Цифровые технологии, выступающие в роли высокотехнологичного средства коммуникации, инструмента развития российского цифрового пространства, способствуют поддержке сотрудничества и творчества, обучению навыкам, необходимым для жизни в оцифрованном мире.
Позиционирование интернета как среды обитания, источника развития, культуры, порождающей новые формы деятельности, ставит перед системой образования новые задачи: формирование основ цифровой грамотности. С принятием государственной программы «Цифровая экономика» в 2017 году понятие «цифровая грамотность» вводится особенно активно. Однако темпы компьютеризации и цифровизации достаточно сильно опережают цифровые умения и навыки основной массы россиян, и сегодня активно поднимается вопрос о повышении цифровой грамотности населения. В особенности это касается школьников как наиболее интенсивных пользователей интернета.
Между обучающимися и взрослыми существует большой «цифровой разрыв». Однако наблюдается противоречие между восприятием молодежи своих цифровых навыков и их способностью перемещаться по безопасному и осмысленному интернет-маршруту. Несмотря на то, что поколение современных школьников определяется как «цифровые аборигены», «сетевое поколение», существует необходимость дополнительного ознакомления их с новыми возможностями и угрозами сетевого пространства.
Школьники нуждаются в дополнительных навыках для удовлетворения своих информационных потребностей и лучшего понимания норм онлайн-среды. За формирование широкого спектра межпредметных образовательных результатов в области информационной и электронной безопасности отвечает школьный курс информатики. Но, к сожалению, если говорить о формировании цифровой грамотности обучающегося, существующие учебно-методические комплексы по информатике не могут в полной мере отразить все ее составляющие.
Уровень значимости предлагаемого исследования определяется высокой степенью актуальности проблемы цифровизации всех сфер деятельности человека и неготовностью участников процесса цифровизации к использованию многообразия ресурсов цифрового пространства и их функционала.
Научная новизна заключается в целостности подхода к пониманию сущности «цифровой грамотности» и её практической интерпретации в условиях трансформации содержания системы общего образования.
Ожидаемые результаты и их значимость. Серия статей, в которых будет сформирована концептуальная модель понятия «цифровая грамотность»; выявлен образовательный потенциал школьного курса информатики в формировании цифровой грамотности обучающихся; разработан учебный материал по теме «Цифра и мы», обладающий междисциплинарным характером (актуален не только в рамках обучения информатике, но и математике, истории, физике, иностранному языку и т.д.) и направленный на формирование мировоззрения учащихся в области цифровизации всех сфер деятельности; разработан учебный материал нового раздела школьного курса информатики «Основы цифровой грамотности и кибербезопасности»; определена актуализация формирования цифровой компетентности учителя информатики. Рукопись монографии, предполагающая описание фундаментального теоретического исследования сущности понятия «цифровая грамотность» с выявлением индикаторов данного понятия и представление этого понятия в виде концептуальной модели.
Практической значимостью будут обладать учебные пособия, отражающие практическую интерпретацию теоретического этапа исследования, позволяющую обеспечить решение задач формирования мировоззрения учащихся в области цифровизации всех сфер деятельности человека для безопасного и продуктивного интернет-взаимодействия.