№19-29-14148

Текст в цифровой образовательной среде: исследование стратегий чтения и параметров, влияющих на качество цифрового чтения российскими школьниками

руководитель проекта Мария Юрьевна Лебедева
Особенности восприятия цифрового текста

Проект направлен на фундаментальное исследование процесса чтения учебного текста в цифровой образовательной среде. 

Цифровизация школ и массовое внедрение электронных образовательных ресурсов, значительная часть которых имеет текстовую природу, делает необходимым объективное исследование того, как школьники читают с экрана, какие свойства текста на это влияют и насколько оправданы опасения о преимущественно просмотровом, неглубоком цифровом чтении. 

Проект предполагает проведение серии экспериментальных процедур, направленных на комплексное изучение стратегий и паттернов цифрового чтения и выявление лингвистических и паралингвистических параметров цифрового учебного текста, значимым образом влияющих на его восприятие и понимание. 

Впервые для этих целей исследование будет проводиться на выборке российских учащихся средней и старшей школы. 

Привлечение широкого круга методов лингвистики и семиотики, психологии, нейропсихологии, психометрики и учебной аналитики, включая статистический анализ веб-данных и данных айтрекинга, обеспечивает междисциплинарность и новизну проекта. 

В результате проекта будет составлена карта стратегий чтения цифрового текста в зависимости от типа установки, лингвистических параметров читабельности текста, наличия и качества визуального компонента, верстки и веб-дизайна, индивидуальных психофизических качеств читателя. 

Эти результаты лягут в основу рекомендаций по созданию цифровых образовательных ресурсов нового поколения, а также станут основанием для разработки подходов к обучению школьников цифровому чтению и оценке читательской компетенции в цифровой среде.


  • Филологи и лингвисты
  • Русский язык и литература в контексте цифровой трансформации образования

Команда проекта
Мария
Мария Юрьевна ЛЕБЕДЕВА
ведущий научный сотрудник Лаборатории когнитивных и лингвистических исследований Института Пушкина
Ольга
Ольга Федоровна КУПРЕЩЕНКО
младший научный сотрудник лаборатории когнитивных и лингвистических исследований Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина

Организация
Поделиться:

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий.
Icon