Введение.Очередной виток в развитии общества связан с переходом от
его постиндустриального этапа к информационному в формате цифровизации.
Новая информационная реальность влияет на все аспекты жизнедеятельности
человека, у которого появилась возможность использовать практически ничем
не ограниченный информационный ресурс, ускорить доступ к необходимым
сведениям и данным. Устройства доступа к информации общедоступны, таким
образом, мир цифровой информации стал повседневным и привычным. Став
частью повседневной жизни, новая информационная среда повлекла за собой
появление нового типа культуры – культуры информационной[12], определяющей
функционирование всего информационного общества. Информационная
культура, как часть культуры бытовой и культуры общения, предполагает наличие
особой этики и этикета. Она предполагает наличие разумной ответственности
и понимания места информационной среды и её инструментов, как средств
для достижения целей и задач созидания и развития, и личности, и общества в
целом[10].
Возможности новой эпохи, изменение жизненного уклада людей повлекли
изменения в их представлениях о мире, о взаимоотношениях в обществе,
о значимости личности и её внутреннего мира.Так, подход к трудным,
напряженным ситуациями стал более личностно ориентированным, важным
стал аспект субъективного их восприятия и проживания.Обычные возможности
для совладания с затруднениями человека – собственные усилия, помощь других
людей и ситуационное избегание трудностей, пополнились виртуальными
возможностями, предоставляемыми гаджетами. Для одних людей они
становятся подспорьем в решении их проблем, а для других – источником новых
ISSN 1029-3388
84
неприятностей [31], [20].Решение заключается в соизмеримости, уместности
и этичностииспользования новой цифровой среды. И если взрослый человек
способен использовать цифровую среду себе не во вред, опираясь на своё
стратегическое мышление, опыт и представления о допустимом, то подрастающее
поколение, являющееся флагманом в использовании цифровых устройств,
платформ, сетевого общения и образа жизни, для которого применение «цифры»
в жизни является естественным, а предвосхищение возможных последствий не
доступно в полном объёме.
Проблема возникает в связи с пониманием особенностей использования
цифровых возможностей для преодоления трудностей младшими подростками.
В этом возрасте младшие подростки не вполне различают способы совладания
по уместности соизмеримостии этичности. Поэтому важным является выяснение
тех трудных ситуаций учения, как в школе, так и вне её, когда младшие подростки
прибегают к использованию цифровых устройств (гаджетов) для их разрешения.
Обзор литературы. Процесс получения образования непрост, требует
приложения усилий, а иногда он связан и со значительными трудностями,
обусловленными различными причинами. Ранее, исследователями были
выявлены и изучены трудности, связанные с процессом собственно познания
(отставание в учении, низкая познавательная активность – интеллектуальная
пассивность, уровень сформированности операциональной стороны знаний,
качество знаний, низкую обучаемость и пр.) и с проблемами поведения
– нарушениями дисциплины, явлениями дезадаптации, отклоняющегося
поведения, нарушений личности (акцентуаций), педагогической запущенности,
безответственного поведения, неисполнительности, рассогласованности
отношений, грубости, лени, замкнутости, склонности к правонарушениям [2],
[6], [13], [15], [19].
Современные отечественные исследователи отмечают наличие у
школьников учебного стресса, включающего в себя элементы информационного,
эмоционального и физиологического стрессов, возникающих в процессе
осуществления школьником деятельности, направленной на получения
образования, как в школе, так и вне её[8].Отмечается, что около 30% подростков
подвержены стрессам, количество которых составляет от пяти и более за
полугодовой период и зачастую увеличение школьной нагрузки встречается не
менее часто, чем стрессоры из других областей жизни (семья, межличностное
взаимодействие)[16], [3]. Было выявлено, что старшие подростки по сравнению
с младшими испытывают больше стресса [1]. Более половины подростков
испытывают затруднения в общении со сверстниками, у половины - трудности
обучения, менее половины – проблемы с родителями [6]. В учебных
ситуациях трудности возникали в связи с информационной и эмоциональной
насыщенностью жизни школьников, их подготовка к сдаче ЕГЭ, дефицит времени
и усиление процесса обучения, принуждение себя к выполнению неинтересных,
но необходимых заданий [4].В исследовании, посвященном представлениям
младших подростков о трудных учебных ситуациях, было установлено, что
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 6/2020
85
понятие «трудная ситуация» у 20% школьников была связана с ситуациями в
школе, «трудная учебная ситуация» связывалась у 37% с незнанием материала
и неготовностью к уроку, у 25% – с незнанием и непониманием материала[9].
Западные исследователи выделяют стресс, связанный со школьным обучением и
достижениями [28]. Выделяется три сложности старших учеников, связанных со
школой: успеваемость, волнения о будущем и потребность в помощи, связанной
с учёбой [23]; для учеников средней и старшей школы трудности представляют
учебные ситуации, связанные с академическими успехами в целом и по
определённым предметам, экзамены; достижения в других областях, связанные
с учебным процессом – около 70,9% [35]. Последствия переживания стресса,
связанного с получением образования и связанных с ним требований к ученику,
оказывают влияние на его обучаемость и успеваемость, могут вызывать ожидание
неудачи, призрение, зависть, скуку [38], депрессию и тревогу, нарушение сна
и провоцируют употребление психоактивных веществ и могут стать причиной
обращения к психиатрической помощи. [36].
Столкновение с трудными, стрессовыми ситуациями побуждает
человека по-особому на них реагировать и использовать стратегии и способы
совладающего поведения – копинг-поведения.Отечественные исследователи
отмечают, что в подростковом возрасте возрастная динамика, присущая
совладающему поведению [11], выглядит следующим образом: старшие
подростки имеют более широкий репертуар совладающего поведения, чем
младшие подростки [17], [1]; отмечается отсутствие ярко выраженных и
типичных способов, закрепленных в повседневном поведении, что может
свидетельствовать об этапе их формирования[6], также было выявлено, что
в учебных трудностях школьники средних классов нацелены на активное
противостояние возникшим проблемам, но для более старших характерны и
стратегии избегания, а для младших – обращение за помощью ко взрослым,
которым они доверяют[7]. Что касается конкретных способов, касающихся
совладания с трудными учебными ситуациями, то младшим подросткам
свойственно прилагать усилия для достижения успеха, анализировать ситуацию
и стараться не допускать ошибок в дальнейшем и признавать ответственность
за возникшие трудности [9]. Зарубежные психологи отмечают, что совладание
– это процесс, происходящий во времени [25]. В своём поведении подростки
используют не все возможные ресурсы,их набор стратегий управления стрессом
ограничен [35]. Было установлено, что использование стратегий решения
проблем снижает зависимость успеваемости от академического стресса [32].
На успешность преодоления учебных проблем и трудностей во многом
сильно влияют субъективные факторы: существует прямая связь, но не
абсолютная связь между количеством стрессовых ситуаций и ощущением
степени стресса [16], а вероятность возникновения стрессовой ситуации в школе
зависит от привязанности к ней [40]. Одной из причин возникновения трудностей,
связанных со школой, являются социальные интересы подростков, занимающие
всё больше времени за счет образовательных задач [27], но для понимания
ISSN 1029-3388
86
реакции подростков на школьное обучение важно учитывать и широкий
спектр их негативного и позитивного опыта, и индивидуальные различия[29].
Важными факторами, связанными с неблагоприятными школьными ситуациями
и уровнем академического стресса, являются находчивость [32], академические
гибкость, устойчивость и оптимизм [34].Одними авторами был выявлен рост
показателей оптимизма у младших подростков по сравнению со старшими
[1], однако другие исследователи приходят к противоположному выводу [18];
авторы обосновывают это разными причинами. Проявление благодарности
в неблагоприятных ситуациях, присущее адаптивному копинг-поведению,
снижает тревожность и депрессию [37].Исследователями было установлено, что
старшие подростки повышают свою самооценку и целеполагание собственной
активностью либо сопротивлением трудностями, либо избеганием их, а младшие
подростки учебные затруднения разрешают с помощью личных и социальных
ресурсов, укрепляя свои возможности саморегуляции [7].Было выявлено, что
образовательная среда влияет на качество используемых способов совладания
[18].
Обучение в школе следует рассматривать с точки зрения экологической
системы, включающей в себя аспекты не только собственно обучения, но и
внешкольной жизни [29], [30]. Следует принимать во внимание субъективное
восприятие школьниками окружающей образовательной среды [26], поскольку
субъективные переживания, в том числе, связанные с получением образования,
определяют отношение к происходящим событиям и служат регулятором
поведения [14].Возникает гипотеза о том, что младшие подростки используют,
в частности, цифровые технологии наряду с другими способами совладания, не
злоупотребляя ими.
Материалы и методы.Представленное исследование было проведено в
начале марта 2020 года с учениками пятых классов общеобразовательной средней
школы г. Екатеринбурга. Выборка респондентов была подобрана на основе
субъективных критериев – типичности и доступности: в исследовании приняли
участие 25 подростков 11-12 лет средний возраст – 11.7 (11 мальчиков, 14 девочек).
Данная выборка является типичной для города, сопоставимого по численности
и развитию с городом Екатеринбургом.Проведённый опрос был согласован с
администрацией школы; в нём приняли участие школьники, выразившие желание
заполнить опросник, и чьи родители дали согласие на их тестирование. Заранее,
по определённой инструкции они создали шифры для своих данных, с помощью
которых сохранялась, как анонимность, так и возможность индивидуального
сообщения результатов. Опрос проводился в компьютерном классе фронтально,
через электронную google-форму. Респонденты были ознакомлены с инструкцией
заполнения опросного листа онлайн в устной и письменной форме, а также, у них
была возможность задать уточняющие вопросы. Время опроса было ограничено
уроком. Участники представляли себе истинные цели исследования, им было
сообщено время получения результатов, как групповых, так и индивидуальных;
была предложена последующая консультация.
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 6/2020
87
Для изучения особенностей совладающего поведения младших подростков
с трудностями учения в условиях цифровизации жизнедеятельности был
разработан опросник, включающий 12 утверждений о трудных ситуациях
с 5-ю вариантами выхода из них. К тому же каждую ситуацию необходимо
оценить по четырём шкалам, выявляющим частоту встречаемости данных
ситуаций и реакцию младшего подростка на них. В основу опросника легло
представление Д.Амирхана[21] о базовых стратегиях совладающего поведения
– самостоятельные усилия, обращение за помощью и избегание ситуации,
а также содержит варианты обращения к гаджетам. Полученные данные
были подвергнуты частотному анализу и переводу полученных результатов
в проценты. Качественный анализ результатов позволяет определить ведущие
способы совладания с трудными учебными ситуациями, а также особенностями
реагирования на них с точки зрения активного совладания или подавления этой
активности.
Результаты исследования. В таблице 1, представленной ниже, обозначены
максимальные проценты выбора способов поведения в трудных ситуациях
учениях для каждой из двенадцати ситуаций.
Таблица 1.
Способы поведения в трудных ситуациях учения (в процентах)
Table 1.
Behavioral responses in challenging learning situations (in percentages)
ISSN 1029-3388
88
Наиболее востребованными стали способы, связанные с собственной
интеллектуальной активностью школьников: в 5-ти из 12-ти ситуаций; в 4-х из
12-ти ситуаций школьники прибегали за помощью к гаджету; в 3-х ситуациях
к помощи других людей – одноклассников и взрослых и лишь единожды они
признавали свою беспомощность, что вполне соответствовало ситуации –
избыточности школьных требований относительно имеющихся способностей
и талантов.Ситуации, в которых значительная часть школьников использовала
гаджет, связаны со сложностями выполнения домашнего задания, дефицита
времени и ситуации выбора между развлечениями и подготовкой уроков.
Анализ наиболее ярких реакций учеников на предлагаемые трудные
ситуации учения показал следующее: чаще всего с учениками происходит
ситуация несделанного домашнего задания – у 40%, а у 12% практически не
бывает отсутствия ответа на вопрос учителя.Самое сильное чувство собственной
вины вызывает ситуация невыученных уроков – у 44%, в ситуациях, когда ученик
не может найти материал в учебнике или пособии, а также дефиците времени
для выполнения объемного задания по 4% учеников обвиняют в этом только
других, в остальных ситуациях обвинения других не наблюдалось.Наибольший
процент учеников - 16% испытывают чувство полной беспомощности в ситуации
нехватки способностей и талантов для осуществления требуемого от них в школе,
а наибольший процент – по 60% не испытывают его в ситуации несделанного
домашнего задания и просьбы одноклассников в подсказке.Наибольший процент –
76% – активно ищут выход из ситуации сложного домашнего задания, а 4% совсем
не ищут выхода из ситуации, когда школьные требования превышают уровень
способностей и талантов; в остальных ситуациях школьники пытаются хотя бы
в какой-то мере искать выход из положения. К использованию гаджетов ученики
прибегают, когда встречаются с невозможностью конструктивного разрешения
ситуации или сложного выбора.
Обсуждение и заключение. Представленное исследование уточняет
современные представления о стрессе и совладании с ним современными
школьниками[1], [3], [4], [8], [9], [24], [30], [35].Подтверждается положение о том,
что в младшем подростковом возрасте происходит становление совладающего
поведения именно как осознанных усилий, направленных на разрешение
затруднений [6], [11]. Использование гаджетов в ситуациях дефицита времени и
сложного выбора кажется объективно оправданным; исследование не выявило
преобладания этого способа совладания над другими, что свидетельствует о
его равнозначности с другими способами для младших подростков. Реакции
на трудные ситуации учения указывают на представления младших подростков
об области их ученической ответственности, что может свидетельствовать о
формировании их субъектности. Наряду с предлагаемыми ранее разнообразными
способами, улучшающими управление стрессом и совладание с академическими
трудностями[22], [33], [39], [41], можно предложить развивать позицию ученика
как субъекта учения и учитывать в воспитательной деятельности экологический
подход, то есть всю систему отношений и условий жизнедеятельности ученика,
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 6/2020
89
преодолевающего трудности. Особенное внимание рекомендуется уделить
реакции младших подростков на ситуации, которые, по их мнению, превышают
их способности и таланты, поскольку они могут представлять наибольший
для них психологический ущерб. Дальнейшее изучение данной проблематики
целесообразно перенести на выборку старших подростков и юношества.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аптикиева Л.Р. Психолого-педагогический аспект преодоления стрессовых
ситуаций в подростковом возрасте. Вестник Оренбургского государственного
университета. 2019. №2(220). С. 6-14. DOI: 10.25198/1814-6457-220-6.
2. Волков К.Н. Психологи о педагогических проблемах: Кн. для учителя /
Под ред. А.А. Бодалева. М.: Просвещение, 1981. 128 с.
3. Гадаборшева З.И., Булуева Ш.И., Бекова М.Р. Особенности проявления
стрессоустойчивости у школьников и студентов в процессе обучения. Мир науки,
культуры, образования. 2020, 6 (85), С. 375-376. DOI:10.24412/1991-5500-2020-
685-375-376
4. Демидова Л.И. Исследование связи саморегуляции и механизмов
психологических защит у детей школьного возраста. Материалы Всероссийской
научно-практической конференции “Наука и социум”, Новосибирск, Изд-во: ЧУ
ДПО “Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной
работы”. 2018, 8, С. 48-51.
5. Зюбин Л.М. Индивидуальный подход к учащимся в трудных случаях
учебно-воспитательной работы. М.: «Высшая школа», 1974. 87 с.
6. Маленова А.Ю., Малюга К.В. Школьные трудности и способы их
преодоления в подростковом возрасте. Вестник Омского университета. Серия
«Психология». 2016. 3. С. 39-45.
7. Маленова А.Ю., Седымова К.С. Ситуация учебного неуспеха, факторы
и особенности ее преодоления в подростковом возрасте. Вестник Омского
университета. Серия «Психология», 2019, 2, С. 32-41.
8. Москвина Е.А., Гибадатова Л.Р. К вопросу о необходимости профилактики
стрессов у школьников. Актуальные проблемы современной науки, техники и
образования 2020, 11 (1), С. 128-129.
9. Москвитина О.А. Эмпирическое исследование связей позиции субъекта
учения с копинг-стратегиями и психологическими защитами у младших
подростков /Глава в монографии под ред. Е.Д. Божович Личностные факторы
развития позиции субъекта учения – М.; СПБ.: Нестор-История, 2020. – 368 с.
ISSN 1029-3388
90
1 0 . Мо с к в и т и н а О . А . Ц и ф р о в и з а ц и я ж и з н е д е я т е л ь н о с т и :
особенности ответственного поведения личности. Вестник Омского
университетаСерияПсихология. 2020, 4. С. 47-52. DOI:10.24147/2410-
6364.2020.4.47-52
11. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей.
Санкт-Петербург: Речь, 2006. 340 с.
12. Попова Т. В. Информационная культура в контексте социокультурной
динамики. Экономические и социально-гуманитарные исследования.2018, 2 (18),С.
141-146 DOI: 10.24151/2409-1073-2018-2-141-146
13. Проблемы формирования личности и индивидуальный подход к
учащимся /Под ред. А.И. Липкиной, В.П. Ягунковой. – М: Изд-во «Просвещение»,
1964. – с.103.
14. Психодидактика образовательных систем: теория и практика /В.И. Панов.
- Москва: Питер, 2007. - 347 с.
15. Психологическая профилактика недисциплинированного поведения
учащихся: [Учеб.-метод. пособие] /Под ред. Л.Н. Проколиенко, В.А. Татенко. –
Киев: Выщашк. Головное изд-во, 1989. – 254 с.
16. Розанов В.А., Уханова А.И., Волканова А.С., Рахимкулова А.С., Пизарро
А., Бирон Б.В. Стресс и суицидальные мысли у подростков.Суицидология, 2016,
7, 3 (24), С. 20-32.
17. Хазова С.А., Останина Н.В. Возрастная специфика совладающего
поведения подростков. Сибирский педагогический журнал, 2014, 1, С. 180-185.
18. Хломов К.Д., Бочавер А.А. Корнеев А.А. Копинг-стратегии и
образовательная среда подростков. Социальная психология и общество. 2020,
Том 11, 2, C. 180-199. DOI:10.17759/ sps.2020110211
19. Шилова Т.А. Психологическая типология школьников с отставаниями в
учении и отклонениями в поведении: М.: Изд-во ИПК и ПРНО МО, 1995. – с. 84.
20. Шнуренко И. Человек взломанный. – М.: Изд-во «Наше завтра», 2021.
– 456 с.
21. Amirkhan J. H. A Factor Analytically Derived Measure of Coping: the Coping
Strategy Indication. JournalPersonalitySocialPsychology, 1990, Vol. 59, No. 7, pp. 1066
22. Binning K.R., Cook J.E., Purdie-Greenaway V., Garcia J., Chen S., Apfel
N., Sherman D.K., Cohen G.L. Bolstering trust and reducing discipline incidents at
a diverse middle school: How self-affirmation affects behavioral conduct during the
transition to adolescence, Journal of School Psychology, 2019, Volume 75, pp. 74-88,
DOI:10.1016/j.jsp.2019.07.007.
23. Burnett, P.C., Fanshawe, J.P. Measuring School-Related Stressors in Adolescents.
JournalofYouthandAdolescence1997, 26, pp. 415–428. DOI:10.1023/A:1024529321194
24. Doukoure M., Soumaoro K., Conde S. Influence of Socio-Cultural and Family
Factors on Educational Difficulties for Primary School Pupils in Conakry. International
Journal of Contemporary Research and Review, 2020, 11(06), pp. 20781–20785.
DOI:10.15520/ijcrr.v11i06.812
25. Duvenage M., Uink B.N., Zimmer-Gembeck M.J., Barber B.L., Donovan
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 6/2020
91
C.L., Modecki K.L. Ambulatory Assessment of Adolescent Coping: It’s a Complicated
Process. Journal of Research on Adolescence. 2019, 29(3), pp. 578-594. DOI:10.1111/
jora.12468. PMID: 31573763.
26. Frenzel A.C.,Pekrun, R., Goetz T. Perceived Learning Environment and
Students’ Emotional Experiences: A Multilevel Analysis of Mathematics Classrooms
Learning and Instruction, 2007, v17 n5 pp. 478-493.
27. Ghoshal A., Nandini S. Attachment styles and coping strategies of adolescents:
a study on the affordances provided by different social environments. The International
Journal of Indian Psychology. 2015, v2. p. 66.
28. Gonçalves T., Lemos M.S., Canário C. Adaptation and Validation of a
Measure of Students’ Adaptive and Maladaptive Ways of Coping With Academic
Problems. JournalofPsychoeducationalAssessment. 2019, 37(6) pp.782-796.
DOI:10.1177/0734282918799389
29. Huebner, E.S., McCullough, G. (2000). Correlates of School Satisfaction
among Adolescents. JournalofEducationalResearch, 93, 331-335. http://dx.doi.
org/10.1080/00220670009598725
30. James, A. Managing Stress in Secondary Schools: A Whole-School Approach
for Staff and Students (2nd ed.). Routledge. 2021, p. 190. DOI:10.4324/9781003094524
31. Kozyreva, A.,Lewandowsky S. “Citizens Versus the Internet: Confronting
Digital Challenges With Cognitive Tools.” Psychological science in the Public
Interest: aJournal of the American Psychological Society.2020, vol. 21,3,pp. 103-156.
DOI:10.1177/1529100620946707
32. Leung, G., Xuesong H. Resourcefulness: a protective factor buffer against the
academic stress of school-aged children. Educational Psychology.2010, 30, pp. 395-410.
33. Macklem G.L. Brief Strategies for Reducing School Stress. In: Brief SEL
Interventions at School. Springer, Cham. 2020, pp. 221-240 DOI:10.1007/978-3-030-
65695-9_11
34. Martin A.J., Marsh H.W., Academic buoyancy: Towards an understanding of
students’ everyday academic resilience, Journal of School Psychology.2008, V.46, Is.1,
pp. 53-83, DOI:10.1016/j.jsp.2007.01.002.
35. Orska R., Pigozne T., Usca S. A study of stress, stressors, and coping strategies
among middle school adolescents. Social Work in Education, 2018, 19 (2), pp. 87-98.
36. Pascoe M.C., Hetrick S.E., Parker A.G. (). The impact of stress on students
in secondary school and higher education. International Journal of Adolescence and
Youth.2019, 25(1), pp. 104-112. DOI:10.1080/02673843.2019.1596823
37. Peizhen S., Yudi S., Hongyan J., Ru J., Zhiyuan L., Gratitude as a protective
factor against anxiety and depression among Chinese adolescents: The mediating role
of coping flexibility, Asian Journal of Social Psychology.2020, 23, 4, pp. 447-456, 23,
4, (447-456), DOI:10.1111/ajsp.12419
38. Pekrun R., Goetz T., Titz W., Perry R.P. Academic Emotions in Students’
Self-Regulated Learning and Achievement: A Program of Qualitative and Quantitative
Research, Educational Psychologist.2002, 37, 2, pp. 91-105, DOI: 10.1207/
S15326985EP3702_4
ISSN 1029-3388
92
39. Sharma A., Reetudhwaj S. Combating Educational Stress in Adolescents: The
Miraculous Role of Chanting Mantras. Indian Journal of Psychological Science. 2015
V5, No. 1. pp. 25-37. DOI:10.4324/9781003094524
40. Tuncay O. Mediating Role of School Attachment in the Relationship between
Perceived Stress and School Satisfaction. European Journal of Educational Sciences.
2020, V.7 No.3, pp. 172-193,DOI:10.19044/ejes.v7no3a11
41. Vassilopoulos S., Diakogiorgi K., Brouzos A., Moberly N., Chasioti M. A
Problem-Oriented Group Approach to Reduce Children’s Fears and Concerns About the
Secondary School Transition. Journal of Psychologists and Counsellors in Schools.2018,
28(1), pp. 84-101. DOI:10.1017/jgc.2018.1
REFERENCES
1. Aptikieva L. R. Psychological and pedagogical aspect of overcoming stressful
situations in adolescence. Bulletin of the Orenburg State University. 2019. No. 2 (220).
pp. 6-14. DOI: 10.25198/1814-6457-220-6.
2. Volkov K. N. Psychologists on pedagogical problems: Book for teachers /Ed.
by A. A. Bodalev. M.: Prosveshchenie, 1981. 128 p.
3. Gadabor’sheva Z. I., Bulueva Sh. I., Bekova M. R. Features of the manifestation
of stress resistance in schoolchildren and students in the learning process. The world
of science, culture, and education. 2020, 6 (85), pp. 375-376. DOI: 10.24412 / 1991-
5500-2020-685-375-376
4. Demidova L. I. Investigation of the relationship between self-regulation
and mechanisms of psychological protection in school-age children. Materials of the
All-Russian scientific and practical conference “Science and Society”, Novosibirsk,
Publishing house: CHU DPO “Siberian Institute of Practical Psychology, Pedagogy
and Social Work”. 2018, 8, p. 48-51.
5. Zyubin L. M. Individual approach to students in difficult cases of educational
work. Moscow: “Higher School”, 1974. 87 p.
6. Malenova A. Yu., Malyuga K. V. School difficulties and ways to overcome
them in adolescence. Bulletin of the Omsk University. Series “Psychology”. 2016. 3.
pp. 39-45.
7. Malenova A. Yu., Sedymova K. S. The situation of educational failure, factors
and features of its overcoming in adolescence. Bulletin of the Omsk University. Series
“Psychology”, 2019, 2, pp. 32-41.
8. Moskvina E. A., Gibadatova L. R. On the need to prevent stress in schoolchildren.
Actual problems of modern science, technology and education 2020, 11 (1), pp. 128-129.
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 6/2020
93
9. Moskvitina O. A. Empirical study of the relations of the position of the subject
of the teaching with coping strategies and psychological defenses in younger adolescents
/ Chapter in the monograph, ed. E. D. Bozhovich Personal factors of the development
of the position of the subject of the teaching-M.; St. Petersburg: Nestor-Istoriya, 2020.
- 368 p.
10. Moskvitina O. A. Digitalization of life activity: features of responsible behavior
of the individual. Bulletin of the Omsk University. Series “ Psychology», 2020, 4. pp.
47-52. DOI: 10.24147/2410-6364. 2020.4.47-52
11. Nikolskaya I. M., Granovskaya R. M. Psychological protection in children.
Saint-Petersburg: Rech, 2006. 340 p.
12. Popova T. V. Information culture in the context of socio-cultural dynamics.
Economic and socio-humanitarian studies.2018, 2 (18), pp. 141-146 DOI: 10.24151/2409-
1073-2018-2-141-146
13. Problems of personality formation and individual approach to students / Ed. by
A. I. Lipkina, V. P. Yagunkova. - M: Publishing house “Enlightenment”, 1964. - p. 103
14. Psychodidactics of educational systems: theory and practice / V. I. Panov. -
Moscow: Piter, 2007. - 347 p.
15. Psychological prevention of undisciplined behavior of students: [Textbookmethod.
stipend] /Edited by L. N. Prokolienko, V. A. Tatenko. - Kiev: Vyshchashk.
Head Publishing House, 1989. - 254 p.
16. Rozanov V. A., Ukhanova A. I., Volkanova A. S., Rakhimkulova A. S., Pisarro
A., Biron B. V. Stress and suicidal thoughts in adolescents.Suicidology, 2016, 7, 3 (24),
P. 20-32.
17. Khazova S. A., Ostanina N. V. Age-specific coping behavior of adolescents.
Siberian Pedagogical Journal, 2014, 1, pp. 180-185.
18. Khlomov K. D., Bochaver A. A. Korneev A. A. Coping strategies and the
educational environment of adolescents. Social psychology and society. 2020, Volume
11, 2, C. 180-199. DOI: 10.17759/ sps. 2020110211
19. Shilova T. A. Psychological typology of schoolchildren with learning delays
and behavioral deviations: M.: Publishing house of IPK and PRNO MO, 1995. - p. 84.
20. Shnurenko I. The hacked person. - M.: Publishing house “Our Tomorrow”,
2021 – - 456 p.
21. Amirkhan J. H. A Factor Analytically Derived Measure of Coping: the Coping
Strategy Indication. Journal Personality Social Psychology, 1990, Vol. 59, No. 7, pp. 1066
22. Binning K.R., Cook J.E., Purdie-Greenaway V., Garcia J., Chen S., Apfel
N., Sherman D.K., Cohen G.L. Bolstering trust and reducing discipline incidents at
a diverse middle school: How self-affirmation affects behavioral conduct during the
transition to adolescence, Journal of School Psychology, 2019, Volume 75, pp. 74-88,
DOI:10.1016/j.jsp.2019.07.007.
23. Burnett, P.C., Fanshawe, J.P. Measuring School-Related Stressors
in Adolescents. Journal of Youth and Adolescence 1997, 26, pp. 415–428.
DOI:10.1023/A:1024529321194
24. Doukoure M., Soumaoro K., Conde S. Influence of Socio-Cultural and Family
Factors on Educational Difficulties for Primary School Pupils in Conakry. International
Journal of Contemporary Research and Review, 2020, 11(06), pp. 20781-20785.
DOI:10.15520/ijcrr.v11i06.812
25. Duvenage M., Uink B.N., Zimmer-Gembeck M.J., Barber B.L., Donovan
C.L., Modecki K.L. Ambulatory Assessment of Adolescent Coping: It’s a Complicated
Process. Journal of Research on Adolescence. 2019, 29(3), pp. 578-594. DOI:10.1111/
jora.12468. PMID: 31573763.
26. Frenzel A.C., Pekrun, R., Goetz T. Perceived Learning Environment and
Students’ Emotional Experiences: A Multilevel Analysis of Mathematics Classrooms
Learning and Instruction, 2007, v17 n 5 pp. 478-493.
27. Ghoshal A., Nandini S. Attachment styles and coping strategies of adolescents:
a study on the affordances provided by different social environments. The International
Journal of Indian Psychology. 2015, v2. p. 66.
28. Gonçalves T., Lemos M.S., Canário C. Adaptation and Validation of a
Measure of Students’ Adaptive and Maladaptive Ways of Coping With Academic
Problems. Journal of Psychoeducational Assessment. 2019, 37(6) pp.782-796.
DOI:10.1177/0734282918799389
29. Huebner, E.S., McCullough, G. (2000). Correlates of School Satisfaction
among Adolescents. Journal of Educational Research, 93, 331-335. http://dx.doi.
org/10.1080/00220670009598725
30. James, A. Managing Stress in Secondary Schools: A Whole-School Approach
for Staff and Students (2nd ed.). Routledge. 2021, p. 190. DOI:10.4324/9781003094524
31. Kozyreva, A., Lewandowsky S. “Citizens Versus the Internet: Confronting
Digital Challenges With Cognitive Tools.” Psychological science in the Public Interest:
a Journal of the American Psychological Society. 2020, vol. 21, 3, pp. 103-156.
DOI:10.1177/1529100620946707
32. Leung, G., Xuesong H. Resourcefulness: a protective factor buffer against the
academic stress of school-aged children. Educational Psychology. 2010, 30, pp. 395-410.
33. Macklem G.L. Brief Strategies for Reducing School Stress. In: Brief SEL
Interventions at School. Springer, Cham. 2020, pp. 221-240 DOI:10.1007/978-3-030-
65695-9_11
34. Martin A.J., Marsh H.W., Academic buoyancy: Towards an understanding
of students’ everyday academic resilience, Journal of School Psychology. 2008, V.46,
Is.1, pp. 53-83, DOI:10.1016/j.jsp.2007.01.002.
35. Orska R., Pigozne T., Usca S. A study of stress, stressors, and coping strategies
among middle school adolescents. Social Work in Education, 2018, 19 (2), pp. 87-98.
36. Pascoe M.C., Hetrick S.E., Parker A.G. (). The impact of stress on students
in secondary school and higher education. International Journal of Adolescence and
Youth. 2019, 25 (1), pp. 104-112. DOI:10.1080/02673843.2019.1596823
37. Peizhen S., Yudi S., Hongyan J., Ru J., Zhiyuan L., Gratitude as a protective
factor against anxiety and depression among Chinese adolescents: The mediating role
of coping flexibility, Asian Journal of Social Psychology. 2020, 23, 4, pp. 447-456, 23,
4, (447-456), DOI:10.1111/ajsp.12419
94
ISSN 1029-3388
38. Pekrun R., Goetz T., Titz W., Perry R.P. Academic Emotions in Students’
Self-Regulated Learning and Achievement: A Program of Qualitative and Quantitative
Research, Educational Psychologist. 2002, 37, 2, pp. 91-105, DOI: 10.1207/
S15326985EP3702_4
39. Sharma A., Reetudhwaj S. Combating Educational Stress in Adolescents: The
Miraculous Role of Chanting Mantras. Indian Journal of Psychological Science. 2015
V5, No. 1. pp. 25-37. DOI:10.4324/9781003094524
40. Tuncay O. Mediating Role of School Attachment in the Relationship between
Perceived Stress and School Satisfaction. European Journal of Educational Sciences.
2020, V.7 No.3, pp. 172-193, DOI:10.19044/ejes.v7no3a11
41. Vassilopoulos S., Diakogiorgi K., Brouzos A., Moberly N., Chasioti M. A
Problem-Oriented Group Approach to Reduce Children’s Fears and Concerns About
the Secondary School Transition. Journal of Psychologists and Counsellors in Schools.
2018, 28(1), pp. 84-101. DOI:10.1017