№19-29-14181

Многозадачность в структуре цифровой социализации: когнитивные и личностные факторы эффективности в контексте цифровизации общего образования

руководитель проекта Галина Уртанбековна Солдатова
Когнитивные особенности подростков и проблема многозадачности

Эпоха цифровизации определяет стремительные изменения образа жизни людей и возникновение новых процессов, явлений и феноменов. Среди них особое внимание обращает на себя становящийся чрезвычайно значимым феномен медиамногозадачности – наиболее распространенный вид многозадачности в условиях цифровизации. 

Для детей и подростков как передового отряда человечества по освоению смешанной (офлайн и онлайн) реальности, жизнь становится все более многозадачной, а медиамногозадачность автоматически превращается в почти безальтернативный и массовый modus vivendi. Несмотря на значимость данного феномена, он пока изучен недостаточно. 

Цифровизация образования, как одна из стратегических задач государства, привносящая и усиливающая в образовательном процессе требования и условия, характерные для многозадачности, повышает актуальность исследований и разработки технологий развития эффективных стратегий модуса многозадачности, в первую очередь медиамногозадачности, и профилактики снижающих эффективность стратегий. При этом цифровизация образования дополнительно ставит задачу сопоставления многозадачности с медиамногозадачностью, а в перспективе – исследования особенностей многозадачности в рамках виртуальной и дополненной реальности, которые постепенно включаются в образовательный процесс. 

Цель проекта – исследование структуры, функций и эффективности модуса многозадачности (в том числе медиамногозадачности), а также когнитивных, личностных, социальных и образовательных факторов eго эффективности в деятельности учеников начальной и основной ступени общего образования. 

В качестве основных результатов исследования предполагается получить новое знание о феномене многозадачности как комплексном результате когнитивных, личностных и социальных процессов не только с позиции изучения данного феномена как массового формата повседневной деятельности подрастающего поколения, но и возможности данного формата как одной из стратегий эффективной учебной и образовательной деятельности. 

В рамках проекта будет проведена серия эмпирических исследований, в том числе: 

  • моделирующих медиамногозадачность и позволяющих оценить ее характеристики и корреляты (возрастные, когнитивные, эмоциональные, особенности использования интернета, включая его чрезмерное пользование);
  • использующих дневниковый метод для исследования распространенности, связи с содержанием деятельности и субъективной эффективности многозадачности у подростков;
  • лонгитюдное исследование динамики многозадачности и эффективности деятельности подростков за 2 года;
  • экспериментальные исследования эффективности непроизвольной многозадачности в отличие от самостоятельной организации деятельности в формате многозадачности, а также формирования успешной организации деятельности в условиях многозадачности в рамках проектной деятельности школьников;
  • серия исследований организации деятельности школьников в условиях виртуальной и дополненной реальности.

Такой междисциплинарный подход к исследованию феномена многозадачности, базирующийся на эвристичной и современной методологии исследований в когнитивных науках и изучении деятельности человека в медиасреде, предполагает комплексное исследование когнитивных, личностных, социальных и педагогических детерминант, в том числе с использованием современных технологий, и позволит получить новые данные о феномене многозадачности в структуре социализации детей и подростков, условиях и механизмах формирования стратегий эффективной многозадачности в процессе учебной деятельности, а также предложить рекомендации педагогам на основе фундаментальных знаний.


  • Когнитивные науки
  • Безопасность образовательной среды и здравоохранение в контексте цифровизации

Команда проекта
Галина
Галина Уртанбековна СОЛДАТОВА
академик РАО, доктор психологических наук, профессор факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Анастасия
Анастасия Евгеньевна ВИШНЕВА
Медицинский психолог
Егор
Егор Андреевич ДОРОХОВ
аспирант кафедры психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова.
Вадим
Вадим Анатольевич ЕМЕЛИН
Профессор кафедры психологии труда и инженерной психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор философских наук, профессор РАО.
Анастасия
Анастасия Георгиевна КОШЕВАЯ
Аспирант кафедры психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Евгения
Евгения Юрьевна НИКОНОВА
младший научный сотрудник лаборатории "Психология профессия и конфликта" факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Елена
Елена Игоревна РАССКАЗОВА
Доцент, к. псих. н.
Светлана
Светлана Вячеславна ЧИГАРЬКОВА
Младший научный сотрудник кафедры психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова

Организация
Поделиться:

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий.
Icon