Ученик – соавтор образования, расширяющего возможности развития его личности. Он самостоятельно и при поддержке учителя не только повторяет путь человечества, но и открывает законы природы, общества и личности, изобретает методы и алгоритмы, осознает большие идеи – основу для его ориентации в мире. Он осваивает и нарождающиеся культурные практики и участвует в их создании.
Знаниями, умениями и жизненными навыками будет обладать расширенная личность ученика. В будущем многократно сократится необходимость «заучивания» и время, затрачиваемое на достижение ловкости в труде. Готовность к восприятию и созданию нового, самостоятельному поиску и применению знания и способа действия являются основой для творческого развития и преадаптивности личности. Самостоятельно открытые учеником законы и алгоритмы, найденные факты сохраняются им в расширенной развивающейся личности и используются как культурные орудия.
Школа развивает системное и критическое мышление, универсальные действия и цифровые навыки для XXI века, помогает ребенку выбирать и осваивать из сокровища человеческой культуры то, что ему по вкусу, будь то каллиграфия, программирование, акробатика или стихосложение.
3 ноября 2020 г. прошла веб-мастерская "Влияние цифры на содержание образования".
В обсуждении участвовали:
Игорь Михайлович Реморенко, ректор Московского городского педагогического университета, доктор педагогических наук, доцент, почётный работник общего образования;
Антон Алексеевич Скулачёв, учитель литературы гимназии 1514, председатель Гильдии словесников, член Совета по русскому языку при Президенте РФ, участник проекта «Предметная область “литература” и цифровизация школьного образования: от аналогового мышления к трансмедийному творчеству» (https://rffi.1sept.ru/project/19-29-14155).
Смотреть веб-мастерскую: https://www.youtube.com/watch?v=pMRUAsp-pSg
Читать отчет о веб-мастерской: https://rffi.1sept.ru/article/177
Комментарии и пояснения к разделу Хартии "Содержание образования", данные во время первой веб-мастерской из цикла "Цифровая трансформация школы"
Запись веб-мастерской: https://www.youtube.com/watch?v=xMp60FaAD1s
Отчет о веб-мастерской: https://rffi.1sept.ru/article/100
Павел Сергоманов
На новом витке вопрос про самостоятельность детей… Вместе с проникновением цифры в содержание образования трансформируется не только динамика самостоятельности, не только динамика того, что сначала ребенок делал с нашей помощью, а потом сам смог, но еще и области расширенной личности. И, видимо, они будут себя вести по-разному.
Начальная школа: письмо, чтение, счет. Мы понимаем, что письмо, чтение, счет имеют определенную динамику. Сначала мы ребенка обучаем чтению, потом он читает для обучения, а потом он читает для себя, для удовольствия, для жизни, для работы. И эти все три фазы они как-то поменяются. И в этом смысле самостоятельность детская будет выглядеть как-то иначе. Потому что чтение с экрана – это другое, чем чтение на уроке.
Алексей Семенов
Исходные, привычные для нас представления – чтение, письмо и арифметика – на самом деле действительно трансформируются на разных направлениях. Сегодня чтение во многом может быть тоже переложено на расширенную личность. Мобильник может прочитать написанный текст. Хотя пока это не очень удобно, быстрее бывает самому прочитать. Но это будет сказываться. Мы ведь знаем, что десятилетие назад незрячие взрослые и дети потеряли брайлевскую грамотность – из-за того, что уже есть читалки, что писать они могут на клавиатуре. И это, конечно, очень существенная трансформация образования.
Речь в этом пункте Хартии о том, что ребенок может проявить больше самостоятельности, инициативности. Ребенок может сам изобрести счет. Можно помогать ему – в этом роль учителя и школы. Не навязывать ребенку какие-то правила, а дать ему возможность самостоятельно к ним прийти, самостоятельно их открыть. Механические навыки уйдут в компьютер, а большие идеи, представления о мире должны остаться.