Веб-мастерская 6. Влияние цифры на содержание образования

07 ноября 2020

3 ноября 2020 г. прошла шестая веб-мастерская из цикла «Цифровая трансформация школы».

Веб-мастерская «Влияние цифры на содержание образования» была посвящена обсуждению пятого раздела Хартии цифрового пути российской школы. 

 

Вели встречу: 

Алексей Львович Семёнов, руководитель Программы РФФИ, академик РАН и РАО;

Артем Симонович Соловейчик, главный редактор Издательского дома «Первое сентября», пресс-секретарь программы «Цифровая трансформация школы».

 

В обсуждении участвовали: 

Игорь Михайлович Реморенко, ректор Московского городского педагогического университета, доктор педагогических наук, доцент, почётный работник общего образования;

Антон Алексеевич Скулачёв, учитель литературы гимназии 1514, председатель Гильдии словесников, член Совета по русскому языку при Президенте РФ, участник проекта «Предметная область “литература” и цифровизация школьного образования: от аналогового мышления к трансмедийному творчеству»

 

Смотреть веб-мастерскую: 

на YouTube-канале,

на странице в Фейсбуке.

Читать статьи и смотреть интервью с Антоном Алексеевичем Скулачёвым. 

 

Обсуждаемый раздел Хартии

Содержание образования

Ученик самостоятельно открывает факты, строит законы природы, изобретает процедуры и алгоритмы. Знаниями, умениями и навыками будет обладать его расширенная личность, сократится многократно время на «заучивание» и «отработку». Выстраивается система приоритетов: личностных, метапредметных и предметных результатов образования.
Для жизни и самореализации ребенку нужны преадаптивность, большие идеи, методология поиска и применения знания и способа действия, ориентирующие его в мире. Все это он открывает самостоятельно, с нашей помощью, использует в новых контекстах и осознает, как ценность своей расширенной личности. Школа воспитывает системное мышление, универсальные и цифровые навыки для XXI века, помогает ребенку выбирать то, что ему по вкусу: письмо острым пером, программирование или акробатику.

 

О содержании образования

Игорь Реморенко

Мне показался наиболее спорным вопрос о сближении родителей и детей с помощью цифровых технологий…

Что касается содержания образования, самый первый посыл о том, что цифра действительно помогает ребенку открывать знания, становиться их изобретателем. С точки зрения бытового наблюдения и даже со стороны университетских преподавателей, это кажется не совсем корректным…

Один из наших преподавателей выдвинул тезис «цифровой аскезы». Представьте себе, он разработал лекцию, хочет охватить определенную закономерность развития физических процессов с привлечением исторического материала. Как происходил дискурс в физике, и каким образом эти законы появлялись. Он излагает этот материал, хронологически, в исторической последовательности. И в какой-то момент допускает ошибку, упоминает не 1914-й год, а 1912-й. Один из студентов, находящихся в аудитории, тут же нагугливает и указывает на ошибку. Сути ошибка в датах не нарушила, но возможность нагуглить испортила всю логику. Она тотчас же поставила под сомнение содержание лекции из-за этого небольшого нарушения. И в этом смысле помогают ли цифровые технологии открывать или переоткрывать – это некоторый эрзац, все можно посмотреть в интернете, все можно там найти, и все блокирует это нужное интеллектуальное напряжение, чтобы совершить открытие. Это поверхностное рассмотрение. А с другой стороны, если смотреть более глубоко, то вот эта мантра последних месяцев «Никакие дистанционные технологии не заменят учителя»… Что стоит за этой фразой? То, что в последнее время образование очень сильно поляризовалось. В нем есть какие-то куски, которые в самом деле мы должны запомнить на тот случай, если «американцы отключат электричество», – лучше бы их не запоминать, но на всякий случай лучше запомнить – и мы не сможем нагуглить. Какие-то факты – полет Гагарина в космос, или что сила равна массе, умноженной на ускорение – лучше знать, а какие-то можно найти в интернете. Цифровые технологии нам в помощь в плане предоставления информации, но для понимания нам нужна коллективная дискуссия, нам нужны усилия, чтобы совершить определенное интеллектуальное преодоление, чтобы овладеть понятием, освоить понятие, как говорили в развивающем обучении. В освоении понятий Гугл не поможет. 

Дети сами совершают интеллектуальное преодоление. А что это означает применительно к живой педагогической работе? С этим у нас полный завал. У нас с пониманием и без цифровых технологий все грустно. 

У нас гигантское количество содержания образования абсолютно догматично. Оно представлено в том виде, что требует не понимания, а веры: это устроено именно так. Ценность учителя в том, чтобы помочь разобраться: а с чего ради это так?

Говоря о содержании образования, мы говорим о каком-то консенсусном содержании образования, которое закрепляется в культуре, но требует определенного препарирования, определенного переживания. Это очень трудно в подготовке педагогов: как обучить их тому, как что-то переоткрывается? Это требует от студентов – будущих педагогов – гигантской самостоятельной работы. 

Нужны гибкие ходы от учителя. Он должен быть готов остановиться и, вступая в диалог с интересом ребенка, попытаться преобразовать то содержание образования, с которым он имеет дело. Ценность этого преобразования и есть самое главное в образовании, его основная цель. 

В содержании образования остаются рамки, культурные консенсусы, но углубление в этих культурных консенсусах, преобразованиях, может быть чрезвычайно разным в зависимости от ситуации, тех вопросов, которые в каждом конкретном классе сложатся или не сложатся.

 

Антон Скулачёв

Что касается гибкости содержания образования и базовых, ключевых, больших идей. 

В условиях цифровизации содержание образования представляет собой очень жесткое и статичное ядро и максимально размытую периферию. Как мы видим это на примере литературы, какие это имеет последствия?

Какие могут быть базовые идеи? Это какие-то ключевые понятия: автор, герой, сюжет, художественный мир, точка зрения. Наша группа много над этим работала, в том числе и на цифровой платформе, выстраивая содержание образования от этих базовых понятий. Их не может быть много. Но это понятия, вокруг которых выстраивается дальше все содержание. Важно, что каждая из базовых идей идет от мотивации, от личностного смысла содержания для ученика. 

Это принципиально важно в цифре, поскольку мы все – практические учителя – видели, как фатально проседает весь образовательный процесс, например, на дистанте, в цифровой среде, тогда, когда мотивация не простроена. Если нет внутренней мотивации, можно и не начинать обучение. Поэтому важно, что каждая из базовых идей идет от личностного смысла. Автор – ну понятно, я автор текстов, блогов, отношений, своей жизни в конце концов. Герой – я сам герой своей собственной жизни. Мы на цифровой платформе продумывали много заданий, связанных с тем, что ребенок придумывает, каким героем он может стать внутри изучаемого в данный момент литературного произведения. 

Базовая идея рассматривается в содержании образования не только через устоявшийся культурный канон, они дополняются всевозможными современными культурными практиками. И мы дальше с учениками выстраиваем содержание образования от этих современных культурных практик: блоги, лонгриды, публикация для рекомендательного читательского сервиса, когда оказывается, что ученики не заучивают что-то данное им, а становятся авторами рекомендательных сервисов и рекомендуют друг другу книги, которые нужно прочитать – и современные, и классические. Составляют друг для друга бесконечное количество списков, рекомендаций, рецензий. Мы отталкиваемся от современных культурных практик. Современное образование не в праве игнорировать это многообразие культурных практик, которые не сводимы к тому убогому арсеналу практик, которые зачастую предлагает школа, основанная на учебнике. (Ответ на вопрос, сочинение…) 

К чему движется базовая идея, пропущенная в содержании образования через культурные практики и основанная на базовом культурном каноне? Она движется к универсальному применению, к универсальному использованию в любой жизненной ситуации, когда ученик может написать любой текст, в любом жанре, на тему, которая ему интересна, или на тему, которая ему совершенно не интересна, чужда, и может сформулировать ясную личностную позицию. 

Какие возможности здесь дает цифра? Первое: возможность подключения самых разных источников, контекстов (сайты Арзамас, Постнаука, Полка, Национального корпуса русского языка, когда я исследую язык сам, не переписываю правило из учебника, а забиваю в поиск по корпусу какие-то словоформы, анализирую результаты, вывожу правило.) Второе: творчество ученика, причем и цифровое. Когда вся цифровая биография, все написанные им работы, хранятся перед ним в папке, и он видит палитру своих интересов, видит, как эти интересы меняются, и эта папка при желании ученика может быть доступна всем одноклассникам или всему миру. 

И тогда творчество ученика становится абсолютно полноправной частью учебного контента. Такой же полноправной, как правила в учебнике или отрывок из какой-то литературоведческой статьи. Школьники, нередко случается, делают открытия в своих школьных сочинениях. Удачные сочинения школьников входят в учебный контент наравне со статьей Лотмана или Гаспарова. Школьник в прямом смысле становится соавтором содержания образования. Путь от ученика до автора содержания образования может быть очень коротким. 

Цифровизация позволяет сделать содержание образования более человечным и более личностно окрашенным. Цифра антропологизирует содержание образования. Содержание образования становится гибким, пластичным.

 

Содержание образования и учебник

Алексей Семёнов

По Закону об образовании нужно учить по учебнику, за который – за эту бумагу – кто-то заплатил деньги. Но смысл цифровой трансформации в том, что никто не запрещает учителю, кроме этого учебника, использовать огромное многообразие полезных, разумных источников информации во всем мировом пространстве интернете, которые не содержатся внутри учебника. Вопрос о том, как разделить между сухим бумажным учебником и живым, пластичным, многообразным содержанием образования – это вопрос, который мы все время обсуждаем. Следующий вопрос, который задаст учитель: «А где же взять на это время?» Это уже как раз решение и воля учителя, ребенка. А следующий вопрос будет: «Как готовиться к ЕГЭ?» Но мы говорим о том, как должна была бы быть устроена школа и каков путь к этому. Цифровой путь российской школы – это и есть предмет нашего обсуждения. 

 

Артем Соловейчик

У детей есть ощущение, что они изучают что-то в непонятной логике, непонятно что, но им это как-то надо заучить, с этим иметь дело и как-то подойти к ЕГЭ. Учебники, которые есть, пытаются вместить в себя картину мира, и им приходится себя обессмысливать. Чем более базовые вопросы, чем более ключевые темы, тем больше вопрос: «Откуда это взялось? Кто мне это дал? Почему именно это я должен заучить?»

Цифровизация позволяет сделать массово и демократично то, что раньше было доступно единицам.

Наши учебники жестко структурируют содержание образования. И как результат: на ЕГЭ по литературе, если хочешь получить 100 баллов, лучше не писать то, что ты действительно думаешь. За свои собственные мысли и убеждения 100 баллов не получишь. То есть, структурированные учебники требуют и структурированных ответов. Но если я говорю или пишу не то, что думаю, я перестаю быть собой. Я на всю жизнь перестаю быть личностью. 

 

База, периферия, открытия, новые знания

Игорь Реморенко

Есть представление, что для того, чтобы освоить какой-то базовый уровень, есть какой-то основной, базовый набор знаний, которые должен знать каждый. Аксиоматика. Тут нечего переоткрывать. Это нужно просто выучить, запомнить: Волга впадает в Каспийское море. Всё! Точка – это то, что не имеет частей в геометрии. Это нужно действительно запомнить. А все остальное – открытия, новые знания, эксперименты – это уже на «4», на «5». Для отличников. А троечники пусть хотя бы запомнят базу. Мне кажется, что все должно быть с точностью до наоборот. 

Аксиоматика, так называемые базовые знания – они и нуждаются в открытии. База – это то, что нуждается в глубоком понимании, экспериментировании, переоткрытии.

Появляется слой учителей, которые регулярно произносят: «Ребята, а давайте посмотрим, что у нас по поводу этого в интернете». Посмотрели. И дальше восстанавливают контексты. За восстановление контекстов надо ставить отметки. Это должно цениться. Это должно стать ядром, а не те детали, за которые мы часто цепляемся. Они могут быть фоновым элементом.

 

Большие идеи – это то, где нужно позволять сомнения, большие разговоры… Это же не дань инерционности нашего образования? Может из школы выйти человек, у которого структура больших идей отличается от той, которую мы заранее заложим в новое содержание образования? Это переупаковка или возможность изменить отношения содержания образования в образовательном процессе?

Игорь Реморенко

Есть определенная аллюзия с 60-ми годами и с тем, что делалось тогда. И этот виток использования в стандартах разных зарубежных стран (например, в Канаде, Великобритании, Нидерландах, Финляндии, Сингапуре), в нынешней реинкарнации – это реакция на формулировку компетентностной повестки. Содержание образования нужно было переструктурировать таким образом, чтобы вычленить в нем элементы, на которых эти компетентности хорошо формируются. 

Большие идеи – это концентр, с одной стороны, интеллектуальных преодолений в культуре, с другой стороны, инженерных или бытовых приложений этих интеллектуальных преодолений и большие вызовы. 

Это совсем новое. Когда мы говорим, что со школьниками надо обсуждать те вызовы, которые стоят перед всем человечеством, у нас появляются Сириусы, всесезонные лагеря. Начинают кооперировать школьников, которые ходят с идеями и задают правильные вопросы. Может быть, ничего не изобретают, но задают правильные вопросы. Я чувствую у них эту вопросительность, которую никак не могу почувствовать от взрослых, от тех, кто уже окончил школу. А у них она очень живая, эта вопросительность. 

Большие вызовы тоже стали подтягиваться к концепту больших идей на этом новом витке. Для меня это следствие компетентностной интервенции, которое несколько стран сейчас используют. Россия пока этого не делает. 

 

О мотивации

Артем Соловейчик

Сегодня всему можно научиться самостоятельно. Для этого нет никаких препятствий. Всё у нас в руках. Но этого не происходит. Нигде. Даже на Coursera очень маленький процент тех, кто проходит курс до конца. Вдруг выяснилось, что мотивационная часть, человеческая часть огромная даже в этом факте. 

Значит, содержание образования должно обладать сумасшедшим мотивационным элементом, должно быть так предъявлено, с ним должны происходить такие манипуляции – и со стороны учителя, и со стороны ребенка – чтобы в этом сотрудничестве появилось переживание, появилась эмоция. А знания, связанные с эмоцией, обладают магической силой. Потому что дальше я уже сам готов раскручивать спираль моего познания. 

Нам нужно запустить познание. Нам нужно запустить любовь к чтению, чтобы уже потом человеку хотелось читать всю жизнь. 

Содержание образования должно приводить к тому, чтобы человек был жаден до познания в течение всей своей жизни. И само напряжение, усилие по познанию не выбивало бы пробки в моей голове, а, наоборот, делало бы меня дотошным учеником и исследователем.

 

Вопросы и комментарии из чата

Очень полезно.

Артем Симонович, Алексей Львович, спасибо большое за вебинар. Получила много полезной информации. Человеческое общение – это главное. Его не заменить, но цифра имеет место жить.

Очень полезная и своевременная информация.

Здесь все учителя собрались?

Название программы неявно дискриминирует дошкольное образование, нужно какое-то слово для объединения дошколки и школы. Может, «низшее» образование :-)

Дошкольное образование формально в нашу историю не попало.

Формулировка примитивна, её надо доработать.

Многие школьники уже до 8 класса знают многие положения, о которых идет речь, им об этом говорят и воспитатели, и родители, и они сами читают в инете.

Невозможно все доказывать, каждое слово. Аксиоматика и доказательства лучше всего изложены в элементарной математике.

Чтобы самостоятельно открывать, нужно изучить аксиоматику и доказательства в курсе математики.

Хотим ли мы, чтобы будущий хирург сам открыл всю анатомию и круги кровообращения, не полагаясь на предыдущие достижения человечества?..

Писать любой текст на любую тему в любом жанре учили в гимназиях до революции, и весьма успешно.

Простите, уважаемый, а вы в школе работаете? Вы знаете, в какие жесткие условия поставлены учителя в выборе учебников и программ? Вы в какой стране живете?

Докладчик фантазер, далеко от школы.

В современных учебниках математики столько материала, извините, лишнего, что на аксиоматику и доказательства времени просто не хватает.

Жесткие условия хотели ввести, но антимонопольная служба вмешалась, и в ФПУ вернули хорошие учебники.

Учебник должен быть.

Учебник обязательно нужен, он дает пример систематизации получаемых знаний, иначе получатся недоучки и недотепы, не умеющие излагать мысли. Волюнтаризм все погубит, а выступающие за него ратуют. Непонятно, вы разрушаете или создаете.

Одно из следствий полета Гагарина – Интернет.

Беспокоит один момент: в перспективе образование подразумевается для замотивированные детей, оно разделит детей на одарённых и нет.

Хотелось бы узнать об изобретении. Там тоже есть цифры.

Оценку телефон получит?

Если цифра в памяти, значит это переживалось, был эмоциональный отклик. Без этого нет понимания, взаимопонимания. Просто пользоваться устройством-подсказкой – значит пользоваться, не соотнося с этой информацией себя, свои эмоции.

С появлением книг никто книгами личность не расширял!

Как минимум, нужно без мобильника значь, что 9 мая предшествовало 12 апреля.

Предположим, что цифры не стало, интернета нет, что тогда?

Соглашусь, что цифра – это источник информации, далее должно последовать воспроизведение (трансляция) и применение на практике. Считать с экрана – это непродуктивный способ обучения:) Я практикующий учитель и вижу это считывание в погоне за готовым ответом.

А дайте вопрос, на который нет ответа в телефоне.

Цифровизация образования неизбежна, другой аспект – учителя не готовы!

Здравая идея – сделать доступным передовой опыт лучших педагогов всем детям. Только практически – хотя бы лучшие учебники переиздали.

Цифры не станет, книги читать начнут.

Электронный дневник – облегчение для учителей и родителей.

Цифра – инструмент. Она экономит время! Можно дать больший объем информации и обсуждать ее качество.

Для меня, как мамы, был очень удобен электронный дневник. Только я за учителей переживала: сколько им бедным надо было сидеть в интернете и заполнять всё это!

Да, мотивация идет только от человека.

Только эмоция может двигать вперед.

Тесное и человеческое общение было в отсутствии цифры и интернета.

Человек – это главное в образовании, а не машина или цифра.

Когда говорят, что школа – это бетонная коробка, меня это просто убивает. Ведь именно харизма учителя может давать толчок для изучения чего-то нового.

Зум надо дорабатывать.

Цифра – это здорово, это хорошо, но она должна идти рука об руку с другими системами.

Замечательные вебинары. Понятно, что ничего не понятно. Вопросов больше, чем ответов. Очень интересно.

С зумом – да, требуется доработка.

Для проектной деятельности – да!

И без цифры были неплохие специалисты во всех областях в Советское время.

Цифра – это замечательно. Но! Если бы каждое рабочее место учителя было обеспечено оборудованием и качественным интернетом.

Только живое общение даёт эмоции и позитив, только живой человек может доступно объяснить и преподать материал.

Так в том-то и дело, что интернет постоянно вылетает!

О здоровье речь не идет давно…

Спасибо за интересный вебинар, цифровизация необходима в наше время.

Я набираю вслепую и практически наизусть знаю свой учебник, но все равно учебник нужен и общение с педагогом необходимо, и от этого не торопитесь отказываться.

Единственный плюс цифры – это познавательные вебинары.

Новое поколение педагогов, руководствуясь вашими рекомендациями, уже не способно говорить со слушающими учениками.

Огромное спасибо, бессонная ночь обеспечена: надо все переосмыслить и оценить.

У меня в классе компьютер – из дома, ноутбук ношу с собой. Модем свой, оплачиваю сама. Только чтобы идти в ногу со временем. И вы считаете это нормой. Где Москва, а где Россия?!

Интернет-технологии дают пользу, но забирают здоровье. Вы согласны?

Артем Симонович, Алексей Львович, спасибо. Получаю удовольствие от общения с вами.

С цифрой нужно подружиться. Спасибо.

Цифра – это актуально, очень интересно, много возможностей для учителя и для ученика.

Большое спасибо, Артём Симонович, Алексей Львович за замечательную встречу и интереснейший разговор.

В регионах далеко до всего этого. Но это все очень интересно. Хотелось бы это использовать в полной мере.

Благодарю вас за очень интересный вебинар и ваши мнения.

Да здравствует доска имел и человеческое общение!

Современный подход! Цифра заняла своё место в образовании...

Поделиться:

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий.
Icon