Эти комментарии и пояснения ко второму разделу Хартии были даны во время первой веб-мастерской из цикла "Цифровая трансформация школы"
Запись веб-мастерской: https://www.youtube.com/watch?v=xMp60FaAD1s
Отчет о веб-мастерской: https://rffi.1sept.ru/article/100
Павел Сергоманов
У меня возникает вопрос про возможности. Мы еще сами пока не знаем, какие возможности дают нам цифровые средства. В этом разделе Хартии приведены примеры расширенной личности, и они – цивилизационно-форматные. Мы понимаем, что человеческая формация с возникновением письма и книги радикально изменилась. У человека появилась память, у человека появились библиотеки, у человека появилась письменная история. И что-то похожее происходит сейчас – цивилизационный сдвиг. И мы пока еще не понимаем, о каких возможностях идет речь.
Алексей Семенов
Всё, безусловно, так. Но в ходе быстрых изменений уже ясны те или иные расширения личности. Они уже включены в цивилизацию, они уже работают на нас. Сколько-то лет назад мы держали в памяти десятки телефонных номеров. Легко ли найти сегодня человека, который помнит десять номеров? Они есть в памяти, только не в голове у человека, а в памяти телефона. И даже если этот телефон утонет, исчезнет, ничего страшного не произойдет, потому что информация дублируется в облаке. Или, например, сейчас люди считают с помощью калькулятора. Как биологические существа они стали хуже считать в уме. Но как расширенные личности считают лучше, чем это было 50 или 2000 лет назад. Последние десятилетия люди пишут на клавиатуре компьютера. И они пишут грамотнее в среднем, чем люди, писавшие ручкой на бумаге 30 или 50 лет назад. Как расширенные личности они пишут лучше…
И если мы сегодня на уроке иностранного языка не используем автоматический переводчик, не показываем перевод на доске и не просим ребенка этот перевод отредактировать, свидетельствует о том, что мы воспринимаем ребенка не как расширенную личность, а как суженную. Тех личностей детей, на которые ориентируются наши учебники, не существует во взрослой жизни, не существует в жизни ребенка за порогом школы. Когда он выходит за порог школы, он начинает общаться с помощью цифрового устройства. И пишет безграмотные месседжи своим друзьям, потому что школа его не научила писать грамотно.
Это есть повсеместно, везде, кроме школы. Школа отгорожена от этого бетонным забором, ничто туда не проникает, а должно там быть.
Артем Соловейчик
Очевидно, что если приходит на работу кто-то и говорит: «А я не знаю, где это найти», то для меня это человек, не готовый работать: посмотри в интернете и найди. В реальности мы этим пользуемся, но не нацелены на то, чтобы в школе ребенок был с расширенными возможностями, и не готовим его к жизни.
Павел Сергоманов
Расширение возможностей имеет две части. Первая: это возможности, которые уже известны как расширение. Но их нет в школе, их в школе не используют. И тогда это укладывается в логику подготовки: есть что-то, к чему важно или желательно готовить. И мы готовим ребенка к тому, что уже за окном школьного класса присутствует. А есть еще и пре-адаптация, то, что мы еще не знаем, что произойдет. Мы еще не знаем, какие новые расширения и возможности будут. Такое понимание вытекает из логики пре-адаптации.
Алексей Семенов
Давайте зафиксируем, что в школе нет того, что за окном школы уже есть. И уже это должно прийти в школу. И кроме того, мы должны забежать еще куда-то вперед, пробовать моделировать.
Артем Соловейчик
Многие исследования в рамках Программы заявляют, что такие возможности есть. Они реально показывают, что, например, когда у меня появляется возможность мгновенного поиска, то мои мыслительные операции тоже меняются. Моя уверенность в том, что я делаю, меняется. Моя зона ближайшего развития расширяется. За какой-то простой историей появляются другие стратегии поведения, которые позволят ученику быть успешным.
Мы пока не знаем терминологию, как это описать для учителя и ученика.
Отстаньте уже от детей со своей ЦОС. Дайте им жить, общаться, учиться, развиваться в нормальных условиях, как вы сами выросли, горе-цифровизаторы. Создайте свою школу и проводите там эксперименты над своими детьми, а наших оставьте в покое.
Этот раздел Хартии обсуждался на веб-мастерской 13 октября 2020. Участниками разговора были
Альберт Рувимович Ефимов, вице-президент, директор управления исследований и инноваций, Группа Сбер и
Анастасия Владимировна Микляева, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии человека Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена; руководитель проекта «Эффективные стратегии онлайн-поиска информации детьми и подростками в процессе решения учебных задач: когнитивные и психофизиологические механизмы» программы РФФИ «Цифровая трансформация школы» (https://rffi.1sept.ru/project/19-29-14005)
Смотреть запись веб-мастерской: https://www.youtube.com/watch?v=oBR9fwHzYAg
Читать отчет о веб-мастерской: https://rffi.1sept.ru/article/102
.
Эти комментарии и пояснения ко второму разделу Хартии были даны во время первой веб-мастерской из цикла "Цифровая трансформация школы"
Запись веб-мастерской: https://www.youtube.com/watch?v=xMp60FaAD1s
Отчет о веб-мастерской: https://rffi.1sept.ru/article/100
Павел Сергоманов
У меня возникает вопрос про возможности. Мы еще сами пока не знаем, какие возможности дают нам цифровые средства. В этом разделе Хартии приведены примеры расширенной личности, и они – цивилизационно-форматные. Мы понимаем, что человеческая формация с возникновением письма и книги радикально изменилась. У человека появилась память, у человека появились библиотеки, у человека появилась письменная история. И что-то похожее происходит сейчас – цивилизационный сдвиг. И мы пока еще не понимаем, о каких возможностях идет речь.
Алексей Семенов
Всё, безусловно, так. Но в ходе быстрых изменений уже ясны те или иные расширения личности. Они уже включены в цивилизацию, они уже работают на нас. Сколько-то лет назад мы держали в памяти десятки телефонных номеров. Легко ли найти сегодня человека, который помнит десять номеров? Они есть в памяти, только не в голове у человека, а в памяти телефона. И даже если этот телефон утонет, исчезнет, ничего страшного не произойдет, потому что информация дублируется в облаке. Или, например, сейчас люди считают с помощью калькулятора. Как биологические существа они стали хуже считать в уме. Но как расширенные личности считают лучше, чем это было 50 или 2000 лет назад. Последние десятилетия люди пишут на клавиатуре компьютера. И они пишут грамотнее в среднем, чем люди, писавшие ручкой на бумаге 30 или 50 лет назад. Как расширенные личности они пишут лучше…
И если мы сегодня на уроке иностранного языка не используем автоматический переводчик, не показываем перевод на доске и не просим ребенка этот перевод отредактировать, свидетельствует о том, что мы воспринимаем ребенка не как расширенную личность, а как суженную. Тех личностей детей, на которые ориентируются наши учебники, не существует во взрослой жизни, не существует в жизни ребенка за порогом школы. Когда он выходит за порог школы, он начинает общаться с помощью цифрового устройства. И пишет безграмотные месседжи своим друзьям, потому что школа его не научила писать грамотно.
Это есть повсеместно, везде, кроме школы. Школа отгорожена от этого бетонным забором, ничто туда не проникает, а должно там быть.
Артем Соловейчик
Очевидно, что если приходит на работу кто-то и говорит: «А я не знаю, где это найти», то для меня это человек, не готовый работать: посмотри в интернете и найди. В реальности мы этим пользуемся, но не нацелены на то, чтобы в школе ребенок был с расширенными возможностями, и не готовим его к жизни.
Павел Сергоманов
Расширение возможностей имеет две части. Первая: это возможности, которые уже известны как расширение. Но их нет в школе, их в школе не используют. И тогда это укладывается в логику подготовки: есть что-то, к чему важно или желательно готовить. И мы готовим ребенка к тому, что уже за окном школьного класса присутствует. А есть еще и пре-адаптация, то, что мы еще не знаем, что произойдет. Мы еще не знаем, какие новые расширения и возможности будут. Такое понимание вытекает из логики пре-адаптации.
Алексей Семенов
Давайте зафиксируем, что в школе нет того, что за окном школы уже есть. И уже это должно прийти в школу. И кроме того, мы должны забежать еще куда-то вперед, пробовать моделировать.
Артем Соловейчик
Многие исследования в рамках Программы заявляют, что такие возможности есть. Они реально показывают, что, например, когда у меня появляется возможность мгновенного поиска, то мои мыслительные операции тоже меняются. Моя уверенность в том, что я делаю, меняется. Моя зона ближайшего развития расширяется. За какой-то простой историей появляются другие стратегии поведения, которые позволят ученику быть успешным.
Мы пока не знаем терминологию, как это описать для учителя и ученика.