Веб-мастерская 3. Личность, расширенная цифровыми средствами

16 октября 2020

13 октября 2020 г. прошла третья веб-мастерская из цикла «Цифровая трансформация школы».

Веб-мастерская «Личность, расширенная цифровыми средствами» была посвящена обсуждению второго раздела Хартии цифрового пути российской школы. 

Вели встречу: 

Алексей Львович Семенов, руководитель Программы РФФИ, академик РАН и РАО;

Артем Симонович Соловейчик, главный редактор Издательского дома «Первое сентября», пресс-секретарь программы «Цифровая трансформация школы».

 

В обсуждении участвовали: 

Анастасия Владимировна Микляева, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии человека Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена; руководитель проекта «Эффективные стратегии онлайн-поиска информации детьми и подростками в процессе решения учебных задач: когнитивные и психофизиологические механизмы» программы РФФИ «Цифровая трансформация школы»;

Альберт Рувимович Ефимов, вице-президент, директор управления исследований и инноваций, Группа Сбер.

 

Смотреть веб-мастерскую: 

на YouTube-канале;

на странице в Фейсбуке.

 

Смотреть интервью с Анастасией Владимировной Микляевой.

 

Обсуждаемый раздел Хартии

Личность, расширенная цифровыми средствами

Человеческая цивилизация строится на расширении возможностей биологического человека с развитием технологий. Письмо и книга – яркий примеры. Сегодня личность человека расширена калькулятором, автоматическим переводчиком, доступом ко всемирной паутине и другими цифровыми средствами, необычайно увеличивающими мощность человеческого мозга.
Мы оцениваем подготовку выпускника системы образования по выполнению им трудовых функций как расширенной личности, использующей цифровые средства.
Система образовательных целей, планируемых результатов, стандартов, программ должна адресоваться именно к расширенной личности ученика и учителя.

 

Понятие «расширенная личность» требует обсуждения. Мы к нему привыкаем, отчасти благодаря ученым, в числе которых Л.С. Выготский, который дал нам культуру обсуждения личности, вооруженной разными культурными явлениями… Сейчас мы говорим про цифровые средства. Говорим о них в обстановке, когда школа не очень-то охотно их принимает, если принимает вообще. А если говорить о личности… 

В нашем обыденном представлении сложилась картина, что может быть либо личность, либо цифра. 

 

Алексей Семенов

Термины постепенно устанавливаются, мы к ним привыкаем, используем их. Совсем недавно появился термин «расширенная личность». Термин «расширенный» уже давно зафиксирован. И говорить дальше о личности, о сознании, о расширенном человеке… Может быть, здесь важно подчеркнуть, что речь идет не только о душе, мозге, сознании, но, вероятно и о других сферах, например, о человеке, оснащенном не только информационной реальностью, но и физической реальностью. Это дает новые измерения. 

Требования к выпускникам, сформулированные в стандартах, апеллируют просто к человеку – биологическому существу – или к расширенной личности? Если просто к человеку, то что значит, что он, к примеру, должен уметь читать и писать? Он же не в голове у себя пишет, а использует бумагу, письменные принадлежности. Если он умеет считать, то он считает только в голове или, взяв бумагу, ручку, может произвести некоторое вычисление, которое в уме произвести сложно, но на бумаге – вполне возможно. 

Кому мы даем задание на то, чтобы написать, прочитать, посчитать – просто человеку, у которого ничего нет из цивилизационной оснастки или человеку, у которого что-то есть в руках? Если у него есть в руках бумага и перо, почему у него нет в руках калькулятора, клавиатуры смартфона, на которой он научится писать намного быстрее, чем выводить аккуратно кружочки и палочки?

Это и есть главный парадигмальный сдвиг, который мы предвидим и, может быть, даже хотим ускорить. 

 

Одна из задач Хартии – построить диалог, мостик между учеными и школьными педагогами. Главный страх, который пугает сегодня педагогов – что мы не знаем, кого мы готовим, завтра все будет роботизировано, появятся роботы, и не исключено, что они заменят нас, педагогов. С репродуктивными элементами обучения – прочитать, пересказать детям – роботы, безусловно, смогут справиться.

И когда говорят о личности, расширенной чем-то, то тогда…

Альберт Ефимов

Моя первая мысль: почему личность расширенная, а не дополненная? На мой взгляд, ни о каком расширении личности цифровыми средствами быть не может. Мы только в какой-то момент вида деятельности дополняем различными инструментами в целом – такими, как каменный топор, калькулятор, программа – мы дополняем нашу работу чем-то. До расширения еще века пройдут… 

Мне кажется, что это все же дополнение, поскольку мы дополняем с помощью технических средств те возможности, которые нам уже и так даны. 

«Расширение личности ученика и учителя», как написано в Хартии, – это хорошо, но сейчас с помощью технологий ученик и учитель могут дополнять друг друга. Это и есть то новое, что им приносят технологии. Причем это дополнение может аннулировать, аннигилировать физическое пространство. И это невероятная сила, которая нас всех сближает, превращая весь мир в цифровую деревню.

Я не отношусь к тем людям, которые говорят, что нам всем грозит цифровой дебилизм, если мы будем использовать компьютеры в образовании. Я считаю, всё, что нам помогает выживать эволюционно, – это хорошо. И я, скорее, вижу недостаток правильного использования (мы выдали инструменты, не научив детей, людей ими правильно пользоваться). Правильное использование инструментов – это очень серьезная проблема…

У меня есть личный индикатор успеха человека: его возможности что-то делать в моей небольшой организации. Те начинают кодить или что-то быстро делать, кто владеет 10-пальцевым методом печати. И это напрямую сказывается на том, как люди могут адаптироваться и включаться в процесс. Умение ярко, правильно выразить свои мысли с помощью цифровых средств напрямую коррелирует с тем, как мы владеем инструментом, который у нас есть. 

Возвращаясь к Хартии: расширение или дополнение? Мне кажется, вы эту развилку не прошли. 

 

Анастасия Микляева

Из этих двух вариантов я поддерживаю идею расширения. Мне очень нравится заход, что мы говорим не о расширенном человеке, а именно о личности. Как мы трактуем личность? На самом деле это ключевой вопрос, чтобы потом добавлять к слову эпитеты: расширенная, дополненная, усиленная и т.д. Принципиально понимать, что такое личность. Для меня это человек социальный, человек в своих социальных ролях. И для меня очевидно, что когда мы начинаем использовать цифровые технологии, мы тем самым приобретаем дополнительные социальные роли. В новом, цифровом, пространстве мы получаем новые идентичности. И в этом смысле наша личность в цифровом пространстве действительно расширена. 

В обсуждаемом фрагменте Хартии мне показалось важным: история про личность и про то, что у нее есть некоторые характеристики – расширенные, дополненные и т.д. Когда мы говорим о результатах образования, мы упускаем из вида эталонную модель личности. Личностные результаты образования, которые мы должны построить с помощью цифровых технологий. Если мы начинаем строить эталонную модель, то личность – она же всесторонняя – у нее есть когнитивный потенциал, у нее есть нравственный потенциал, у нее есть всякий разный потенциал. И что происходит с каждым из этих потенциалов? К чему стремиться в цифровом пространстве?

Мы не говорим об имплантации каких-то цифровых технологий в человека. Мы говорим об использовании цифровых технологий как инструментов. Вопрос заключается в том, какие личностные эффекты мы в итоге получаем. 

Результаты наших исследований этого года совершенно четко показывают, что когда мы говорим о когнитивной сфере, то мы наблюдаем потрясающее увеличение скорости обработки информации, но, к сожалению, на фоне снижения качества этой обработки. Получать и накапливать информацию и иметь возможность ее перерабатывать, чтобы возникали инсайты, творческие решения, – это два совершенно разных уровня освоения знаний. Дети, которых мы видим сейчас, – это дети, которые стихийно освоили технологии, их никто этому не учил. Они шикарно справляются с заданиями на поиск. Но если на основе найденной информации нужно сделать какой-то вывод, дети впадают в ступор. Это меня настораживает. Нужно продумать, в этой модели личности, расширенной цифровыми средствами, чему ее нужно научить, какие компетенции сформировать в образовательном процессе.

Зарубежные и отечественные исследования (про мозг в кармане – к вопросу о расширенной личности) все говорят о том, что использование технических устройств повышает скорость обработки информации, но снижают качество. И это только про когнитивную сферу. А если говорить про нравственную?

У меня есть проект о восприятии студентами преподавателя в цифровой среде. Меня очень сильно смущает, что во взаимодействии, опосредованном цифровыми технологиями, многие вещи сохраняются. Современные средства позволяют нам успешно коммуницировать, но теряется нравственная нагрузка, теряется возможность интерпретировать преподавателя в терминах его нравственных характеристик. 

Есть исследования американских, греческих, израильских психологов, которые показывают, что когда мы решаем этические дилеммы в жизни или просто с использованием цифровой технологии, мы по-разному включаемся. Цифровая технология требует особого использования, чтобы мы могли проявить себя именно как носителя особых этических ценностей. 

Эти вопросы все говорят в совокупности, что нужен портрет этой самой расширенной (или как мы решим) личности, к которой мы стремимся как к эталонной в этом образовательном процессе.

 

Алексей Семенов

Школа отгорожена от всего остального мира и продолжает учить ребенка читать, писать, считать, дает ему исторические даты, выучивать столицы основных государств мира… И получаем тот же самый результат. Но это не совсем так. И 50, 100 лет назад образование происходило не только внутри школы. 

Можно оставить все как есть: учим как раньше, а цифра остается снаружи. Но это не так. Вне школы дети цифру используют постоянно, используют не критически, не аналитически, не системно, а школа это игнорирует, то получается так: школа все дальше и дальше от жизни, а в жизни они учатся плохо, и не тому, и не так. И поэтому возникает новая парадигма. 

Навыки критического или системного мышления резко упали. Это проваливается. Школе нужно срочно браться за это. Нужно принести цифровые гаджеты в школу, чтобы школа детей этому учила. Она просто обязана это сделать. Поскольку вне школы учат не тому. Это еще один мощный аргумент в пользу того, что школа не может оставаться стеной по отношению к цифровому миру. 

 

Альберт Ефимов

Мне все время казалось, что мы говорим о дополнении образования цифровыми технологиями. 

Понятие нравственности из Хартии ушло. Как бы мы ни называли личность – расширенной, дополненной – совершенно точно, что личность должна быть расширена и дополнена нравственностью. 

 

Есть страх, что с технологиями мы теряем личность, человека. 

Альберт Ефимов

Самый частый вопрос, который задают журналисты робототехникам, – заменят ли роботы человека, правда, что роботы отнимут у всех работу?

Наиболее релевантный ответ для нашей дискуссии, что роботы никогда не заменят воспитателя детского сада. Им требуются два качества, которые еще веками не будут недоступны ни одной электронно-вычислительной машине или роботу. Это невероятная креативность, чтоб держать всех малышей вместе, и невероятное физическое проворство, ловкость, манипуляция, чтоб следить за безопасностью этих малышей. Века еще пройдут, прежде чем у нас появятся роботы-няньки.

Всегда есть опасность, что технологии кого-то заменят. В конце концов роботы действительно смогут делать всё. Компьютеры смогут ответить на любой вопрос, даже на вопрос о смысле бытия, Вселенной… Останется только одно. То, что человек – это то, что не сможет сделать компьютер никогда, только человек может заставить другого человека делать то, что ему не нравится. Например, иногда ученикам в школе не нравится что-то делать. Им не нравится учить стихи, делать домашние задания или что-то еще. И только человек сможет их заставить что-то сделать. Потому что мы обладаем громадной креативностью, для того чтобы придумывать разные способы мотивации. 

Я часто задумываюсь об этом. И мне кажется, что людям останется только это. 

Искусственный интеллект может нас заставить делать то, что нам нравится. Легко. И только другой человек может заставить нас сделать то, что нам не нравится.

 

Алексей Семенов

Вернусь к вопросу о нравственности. 

Сегодня весь мир прозрачен. Везде стоят камеры, четко, детально записывающие происходящее. Многовековая вера во всевидящее око или метафора нравственного императива, что все где-то фиксируется, ничто не скроешь. Наши дети в такой мир рождаются. Это другая нравственная среда. Религиозная формула стала технологической. 

Есть проблема, на которую школа закрывает глаза. Это проблема решебников, ГДЗ. Учителю проще не замечать эти элементы цифрового мира. Учитель получает решения учеников и не сравнивает их, «не замечает», что дети использовали одни и те же ГДЗ. Этот эффект существовал и раньше, но теперь стал особенно очевидным. И тезис, что все тайное становится явным, становится противоядием от нечестного использования источников, от использования ГДЗ. Если ты заранее понимаешь, что всё то, что ты выполнил не сам, легко выясняется, списывание становится особенно бессмысленным. 

На все это нужно наложить моральный императив, вырастающий из технологического: когда ввели камеры на ЕГЭ, нечестность на ЕГЭ спала, но в некотором смысле и потому, что люди опомнились: надо самому решать все-таки. 

 

 

Цифра, делая мир прозрачным, позволяет нам общаться впрямую, открыто. Нет ли в такой жизни опасности, от которых люди уходят по-другому. 

Общаясь через машину, я часто чувствую себя более защищенным, более подготовленным, более человеком. Тут начинается другое пространство этики. У меня есть дилемма: выяснить все в прямом разговоре с человеком, в его интерпретации, или получить информацию, справку самостоятельно. 

Защищенность – незащищенность. Личность – это центр мира. Технологические средства что делают с нашей личностью?

 

Анастасия Микляева

В цифровом пространстве какая-то другая этика. У меня пока нет четких критериев, которые однозначно бы показали, что такое этика в цифровом пространстве. Работая с детьми и студентами, я поняла, что правила взаимодействия, которых для них работают в обычной жизни, в цифровой среде они не воспринимают как нужные, они не воспринимают как должное.

Есть исследования, которые подтверждают, что есть дети, которые не проявляют никакой агрессии в офлайн-среде, могут быть импульсивны, агрессивны в цифровой среде. Это никак не связано с тем, что они по жизни так себя ведут. Явления кибербуллинга не всегда являются продолжением реального буллинга, они не всегда связаны с реальным отношением людей друг с другом.  

Мне кажется, применительно к развитию Хартии, очень существенны два момента: понять, в чем суть цифровой этики, и понять, какими средствами ее можно формировать. 

Проблемы в школе: мы начинаем учить применению цифровых технологий, используя те методы, которые применяем в офлайн-обучении. Каким-то новым вещам мы начинаем учить по-старому. Эти вещи не работают так. Проблема заключается в том, что мы не знаем, как они работают. Хотелось бы, чтобы выводы методического характера основывались не на чьем-то отдельном мнении, а на доказательной базе научных исследований, которые бы четко объяснили, как там все работает. Мы знаем, что по-другому, чем в офлайне. Вопрос: как? 

 

Альберт Ефимов

Во время пандемии мы поняли (у нас в коллективе взрослые люди, от 20 до 50 лет), что единственный способ для нас выжить – это экспериментирование с разными форматами. Сначала у нас ничего не получалось, мы резко просели по производительности труда. Но потом мы начали экспериментировать и находить для себя большое количество интересных форматов. 

Я не соглашусь с тем, что мы должны основываться на какой-то доказательной науке, педагогике, которая нам говорит, как лучше. Мне кажется, педагогам нужно дать больше свободы экспериментировать с самыми разнообразными форматами. И для этого мы добавляем к ним квалификацию.

Например, роботы в школе. Это любят все: дети, педагоги, школьная администрация. Проблема в том, что единицы преподавателей делают в школе роботов. Все остальные используют робототехнический конструктор. А это смерть педагогики, потому что это не требует большой квалификации от педагога. Чем проще конструктор, тем ниже квалификация педагога. Чем проще преподаватель – тем меньше возможностей для эксперимента. Возможности эксперимента у самих педагогов – это очень важная штука, которой нам не хватает. И, возвращаясь к Хартии, мне кажется, что это должна быть Хартия экспериментов в цифровом образовании. Чем больше мы вовлечем людей в эксперименты, связанные с цифровыми технологиями, тем лучше у нас получится. 

 

Кажется, что простые технологические возможности, которые дают мне большую операциональность, это влияет и на то, что происходит внутри меня как личности. Это так?

Анастасия Микляева

Безусловно, это так. Еще одна задача, связанная с формированием портрета личности, расширенной цифровыми технологиями, – это критерий зрелости этой личности. Это будут критерии, связанное с адаптированностью, но только с адаптированностью не просто в жизни, но и в цифровой среде тоже. Это будут критерии, связанные с саморегуляцией – не только в жизни, но и в цифровой среде. Это будут критерии, связанные с просоциальным поведением… Мы выходим на необходимость моделирования этой личности. Пока мы этого не сделаем, это будет пустой разговор. 

Мне надо это операционализировать. 

 

Когда Вы берете на работу человека, какими свойствами он должен обладать? Что Вы ждете от этого человека? Это связано с его опытом? С его образованием?

Альберт Ефимов

У нас есть три критерия идеального сотрудника. Первое – это невероятное видение, способность генерить это видение, способность видеть дальше, чем другие. Второе – это способность реализовать это видение. Третье – это системность мышления. Возможность охватить и видеть широко. Эти три вещи являются базовыми и фундаментальными. 

Люди, которые работают у нас, совершенно ничего не боятся. Они не боятся ни меня, ни начальство, никого. Если им задать цель, они так и будут идти, пока их не остановят обстоятельства непреодолимой силы. Только это способно сносить все препятствия. Это удивительное свойство: видеть в корпорации людей, у которых нет страха. Они боятся лишь не сделать того, что пообещали. Это единственное, чего они боятся. Это здорово.

 

В школе всё по-другому. В основе многих действий и решений лежит страх. Кажется, что учителя управляют страхом детей…

Анастасия Микляева

В цифровом развитии школы есть вещи, на которые надо реагировать по принципу скорой помощи. С одной стороны, есть перспективные идеи развития, есть то, к чему мы хотим стремиться, а с другой стороны, есть вполне конкретные вещи, которые уже сейчас включены в учебный процесс: академический обман в цифровой среде, буллинг в отношении детей и учителей, смешивание в сознании ребенка реальности физической и реальности виртуальной. 

Есть стратегические задачи развития цифровой школы, но есть вполне конкретные задачи и вопросы, с которыми школа сталкивается прямо сейчас. И конкретно прямо сейчас школе нужны совершенно четкие технологии: как делать так, чтобы дети перестали обманывать, как сделать так, чтобы… Задача скорой помощи явно сейчас вырисовывается. 

 

Алексей Семенов

Помимо перспективных вещей нам нужно научиться отвечать на конкретные вопросы. Например, можно дать совет учителям разрешить детям, которые хотят, писать сочинения на компьютере. Сегодня менее 5 % учителей могут позволить сдать им сочинение, написанное с помощью клавиатуры. 

Воспитание и самовоспитание личности. Культура самооценки и самонаблюдения при помощи гаджетов: цифра не позволяет свернуть с дорожки. Вся история человека, с раннего младенчества, фиксируется. 

 

Ощущение от разговора

Альберт Ефимов

Вся наша история состоит не из учебников, которые пишутся после нашей смерти… Вся наша история состоит ровно из таких разговоров, которые у нас были сегодня вечером. Вся атмосфера, все мысли, которые высказывались, споры – это ровно то, из чего состоит история. Это то, ради чего мы работаем и живем. 

 

Анастасия Микляева

Я сегодня явно почувствовала то, что ощущаю на протяжении всей своей профессиональной жизни. Это то, что у нас не всегда совпадает наш опыт практической работы и те теоретические конструкты, которые мы хотим построить. Мне в своей работе эти вещи хочется сближать. Цифровизация – это точка, где мы можем сблизить теорию и практику. 

 

Алексей Семенов

У меня ощущение, что сегодняшний разговор был «раздерганный». Но, может быть, это и есть самый плодотворный способ, когда каждый слушает собеседника и говорит что-то свое. Не спорит, а расширяет, дополняет другого. Вот это как раз и приведет к тому, что однажды мы более точно сформулируем этот достаточно короткий документ. Я думаю, что был очень продуктивный разговор. 

 

Вопросы и комментарии слушателей веб-мастерской

Расширенная личность? В психологии не принято производить измерения личности. Поскольку личность – это страсти: любовь, ненависть, дружба, вражда, мечты и воспоминания, убеждения и предубеждения, добродушие и злопыхательство, верность и предательство, гордость и стыд. Поэтому можно говорить об обогащении личности детей и взрослых возможностями (в частности, знаниями и умениями) и желаниями применять цифровые устройства.

Виртуальный аккаунт, профиль, даже состоящий из белковых тел, это не личность.

Согласна, мне тоже по слуху режет слова «расширенная»

Я за «дополнение».

Мы получаем ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ роли, а не расширенные.

Про Стива Джобса ...неожиданно)

И не только Вас этот ступор беспокоит)

Ох уж эти «эталоны»... Как же потом простым смертным педагогам тяжко приходится…

Обидно слышать: школа игнорирует...

Обязательно – нравственность

Вот про нравственность – прямо в точку!

Согласна! Обидно! А вот по поводу нравственности это в точку!

Я тоже за нравственность! Бездуховность с увеличением использования цифры растет в прогрессии.

Роботы не заменят воспитателя. Должно быть человеческое общение... Живое. Тактильное...

В школе это можно реализовать на классных часах, проведённых онлайн. Есть и другие формы воспитательной работы: викторины, квесты и т.п.

Игра слов в русском языке: «заставить» уже имеет значение принуждения, «заставить» не может быть «добровольно».

По поводу роботов. Дистант показал, как к этому относятся родители. Живое общение с учителем, который видит, кто из ребят понял новый материал, а кому надо ещё объяснить.

Вау, решебники в инете размещают разве учителя???

Так это учителя нового поколения!

ЕГЭ, по мнению большинства учителей, вообще – зло, и ни о чем свидетельствовать не может!

Ничто не заменит живое общение.

С психологом только живое общение!

Вернулись к тому, с чего начали: научи тому, чего сам не знаешь! А вообще мысль правильная.

Альберт Рувимович, Вы говорите о взрослых образованных людях... Это о переводе на удаленку.

Перевод на дистанционное обучение – тяжелое испытание для детей началки, а для их родителей – вообще стресс ...

И не только для началки! Мои – 8 класс, родители с ужасом ждут решения: дистант или школа...

Для 7-8 класса дистант – это очень тяжелое испытание.

А не превратится ли постепенно личность в робота?! 

На первом занятии я задавала вопрос: кто должен материально обеспечивать 100-процентный переход в «цифровой мир»???

Цифровой мир – это замечательно, но он не должен совсем вытеснить реальность...

Видимо, подобные вопросы в основном задают родители и учителя. Верхи и ученые умы далеки от проблем реализации...

Так, «верхи» нас никогда не слышат… Они же уже в другой реальности живут.

Они просто рассматривают вопросы чисто в теории. Без учета реалий. 

Есть у них такие события: списывают всем классом олимпиаду в вотсапе, помогают друг другу. Один отвлекает учителя, чтобы тот не видел, а другие пишут по телефону.

А для 1-4 класса дистант – вообще нереально!

Современный подход. Мы придумывали особые знаки для общения в «экстренных ситуациях».

Зато в реальной жизни конфеты друг у друга отбирают.

Зато дружные!

Но самое неприятное то, что в этих играх с виртуальностью возникнет третья реальность, в которой человек уже будет не совсем человеком.

Печально, что выдуманная теория потом спускается в реальные школы и с нас, а не с них требуют результаты реализации.

Смелость – может быть... А вот про самостоятельность я бы поспорила.

Да вы хотя бы устраните сложности с оперированием электронными журналами, вот это актуальная проблема!

Ох, коллеги...Электронный журнал тоже уже висит у нас над головой...

Спасибо Вам, Анастасия Владимировна, за понимание и вовлеченность.

Хорошо хоть Анастасия Владимировна нас читает. Благодарю.

Есть единый орфографический режим учреждения. Там прописаны формы написания сочинения... Опять учителя под удар одним словом «разрешите».

Хотелось бы и далее встречаться Анастасией Владимировной. Смело и широко.

Относительно самовоспитания, samsung health уже существует. Давайте создадим аналогичное ему «Мое развитие», «Мой путь к себе» и т.д.

А чем плохое обычное расписание на обычном листе?

Нет. Это ужас. А не новая этика.

Теория и практика работы в школе отличаются... Где Вы видите таких детей?

Единство образования и воспитания. Хартия цифрового пути развития школы при рассмотрении любого вопроса должна это помнить.

Кошмар! О каком страхе Вы говорите? Где он? В школе?

Это не страх! Это те рамки, которые не позволяют скатиться в анархию!

Личность, которая ничего не боится, – самая опасная и страшная, поскольку не боится обидеть других, не боится ошибиться (не хочу встретиться с таким хирургом).

Страх оберегает.

Страх как биосоциальное явление необходимо для сохранности личности, прогнозирует его поведение от ошибок.

Как же все печально и тревожно...

Теория и практика – это разные планеты!

Реформа ЕГЭ?! Это уже интересно!

О какой свободе и личности все говорят....

Рабство!!!

Коллеги! Безусловно, технологии сегодня стали частью нашей жизни. Но они должны помогать педагогу, а не заменять живое общение. Для того, чтобы научить чему-то новому, учитель сам должен учиться.

Целостность личности.

Интересно, а все видят множество неграмотных текстов в СМИ и интернете? Написанных на компьютере?

Безусловно, технологии сегодня стали частью нашей жизни. Но они должны помогать педагогу, а не заменять живое общение. Для того, чтобы научить чему-то новому, учитель сам должен учиться.

Личность и эталон – понятия несовместимые!!!

Спасибо за интересную встречу! Каждое слово весомо.

Интересно и познавательно. Спасибо большое. Есть, о чем задуматься.

Если я не согласна... Это не значит, что все сказанное не интересно!!!

Всё-таки хочу добавить. Воспитание онлайн – это такая же в наше время необходимость, как уроки онлайн. И надо искать новые формы. Что мы сейчас и делаем на практике в своей школе.

Спасибо за интересный вебинар. Очень увлекательно поспорила с экраном, мне понравилось).

Ссылка есть на статью Асмолова? Очень интересно. Тем более что текст Хартии вызывает большие вопросы по части определения личности.

Можно я буду на работу принимать смартфон, а не его носильщика?

Я за «расширенную» личность, против «дополненной».

Вообще-то, расширение личности терминологически очень странно звучит. У меня мои психологи от этой формулировки кровавыми слезами плачут и матом ругаются.

Времена меняются. Психологи тоже должны быть готовы к новым трактовкам явлений и понятий.

Только при условии терминологической выверенности инноваций. Иначе запутаемся в трех соснах.

Может быть у расширенной личности и расширенная нравственность? Следует различать человека и личность.

Какие личностные качества вы видите у гаджетов?

Возможно, у гаджетов есть совестливость, поскольку если их неверно используют, они ломаются.

Цифровые средства расширяют когнитивные возможности личности и меняют среду существования личности. Именно меняют. Это не расширение.

А как в это все вписываются дети с особенностями??? Ведь наши школы для всех ...

Это не я сделал. Это мой двойник!

Зрелая личность и нравственное поведение – не одно и то же.

...И вот этот момент действительно можно рассматривать как расширение личности. Другое поведение. Другой эмоциональный ряд. Другая мотивация. Но это тоже «я».

Кнопки нажимать или по рекам сплавляться – большая разница!

Это не расширение – это обогащение.

Учителя должны быть компетентны в образовательной программе. Школа в течение всей жизни – можно бы и выучить, наконец!

Обсуждаемые проблемы существовали и задолго до цифровой эры, и их решения возможны и до цифровой эры. Иными словами, беспорядок остается беспорядком – автоматизируй его или цифровизируй!

Приятно, что компания обозримо-камерная! Спасибо организаторам.

Поделиться:

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий.
Icon