Потребности и препятствия кратко о проекте № 19-29-14208

25 апреля 2020 // Владимир Кашицин

Недавно РФФИ принял важное решение – информационно поддерживать в период реализации программы «Цифровая трансформация российской школы» деятельность исследовательских коллективов. Как отметил руководитель программы Алексей Львович Семенов, первый шаг в этом направлении – создание Портала цифровой трансформации школы, который становится «коммуникационной площадкой реализации задачи цифровой трансформации школы, единым гипермедиа-манифестом цифрового образования в цифровом мире».

Мне очень понравилась идея о том, что Портал, как современный инструмент коммуникации, поможет установить нам, исследователям, прямой контакт с педагогами-практиками, проверить разработки непосредственно в школе, получить ясную и объективную оценку «полезности» предлагаемых решений. Надеюсь, на Портале появятся и инструменты, позволяющие непосредственно задавать вопросы и получать ответы от педагогов, руководителей школ.

Хочу кратко представить проект, над которым работает наш коллектив и с учетом сегодняшних вызовов пандемии, с которыми столкнулся весь мир, дать свою оценку появившегося «окна возможностей» для института школы.

Исследование «Анализ потребностей и препятствий цифровизации в системе общего образования» проводится при поддержке Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», предоставившего условия для реализации научного проекта № 19-29-14208 с финансовой поддержкой РФФИ. 

Ключевая цель проекта – на основе анализа происходящих «внутренних» процессов в реальных школах смоделировать прогноз сценариев развития процессов цифровизации для сферы общего образования России. 

Исследование является междисциплинарным, включает в себя методы социологии, педагогики, методологии образования, информационных технологий. Оно основано на применении краудсорсинговых методов для формирования модели «запросов школы» и выявления существенных параметров, которые могут эффективно обеспечить цифровую трансформацию института школы на основе сбора первичных данных по реальным потребностям, пониманию ближайших перспектив и различного характера препятствий с учетом внешних факторов, связанные с реализацией национальных проектов в России. 

С помощью применения статистических методов и кластерного анализа планируется сформировать «облако состояний» школ Российской Федерации, оценить различные формы трансформации происходящих процессов, смоделировать векторы развития общеобразовательных организаций.

Как отмечают современные исследователи, «сегодня школа в России серьезно отстает в динамике технологических изменений от требований времени, естественно, включая формы готовности выпускников к новым экономическим реалиям». 

Во-первых, в массовой школе России до сих пор мало используются на практике активно применяемые в зарубежных школах платформы и образовательные цифровые решения, которые в других сферах деятельности уже стали привычными и доказали свою необходимость.

Во-вторых, педагоги общеобразовательных организаций в своей массе не владеют специфическими методами использования новых технологий для выстраивания индивидуальных линий, подбора учебно-методических комплектов с применением электронных образовательных ресурсов, «включения» мотивации обучающихся с использованием факторов интерактивности, мультимедийности и игровой составляющей при формировании учебных заданий – это явно показал в марте 2020 года «прыжок в дистант» из-за ограничений, введенных в связи с пандемией. 

Ввиду устоявшейся десятилетиями системой многоуровневой подотчетности педагогов, практически не решена задача автоматизация таких трудоемких составляющих их работы, как проверка домашних заданий, «генерация» текущей отчетности, организации мониторинга успеваемости.

И что еще очень важно, сегодня, в условиях катастрофически быстро распространяющейся пандемии, стало совершенно очевидно, что для российской школы необходимы конкретные нормы, механизмы (правовые, финансовые, административные и др.) обеспечивающие право на получение учащимися полноценного образования в цифровой среде, справедливые формы организации работы и оплаты педагогов в новых условиях.

Уже есть и положительный опыт. Его тоже нужно обобщить и транслировать. А главное, осмыслять на методологическом уровне формы онлайн и дистанционного образования. Ясно сформулировать для учителя - чем же это отличается от традиционной формы, что происходит с ребенком, учителем, с содержанием, зафиксировать роль средств и методик и т. д. 

Сложность процесса трансформации состоит в том, что каждая школа и ее образовательная среда по своей природе уникальны, хотя и построены по общим принципам, в связи с чем приложение одних и тех же ресурсов, усилий по цифровой трансформации не дает одинакового или даже близкого эффекта по преобразованию внутренних педагогических процессов в школе. 

Какие же это задачи, что необходимо решить с помощью новых цифровых технологий в одном из первичных, базовых социальных институтов – институте школы?

Среди таких задач можно выделить следующие: 

  • сокращение на порядок потока рекомендательных писем и приказов со всех уровней управления системой образования о предоставлении различного рода отчетности, чтобы педагоги могли большее своё время посвятить профессиональной деятельности, воспитательной работе;
  • затем – обеспечение в полной мере за счет федерального бюджета всех школ современным цифровым оборудованием, электронными образовательными ресурсами и электронными формами учебников;
  • обеспечение по выбору самих педагогов ежегодных возможностей повышения квалификации для освоения современных технологий, и прежде всего – в способах их ежедневного применения в классе.

В рамках формирования системы показателей для определения текущего уровня цифровизации школы сформулировано несколько предположений.

1. Текущий уровень информатизации школы по-прежнему является существенным фактором, определяющим развитие процесса цифровизации. Можно выделить следующие критерии измерения текущего состояния: обеспеченность школ современными информационными ресурсами, уровень профессиональной ИКТ–компетентности педагогов, степень локальной интеграции цифровых технологий в образовательный процесс.

2. В отличие от этапа «компьютеризации» школы, цифровая трансформация требовательна сегодня в большей мере к методическому, организационному и научному обеспечению, профессиональной готовности педагогов к изменениям. 

3. На настоящем этапе изменяются «внешние» по отношению к институту общего образования процессы влияния элементов политики государственных органов, в первую очередь министерства образования (с недавних пор – просвещения).

Основополагающая гипотеза исследования состоит в том, что движущие силы цифровизации формируются несколькими блоками объективных обстоятельств: как «внешних» для условий жизнедеятельности школ, так и «внутренних», определяющих способность школ к переменам.

Важно учитывать, что внешние факторы характеризуют уже достигнутый уровень развития цифровизации всех сфер деятельности общества, начиная с производственной, и поэтому их невозможно контролировать или противостоять им в рамках деятельности конкретной образовательной организации.

В рамках исследования выделены две основные группы возможных параметров, характеризующих эти процессы. 

Цифровизация «сверху» – фактически представляющая собой импульсные реакции государственной машины управления образовательной сферой на важные изменения в мировой системе технологического развития, на которые невозможно закрыть глаза, и «цифровизация снизу» инициативные проекты школ – как ответ на запрос педагогов и родителей. 

На основе выводов работ Булин-Соколовой Е.И. и Асмолова А.Г. нами формируется модель на основании гипотезы о том, что институт школы находится в точке пересечения ряда линий: объективных технологических изменений, инициируемых правительством общенациональных мероприятий и отраслевых программ развития, а также развиваемых учительством методических решений, возникающих в самой школе.

Первая группа «внешних» параметров будет характеризовать ответ института общего образования России на внешние вызовы.

Вторая («внутренние факторы») выделяет именно ожидания и рефлексию, – ситуация, в которой педагогический коллектив становится субъектом процесса цифровизации школы, что во–многом способствует успешности достижения целей трансформации.

Кроме того, выделяется параметр «форс-мажорный», а именно – влияние глобальных по отношению к обществу, государствам явлений природного либо техногенного характера. В качестве конкретного современного примера можно привести фактор возникновения вирусной пандемии, которая обозначила ряд ограничений технического, коммуникационного и психологического характера в российской школе, что однозначно приводит к неизбежному изменению практики организации учебного процесса, а именно – тотальное переключение на применение дистанционных, электронных, внеклассных (домашних) форм обучения и острейшие вопросы равенства возможностей детей, технической доступности для них этого «окна возможностей». 

Сегодня школы перестали быть одинаковыми, они реально во-многом уже отличаются по выстраиванию своих приоритетов и внутренних процессов организации. Для того, чтобы учесть эти разнообразные факторы, явления и происходящие процессы, включая начинающийся переход института образования приоритетно к цифровым формам организации деятельности, принято решение о построении модели, которая бы описывала конечное множество школ в форме пространства «возможных состояний общеобразовательных организаций России» с заданной размерностью и определенной внутренней структурой.

Важнейшей задачей была необходимость разработать подход, который позволит измерить текущее состояние конкретной школы и определить в соответствии со значением ряда параметров некую позицию в пространстве цифровизации. Этот подход стал развитием идей, заложенных в работе Александра Уварова по определению схожих состояний общеобразовательных организаций [Водопьян Г.М., Уваров А.Ю. О построении модели процесса информатизации школы, 2006]. 

Подход разработан с использованием математического аппарата кластеризации – определения облачных образований, состоящих из «позиций» в пространстве состояний школ со схожими или одинаковыми значениями исследуемых параметров. Такие облака школ сформируют «кластеры в пространстве цифровизации». 

Предложенный подход позволяет содержательно интерпретировать полученную кластерную структуру, как основу для фундаментальной модели цифровой трансформации системы общеобразовательных организаций, объективного понимания происходящих процессов и оптимизации возможных сценариев развития «цифровой школы» в России.

Кашицин Владимир Петрович, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории математического общего образования и информатизации, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», советник генерального директора РТЛабс.

Проект

Другие публикации автора

Поделиться:

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий.
Icon