Эпоха цифровизации определяет стремительные изменения образа жизни людей и возникновение новых процессов, явлений и феноменов. Среди них особое внимание обращает на себя становящийся чрезвычайно значимым феномен медиамногозадачности – наиболее распространенный вид многозадачности в условиях цифровизации.
Для детей и подростков как передового отряда человечества по освоению смешанной (офлайн и онлайн) реальности, жизнь становится все более многозадачной, а медиамногозадачность автоматически превращается в почти безальтернативный и массовый modus vivendi. Несмотря на значимость данного феномена, он пока изучен недостаточно.
Цифровизация образования, как одна из стратегических задач государства, привносящая и усиливающая в образовательном процессе требования и условия, характерные для многозадачности, повышает актуальность исследований и разработки технологий развития эффективных стратегий модуса многозадачности, в первую очередь медиамногозадачности, и профилактики снижающих эффективность стратегий. При этом цифровизация образования дополнительно ставит задачу сопоставления многозадачности с медиамногозадачностью, а в перспективе – исследования особенностей многозадачности в рамках виртуальной и дополненной реальности, которые постепенно включаются в образовательный процесс.
Цель проекта – исследование структуры, функций и эффективности модуса многозадачности (в том числе медиамногозадачности), а также когнитивных, личностных, социальных и образовательных факторов eго эффективности в деятельности учеников начальной и основной ступени общего образования.
В качестве основных результатов исследования предполагается получить новое знание о феномене многозадачности как комплексном результате когнитивных, личностных и социальных процессов не только с позиции изучения данного феномена как массового формата повседневной деятельности подрастающего поколения, но и возможности данного формата как одной из стратегий эффективной учебной и образовательной деятельности.
В рамках проекта будет проведена серия эмпирических исследований, в том числе:
- моделирующих медиамногозадачность и позволяющих оценить ее характеристики и корреляты (возрастные, когнитивные, эмоциональные, особенности использования интернета, включая его чрезмерное пользование);
- использующих дневниковый метод для исследования распространенности, связи с содержанием деятельности и субъективной эффективности многозадачности у подростков;
- лонгитюдное исследование динамики многозадачности и эффективности деятельности подростков за 2 года;
- экспериментальные исследования эффективности непроизвольной многозадачности в отличие от самостоятельной организации деятельности в формате многозадачности, а также формирования успешной организации деятельности в условиях многозадачности в рамках проектной деятельности школьников;
- серия исследований организации деятельности школьников в условиях виртуальной и дополненной реальности.
Такой междисциплинарный подход к исследованию феномена многозадачности, базирующийся на эвристичной и современной методологии исследований в когнитивных науках и изучении деятельности человека в медиасреде, предполагает комплексное исследование когнитивных, личностных, социальных и педагогических детерминант, в том числе с использованием современных технологий, и позволит получить новые данные о феномене многозадачности в структуре социализации детей и подростков, условиях и механизмах формирования стратегий эффективной многозадачности в процессе учебной деятельности, а также предложить рекомендации педагогам на основе фундаментальных знаний.