СИСТЕМНАЯ ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: РИСКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА1

01 ноября 2021 // Наталья Большунова

Формулируется проблема психологических и социальных последствий цифровизации образования. Обозначены возможные позитивные и негативные его результаты в развитии личности, интеллекта, саморегуляции, коммуникативных отношений и пр. Представлен обзор исследований, описаны результаты наших исследований: особенностей личности активных и неактивных пользователей сети «Вконтакте» . Сформулировано представление о появлении новой – цифровой – среды наряду с предметной, социальной и социокультурной.

Введение в проблему
Необходимость включения образования в общую концепцию цифровизации
несомненна. Происходит смена технологической парадигмы в промышленности,
в экономике, в быту и даже в сфере искусства. В настоящее время цифровая среда
стала реальностью нашей жизни, и образование должно отвечать на эти вызовы.
В условиях пандемии определенный уровень готовности общества и технологи-
ческого обеспечения, с одной стороны, предоставили возможность не прерывать
обучение школьников и студентов в это сложное время, с другой – вынужденное
введение дистанционного образования актуализировало проблемы его цифровиза-
ции и обострило в философской, психологической, этической и других сферах по-
лемику относительно влияния последствий с появлением цифровой среды на жизнь
человека, его личность, социальные отношения, и характера этих последствий.
Вызывает тревогу, что обсуждение проблемы цифровизации образования зача-
стую сводится к вопросам цифровой компетентности педагогов и учащихся. Это,
несомненно, важный аспект. Однако цифровизация всей жизни человека и особенно
ребенка, начиная с младенчества, может иметь серьезные неблагоприятные послед-
ствия для личности и социума в целом, если будет внедряться поспешно и неумело.
Противников цифровизации нередко пытаются отождествлять с луддитами, од-
нако осторожное отношение к цифровым технологиям психологов, педагогов, фило-
софов, социологов в наше время обусловлено вовсе не страхом перед «технологиче-
ской безработицей». Цифровизация реализуется в создании новой среды обитания
человека: появляется виртуальное пространство жизни, сетевая личность и психи-
ка, интернет-мышление и т. д. Социологи, психологи, культурологи свидетельствуют
о появлении «нового измерения существования социальной коммуникации» [16; 17],
новой цифровой реальности [1], новой среды обитания человека [26]. Оценка влия-
ния этой новой реальности, в которой внезапно оказался человек [11; 29], на лич-
ность, психику, систему отношений между людьми имеет весьма противоречивый
характер: от скорее негативного [26; 27] до в большей мере позитивного [3; 35].
С точки зрения критиков, цифровизация может привести к катастрофическим
изменениям всего образа жизни людей и психики человека. Одним из наиболее
существенных последствий является деонтологизация всего пространства челове-
ческой жизни на субъективном, социальном, образовательном, профессиональном,
культурном уровнях [23; 28], поскольку «присутствие в мире» представлено не лич-
ностным живым переживанием его событий и их осмыслением в личном опыте,
но опосредовано и формализовано теми образами, схемами, которые представлены
в виртуальной реальности, «схеме, извне полученной человеком» [27, с. 242]. Ина-
че говоря, реальность становится ускользающей для человека (особенно ребенка),
виртуальный мир субъективно кажется сверхактивному пользователю более суб-
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ
9
станциональным, чем предметный. Это может привести к гносеологическим ис-
кажениям, к утрате объективности в познании мира, а также к непредсказуемым
изменениям собственно субъективной реальности человека-пользователя. Такая
возможность колоритно обозначена в трилогии Вачовски «Матрица».
Следующая опасность – нарушение суверенитета личности, утрата личной сво-
боды и эрозия границ «Я». Такого рода угрозы были описаны еще в антиутопиях
двадцатого века Дж. Оруэллом, О. Хаксли, Р. Брэдбери и др. гениальными писате-
лями: люди с «промытыми новоязом» мозгами, не знающие своих родителей, обе-
счеловеченные отношения близости. Например, в романе антиутопии Е. Замятина
«Мы», написанном еще в 1924 г., «Благодетель» («смотритель» оцифрованного «ум-
ного» мира) говорит «колеблющемуся» человеку под номером Д-503: «Я спраши-
ваю: о чем люди – с самых пеленок – молились, мечтали, мучились? О том, чтобы
кто-нибудь раз и навсегда сказал им, что такое счастье – и потом приковал их к это-
му счастью на цепь. Что же другое мы теперь делаем, как не это? В этом раю уже не
знают желаний, не знают жалости, не знают любви, там – блаженные с оперирован-
ной фантазией…» [10, c. 170].
Третья угроза – подмена культуры мышления, понимания, переживания техно-
логической памятью, ориентированной на оперирование информацией. Фактиче-
ски это означает, с одной стороны, возможно необратимые изменения в мышлении,
с другой – исчезновение исторической основы личной и социальной памяти и, сле-
довательно, культуры. Именно Мнемозина, как известно, приходится матерью всех
муз. Г. Лосик [19], например, показывает, что отрыв оцифровизированного субъ-
екта-пользователя от реальности обусловливает потерю представлений, связанных
с вариативностью объекта, и утрату аналогового мышления, свойственного именно
человеку. Г. Лосик также полагает, что существует «принципиальная невозмож-
ность передачи через Сеть пользователю в формируемый им образ информации об
антропологическом смысле изменения объекта» [19, c. 67]. Поскольку в реальном
мире «ребенок использует специальный алгоритм декодирования данных, восста-
новления их смысла, недоступный Интернету» [19, с. 67].
Еще один тревожащий аспект – это облегченное потребление информации, при-
вычка не думать, не размышлять, в то время, как развитие связано с преодолени-
ем трудностей, с усилиями, направленными на понимание, открытие, запоминание
(зона ближайшего развития Л. С. Выготский [9], идеи С. Л. Рубинштейна о разви-
тии способностей [24] и др.). «В деятельности человека, в его делах – практических
и теоретических – психическое, духовное развитие человека не только проявляется,
но и совершается», – пишет С. Л. Рубинштейн [24, с. 683].
Следующая опасность – возрастание возможности манипуляции личностью, со-
знанием человека, что уже сейчас почти незаметно, но активно внедряется в нашу
жизнь, в социальные отношения. Например, такой искусной манипуляцией являет-
ся известная технология «Умное голосование», где под видом солидарности людей
в борьбе с негативными явлениями социума свобода выбора подменяется управле-
нием его свободой.
Представляют опасность с точки зрения психологического самочувствия чело-
века навязанные цифровые услуги, в том числе в обучении, в общении, особенно
в случаях недостаточных в этом отношении компетенций респондента или отсут-
ствия у него соответствующих технических возможностей. В таких ситуациях они
могут восприниматься как психологическое давление и способ уничижения партнера.
10
№ 3 2021 РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Настораживает, что возможностями интернета уже сейчас весьма эффективно
пользуются подростки для кибербуллинга, кибертроллинга и других форм травли
в информационном пространстве.
В то же время сторонники цифровизации полагают, что как раз развитые сетевые
взаимодействия открывают возможность преодоления дисгармоний современного
общества. Освоение виртуального пространства позволит человеку легче и быстрее
ориентироваться в нарастающем объеме информации, «приспосабливаться» к стре-
мительным трансформациям социальных, пространственно-временных отноше-
ний, справляться с неопределенностью настоящего и будущего за счет алгоритмов,
представленных в сети, наилучшим образом наладить обыденную жизнь («умный
дом», «умный город»), разработать образовательные технологии, отвечающие со-
временному стилю жизни, способу мышления и общения [3; 17; 22].
Заявленные достоинства цифровизации, безусловно, облегчают обыденную
жизнь человека, однако они в силу видимых «удобств» еще более содействуют
транспозиции особых отношений, формирующихся в виртуальной среде, в мир
живых человеческих отношений. Именно в силу «удобства» (вспомним «Мы» За-
мятина) человек, и тем более ребенок, перестает замечать, что он утрачивает неза-
висимость, суверенитет, имя, становится «Д-503» [10].
Обзор и анализ исследований по проблеме
Психологический анализ поведения молодых людей (в особенности блогеров)
в сети позволяет все чаще констатировать случаи созависимости подростков, юно-
шей и событий, происходящих в виртуальном мире: так, количество «кликов», сде-
ланных посторонними людьми, определяют самооценку и самоотношение, а нор-
мой оценки человека в обществе становится рейтинг, который активно использует
интернет-пространство. В эту созависимость детей и интернета оказываются во-
влеченными и взрослые: мамы, бабушки просят своих знакомых поставить «клик»
ребенку, поскольку он будет переживать, если их будет мало. Все чаще наблюдается
дефицит эмоционального отношения к чувствам другого, неспособность к сопере-
живанию, неумение уважать другого, отсутствие интереса к его индивидуальности,
что обусловлено анонимностью коммуникаторов. Эмоциональная бедность стано-
вится одной из причин буллинга, троллинга и т. п., как в киберпространстве, так
и в реальной жизни. Мотивация самопрезентации и потребность отвечать ожидани-
ям интернет-партнеров становятся доминирующими; притупляется чувство личной
ответственности за вмешательство в мир смыслов Другого. Обеднение внутренне-
го мира проецируется в беспомощность реальных коммуникаций, актуализирует
предубеждения и подозрительность в отношении подлинных проявлений реально
существующего Другого [16; 20; 27]. «Каким образом наше неумолимое вмешатель-
ство в жизнь других людей (и их вмешательство в нашу жизнь) влияет на нас? Па-
радоксальным образом одним из трудноуловимых влияний является нарастающее
ощущение одиночества», – пишет известный американский специалист в области
компьютерного общения и языка Н. С. Барон [2].
Таким образом, цифровизация образования, вместе с определенными и очевид-
ными достоинствами, содержит в себе многочисленные риски. Опасения в отноше-
нии неосторожной и недальновидной цифровизации образования, а также в целом
городской среды высказывают многие зарубежные ученые. Например, Шэннон
Маттерн, профессор антропологии в Новой школе в Нью-Йорке, полагает, что кон-
цепции умных цифровизированных городов отражают не столько реальные потреб-
ности человека, сколько интересы соответствующих компаний, и нужно, несмотря
на все достоинства цифровизации, очень внимательно выбирать, какие именно тех-
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ
11
нологии имеют смысл и могут принести пользу, или, напротив, привести к различ-
ным техническим и социальным проблемам. То же касается дистанционного обуче-
ния и в целом цифровизации образования [33].
Наши исследования (юношеский возраст) личностных особенностей активных (33)
и неактивных (37) пользователей социальной сети «Вконтакте» (группы выделены
на основе кластерного анализа по ряду показателей активности респондентов в сети
«Вконтакте», применялись тест СЖО Д. А. Леонтьева, методика Ш. Шварца, тест
«Большая пятерка» 5PFQ в русскоязычной адаптации А. Б. Хромова) в целом по-
казали, с учетом неоднозначности некоторых данных, что активных пользователей
отличает импульсивность, капризность, эгоистичность, когда речь идет о собствен-
ных потребностях и интересах, более выраженная склонность к обособленности,
уходу от реальности, неудовлетворенность прожитой частью жизни, для них харак-
терны относительно меньшее уважение и ответственность за культурные и рели-
гиозные обычаи и традиции; в то же время неактивные пользователи показывают
большую эмоциональную устойчивость, отзывчивость, способность к сопережива-
нию и сотрудничеству, ответственность в отношении обязательств, они также менее
эгоистичны [21]. В то же время активные пользователи в большей мере дорожат
благополучием в отношениях с близкими людьми, склонны стремиться к новизне
и глубоким переживаниям в жизни, поиску ее смысла, впрочем, при этом они не
удовлетворены настоящим [21].
Различными исследователями показано, что никто из детей дошкольников не
проводит за компьютером рекомендуемые санитарными нормами 7–10 мин., это
время значительно больше [12]. Установлена также обратная взаимосвязь между
частотой использования электронных гаджетов и уровнем включенности в игровое
взаимодействие у дошкольников [14]. Несоответствующий возрасту контент, в част-
ности содержащий сцены насилия, может способствовать развитию у детей агрес-
сивного поведения, проблем со сверстниками, тревожности, страха, замкнутости
[8, с. 35]. Длительное время использования цифровых устройств может увеличить
уровень агрессивного поведения и понизить уровень просоциального поведения
и социальных навыков, а также уровень развития понимания эмоций, эмоциональ-
ной саморегуляции, психологического благополучия, любознательности и других
познавательных аспектов эмоционально-личностного развития [8, с. 35]. Обобще-
ние исследований связи развития когнитивной сферы детей дошкольного возраста
и использования ими цифровых устройств [7] позволило авторам сделать вывод,
что «длительное экранное время негативно сказывается на развитии речевых и ма-
тематических навыков и произвольности у дошкольников, в то время как влияние
потребляемого при помощи цифровых устройств контента на когнитивное развитие
зависит от особенностей этого контента» [7, c. 16], причем, негативное влияние мо-
жет иметь отсроченный характер и проявиться через несколько лет.
В то же время выявлено, с одной стороны, что уровень познавательного развития
детей, умеренно играющих в развивающие компьютерные игры, практически по
всем познавательным процессам превосходит уровень неиграющих и много играю-
щих детей [13, с. 37]. Исключение составили только показатели развития воображе-
ния. По этому параметру наиболее высокие результаты продемонстрировали дети,
не играющие в компьютер. В то же время игры аркадного жанра негативно влияют
на формирование всех исследуемых в статье познавательных процессов в старшем
дошкольном возрасте [13, с. 37].
Таким образом, имеется некоторая неоднозначность ряда эмпирических данных,
полученных как нами, так и другими исследователями. Наличие у педагогов, школь-
12
№ 3 2021 РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
ников, студентов и других людей цифровой компетентности, несомненно, создает
определенные преимущества при устройстве на работу, в материальном положении,
в отношении престижа, в работе с информацией, в развитии некоторых когнитив-
ных функций и пр., однако «за деревьями мы порой не видим леса», не замечаем
угроз и опасностей, поскольку, если «социальность начинает трансформироваться
в социальную технологичность: слово подменяется схемой и визуальной иллюстра-
цией, мысль – алгоритмами поведения, чувство – интеракциями в сетевом инфор-
мационном взаимодействии» [27, с. 244], истончается и исчезает такая необходи-
мая для человека система отношений с миром и другими людьми как интимность
[5; 25]. Пробуждение человеческой интимности, происходящее через обнаружение
внутреннего мира своего и Другого, границ: Я и не-Я, Ты, Мы, Другой случает-
ся в Диалоге с Другим и внутреннем диалоге [5], в том числе через переживание
своей телесности в диалоге и взаимодействии с предметным миром (в частности
через посредство эмоционального тона ощущений: приятно, неприятно и пр.). Под-
мена диалога полилогом с призрачными собеседниками, не имеющими лица, или
с глобальными имперсональными системами уничтожает интимность. Вспомним
исследования отечественных и зарубежных психологов в отношении роли близо-
сти, участности, интимности в развитии детей любого возраста. Появляется для
субъекта риск расчеловечивания социального и предметного пространства его жиз-
ни, и, возможно, себя самого. В сети остается обезличенное, анонимное сетевое Я.
Отношения с миром утрачивают самоценность, используются лишь как материал
для конструирования трансформаций, обеспечивающих пребывание в глобальной
сети [28; 31].
Футурологические прогнозы, описанные в антиутопиях Е. Замятина, О. Хаксли,
Дж. Оруэлла, Р. Брэдбери и др. незаметно превращаются в действительность. Наши
исследования (анкетирование 60 студентов-психологов из Новосибирска и Ново-
кузнецка, проведенное летом и осенью 2020 г., т. е. после первого периода дис-
танционного обучения) выявили, что половина респондентов «постоянно находятся
в сети», все прочие заходят в интернет пять и более раз в день. Правда, большинство
респондентов все же пока предпочитает реальную встречу с друзьями виртуальной,
а офлайн-обучение дистанционному. Появляются также студенты, которые наи-
большее предпочтение отдают смешанному обучению.
Как показывает исследование, проведенное с родителями дошкольников и детей
раннего возраста (с использованием беседы и интервью), погружение многих со-
временных детей в цифровую среду происходит уже в раннем детстве. Причем это
нередко происходит при активном участии родителей, поскольку взрослым удоб-
но, когда ребенок их не беспокоит, и более того, высокая цифровая компетентность
маленьких детей часто служит предметом гордости родителей. В то же времени
у многих родителей встречается противоположная установка на запрет пользования
какими-либо цифровыми технологиями. Обе установки неконструктивны. Низкая
цифровая компетентность и отсутствие опыта взаимодействия с цифровой средой
может сделать ребенка беззащитным перед ней.
Обсуждение результатов
Таким образом, можно предположить, что цифровизация быта, развлечений,
услуг, экономики, образования, социальной жизни уже сформировала новый тип
среды – цифровую среду, которая становится фактором развития человека, наряду
с предметной, социальной, культурной.
Появление новой среды существования человека предполагает поиск решения
ряда проблем: исследование развивающих возможностей цифровой среды, спосо-
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ
13
бов управления ею, выявление психологических, социокультурных, педагогиче-
ских последствий погруженности человека в виртуальное пространство, специфики
отношений человека с ним, исследование психологического, социального и физио-
логического самочувствия человека в цифровой среде [4; 15].
Например, известно, что овладение в раннем детстве предметной средой опреде-
ляет успешность ориентировки человека в предметном мире, владение им, т. е. акту-
ализирует субъектную позицию ребенка к предметному миру. Успешное овладение
социальной средой обеспечивает социальную адаптацию, освоение норм и правил,
существующих в обществе, и, что особенно важно, формирование субъектной по-
зиции в отношении к социуму. Особенно активно процесс социализации, как отме-
чают отечественные и зарубежные исследователи, происходит в подростковом воз-
расте. Так, еще Р. Хевигхерст отмечал, что в подростковом возрасте формируется
новый телесный образ «Я», складывается полоролевая идентичность, навыки меж-
личностного общения со сверстниками, начинают складываться новые отношения
со взрослыми, в семье, основанные на эмоциональной независимости и автономии,
происходит профессиональное самоопределение и пр. [32]. Смысл освоения социо-
культурной среды – движение к вершинам культуры, восхождение к человеческим
ценностям, обретение субъектной позиции в отношении созидания культуры и ее
сохранения.
В этом контексте важно понять, в чем, кроме вклада в создание комфортной
среды, игр и развлечений, хранения и передачи информации, анализа больших ее
объемов и ускорения ее обработки, состоит предназначение цифровой среды, какое
место она занимает в отношениях человека и мира, как и чем обогащает человека,
как человек становится субъектом в отношении виртуального мира?
Очевидно, что важнейшее предназначение цифровой среды в том, что она может
при правильном применении расширять возможности человека. Школьник, подоб-
но ученому, может, благодаря взаимодействию с множественными виртуальными
мирами и моделями мира, экспериментировать, проектировать, моделировать и т. д.
Несомненно, особое значение цифровизация школы имеет для детей с ОВЗ, позво-
ляя восполнять и замещать нарушенные функции (например, перевод письменного
текста в устный при нарушениях устной речи, и наоборот, оформление устного тек-
ста в письменный и пр.).
Таким образом цифровизация может иметь как позитивные, так и негативные
последствия.
Среди негативных наиболее грозными являются, прежде всего, разрушение или
нарушение границ образа Я, переживания суверенности, и в конечном итоге утрата
субъектности в отношении цифрового, а значит и реального мира.
Позитивные последствия связаны с возможностями широкого доступа к инфор-
мации, ее упорядочивания, использования искусственного интеллекта для модели-
рования тех или иных процессов с целью их изучения и пр.
Б. Ф. Ломовым, одним из основателей советской инженерной психологии, было
сформулировано положение о том, что ее задачей является не приспособление че-
ловека к технике (в нашем случае к цифровой среде и цифровым устройствам), но
приспособление техники (цифровой среды) к психологическим возможностям че-
ловека [18].
Иначе говоря, задача цифровизации школы состоит в том, чтобы максимально
исключить ее негативные последствия и разумно использовать возможности. Педа-
гоги и психологи относительно неплохо понимают, как организовать деятельность
детей и взрослых для овладения теми средами, в которых ребенок растет, как сде-
14
№ 3 2021 РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
лать соответствующую среду развивающей. Необходимо понять, в чем состоит раз-
вивающая (а не только вспомогательная), причем безопасно развивающая функция
цифровой среды, и как дети могут овладеть ею. Необходимо разработать психо-
лого-педагогические рекомендации для субъектного освоения виртуального мира,
способы, методы освоения детьми цифровой среды.
Такие наработки уже имеются. Например, многие исследователи полагают, что
до двух лет ребенка вовсе не следует погружать в цифровой мир [7, с. 16], а более
старшие дети должны взаимодействовать с цифровыми устройствами в сотрудниче-
стве со взрослыми [7, с. 16]. Однако здесь сразу задается вопрос: что именно в этой
ситуации должен делать взрослый как посредник, вводящий ребенка в мир цифры?
В то же время цифровые устройства могут применяться при условии соответ-
ствующего контента для развития саморегуляции у людей разного возраста, в том
числе и в медицинских целях. При посредстве цифровых технологий можно успеш-
но осуществлять обучение навыкам, основываясь на быстром получении обратной
связи, их можно применять при информационном моделировании свойств, состоя-
ний, изменений какого-либо объекта или явления и пр. [30].
Интересен также опыт применения цифровых технологий для развития у школь-
ников способности к диалогу и диалоговому мышлению, представленный Н. Мер-
сером, С. Хеннесси и П. Уорвиком. Цифровые технологии применяются авторами
в контексте метода «Исследовательского разговора» (программа «Думаем вместе» –
«Thinking Together»), который использовался в английских школах еще в 1960-х гг.
прошлого века [34]. В рамках предметного обучения посредством специально соз-
данных компьютерных программ детям демонстрируются ситуации диалога и его
модели, которые актуализируют диалоговое мышление.
В целом, наиболее существенным условием эффективного, безопасного и раз-
вивающего применения цифровых технологий является организация обучения, на-
правленного на понимании детьми и подростками психологических особенностей
взаимодействия с цифровой средой и возможных психологических последствий при
неадекватном взаимодействии. Такое обучение необходимо осуществлять в диалоге
и при посредничестве взрослого. В диалоге, как предшествующем использованию
цифровых технологий, так и постоянно сопровождающем его, дети учатся быть экс-
пертами, обнаруживают эффективные или неприемлемые отношения с виртуаль-
ным миром (что, собственно, происходит при освоении любой среды, в которой
развивается ребенок). В таком обучении реализуется и развивается субъектность
и субъектное отношение к новой виртуальной реальности, которая все более стано-
вится реальностью человеческой жизни.
Список литературы
1. Аузан А. Цифровая экономика: человеческий фактор [Электронный ресурс] //
Лекция. 25 июня 2019 г. URL: https://polit.ru/article/2019/06/25/auzan/?fbclid=IwAR1
n2nK0FIk2aj8YJjqiUjzLWdVa9UK2oBtIxM4O6QWNGElyC4uYVQ9LqF4 (дата обра-
щения: 20.08.2021).
2. Барон Н. С. Люди, в которых мы превращаемся: цена постоянного нахождения
на связи [Электронный ресурс] // Информационное общество. 2010. № 5. С. 18–29.
URL: http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/5ce50ef2b4ed1a8dc32577dc0037726d
(дата обращения: 18.09.2021).
3. Берулава Г. А. Теория сетевого образования как новая методологическая плат-
форма высшего образования [Электронный ресурс] // Гуманизация образования.
2012. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-setevogo-obrazovaniya-kaknovaya-
metodologicheskaya-platforma-vysshego-obrazovaniya/viewer (дата обращения:
18.08.2021).
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ
15
4. Большунова Н. Я. Цифровизация образования: проблемы и перспективы // На-
правления и перспективы развития образования в военных институтах войск наци-
ональной гвардии Российской Федерации: сборник научных статей XII Межвузов-
ской научно-практической конференции с международным участием / под общ. ред.
В. В. Косухина. Новосибирск: Новосибирский военный институт имени генерала ар-
мии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, 2020. Ч. 3.
С. 39–45.
5. Большунова Н. Я., Устинова О. А. «Вопросчивость» и «ответчивость» как вну-
тренняя работа развития образа Я // Челпановские чтения 2016: Диалог научных
школ Психологического института: Л. С. Выготский, Б. М. Теплов, Г. И. Челпанов:
сборник научных материалов Всероссийской научно-практической конференции. М.;
СПб.: Нестор-История, 2016. С. 146–165.
6. Бродовская Е. В., Домбровская А. Ю., Пырма Р. В. и др. Влияние цифровых
коммуникаций на формирование профессиональной культуры российской молодежи:
результаты комплексного прикладного исследования [Электронный ресурс] // Мони-
торинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019. № 1.
URL: https://doi. org/10.14515/monitoring.2019.1.11 (дата обращения: 20.08.2021).
7. Бухаленкова Д. А., Чичинина Е. А., Чурсина А. В. и др. Обзор исследований, по-
священных изучению взаимосвязи использования цифровых устройств и развития
когнитивной сферы у дошкольников // Science for Education Today. 2021. Т. 11, № 3.
C. 7–25.
8. Веракса А. Н., Бухаленкова Д. А., Чичинина Е. А. и др. Взаимосвязь использо-
вания цифровых устройств и эмоционально-личностного развития современных до-
школьников // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26, № 1. С. 27–40.
9. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики /
под ред. А. М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1983. 368 с.
10. Замятин Е. И. Мы. М.: АСТ, 2015. 224 с.
11. Астафьева О. Н., Зубанова Л. Б., Кириллова Н. Б. и др. Информационная эпо-
ха: новые парадигмы культуры и образования: монография / отв. ред. Н. Б. Кирилло-
ва. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2019. 292 с.
12. Кириллов И. Л., Соловьева Д. А. Психологическая безопасность детей дошколь-
ного возраста при работе с компьютером и интернет-средой // Вестник практической
психологии образования. 2020. Т. 17, № 1. C. 80–84.
13. Клопотова Е. Е., Романова Ю. А. Компьютерные игры как фактор познава-
тельного развития дошкольников // Вестник практической психологии образования.
2020. Т. 17, № 1. C. 32–40.
14. Красило Т. А. Взаимосвязь между частотой использования электронных гад-
жетов, включенностью в игровое взаимодействие и креативностью у дошкольников //
Социальная психология и общество. 2020. Т. 11, № 1. С. 144–158.
15. Криницына А. В. Проблемы применения цифровых технологий в работе психо-
лога с младшими школьниками и их родителями // Цифровая гуманитаристика и тех-
нологии в образовании (DHTE 2020): сборник материалов Всероссийской научно-
практической конференции с международным участием / под ред. М. Г. Сороковой,
Е. Г. Дозорцевой, А. Ю. Шеманова. М.: Изд-во МГППУ, 2020. С. 140–144.
16. Крупенникова Л. Ш., Курбатов В. И. Виртуальная личность: Net-мышление,
сетевой психотип и Интернет фобии [Электронный ресурс] // Инженерный вест-
ник Дона. 2014. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/virtualnaya-lichnost-netmyshlenie-
setevoy-psihotip-i-internet-fobii-1 (дата обращения: 22.08.2021).
17. Леушкин Р. В. Виртуальное социальное пространство: понятийная база ис-
следования [Электронный ресурс] // Философская мысль. 2017. № 7. URL: https://enotabene.
ru/fr/article_19312.html (дата обращения: 23.09.2021).
18. Ломов Б. Ф. Человек и техника. М.: Советское радио, 1966. 464 с.
16
№ 3 2021 РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
19. Лосик Г. В. Влияние Интернета на высшие психические функции [Электронный
ресурс] // Наука и инновации. 2018. № 7 (185). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/
vliyanie-interneta-na-vysshie-psihicheskie-funktsii (дата обращения: 23.09.2021).
20. Малыгин В. Л., Меркурьева Ю. А., Искандирова А. Б. и др. Особенности цен-
ностных ориентаций у подростков с интернет-зависимым поведением [Электронный
ресурс] // Медицинская психология в России. 2015. № 4 (33). URL: http://mprj.ru (дата
обращения: 23.08.2021).
21. Матвиенко А. В., Большунова Н. Я. Личностные черты и особенности ценност-
но-смысловой сферы пользователей социальной сети вконтакте // Развитие человека
в современном мире: материалы VII Всероссийской научно-практической конферен-
ции с международным участием (г. Новосибирск, 19–21 апреля 2016 г.): в 2 ч. / под
ред. Н. Я. Большуновой, О. А. Шамшиковой. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2016. Ч. 1.
С. 146–166.
22. Назарчук А. В. Социальное время и социальное пространство в концепции
сетевого общества // Вопросы философии. 2012. № 9. С. 45–56.
23. Полянкина С. Ю. Онлайн-образование: реонтологизация или деонтологизация? //
Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10, № 1. С. 67–89.
24. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. 704 с.
25. Слотердайк П. Сферы. Микросферология. Т. 1. Пузыри. СПб.: Наука, 2005.
652 с.
26. Соколова Н. Л. Цифровая культура или культура в цифровую эпоху? // Между-
народный журнал исследований культуры. 2012. № 3 (8). С. 56–76.
27. Фортунатов А. Н., Бокова А. В., Егоров В. И. Поствиртуальный человек: есть
ли надежда на социокультурное возрождение? // Вестник Нижегородского универси-
тета им. Н. И. Лобачевского. 2014. № 6. С. 87–101.
28. Фортунатов А. Н. Взаимодействие субъектов социальной коммуникации в ме-
диареальности: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Нижний Новгород, 2009. 45 с.
29. Шенцева Е. А. Социальная онтология сквозь призму сетевого дискурса // Вест-
ник ЛГУ им. А. С. Пушкина. 2012. № 4. С. 63–70.
30. Возможности и риски цифровой среды: сборник материалов VII Всероссий-
ской научно-практической конференции по психологии развития (чтения памяти
Л. Ф. Обуховой) / под ред. Т. А. Басилова, Е. Г. Дозорцева, Т. А. Егоренко и др. М.:
Изд-во МГППУ, 2019. Т. 1. 451 с.
31. Ермолова Е. О., Тютюникова Н. В. Особенности нарциссических проявлений
личности в условиях сетевой коммуникации // Развитие человека в современном
мире. 2019. № 4. С. 53–65.
32. Havighurst R. J. Developmental tasks and education [Электронный ресурс]. URL:
https://psycnet.apa.org/record/1950-00529-000 (дата обращения: 23.09.2021).
33. Mattern Sh. A City Is Not a Computer: Other Urban Intelligences. Princeton:
Princeton University Press, 2021. 200 p.
34. Mercer N., Hennessy S., Warwick Р. Dialogue, thinking together and digital
technology in the classroom: Some educational implications of a continuing line of inquiry
[Электронный ресурс] // International Journal of Educational Research. 2019. Vol. 97.
P. 187–199. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0883035517303877
(дата обращения: 20.08.2021).
35. Prensky M. From digital natives to digital wisdom: Hopeful essays for 21st century
learning. Thousand Oaks: Corwin Press, 2012 . 240 р.

Проект

Другие публикации автора

Поделиться:

Комментарии

Войдите, чтобы оставить комментарий.
Icon