№19-29-14009

Организация гибридной интеллектуальной обучающей среды в условиях цифровизации общего образования (на примере математики)

руководитель проекта Сергей Викторович Щербатых
Гибридная интеллектуальная обучающая среда

Сегодня изменяются способы создания и представления, передачи и оценки знаний, личностного развития человека и его компетенций, самоидентификации личности на основе все более широкого использования постоянно развивающихся цифровых и сетевых технологий. 

В связи с этим актуальными являются вопросы управления образовательными системами, которые должны обеспечить в полной мере потребности каждого обучающегося в самообразовании и самоактуализации при освоении сложных знаниевых конструктов, активизировать когнитивные, мотивационные процессы в контексте новой цифровой образовательной парадигмы. 

При этом ключевым фактором обеспечения качественного управления образовательными системами является организация процесса обучения посредством поиска новых, нетривиальных, практически значимых дидактических механизмов, повышающих эффективность, комфортность и объективность оценочных процедур в условиях цифровизации образования. 

Отличительной особенностью является то, что данная предметная область является трудноформализуемой, использующей эвристические и субъективные знания педагогов и экспертов, характеризуется большой степенью неопределенности, случайности, нестабильности, влиянием разнообразных факторов. Вследствие чего построение и использование точных моделей обучения на основе феноменологии, классического математического аппарата зачастую является неэффективным. 

Для решения сложных задач разработки автоматизированых интеллектуальных обучающих систем все больше отечественных и зарубежных авторов используют широкий спектр методов искусственного интеллекта: экспертные системы, искусственные нейронные сети, нечеткую логику, генетические алгоритмы, а также гибридные подходы, основанные на других математических идеях и методах. 

Данные маркеры совершенствования современных обучающих систем задают потребность в новой методологии, основанной на слиянии ведущих инновационных дидактичеких и информационных технологий, на применении последних достижений в науке (фрактальная геометрия, нейронные сети, fuzzy-logic, теория искусственного интеллекта, теория экспертных систем, теория хаоса и катастроф и др.). 

В связи с этим возникла настоятельная необходимость пересмотра классических подходов к проблеме разработки эффективных дидактических механизмов организации процессов представления и инженерии знаний, педагогического контроля и оценки знаний обучающихся в общеобразовательной школе средствами интеллектуальных систем в интерактивных средах. В настоящее время одной из таких новых методологий является фрактальный подход, связанный с идеей количественного и качественного представления и инженерии, анализа и самоанализа сформированности базовых знаний, компетенций и процедур, оценки сложных учебных и познавательных конструктов предметной деятельности обучающихся в общеобразовательной школе. 

В связи с этим проект направлен на решение следующей научной проблемы: каковы теоретико-методологические основы, технологии и дидактические механизмы проектирования и реализации интеллектуальной образовательной среды в системе общего образования на основе гибридности, интерактивности и адаптивности интеллектного управления образовательным процессом (на примере математики)? 

Комплексность и масштабность исследования определяется степенью охвата основных аспектов педагогической проблемы в общем образовании и степенью ее влияния на организацию и инженерию знаний, компетенций и процедур в контексте модернизации и цифровизации образовательных систем. 

В работе будут исследованы следующие составляющие заявленной проблемы: психологическая, педагогическая, математическая, информационная, образовательная, технологическая, а также аспекты, относящиеся к экономике, социологии и др. 

Научная новизна исследования состоит в том, что в проекте впервые будет разработана и внедрена в образовательный процесс школы интерактивная, гибридная, адаптивная интеллектуальная система обучения на основе синергетического и фрактального подходов, использования совокупности методов искусственного интеллекта и компьютерного моделирования, обеспечивающая повышение качества предметного обучения, уровня самоорганизации и самоактуализации обучающихся в освоении способов фрактальной инженерии и иерархичности представления знаний, компетенций и процедур в ходе познавательной деятельности, повышение творческого потенциала и активности, самостоятельности и конкурентоспособности выпускника современной школы, эффективности и результативности образовательного процесса.


  • Математика
  • Математика

Команда проекта
Сергей
Сергей Викторович ЩЕРБАТЫХ
Проректор по учебной работе ФГБОУ ВО "Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина", доктор педагогических наук, профессор
Светлана
Светлана Николаевна ДВОРЯТКИНА
Заведующий кафедрой математики и методики ее преподавания, доктор педагогических наук
Ольга
Ольга Валентиновна ДРУЖИНИНА
главный научный сотрудник Федерального исследовательского центра "Информатика и управление" Российской академии наук, доктор физико-математических наук, профессор
Лариса
Лариса Викторовна ЖУК
Доцент кафедры математики и методики её преподавания ЕГУ им. И.А. Бунина, кандидат педагогических наук
Ирина
Ирина Анатольевна КАРПАЧЁВА
директор института Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина, кандидат педагогических наук, доцент
Ольга
Ольга Николаевна МАСИНА
зав.кафедрой математического моделирования и компьютерных технологий Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина, доктор физико-математических наук, доцент
Вера
Вера Сергеевна МЕРЕНКОВА
директор института психологии и педагогики, кандидат психологических наук, доцент
Алексей
Алексей Алексеевич ПЕТРОВ
преподаватель кафедры математического моделирования и компьютерных технологий Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина, кандидат технических наук
Евгений
Евгений Иванович СМИРНОВ
Заведующий кафедрой математического анализа, теории и методики обучения математике Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д.Ушинского, профессор, доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук, академик РАЕН

Организация
Поделиться:

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий.
Icon