Выбор максимально использовать цифровые технологии для тех, кто хочет, и выбор тех, кто против цифровых технологий. Цифра – это та точка, где возможность самостоятельного осознанного выбора особо важна. 

 

 

Что предстоит сделать?

Людмила Бокова

Мы понимаем, что не все цифровые технологии применимы в наших образовательных организациях. Это нужно учитывать и идти согласно всем нашим дидактическим принципам. Но эти принципы нужно сегодня дополнить цифровой реальностью. Сегодня важна цифровая дидактика. Нужна разрабатывать ее. Один учитель уже не сможет сам быть носителем всех знаний, которые нужны в области химии, физики. У него нет такой возможности. А цифровые технологии могут это объединить показать, визуализировать. У ребенка появляется возможность и право многократного повторения материала и качественного его усвоения. Над этим нужно тщательно работать. И, может быть, мы станем родоначальниками новой цифровой дидактики.

 

Галина Солдатова

В последние годы мы изучаем цифровую культуру как систему правил, норм общения, позитивных культурных практик, которые существуют в Интернете. Рассматриваем, как подростки к этому относятся. У нас есть возможность сравнить цифровую культуру с тем, что было пять лет назад и делать выводы.

Подростки признают, что формирование цифровой культуры – это зона ответственности каждого. Они считают себя и своих сверстников ответственными за хорошую, благополучную онлайн-среду. 

На обсуждение темы, связанной с этикой, с правилами поведения, может быть, лучше пригласить подростков? Чтобы услышать всё из их уст.

 

Вопросы и комментарии из чата

 

Дети уже привыкли к камерам и не обращают на них никакого внимания.

Действительно, интересно. Мораль и этику цифрового мира как-то не рассматривали ранее.

Согласна, что должно быть право выбора.

Тем не менее и президенты, и конгрессмены в Америке имеют скелеты в шкафу и беззастенчиво врут. Уж сравнение о духовности вы привели...

Вы совершенно правы, в какой бы среде ни был ребёнок, важно оставаться человеком!

Спасибо, интересный и познавательный разговор, есть над чем подумать и к чему стремиться...

Большое спасибо. Все вебинары очень интересны и полезны.

Мы у цифры под колпаком!?

Вопрос интересный, но есть и "+" и"-"

Да, интересно послушать новое поколение.

Вариант с подростками очень хорош!!

Вариант с подростками даже очень интересен!

Спасибо за важную и нужную тему вебинара. Было очень интересно.

Спасибо за очень интересную информацию!!! 

Поделиться:

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий.
Icon