Проект направлен на фундаментальное исследование процесса чтения учебного текста в цифровой образовательной среде.
Цифровизация школ и массовое внедрение электронных образовательных ресурсов, значительная часть которых имеет текстовую природу, делает необходимым объективное исследование того, как школьники читают с экрана, какие свойства текста на это влияют и насколько оправданы опасения о преимущественно просмотровом, неглубоком цифровом чтении.
Проект предполагает проведение серии экспериментальных процедур, направленных на комплексное изучение стратегий и паттернов цифрового чтения и выявление лингвистических и паралингвистических параметров цифрового учебного текста, значимым образом влияющих на его восприятие и понимание.
Впервые для этих целей исследование будет проводиться на выборке российских учащихся средней и старшей школы.
Привлечение широкого круга методов лингвистики и семиотики, психологии, нейропсихологии, психометрики и учебной аналитики, включая статистический анализ веб-данных и данных айтрекинга, обеспечивает междисциплинарность и новизну проекта.
В результате проекта будет составлена карта стратегий чтения цифрового текста в зависимости от типа установки, лингвистических параметров читабельности текста, наличия и качества визуального компонента, верстки и веб-дизайна, индивидуальных психофизических качеств читателя.
Эти результаты лягут в основу рекомендаций по созданию цифровых образовательных ресурсов нового поколения, а также станут основанием для разработки подходов к обучению школьников цифровому чтению и оценке читательской компетенции в цифровой среде.