Современный мир находится на этапе складывания новой международной системы разделения труда (далее – СРТ). Важность включения государства в СРТ на достойных позициях неоднократно подчеркивается в ходе выступлений первых лиц и подтверждается такими инициативами и программами, как НТИ, создание НОЦ мирового уровня, проект «Топ 5-100», национальные проект «Образование» и др.
Изменения в системах деятельности (бизнес, наука, социум) под воздействием сквозных тенденций цифровизации, глобализации и антрепренизации определяют качественно новый запрос к системе образования – переход с процессов трансляции информации к процессам формирования «мягких» и «цифровых» навыков, а также предпринимательского мышления как способности к инновационной деятельности (т.е. готовности и способности создавать новые нормы и продукты в неопределенности). Это востребует переосмысления процессов, организационных структур, позиций и инфраструктур, сложившихся в системе образования как на теоретическом, так и на практико-методическом уровне. При этом школы демонстрируют неготовность к изменениям как с точки зрения процессов, так и с точки зрения контента, методик, технологий.
Обозначенная проблемная ситуация утверждает три направления (и ожидаемых результата) работы:
- определение корпуса понятий, принципов и объектов, определяющих процесс образования;
- разработку принципиальной модели ЦОС для нового образования (включая описание инструментов, контентного и методического обеспечения);
- исследование влияния цифровой среды и инструментария на человека в процессах образования, обучения и воспитания.
Научная новизна и значимость работы определяется оригинальным применением системно-деятельностного подхода к исследованию и проектированию теоретических объектов и элементов образовательной среды.
Работа носит междисциплинарный характер, и предполагает использование знаний из сфер методологии, педагогики, психологии, IT, экономики, теории управления и др.