№19-29-14005

Эффективные стратегии онлайн-поиска информации детьми и подростками в процессе решения учебных задач: когнитивные и психофизиологические механизмы

руководитель проекта Анастасия Владимировна Микляева
Гаджеты, поиск информации и мотивация

Цель проекта состоит в определении когнитивных и психофизиологических механизмов использования эффективных стратегий онлайн-поиска информации детьми и подростками в процессе решения учебных задач. 

Актуальность исследования обусловлена констатируемым отечественными и зарубежными специалистами несоответствием между традиционными способами организации учебной деятельности детей и характеристиками социальной ситуации развития современных детей и подростков, в которой основным источником информации, в том числе учебной, является Интернет. 

В современной науке констатируется дефицит информации о механизмах обучения детей и подростков в условиях цифровизации образовательной среды, в частности, о механизмах эффективного онлайн-поиска учебной информации на разных этапах школьного обучения. Проект предполагает разработку теоретической модели когнитивных и психофизиологических механизмов, определяющих использование детьми и подростками эффективных стратегий онлайн-поиска информации для решения учебных задач. 

Эмпирическая часть исследования будет носить экспериментальный характер: будет разработана процедура экспериментально-диагностического обследования, в рамках которой стратегии онлайн-поиска учебной информации, используемые детьми и подростками, будут изучаться на материале анализа реального решения учебных задач. Для фиксации возрастной специфики когнитивных и физиологических механизмов использования стратегий онлайн-поиска информации предполагается использовать как лонгитюдный метод, так и метод поперечных срезов. 

В результате проведенного исследования предполагается создать верифицированную модель когнитивных и психофизиологических механизмов, лежащих в основе онлайн-поиска информации, реализуемого детьми и подростками с разным опытом цифровой социализации и академической успешности для решения учебных задач, и определяющих эффективность стратегий информационного онлайн-поиска, учитывающую специфику разных этапов школьного обучения и обладающую прогностическим потенциалом, подтвержденным результатами лонгитюдного исследования. 

Полученные данные предполагается опубликовать в виде серии статей в рецензируемых научных изданиях (не менее 9), индексируемых в базах данных РИНЦ, WOS или Scopus, одного учебно-методического пособия, а также представить на ряде научных всероссийских и международных конференций (не менее 13).


  • Когнитивные науки
  • Психология образования в контексте цифровизации

Команда проекта
Анастасия
Анастасия Владимировна МИКЛЯЕВА
доктор психологических наук, профессор кафедры психологии человека Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена
Светлана
Светлана Алексеевна БУРКОВА
Кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии и педагогики семьи института детства
Эльвира
Эльвира Брониславовна ДУНАЕВСКАЯ
доцент, кандидат психологических наук
Артем
Артем Сергеевич ИВАНОВ
Младший научный сотрудник
Светлана
Светлана Николаевна НИКИФОРОВА
Доцент кафедры возрастной психологии и педагогики семьи РГПУ им Герцена
Елена
Елена Ивановна НИКОЛАЕВА
профессор кафедры возрастной психологии и педагогики семьи РГПУ им. А.И. Герцена
Полина
Полина Витальевна РУМЯНЦЕВА
Кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии человека РГПУ им. А.И.Герцена
Ирина
Ирина Владимировна ШИРОКОВА
Аспирант кафедры возрастной психологии и педагогики семьи (РГПУ им. А.И. Герцена)

Организация
Поделиться:

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий.
Icon