Аналитика данных становится новым инструментом для преобразования образования на основе принципа персонализации, для повышения эффективности образовательной системы и управления системами образования на разных уровнях.
Образовательная политика начинает строиться на образовательной аналитике. Можно говорить о новых аналитико-управленческих методах, это:
- прогноз развития на основе комбинации известных данных;
- метод выявления структуры и кластеризация;
- сетевой анализ.
Отсутствие систематизированных методологических подходов и технологий анализа образовательных данных не позволяет разработать компетентностно-ориентированные программы повышения квалификации педагогов и затрудняет реализацию федеральных проектов «Цифровая школа» и «Учитель будущего» Национального проекта «Образование» в связи с недостаточностью кадрового потенциала, компетентного в вопросах анализа и интерпретации образовательных данных в общеобразовательной практике, управления образованием на основании данных.
На основе междисциплинарности исследования (инженерно-технологической, психолого-педагогической, организационно-управленческой предметных областях исследований) будут решены важнейшие фундаментальные задачи, имеющие практическое значение. Будут разработаны методология и технологии анализа и интерпретации данных об образовании и детском развитии, структурированные по направлениям:
- анализ и интерпретация данных для прогнозирования успеваемости школьников, индивидуального образовательного прогресса;
- анализ и интерпретация данных о когнитивных, личностных особенностях детей, об особенностях мотивационного выбора профилей обучения для проектирования контента электронных образовательных сред и индивидуальных образовательных маршрутов;
- анализ и интерпретация данных о качестве образования по результатам итоговой аттестации школьников, ВПР, Всероссийской олимпиады школьников, международных исследований качества образования для разработки организационно-педагогических решений, управленческих решений о повышения качества образования, для доказательной образовательной политики;
На основе разработанной методологии и технологии анализа и интерпретации образовательных данных будут разработаны методологические принципы проектирования компетентностно-ориентированных программ повышения квалификации педагогов и руководителей общеобразовательных организаций в логике «Педагогика, основанная на данных» и «Управление образованием на основании данных», что создаст условия для развития в системе общего образования массовой практики и компетентности анализа и интерпретации данных в образовании, использования цифровых сервисов анализа образовательных данных для выработки организационно-педагогических и управленческих решений в образовании.
Затем будут проанализированы мониторинговые показатели системы общего образования, ее организационно-правовые основы и статистический инструментарий, сформулированы проектные предложения по модернизации методологической и организационно-правовой базы мониторингов общего образования ОО-1 и ОО-2, сформулированы проектные предложения по развитию цифровых сервисов аналитических данных по мониторинговым показателям системы общего образования.
В исследовании будут использованы аналитико-статистические методы анализа интеллектуальных обучающих систем (intelligent tutoring system), методы in-memory-аналитики в исследовании «цифровых следов» в ЭОС, методы прогнозирования, классификации (data mining), метод анализа структуры (structure discovery), методы модельного анализа и перевода данных для принятия решений о повышении качества образования.