Введение. Школа и вся система общего образования пережили три волны изме- нений под влиянием распространения цифровых технологий (ЦТ): компьютеризация, ранней и поздняя информатизация. Сегодня на школу накатывает четвертая волна: цифровая трансформация образования (ЦТО). Эти волны можно рассматривать как
рамках научного проекта No
19-29-14009
~ 23 ~
этапы начавшегося полвека назад процесса обновления образования школы (ЦОШ). ЦТО рассматривается как системное обновление: взаимодействия школы с местным сообществом (родителями, представителями бизнеса, власть предержащими, полити- ками и др.); целей и содержания обучения, его ожидаемых результатов; инструмен- тов, методов и организационных форм образовательной работы.
ЦТО разворачивается в развивающейся цифровой образовательной среде (ЦОС) и характеризуется как переход от традиционного к «умному образованию» (smart education). Цель ЦТО – формирование познавательной самостоятельности, овладение метапредметными компетенциями, полноценное освоение всего предметного материа- ла и личное развитие всех и КАЖДОГО обучаемого [1]. ЦТО – это переход от классно- урочной к персонализировано-результативной организации образовательного процесса, вынесение образовательной работы за стены классных комнат, достижение каждым обучаемым всех предметных, метапредметных и личностных результатов, которые |
предусмотрены требованиями ФГОС. Все эти фундаментальные изменения должны произойти в школе, которая продолжает функционировать, без снижения результатив- ности повседневной учебно-воспитательной работы. Сегодня ЦТО заявлена как оче- редная задача школы, не обращая внимание на то, насколько сложна и масштабна эта работа. Возникает вопрос, насколько российские школы готовы к столь глубоким пе- ременам. Материалы и методы. ЦТО включает в себя синхронизированное глубокое из- менение: образовательной среды (физической и цифровой); используемых педагогиче- ских практик (организации, методов и форм образовательной работы, поддерживаю- щих ее учебно-методических и организационных материалов); повседневного функ- ционирования школы (превращение ее в обучающуюся организацию, которая нацелена на высокие образовательные результаты у каждого обучаемого, на эффективную куль- турно-образовательную работу со всеми членами местного сообщества). Работы по первому направлению выполняют подрядчики школы (строители, по- ставщики учебного оборудования, ЦТ и др.). Главный риск их надлежащего исполне- ния (отсутствие финансирования) не контролируется работниками образования. Работы по остальным направлениям зависят от задела, накопленного в области научно- педагогических исследований и разработок. Главные риски их надлежащего исполне- ния контролируется системой образования. Для определения этих рисков достаточно оценить имеющийся научных задел и прогресс образовательных организаций на пути их цифрового обновления. Результаты исследования. Создание полезной цифровой среды невозможно без тесной работы с конечными пользователями, разработки прототипов, проведения их полевых испытаний, опытного внедрения и др. Однако, такая работа в сфере общего образования не ведется и не планируется. Есть риск, что без устойчиво функциони- рующих моделей «умной школы» и отработанных процедур их распространения ЦТО |
превратится в длительный, дорогостоящий, мало результативный и очень болезненный процесс, который приведет к размыванию школы. Другая проблема – неготовность к трансформационным изменениям школ, которые задержались на ранних этапах ЦОШ (компьютеризации и ранняя информатизация). Результаты мониторинга цифрового об- новления школ, который проводился весной 2021 года, дает основания предполагать, что таких школ в стране большинство. Лишь 1,4% школ устойчиво вышли на этапе поздней информатизации и готовы решать задачи ЦТО. Схожие результаты дает ин- терпретация результатов мониторинга информационно-коммуникационной компетент- ности выпускников основной школы, проводившийся в 2020 году. |
Обсуждение и заключение. Для компенсации описанных рисков необходимо сделать традиционное управление образованием умным, принимающим индивидуаль- ные управленческие решения для каждой образовательной организации. Нужен посто- янно действующий мониторинг цифрового обновления, помогающий каждой школе оперативно управлять своим цифровым обновлением. ЦТО — длительный системный процесс. Чтобы им управлять нужна содержательная, принятая обществом концепция фиксирующая общее видение процесса для согласования усилий по преобразованию взывающей критику действующей системы общего образования в умную систему обра- зования.