Когнитивные функции и личностные особенности школьников в разных образовательных средах

12 ноября 2021 // Ольга Москвитина

Cуществуют различия в уровне развития когнитивных функций и личностных особенностей школьников из общеобразовательных учреждений с традиционными формами обучения (ТШ) и учреждений с использованием преимущественно ИКТ (ИКТШ). Школьники из ИКТШ обнаруживают большую зависимость от интернета, хотя и признают, что у них иногда возникают проблемы как с физическим, так и психическим здоровьем (р≤0,001; Uэмп=453).

настоящее время жизнь современного человека без цифровых устройств уже не
представляется возможной. Внедрение ИКТ во сферы жизни общества, в осо-
бенности в сферу образования, приобретает тотальный характер. В этих усло-
виях проблема всеобщей цифровизации обучения является одной из самых важных
и обсуждаемых во всем мире. Перед наукой возникает множество вопросов, на ко-
торые необходимы ответы. В частности, о готовности современного общества к этим
инновациям; насколько в интенсивно меняющихся условиях учтены характер и по-
следствия взаимодействия индивида и цифровых технологий; насколько современная
наука ответственна за возможные последствия экстренного и масштабного внедрения
информационных технологий; и наконец, о готовности обучающих (преподавателей,
учителей), обучающихся (школьников, студентов) и их родителей, для многих из кото-
рых эти новшества являются стрессовыми и экстремальными. И главное, не нанесет ли
эта возрастающая цифровизация образования ущерб для его качества и безопасного
развития личности детей.
Существует как минимум два подхода к решению этих вопроса. Согласно первого
подхода, цифровые технологии предоставляют подрастающему поколению большие
возможности. Известны исследования, доказывающие положительное влияние циф-
ровых технологий на распознавание образов, развитие зрительной памяти [1; 2; 3],
метакогнитивные функции планирования, выбора стратегии поиска и оценки инфор-
мации [4], на развитие визуального интеллекта: способность контролировать несколь-
ко визуальных стимулов одновременно, визуализацию пространственных отношений
[5]. А. Фиш с коллегами показали, что дети, пользующиеся домашними цифровыми
устройствами, имеют более высокие показатели когнитивного развития, чем дети,
не имеющие компьютера дома [6]. Позже аналогичные результаты были получены
другой группой исследователей, показавших, что у детей, пользующихся Интернетом
выше успеваемость по сравнению с детьми, которые не использовали Интернет [7].
Представители второго подхода считают, что избыточное использование циф-
ровых технологий, особенно в детском возрасте, ввиду пластичности мозга, мо-
жет привести к негативным и даже необратимым последствиям. По мнению В.В.
Абраменковой, при всех кажущихся плюсах и удобствах цифровизации обучения,
ее риски существенно перевешивают достоинства. Она считает, что цифровизация
образования — «это реальный вызов не только педагогам, родителям, детям, ис-
конным традициям семейного уклада, школьной возрастной иерархии, законов
детского сообщества, но и всей системе детско-родительских, детско-детских че-
ловеческих взаимоотношений» [8, с.1].
Кроме того, «существует реальный риск деградации речи, а вместе с ней и мышле-
ния, поскольку оно совершается в речи (в данном процессе задействован, например,
центр Брока, отвечающий, за умение читать и писать), которая в цифровом обучении
редуцируется до нажатия пользователем на буквы клавиатуры компьютера. Как отме-
чают исследователи, у детей цифрового поколения мысли фрагментарны, а суждения
поверхностны. Если школьник или студент не имеет развитой практики живого обще-
ния, формирования и формулирования мысли в речи, у него, как показывают психоло-
гические исследования, мышление не формируется» [9, с.1].
Perspectives of Science & Education. 2021, Vol. 53, No. 5
326
Негативные изменения характеристик восприятия, внимания, памяти и интеллекта
выявили и другие авторы [10; 11; 12]. Они отмечают, что интенсивное использование
гаджетов понижает продуктивность рабочей памяти. При этом, некоторые авторы все
же отмечают, что использование гаджетов позволяет школьникам демонстрировать
более развитое непроизвольное внимание, пространственное и интуитивно-логиче-
ское мышление [11; 13].
Тем не менее, несмотря на растущее количество работ, доказывающих, биполяр-
ное влияние цифровых технологий на психическое развитие личности школьников, все
же наблюдается недостаток систематизированных исследований влияния информа-
ционно-коммуникационных технологий на когнитивные функции у школьников. Как
указывают М.Ю. Максименко, Л.Г. Шаль, «…когнитивные процессы являются базовой
основой психической деятельности, поскольку обеспечивают операциональную сто-
рону всех высших психических функций. Вся учебная деятельность детей реализуется
с опорой на соответствующие функции» [14, с. 62]. В свою очередь, формирование
высших психических функций определяется высоким уровнем созревания и функцио-
нирования мозговых структур, обеспечивающим эффективность произвольного изби-
рательного внимания, регуляции и организации учебной деятельности [15].
М.К. Кабардов с коллегами считают, что необходимы фундаментальные и при-
кладные междисциплинарные исследования с целью разработки стратегии обу-
чения, которая позволит использовать огромные преимущества цифровых техно-
логий для развития когнитивных, интеллектуальных и личностных особенностей
обучающихся [16]. В основе исследований должны быть как анализ закономер-
ностей переработки информации и механизмов работы мозга [17; 18], так и учет
закономерностей личностного и эмоционального развития ребенка в различных
образовательных средах [19; 20].
Только системные исследования социально-психологических, нейро- и дифферен-
циально-психофизиологических факторов, влияющих на эффективность информаци-
онно-коммуникационных образовательных технологий будут способствовать успеш-
ной адаптации к условиям цифровизации в общеобразовательных организациях и
открытию новых возможностей освоения знаний.
Таким образом, цель исследования – сравнительный анализ уровня развития ког-
нитивных функций и личностных особенностей школьников из образовательных уч-
реждений с применением традиционного и цифрового обучения.
Материалы и методы
Общий объем выборки участников исследования включает 80 обучающихся 6
классов из двух школ г. Белгорода с разной образовательной средой. В первой (ТШ)
обучение осуществляется в традиционной форме (N=40), в другой (ИКТШ) – преиму-
щественно посредством использования ИКТ (цифровые интерактивные учебники,
интерактивные доски и др. электронные образовательные ресурсы) (N=40). Исследо-
вание проводилось только с теми детьми, чьи родители дали письменное информа-
ционное согласие на проведение исследования. Психодиагностика осуществлялась с
использованием методик «Сложные аналогии» (Э.А. Коробкова); «Оценка умственной
работоспособности» (Э. Крепелин); методики диагностики мотивации учения и эмо-
ционального отношения к учению (А.М. Прихожан, в модификации А.Д. Андреевой)
Перспективы Науки и Образования. 2021. 5 (53)
327
и теста «Шкала интернет-зависимости» (С. Чен, в адаптации К.А. Феклисова). Полу-
ченные результаты обрабатывали с помощью компьютерной программы SPSS 25. Ис-
пользуемые математические методы: описательная статистика, сравнительный (непа-
раметрический критерий U-критерий Манна-Уитни).
Результаты исследования
Ниже представлены фактические данные, полученные в ходе исследования ког-
нитивных функций и личностных особенностей школьников, обучающихся в разных
образовательных средах (см. табл. 1).
Таблица 1
Сравнительный анализ когнитивных функций и личностных особенностей
школьников из ОУ с применением традиционного и цифрового обучения*
Параметры
Школьники из ОУ
с применением
цифровых
технологий
Школьники из ОУ
с применением
традиционных
технологий
U-критерий
Манна-Уитни
ИКТШ ТШ U р
Сложные аналогии
Логическое мышление 13,1 15,1 398 0,000
Тест умственной работоспособности
№ пробы
4 8 9 555 0,015
5 11,3 9,7 346 0,000
6 12,3 10,7 355 0,000
7 13 7,7 27 0,000
8 9,7 6,7 168 0,000
9 12 9 206 0,000
Общий уровень работоспособности 10,8 9,1 204 0,000
Тест CIAS
Шкала компульсивных симптомов (Соm):
7,5**
10,3 8,5 475 0,002
Шкала внутриличностных проблем и
проблем связанных со здоровьем (IH):
8,875**
12,9 10,8 453 0,001
Шкала управления временем (TM): 7,25** 9,2 7,9 604 0,055
Ключевые симптомы интернет зависимости
(КСИЗ): 21,875**
28,3 25,2 507 0,005
Проблемы связанные с Интернет
зависимостью (ПИЗ): 16, 125**
22,1 18,7 484 0,002
Общий CIAS :42** 50,3 43,9 431 0,000
Мотивация учения и эмоционального отношения к учению
Познавательная активность 24 29 200 0,000
Мотивация достижения 27 29 466 0,001
Тревожность 17 23 105 0,000
Гнев 22 16 225 0,000
Примечания: * в таблице представлены статистически значимые различия; ** нормативные
показатели по данным теста CIAS
Perspectives of Science & Education. 2021, Vol. 53, No. 5
328
На первом этапе исследования мы определили уровень интеллектуального разви-
тия подростков посредством методики сложные аналогии (Э.А. Коробкова) и сравнили
показатели в двух выборках подростков. В результате уровень понимания сложных
логических отношений у школьников из ТШ достоверно выше, чем у подростков из
ИКТШ (13,1 и 15,1, при р=0,000). Школьники из ТШ в основном испытывали трудно-
сти в нахождении связей в более сложных логических цепочках (например, ягода-ма-
лина), Школьники из ИКТШ допускали ошибки при количественных различиях (море
– океан) и причинно-следственных конструкциях (отравление – смерть). Что говорит
о том, что дети из цифровой образовательной среды чаще ошибаются при сопостав-
лении понятий. Качественный анализ ошибок, допущенных школьниками, позволяет
сделать вывод о более низком уровне развития логического мышления у учащихся из
ИКТШ: трудностях в понимании аналогий между абстрактными понятиями; нелогич-
ности рассуждений.
Для оценки умственной работоспособности мы использовали тест Э. Крепелина.
Тестирование проводилось в онлайн-формате. В задачу участников исследования вхо-
дило – складывать пары цифр, расположенных одна под другой, а результат сложения
напечатать под ними. Один ряд (проба) состоит из 20 пар цифр. Всего 9 проб. В под-
ростковом варианте методики на каждую пробу отводилось время – 1 минута.
Полученные результаты свидетельствует о статистически значимых различиях в
показателях умственной работоспособности и психического темпа учащихся из ИКТШ
и ТШ с четвертой пробы. Это значит, что уровень умственной работоспособности, а
также характеристики произвольного внимания (устойчивость и переключаемость) у
школьников из цифровой образовательной среды выше, чем у школьников из тради-
ционной (10,8 и 9,1 при р=0,000) (см. табл. 1).
Наглядно, результаты количества умственных операций за единицу времени (1
мин) представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 Сравнительный анализ динамики работоспособности школьников из ОУ с
применением традиционного и цифрового обучения
Перспективы Науки и Образования. 2021. 5 (53)
329
Далее посредством Шкалы интернет-зависимости (С. Чен, в адаптации К.А. Фекли-
сова) мы провели диагностику паттерна интернет-зависимого поведения. Тест учиты-
вает системообразующие факторы зависимого поведения и имеет, на наш взгляд, вы-
сокий диагностический потенциал.
Сравнительный анализ результатов исследования симптомов интернет-зависи-
мости выявил статистические различия по ряду шкал и надшкальных критериев.
Данные шкалы «Компульсивные симптомы» показывают большую зависимость от
интернета подростков из цифровой школы (10,3 и 8,5; р=0,002). Анализ результа-
тов по шкале «Внутриличностные проблемы и проблемы со здоровьем» говорит
о том, что у подростков из ИКТШ при длительном пользовании интернетом чаще
возникают проблемы, как с физическим, так и психическим здоровьем. Выявлены
различия по показателю «Общий уровень склонности», свидетельствующему о бо-
лее высоком уровне склонностей интернет зависимого поведения у школьников
из ИКТШ (52 и 43,9, при р=0,000).
Таким образом, вынужденное отвлечение от Интернета у подростков из школы с
цифровой образовательной средой вызывает беспокойство и раздражение.
Также выявлена тенденция о различиях по шкале «Управление временем», то есть
подростки из ИКТШ менее склонны контролировать свое время провождения в ин-
тернете, чем школьники из ТШ (9,2 и 7,9; р=0,057), а это может привести к различным
осложнениям: недосыпание, нарушение питания, чувство усталости и т.д. По другим
шкалам статистически значимых различий не выявлено.
Сравнительный анализ отношения к обучению у школьников (методика А.М. При-
хожан) свидетельствует о различиях в показателях мотивации учения у школьников из
разных образовательных сред (см. табл. 1).
Выявлены статистически значимые различия на высоком уровне значимости
(р>0,001) в показателях мотивационных и эмоциональных компонентов обучения в
двух выборках школьников. А именно: у учащихся из ТШ обнаружен более высокий
уровень познавательной активности, мотивации достижения. Что касается эмоцио-
нального состояния, то значения показателей гнева выше у школьников из ИКТШ (22
и 16; при р=0,000), а показатели шкалы «тревожности», напротив, выше у детей из ТШ
(22 и 17; при р=0,000).
Таким образом, в целом по выборке у подростков из ОУ отмечена повышенная
эмоциональность на уроке, т.е. их учебная деятельность окрашена эмоциональными
переживаниями; у школьников из цифровой школы отмечены диффузное эмоцио-
нальное отношение к обучению при фрустрированности значимых потребностей. У
этих подростков стремление к обучению зависит от настроения. Такое отношение мо-
жет стать помехой для благополучного обучения и достижения успешности.
Такое специфическое отношение к учебной деятельности может быть «компенси-
ровано» влиянием фактора детско-родительских отношений и учета социального одо-
брения (родителями, педагогами, одноклассниками).
Обсуждение результатов
Полученные нами данные согласуются с мнением С.Ю. Капустиной, А.В. Кравцо-
ва согласно которому, для учащихся с вышеприведенным мотивационным профилем
важным стимулом к учению оказались, помимо индивидуально-личностных (внутрен-
Perspectives of Science & Education. 2021, Vol. 53, No. 5
330
них), еще и внешние (социальные) факторы: внешнее одобрение, признание успехов
со стороны родителей. Они учатся, прежде всего, ради похвалы, признания, поощ-
рения при значимости наказания, порицания за учебные неудачи. «Обучение таких
учащихся, как правило, носит характер «дрессировки». Они могут хорошо справляться
с типовыми заданиями, но затрудняются при выполнении заданий творческого харак-
тера, так как боятся ошибиться и тем самым вызвать неудовольствие родителей или
педагогов» [21, с. 3]
Кроме того, в отличие от результатов, полученных С. Водяха с соавт. о том, что
школьники, применяющие ИКТ в обучении, демонстрируют более развитый уровень
непроизвольного внимания [11], в нашем исследовании оказалось, что и в произволь-
ном внимании преимущество в проявлении его характеристик на стороне ИКТ.
В связи с этим, системные исследования социально-психологических, нейро- и
дифференциально-психофизиологических факторов, влияющих на эффективность ин-
формационно-коммуникационных образовательных технологий, актуальны и нужда-
ются в обосновании.
Выводы
Таким образом, проведенный сравнительный анализ позволяет сделать ряд выводов.
1. Для школьников из цифровой образовательной среды (ИКТШ) характерны: труд-
ности в понимании аналогий между абстрактными понятиями; повышенный уровень
умственной работоспособности, устойчивости и переключаемости внимания; боль-
шая эмоциональная зависимость от интернета и, как следствие - проблемы с физи-
ческим и психическим здоровьем. В учебной деятельности они проявляют меньшую
тревожность. Ведущими мотивами обучения являются социальное одобрение и бо-
язнь наказания.
2. У школьников из традиционной образовательной среды (ТШ) выше уровень ло-
гического мышления; уровень умственной утомляемости. В учебной деятельности они
более тревожны и эмоциональны. При этом, у них менее выражена эмоциональная
интернет-зависимость. Для многих интернет выступает как средство поиска нужной
информации в познавательных целях и общения с друзьями.
3. Таким образом, результаты данного исследования позволяют говорить о влия-
нии образовательной среды на некоторые когнитивные функции и личностные осо-
бенности школьников, а именно: логическое мышление, умственная работоспособ-
ность, распределение и переключаемость внимания, мотивацию учения.
4. Ввиду того, что обе школы не проводят при приеме специального отбора по спо-
собностям, склонностям и другим показателям, можно утверждать, что полученные дан-
ные уровня интернет зависимого поведения, также можно отнести к влиянию среды.
Заключение
Исходя из полученных данных, следует особое внимание обращать на индивиду-
альные склонности и способности детей в целях обеспечения большей эффективности
образовательной системы и безопасности подрастающего поколения. В дальнейшем
необходимо проведение масштабного исследования влияния информационных тех-
нологий и шире – всей цифровизации на детей в ряде субъектов РФ.
Перспективы Науки и Образования. 2021. 5 (53)
331
Финансирование
Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РФФИ 19-29-14177 мк «Ди-
намика нейрокогнитивного, эмоционального и личностного развития подростков в ус-
ловиях системной цифровизации школьного образования».
ЛИТЕРАТУРА
1. Леонович Е.Г., Барышева О.Б. Цифровая эпоха образования: почему смартфоны не враги учебников //
Научный журнал. Инженерные системы и сооружения. 2020. Т. 2. № 1(39). С. 88-94.
2. Урусова Л.Х. Преимущества и недостатки использования средств информационно-коммуникационных
технологий в процессе современного образования // Alma Mater (Вестник Высшей Школы). 2020. № 4. С. 94-96.
3. Van Deventer S.S., White J.A. Expert behavior in children’s video game play. Simulation & Gaming. 2002. Vol. 33 (1).
pp. 28-48. DOI: 10.1177/1046878102033001002
4. Tarpley T. Children, the Internet, and other new technologies // Handbook of Children and the Media. Thousands
Oaks. CA: Sage Publications, 2001. P. 547-556.
5. DeBell M., Chapman C, Computer and Internet use by students in 2003. Washington DC: National Center for
Education Statistics. U.S. Dept. of Education. Institute of Education Sciences, 2006, 62 p.
6. Fish A.M., Li X., McCarrick K., et al. Early childhood computer experience and cognitive development among urban lowincome
preschoolers // Journal of Educational Computing Research, 2008. Vol. 38 (1). P. 97-113, DOI: 10.2190/EC.38.1.e
7. Mills K.L. Possible effects of Internet use on cognitive development in adolescence // Media and Communication,
2016. Vol. 4 (3). P. 4-12, DOI: 10.17645/mac.v4i3.516
8. Абраменкова В.В. Цифровизация воспитания как угроза безопасному развитию детства. Психологическая
газета. URL: https://psy.su/feed/9194/?utm_campaign=news&utm_medium=mail&utm_source=Психологи%0Aп
одписчики&utm_content=
9. Вербицкий А.А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы // Электронный научно-
публицистический журнал "Homo Cyberus" 2019. №1 (6). URL: http://journal.homocyberus.ru/Verbitskiy_
AA_1_2019
10. Занина Л. В., Ли Н. Психолого-педагогические особенности формирования познавательной самооценки
младших школьников в условиях цифровизации // Совершенствование профессиональных умений и
навыков в условиях педагогической практики: материалы Всероссийской научно-практической конференции:
приурочена к 45-летию образования факультета начальных классов, 2019. С. 194–198.
11. Водяха С.А., Водяха Ю.Е., Минюрова С.А. Особенности структуры интеллекта младших школьников,
обучаемых посредством гаджетов // Педагогическое образование в России. 2019. № 7. С. 133-140. http://elar.
uspu.ru/bitstream/uspu/12776/1/povr-2019-07-18.pdf
12. Cain M. S., Leonard J. A., Gabrieli J. D., Finn A. S. Media multitasking in adolescence // Psychonomic bulletin &
review, 2016. vol. 23, no. 6, 1932–1941. DOI: 10.3758/s13423-016-1036-3
13. Елшанский С.П. Когнитивные механизмы школьников в условиях цифровизации // Гуманитарные
исследования. Педагогика и психология, 2020. № 1. C. 97–106 https://cyberleninka.ru/article/n/kognitivnyemehanizmy-
shkolnikov-v-usloviyah-tsifrovizatsii
14. Максименко М.Ю., Шаль Л.Г. Развитие когнитивных процессов у детей младшего школьного возраста с
разными типами онтогенеза, Коррекционный курс // Аутизм и нарушения развития, 2017. Т. 15. № 1. С. 60-
67. DOI: 10.17759/autdd.2017150107
15. Кабардов М.К., Жамбеева З.З., Москвитина О.А. (2020). Особенности когнитивной и эмоционально-
личностной сферы учеников профильных 7-х классов общеобразовательной школы // Педагогика, 2020. №
1. С. 58-67.
16. Москвитина О.А., Жамбеева З.З., Кабардов М.К., Особенности совладающего поведения младших
подростков с разной выраженностью интернет-зависимости в трудной учебной ситуации // Герценовские
чтения: психологические исследования в образовании. 2020 Выпуск 3. С. 475-483. DOI: 10.33910/
herzenpsyconf-2020-3-49
17. Гальченко А.С., Григорьев П.Е., Поскотинова Л.В. Взаимосвязь интернет-зависимости с когнитивно-стилевыми
особенностями обучающихся // Вестник Мининского университета, 2020. Т. 8. №3. С.7. DOI: 10.26795/2307-
1281-2020-8-3-7.
18. Krivonogova O, Krivonogova E, Poskotinova L. Heart Rate Variability, Time Estimation and Internet-Dependent
Behaviour in 16-17-Year-Old Adolescents: A Study in Russian Arctic. Life (Basel). 2021, Vol. 11(6), p. 497. DOI:
10.3390/life11060497.
Perspectives of Science & Education. 2021, Vol. 53, No. 5
332
19. Гут Ю.Н. Проблема влияния современных образовательных технологий на развитие когнитивных функций и
личностных особенностей школьников / Сборник научных трудов 7-й Международной молодежной научной
конференции «Юность и знания - гарантия успеха - 2020»: в 3 томах. 2020. ЮЗГУ (Курск). Т.1. С. 299-301.
20. Moskvitina O.A. School Of The Future: View Of The "Digital Natives" Of The Present. 1120-1128. DOI: 10.15405/
epsbs.2021.05.150.
21. Капустина С.Ю., Кравцов А.В. Анализ эмоционального отношения к учению при обучении одаренных детей
естественно-научным дисциплинам в профильных образовательных учреждениях // Инженерный журнал:
наука и инновации, 2013. Вып. 8. URL: http://engjournal.ru/catalog/pedagogika/hidden/904.html
REFERENCES
1. Leonovich E. G., Barysheva O. B. The digital era of education: why smartphones are not the enemies of textbooks.
Scientific Journal. Engineering systems and structures, 2020, vol. 2, no. 1(39), pp. 88-94. (in Russian)
2. Urusova L. H. Advantages and disadvantages of using information and communication technologies in the process
of modern education. Alma Mater (Bulletin of the Higher School), 2020, no. 4, pp. 94-96. (in Russian)
3. Van Deventer S.S., White J.A. Expert behavior in children’s video game play. Simulation & Gaming, 2002, vol. 33, no.
1, pp. 28-48. DOI: 10.1177/1046878102033001002
4. Tarpley T. Children, the Internet, and other new technologies. Handbook of Children and the Media. Thousands
Oaks. CA: Sage Publications, 2001, pp. 547-556.
5. DeBell M., Chapman C, Computer and Internet use by students in 2003. Washington DC: National Center for
Education Statistics. U.S. Dept. of Education. Institute of Education Sciences, 2006, 62 p.
6. Fish A.M., Li X., McCarrick K., et al. Early childhood computer experience and cognitive development among
urban low-income preschoolers. Journal of Educational Computing Research, 2008, vol. 38, no. 1, pp. 97-113. DOI:
doi:10.2190/EC.38.1.e
7. Mills K.L. Possible effects of Internet use on cognitive development in adolescence. Media and Communication,
2016, vol. 4 (3), pp. 4-12. DOI: 10.17645/mac.v4i3.516
8. Abramenkova V. V. Digitalization of education as a threat to the safe development of childhood. Psychological
Newspaper. Available at: https://psy.su/feed/9194/?utm_campaign=news&utm_medium=mail&utm_source=Psyc
hologists%0Subscribers&utm_content= (accessed 7 August 2021). (in Russian).
9. Verbitsky A. A. Digital learning: problems, risks and prospects. Electronic scientific journal "Homo Cyberus", 2019.
no. 1 (6). Available at: http://journal.homocyberus.ru/Verbitskiy_AA_1_2019 (accessed 7 August 2021) (in Russian).
10. Zanina L. V., Li N. Psychological and pedagogical features of the formation of cognitive self-esteem of younger
schoolchildren in the conditions of digitalization. Improving professional skills and abilities in the conditions
of pedagogical practice: materials of the All-Russian scientific and practical conference: dedicated to the 45th
anniversary of the formation of the Faculty of primary Classes, 2019. pp. 194-198 (in Russian).
11. Vodiha S. A., Vodiha Yu. E., Minyurova S. A. Features of the structure of the intelligence of younger schoolchildren
taught through gadgets. Pedagogical Education In Russia, 2019, no. 7, pp. 133-140. Available at: http://elar.uspu.ru/
bitstream/uspu/12776/1/povr-2019-07-18.pdf (accessed 7 August 2021) (in Russian).
12. Cain M. S., Leonard J. A., Gabrieli J. D., Finn A. S. Media multitasking in adolescence. Psychonomic bulletin & review,
2016, vol. 23, no. 6, 1932–1941. DOI: 10.3758/s13423-016-1036-3
13. Elshansky S.P. Cognitive mechanisms of schoolchildren in the conditions of digitalization. Humanitarian Studies.
Pedagogy and Psychology, 2020, no. 1, pp. 97-106. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/kognitivnyemehanizmy-
shkolnikov-v-usloviyah-tsifrovizatsii (accessed 7 August 2021) (in Russian).
14. Maksimenko M.Yu., Shal L.G. Development of cognitive processes in children of primary school age with different
types of ontogenesis. Correctional course. Autism and developmental disorders, 2017, vol. 15, no. 1, pp. 60-67. DOI:
10.17759/autdd.2017150107 (in Russian).
15. Kabardov M. K., Zhambeeva Z. Z., Moskvitina O. A. Features of the cognitive and emotional-personal sphere of
students of specialized 7th grades of a general education school. Pedagogy, 2020, no. 1, pp. 58-67 (in Russian).
16. Moskvitina O. A., Zhambeeva Z. Z., Kabardov M. K., Features of coping behavior of younger adolescents with
different severity of Internet addiction in a difficult educational situation. Herzen readings: psychological research
in education, 2020, vol. 3, pp. 475-483. DOI: 10.33910/herzenpsyconf-2020-3-49 (in Russian).
17. Galchenko A. S., Grigoriev P. E., Poskotinova L. V. The relationship of Internet addiction with cognitive and stylistic
features of students. Bulletin of Minin University, 2020, vol. 8, no. 3, p. 7. DOI: 10.26795/2307-1281-2020-8-3-7 (in
Russian).
18. Krivonogova O, Krivonogova E, Poskotinova L. Heart Rate Variability, Time Estimation and Internet-Dependent
Behaviour in 16-17-Year-Old Adolescents: A Study in Russian Arctic. Life (Basel), 2021 May 29, vol. 11, no. 6, p. 497.
DOI: 10.3390/life11060497
19. Gut Yu. N. The problem of the influence of modern educational technologies on the development of cognitive
functions and personal characteristics of schoolchildren. Collection of scientific papers of the 7th International
Youth Scientific Conference "Youth and knowledge-a guarantee of success -2020": in 3 volumes, 2020. South State
Перспективы Науки и Образования. 2021. 5 (53)
333
University (Kursk), vol. 1, pp. 299-301 (in Russian).
20. Moskvitina O.A. School Of The Future: View Of The "Digital Natives" Of The Present. 1120-1128. ISCKMC 2020 –
International Scientific Congress «KNOWLEDGE, MAN AND CIVILIZATION». DOI: 10.15405/epsbs.2021.05.150.
21. Kapustina S. Yu., Kravtsov A.V. Analysis of the emotional attitude to teaching when teaching gifted children natural
science disciplines in specialized educational institutions. Engineering Journal: Science and Innovation, 2013, vol. 8.
URL: http://engjournal.ru/catalog/pedagogika/hidden/904.html (in Russian).

http://doi: 10.32744/pse.2021.5.22

Другие публикации автора

Поделиться:

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий.
Icon