Тезисы доклада "Цифровая культура как среда формирования культурной идентичности цифрового поколения"

07 ноября 2021 // Людмила Мешкова

Опубликованы тезисы доклада Л.Н. Мешковой "Цифровая культура как среда формирования культурной идентичности цифрового поколения" в издании, включающем в себя научную программу и тезисы докладов участников V Российского культурологического конгресса с международным участием «Культурное наследие — от прошлого к будущему».

Одной из ведущих характеристик современной культуры является цифровизация, формирование цифровой культуры, которую можно рассматривать как область культуры, связанную с использованием новых цифровых средств и технологий. Цифровая культура предполагает не только факт использования новых технологий в различных сферах деятельности человека, но и формирование определенной системы взаимоотношений человека с техникой и способов социального взаимодействия, опосредованных цифровыми средствами. Если еще недавно виртуальное пространство противопоставлялось пространству физическому, то сейчас все чаще говорят о «смешанной реальности». Расширение процессов цифровизации в культуре сопровождается трансформацией ценностных ориентаций, картины мира, изменением характера коммуникаций, системы социальных отношений и поведенческих моделей. Для детей как представителей цифрового поколения цифровой образ жизни является естественным, т.к. эти технологии сопровождают их с самого рождения. Мы можем говорить о цифровой культуре как формирующей среде для подрастающего поколения. При исследовании влияния цифровой среды на подростков прежде всего обращается внимание на формирование идентичности и социальных связей, а также влияние на когнитивные способности и навыки. В последнем случае чаще всего речь идет о возникновении «клипового мышления», для которого характерны, в частности, умение быстро переключаться между разрозненными смысловыми фрагментами; предпочтение графического образа перед текстом; неспособность к восприятию длительной линейной последовательности информационных блоков; отсутствие потребности в установлении причинно-следственных связей между явлениями; многозадачность. Однако «клиповость» касается процесса освоения культуры в целом. Культурное наследие, ценности культуры воспринимаются поверхностно и фрагментарно, без учета внутренних, смысловых связей между культурными феноменами, без стремления понять и осознать причины культурной динамики. «Мозаичное» освоение культуры будет сказываться на культурном самосознании и культурной идентичности. Опасность может заключаться в формировании фрагментированной индивидуальной культуры. Кроме того, гипертекстовое пространство цифровой культуры, отсутствие границ внутри глобального интернет-пространства дают возможность знакомиться с другими системами ценностей, моделями поведения и включать их в свое личное пространство. Это становится одним из важнейших факторов изменения культурной картины мира личности и может вести к «гибридной идентичности». Поэтому необходимо разрабатывать такие педагогические и образовательные методики, которые бы помогли избежать разрыва между культурными кодами «цифровых аборигенов» и поколением, чьи культурные установки сформировались под влиянием «нецифровой» культуры.

https://cultcongress5.ru/wp-content/uploads/2021/10/5RCC.pdf

Проект

Другие публикации автора

Поделиться:

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий.
Icon